Нормативные документы по учету денежных средств и расчетов 1 глава




СБОРНИК ЗАДАЧ

ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЁТУ

Рекомендовано ученым советом Института экономики и финансов

в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

по специальностям 060500 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит;

060400 – Финансы и кредит; 060900 – Экономика и управление

на предприятиях АПК

 

 

ОМСК 2004

 

УДК 657(075)

С23

 

Сборник задач по бухгалтерскому учету: Учеб. пособие / Авторы-составители: Е.А. Безверхая, О.В. Шумакова. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. – 124 с.

 

 

Предлагаемое пособие «Сборник задач по бухгалтерскому учету» разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям: 060500 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060900 – Экономика и управление на предприятиях АПК, 060400 – Финансы и кредит. Его содержание отвечает программным требованиям к подготовке специалистов экономического профиля аграрного высшего учебного заведения.

Учебное пособие включает материал по бухгалтерскому учету на предприятиях разных организационных форм и различных форм собственности.

Учебный материал расположен в соответствии с темами дисциплины «Бухгалтерский учет» и состоит из частных задач по каждой теме.

Сборник предназначен для студентов высших учебных заведений, специализирующихся на бухгалтерском учете, слушателей школ подготовки и переподготовки работников экономических специальностей, а также для всех интересующихся практической организацией бухгалтерского учета на предприятии.

 

 

Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Омского государственного института сервиса Т.А. Яковлева;

гл. бухгалтер ФГУП Учхоз № 1 г. Омска Н.П. Кузнецова

 

ã Е.А. Безверхая, О.В. Шумакова, 2004

ã Институт экономики и финансов, 2004

ã ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………… Введение……………………………………………………………………….. 1. Учет денежных средств и расчетных операций…………………………… 2. Учет материалов……………………………………………………………... 3. Учет основных средств и нематериальных активов………………………. Заключение……………………………………………………………………… Список рекомендуемой литературы…………………………………………... Приложение. Глоссарий………………………………………………………...  

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, особенно будет полезно при подготовке будущих бухгалтеров. Также может быть использовано в качестве самоучителя при освоении практики отражения операций по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов, денежных средств и расчетов, а также материально-производственных запасов.

В учебном пособии рассмотрены наиболее важные и нужные в реальной жизни задачи, поэтому каждый решивший их сможет легко ориентироваться в вопросах бухгалтерского учета.

Настоящее учебное пособие стало результатом анализа опыта, накопленного преподавателями кафедры бухгалтерского учета и аудита за годы преподавания дисциплин «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет» и «Аудит».

Основная задача пособия – дать возможность лицам, плохо владеющим бухгалтерским учетом, специалистам-практикам, а также пользователям учетной информации любого уровня без посторонней помощи разобраться в его практической базе, постановке, освоить технику бухгалтерского учета и свободно самому вести учет на любом предприятии, постепенно накапливая профессиональные навыки в разрезе финансового, управленческого и налогового учетов.

В данной работе представлен широкий спектр задач, имеющих готовое решение, что обеспечивает доступность предлагаемого материала. Отобраны задачи по наиболее актуальным вопросам бухгалтерского учета, а именно:

– учету денежных средств и расчетных операций;

– учету материалов;

– учету основных средств и нематериальных активов.

Здесь можно найти ответы на вопросы, касающиеся налогового учета. Большое внимание уделено такому сложному разделу бухгалтерского учета, как учет валютных операций.

Приступать к работе с пособием следует только после изучения теоретической базы бухгалтерского учета и нормативных документов по каждому разделу. Предложенный в приложении глоссарий значительно облегчит работу и поможет лучше ориентироваться в терминологии бухгалтерского учета.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации. Объектами, или составными частями предмета, являются: имущество (хозяйственные средства, функционирующий капитал) организации; хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников его формирования.

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

Внеобортные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и некоторые другие средства.

Оборотные активы состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в текущих расчетах. В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. находящаяся на складе и отгруженная покупателям.

Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр.

Основные средства – часть имущества, используемая в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации. Эти средства не предназначены для последующей перепродажи и должны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Их можно считать основными только при условии длительного их использования, т.е. в течение 12 мес и более.

Материально-производственные запасы. В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации указанные ниже понятия означают следующее:

Материально-производственные запасы – часть имущества, используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи; предназначенная для продажи; используемая для управленческих нужд организации.

Готовая продукция – материально-производственные запасы организации, предназначенные для продажи, являющиеся конечным результатом производственного процесса, обработанные (скомплектованные) в соответствии с условиями договора.

Товары – часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Денежные средства. Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, в чековых книжках и т.д.

Основными задачами бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с вышеперечисленными категориями учета, являются точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; правильное и своевременное составление первичной документации; контроль за наличием и сохранностью этих средств; выявление скрытых резервов организации и возможностей более рационального использования материальных и денежных ресурсов.

 

 

1. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

Задача 1

По договору комиссии организация отгрузила товар посреднику (комиссионеру) для реализации. Товар облагается налогом с продаж. Себестоимость товара составила 6000 руб. Цена, по которой он был отгружен комиссионеру, составила 12 000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.). Реализовать товар комиссионер должен за 12 000 руб., при этом его вознаграждение составляет 10% от стоимости реализованного товара – 1200 руб. Выручка от реализации поступает от покупателей наличными денежными средствами.

Организация определяет выручку для целей налогообложения методом «по отгрузке».

При отражении указанных операций в бухгалтерском учете участников договора делаются следующие записи.

У комиссионера:

ДЕБЕТ 004 – 12 000 руб. – оприходован товар, поступивший от комитента.

При реализации товара за наличный расчет его стоимость должна быть увеличена на сумму налога с продаж. При ставке налога в 5% отпускная стоимость товара составит 12 600 руб. ((12 000 руб. ∙ 5%) + 12 000 руб.), (в том числе НДС – 2000 руб., налог с продаж – 600 руб.).

При передаче товаров покупателям в учете посредника делаются записи:

КРЕДИТ 004 – 12 000 руб. – списана стоимость товара, переданного покупателям;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом» – 12 600 руб. – отгружен товар конечным покупателям;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62 – 12 600 руб. – поступили наличные денежные средства от покупателей;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж» – 600 руб. – начислен налог с продаж к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 2000 руб. – начислен НДС с денежных средств, поступивших от покупателей;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом» – 2000 руб. – учтен НДС, указанный комитентом при передаче товаров;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 2000 руб. – принят к зачету НДС, указанный комитентом при передаче товаров;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом» КРЕДИТ 90-1 – 1200 руб. – учтена сумма комиссионного вознаграждения;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 200 руб. – начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения;

ДЕБЕТ 90-1 КРЕДИТ 44 – 400 руб. – списаны затраты, связанные с посреднической деятельностью;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 99 – 600 руб. – отражен финансовый результат;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комитентом» КРЕДИТ 50(51) – 10 800 руб. – внесены в кассу (перечислены на расчетный счет) комитента денежные средства, полученные от покупателей (за вычетом налога с продаж и вознаграждения);

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51 – 200 руб. – перечислен НДС в бюджет;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж» КРЕДИТ 51 – 600 руб. – перечислен налог с продаж в бюджет.

 

Задача 2

Организация получила доход от осуществления совместной деятельности в сумме 10 000 руб. По окончании срока действия договора о совместной деятельности организацией было получено имущество, ранее внесенное в качестве взноса, стоимостью 3000 руб.

Указанные операции отражаются в учете проводками:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 – 10 000 руб. – отражен доход, полученный от осуществления совместной деятельности;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76 – 3000 руб. – оприходованы товары, возвращенные после прекращения договора о совместной деятельности;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 58 – 3000 руб. – списана стоимость имущества, ранее внесенного в качестве вклада в совместную деятельность.

 

 

Задача 3

 

По договору комиссии организация отгрузила товар посреднику (комиссионеру) для реализации. Товар облагается налогом с продаж. Себестоимость товара составила 6000 руб. Цена, по которой он был отгружен комиссионеру, составила 12 000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.). Реализовать товар комиссионер должен за 12 000 руб., при этом его вознаграждение составляет 10% от стоимости реализованного товара – 1200 руб. Выручка от реализации поступает от покупателей наличными денежными средствами.

Организация определяет выручку для целей налогообложения методом «по отгрузке».

При отражении указанных операций в бухгалтерском учете участников договора делаются следующие записи.

У комитента:

ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41 – 6000 руб. – отгружен товар комиссионеру;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 12 000 руб. – отражена выручка от реализации товара за вычетом налога с продаж (на дату получения от комиссионера соответствующего извещения);

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 2000 руб. – начислен НДС с оборота по реализации товаров;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 45 – 6000 руб. – списана стоимость реализованного товара;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером» – 1000 руб. – отражена сумма комиссионного вознаграждения;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером» – 200 руб. – учтен НДС по комиссионному вознаграждению;

ДЕБЕТ 90-1 КРЕДИТ 44 – 1000 руб. – списана сумма комиссионного вознаграждения на реализацию;

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99 – 3000 руб. – сформирован финансовый результат;

ДЕБЕТ 50(51) КРЕДИТ 62 – 10 800 руб. – поступили денежные средства от реализации товаров (за вычетом налога с продаж и вознаграждения, удержанного посредником);

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с комиссионером» КРЕДИТ 62 – 1200 руб. – зачтена сумма вознаграждения посредника;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 200 руб. – принят к зачету НДС по вознаграждению;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51 – 1800 руб. (2000 – 200) – перечислен НДС в бюджет.

 

Задача 4

В мае реализованы покупателю пиломатериалы на сумму 32 820 руб. Себестоимость реализованных пиломатериалов составила 15 000 руб. Оплата пиломатериалов поступила частично по безналичному расчету (24 000 руб.), а частично наличными деньгами в кассу предприятия (8820 руб.). При этом действует налог с продаж (ставка налога 5%).

Операция должна быть отражена в бухгалтерском учете следующим образом:

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 43 – 15 000 руб. – списана себестоимость реализуемых пиломатериалов;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 32 820 руб. – отражена выручка от реализации пиломатериалов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 76 субсчет «НДС по отгруженной, но неоплаченной продукции» – 5470 руб. – отражена сумма НДС;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62 – 8820 руб. – пиломатериалы оплачены покупателем наличными денежными средствами;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 – 24 000 руб. – пиломатериалы оплачены покупателем по безналичному расчету;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Расчеты по налогу с продаж» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж» – 420 руб. (8820 руб. ∙ 5%: 105%) – начислен налог с продаж;

ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС по отгруженной, но неоплаченной продукции» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 5470 руб. – начислен НДС по пиломатериалам.

 

Задача 5

В июне 2002 г. предприятие по договору купли-продажи отгрузило продукцию собственного производства другому предприятию. По условиям договора цена продукции была установлена в размере 120 000 руб. (в том числе НДС – 20 000 руб.). Однако в связи с недостаточностью денежных средств на расчетном счете покупатель предложил принять в качестве оплаты товары народного потребления (чайники, холодильники и прочую бытовую технику). Продавец согласился на такую форму оплаты, решив передать полученные товары своим сотрудникам в счет заработной платы.

Данная операция была отражена в бухгалтерском учете предприятия-продавца следующим образом:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 120 000 руб. – отражена выручка от реализации покупателю продукции собственного производства;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 20 000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 100 000 руб. – оприходована полученная от покупателя бытовая техника;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 20 000 руб. – отражен НДС по оприходованной технике;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62 – 120 000 руб. – зачтена задолженность покупателя за отгруженную ему продукцию;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 20 000 руб. – НДС зачтен из бюджета.

 

Задача 6

 

На транзитный валютный счет предприятия-экспортера поступила оплата за отгруженную продукцию от иностранного покупателя в размере 10 000 долл. США. Курс доллара США, установленный ЦБ РФ на дату зачисления денежных средств на транзитный валютный счет, составил 27 руб./долл.

После этого предприятием была подана заявка на обязательную продажу 5000 долл. США (50% валютной выручки). Согласно договору, заключенному с банком, комиссионное вознаграждение банка оплачивается с рублевого счета организации и составляет 120 руб., включая НДС – 20 руб. Валюта была продана по биржевому курсу, который составил 25 руб./долл. В этот же день рублевая выручка от продажи валюты была зачислена на расчетный счет предприятия, а оставшаяся сумма валютной выручки (50%) переведена с транзитного счета на текущий валютный счет. Курс ЦБ РФ, установленный на эту дату, составил 27 руб./долл.

В учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 52 субсчет «Транзитный валютный счет» КРЕДИТ 62 – 270 000 руб. (10 000 долл. США ∙ 27 руб.) – поступила оплата от иностранного покупателя за отгруженную продукцию;

ДЕБЕТ 57 КРЕДИТ 52 субсчет «Транзитный валютный счет» – 135 000 руб. (5000 долл. США ∙ 27 руб.) – направлена часть поступившей валютной выручки на продажу;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 91-1 – 125 000 руб. (5000 долл. США ∙ 25 руб.) – денежные средства от продажи валюты по биржевому курсу зачислены на расчетный счет;

ДЕБЕТ 91-1 КРЕДИТ 57 – 135 000 руб. – списана проданная валюта;

ДЕБЕТ 91-1 КРЕДИТ 76 – 120 руб. – отражено комиссионное вознаграждение, причитающееся банку (с учетом НДС);

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 – 120 руб. – уплачено комиссионное вознаграждение банку;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91 – 10 120 руб. (135 000 + 120 – 125 000) – выявлен финансовый результат от продажи валюты;

ДЕБЕТ 52 субсчет «Текущий валютный счет» КРЕДИТ 52 субсчет «Транзитный валютный счет» – 135 000 руб. (5000 долл. США ∙ 27 руб.) – непроданный остаток валютной выручки зачислен на текущий валютный счет предприятия.

Таким образом, организацией получен убыток от продажи валюты в размере 15 120 руб. Указанный убыток не будет уменьшать налогооблагаемую прибыль предприятия.

 

Задача 7

Сельскохозяйственное предприятие передало ОАО «Маслозавод» 60 ц семян рапса собственного производства стоимостью 100 руб. за один центнер для выработки растительного масла. Стоимость работ, выполненных ОАО «Маслозавод», составила 1200 руб., в том числе НДС – 200 руб. В результате переработки сельскохозяйственное предприятие получило 1000 л растительного масла, которое затем было реализовано по цене 10 000 руб., в том числе НДС – 909 руб.

Для упрощения примера не рассматриваются побочные продукты, полученные в результате переработки семян рапса.

В бухгалтерском учете сельхозпредприятия будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 43 субсчет «Семена рапса» – 6000 руб. (60 ц х х 100 руб./ц) – переведена часть готовой продукции в состав материалов для дальнейшей переработки;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону» КРЕДИТ 10 – 6000 руб. – переданы в переработку семена рапса;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60 – 1000 руб. – отражена стоимость переработки семян рапса;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 200 руб. – учтен НДС, относящийся к стоимости выполненных работ;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону» – 6000 руб. – списано на себестоимость переработанное давальческое сырье;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 1200 руб. – оплачена заводу стоимость переработки семян рапса;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – 200 руб. – зачтен из бюджета НДС по выполненным и оплаченным работам;

ДЕБЕТ 43 субсчет «Растительное масло» КРЕДИТ 20 – 7000 руб. (6000 + 1000) – оприходована готовая продукция (растительное масло).

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 10 000 руб. – отражена реализация растительного масла;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 43 – 7000 руб. – списана себестоимость растительного масла;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 909 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99 – 2091 руб. (10 000 – 7000 – 909) - отражена прибыль от реализации растительного масла.

 

Задача 8

 

В августе 2002 г. предприятие по заявлению своего работника предоставило ему денежный заем в размере 65 000 руб. под 20% годовых. Заем был предоставлен на один месяц. В сентябре работник вернул сумму займа и проценты за пользование денежными средствами (в том числе НДС).

В бухгалтерском учете предприятия данная операция была отражена следующим образом:

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 50 – 65 000 руб. – работнику выдан из кассы денежный заем;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 91-1 – 1100 руб. (65 000 руб. ∙ 20%: 12 мес) – начислены проценты за пользование заемными средствами;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 73 – 66 100 руб. (65 000 + 1100) – работник вернул в кассу предприятия сумму займа и проценты за пользование денежными средствами;

ДЕБЕТ 91-1 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 180 руб. (1100 руб. ∙ 20%: 120%) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51 - 180 руб. - НДС перечислен в бюджет.

 

Задача 9

Российское предприятие получило от иностранного лица, не являющегося резидентом, заем на покупку основных средств в сумме 65 000 долл. США сроком на два месяца. На момент получения займа курс доллара США составлял 22,77 руб./долл., а на момент погашения – 22,84 руб./долл. По условиям договора займа проценты за пользование денежными средствами выплачиваются одновременно с погашением займа и составляют 14% годовых. К моменту погашения займа основное средство не было введено в эксплуатацию.

Таким образом, задолженность предприятия по договору займа составила:

– сумма займа 65 000 долл.

– проценты по договору 1517 долл. (65 000 долл. ∙ 14%: 12 мес ∙ 2 мес).

В бухгалтерском учете российского предприятия-заимодавца данная операция отражается следующим образом:

ДЕБЕТ 52 субсчет «Транзитный валютный счет» КРЕДИТ 66 – 1 840 050 руб. (65 000 долл. ∙ 22,77 руб./долл.) – получен заем в иностранной валюте;

ДЕБЕТ 52 субсчет «Текущий валютный счет» КРЕДИТ 52 субсчет «Транзитный валютный счет» – 1 480 050 руб. – зачислена сумма займа на текущий валютный счет;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 66 – 34 648 руб. (1517 долл. ∙ 22.84 руб./долл.) – начислены проценты по договору;

ДЕБЕТ 66 КРЕДИТ 52 субсчет «Специальный транзитный валютный счет» – 1 519 248 руб. ((65 000 долл. + 1517 долл.) ∙ 22,84 руб./долл.) – возвращен заем и уплачены проценты по договору;

ДЕБЕТ 91-1 КРЕДИТ 66 – 4550 руб. (1 519 248 - 1 480 050 - 34 648) - отражена курсовая разница.

 

Задача 10

По договору купли-продажи материалов, необходимых для производственных нужд, покупатель передал в залог поставщику основное средство (оборудование). По соглашению сторон стоимость оборудования была установлена в размере 80 000 руб. Первоначальная стоимость данного основного средства составляет 130 000 руб., а сумма начисленной по нему амортизации – 30 000 руб. Расходы по страхованию оборудования, переданного в залог, составили 3000 руб. Страхование производил непосредственно залогодатель. При этом оборудование, переданное в залог, остается у залогодателя. Стоимость материалов, согласно договору, составляет 60 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.).

В учете залогодателя-должника данная операция отражается следующим образом:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства, переданные в залог» КРЕДИТ 01 – 130 000 руб. – оборудование передано в залог;

ДЕБЕТ 009 – 80 000 руб. – отражена передача оборудования в залог в оценке согласно договору залога;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 – 3000 руб. – отражены расходы по страхованию оборудования, переданного в залог;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 50 000 руб. – оприходованы приобретенные материалы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 10 000 руб. – отражен НДС по оприходованным материалам.

В установленный срок покупатель не оплатил поставленные ему товары, поэтому заложенное оборудование было реализовано с публичных торгов. Выручка от его реализации составила 140 000 руб., в том числе НДС – 20%. При этом размер штрафа, начисленного поставщиком за несвоевременную оплату материалов, 10 000 руб., а расходы на проведение торгов – 5000 руб.

В бухгалтерском учете залогодателя делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 76 – 10 000 руб. – отражена сумма начисленного штрафа за несвоевременную оплату материалов поставщику;

ДЕБЕТ 91.2 КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства, переданные в залог» – 130 000 руб. – списана остаточная стоимость оборудования, реализованного с публичных торгов;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 – 30 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации по оборудованию;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 91-1 – 60 000 руб. погашена задолженность перед поставщиком за материалы;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91.1 – 10 000 руб. – погашена задолженность перед поставщиком по начисленному штрафу;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 91-1 – 65 000 руб. (140 000 – 60 000 – 10 000 – 5000) – отражена сумма средств, поступивших от продажи оборудования с торгов (за вычетом задолженности перед кредитором и расходов на проведение торгов);

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 22 505 руб. ((140 000 руб. - 5000 руб.) ∙ 20%: 120%) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 91-9 КРЕДИТ 99 - 2495 руб. - отражена прибыль от реализации оборудования в счет погашения обязательств по договору купли-продажи материалов;

КРЕДИТ 009 - 80 000 руб. - списана договорная стоимость оборудования, переданного в залог.

 

Задача 11

Сельхозпредприятие «А» получило от сельхозпредприятия «Б» 60 ц семян рапса стоимостью 100 руб. за 1 ц для производства растительного масла. Стоимость выполненных сельхозпредприятием «А» работ 1200 руб., в том числе НДС – 200 руб. Затраты по обработке давальческого сырья составили 800 руб.

В учете сельхозпредприятия «А» сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 003 – 6000 руб. – оприходованы семена рапса по стоимости, указанной в договоре;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69, 76) – 800 руб. – отражены затраты по переработке давальческого сырья (семян рапса);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 1200 руб. – отражена реализация работ, выполненных для сельскохозяйственного предприятия «Б»;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20 – 800 руб. – списаны затраты по переработке давальческого сырья (семян рапса);

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 200 руб. – начислен НДС по выполненным работам;

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99 – 200 руб. (1200 – 800 – 200) – отражен финансовый результат;

КРЕДИТ 003 – 6000 руб. – списана стоимость давальческого сырья.

 

Задача 12

 

Предприятие оптовой торговли получило от поставщика по договору купли-продажи с отсрочкой платежа и оприходовало на складе партию товара на сумму 6360 руб., включая НДС (20%) – 1060 руб. По истечении времени выяснилось, что данный товар не пользуется спросом у покупателей.

Принято решение о возврате всей партии товара поставщику в рамках договора. Стоимость возвращаемой партии в ценах поставщика без НДС составляет 5300 руб. Стоимость той же партии в отпускных ценах покупателя 8400 руб., включая НДС (20%) – 1400 руб.

Указанные хозяйственные операции будут отражаться в учете предприятия, возвращающего товар, следующими проводками:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 – 5300 руб. – оприходован товар на складе покупателя;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 1060 руб. – учтен НДС по оприходованному товару;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 8400 руб. – отгружен возвращаемый товар посреднику, оформлены накладная на возврат товара, акт передачи товара, счет-фактура;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 – 5300 руб. – списана себестоимость возвращаемого товара;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 – 1400 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет по возвращаемому товару;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62 – 6360 руб. – произведен зачет задолженности;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – зачтен НДС по возвращаемому товару.

 

Задача 13

В 2002 г. предприятие «Б» для целей налогообложения учитывало выручку от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки. В 2002 г. было отгружено продукции на сумму 1800 руб., включая НДС (20%) – 300 руб. Себестоимость отгруженной продукции составила 900 руб. В отчетном периоде оплата от покупателя за отгруженную продукцию не поступала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: