Нормативные документы по учету денежных средств и расчетов 6 глава




ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 15 – 210 000 руб. (100 шт. ∙ 2100 руб.) – оприходованы материалы на складе фабрики по учетным ценам;

ДЕБЕТ 16 КРЕДИТ 15 – 10 000 руб. (200 000 + 20 000 – 210 000) – отражено отклонение между фактической и учетной стоимостью материалов;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 240 000 руб. – перечислена оплата поставщику материалов, включая НДС – 40 000 руб.;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – 40 000 руб. – принят к зачету НДС, уплаченный поставщику;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 – 24 000 руб. – перечислена оплата посреднику, включая НДС – 4000 руб.;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – 4000 руб. – принят к зачету НДС, уплаченный посреднику.

Задача 2

 

В связи с перегруженностью складов половину из полученных материалов фабрика реализовала на сторону по цене 3000 руб., включая НДС.

В учете будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 – 150 000 руб. (50 шт. ∙ 3000 руб.) – отражена выручка от реализации материалов, включая НДС;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 10 – 105 000 руб. (50 шт. ∙ 2100 руб.) – списана учтенная стоимость проданных материалов;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 16 – 5000 руб. (10 000 ∙ 105 000: 210 000) – списано отклонение в стоимости реализованных материалов;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 – 25 000 руб. (150 000 руб. ∙ 20%: 120%) – начислен НДС;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 99 – 15 000 руб. – отражена прибыль от продажи материалов;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 – 150 000 руб. – получена плата от покупателя за проданные материалы.

 

Задача 3

Предприятие приобрело сушильный прибор. В договоре поставки стоимость прибора определена в 6000 руб., включая НДС – 1000 руб. Общая стоимость транспортировки прибора и услуг посредника по его приобретению составила 600 руб., включая НДС – 100 руб.

В учете были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60 – 5000 руб. – приняты к учету материалы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 1000 руб. – отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 6000 руб. – оплачен счет поставщика прибора;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 – 600 руб. – оплачены транспортные и посреднические услуги, связанные с покупкой прибора;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 76 – 500 руб. – транспортные и другие услуги посредника включены в первоначальную стоимость прибора;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 – 100 руб. – отражен НДС, уплаченный посреднику и транспортной организации;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 15 – 5500 руб. (5000 + 500) – прибор принят к учету;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» КРЕДИТ 19 – 1100 руб. (1000 + 100) – принят к зачету НДС, уплаченный поставщику, посреднику и транспортной организации.

Задача 4

Предприятие закупило материалы стоимостью 120 000 руб. (в том числе НДС – 20 000 руб.). Затраты на услуги сторонних организаций, начисленная амортизация и расходы на оплату труда составили 60 000 руб. Изготовленная продукция была реализована за 240 000 руб.

При изготовлении продукции в учете были сделаны проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 100 000 руб. – оприходованы поступившие материалы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 20 000 руб. – учтен НДС по поступившим материалам;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 120 000 руб. – произведена оплата поставщикам материалов;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – 20 000 руб. – списан НДС по поступившим материалам в возмещение (зачет) из бюджета;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 (05, 70,...) – 60 000 руб. – учтены затраты организации на производство продукции;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 – 100 000 руб. – списаны материалы в производство;

ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20 – 160 000 руб. (100 000 + 60 000) – учтена себестоимость готовой продукции.

Реализация продукции физическим лицам за наличный расчет отражается проводками:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62 – 240 000 руб. поступили средства от покупателей – физических лиц;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 – 240 000 руб. – учтена выручка от реализации;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68 – 40 000 руб. – начислен налог на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43 – 160 000 руб. – списана себестоимость реализованной продукции;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 99 – 40 000 руб. – отражен финансовый результат от реализации продукции.

 

Задача 5

Предприятие эксплуатирует контрольно-кассовую машину ЭКР-3101.3 1995-го года выпуска. Согласно Письму № ВК-6-16/197, с 1 января 2000 г. данная модель может применяться только после того, как на нее будет установлен блок фискальной памяти и ее технические характеристики будут приведены в соответствие с требованиями ГМЭК.

Предприятие заключило с центром технического обслуживания ККМ договор о модернизации контрольно-кассовой машины. Стоимость блока фискальной памяти составила 1200 руб. (в том числе НДС – 200 руб.). Стоимость услуг центра технического обслуживания составила 600 руб. (в том числе НДС – 100 руб.).

Указанные хозяйственные операции были отражены в бухгалтерском учете предприятия следующими проводками.

1. Приобретение блока фискальной памяти:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 1000 руб. – оприходован блок фискальной памяти;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 200 руб. – учтен НДС в составе стоимости блока фискальной памяти;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 1200 руб. – оплачен счет поставщика;

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 200 руб. – принят к зачету НДС, уплаченный поставщику блока фискальной памяти.

2. Модернизация ККМ:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 10 – 1000 руб. – установлен блок фискальной памяти на кассовый аппарат;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – 500 руб. – отражены капитальные затраты по модернизации кассового аппарата;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 100 руб. – учтен НДС в стоимости услуг по модернизации кассового аппарата;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 600 руб. – оплачена стоимость услуг центра технического обслуживания;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 100 руб. – принят к зачету НДС на основании акта выполненных работ;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – 1500 руб. (1000 + 500) – увеличена балансовая стоимость кассового аппарата на сумму затрат по модернизации.

Задача 6

В течение года для управленческого персонала организацией были приобретены канцелярские принадлежности на сумму 15 600 руб. (в том числе НДС – 2600 руб.).

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 13 000 руб. (15 600 – 2600) – оприходованы канцелярские принадлежности;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 2600 руб. – учтён налог на добавленную стоимость по оприходованным канцелярским принадлежностям;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 15 600 руб. – произведена оплата за поставленные канцелярские принадлежности;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» КРЕДИТ 19 – 2600 руб. – налог на добавленную стоимость списан на расчеты с бюджетом;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 – 2600 руб. – списаны канцелярские принадлежности.

Задача 7

Согласно приказу об учетной политике, материалы учитываются без использования счетов 15 и 16, при выбытии материалов их оценка осуществляется по средней себестоимости. Организация приобрела материалы, уплатив за них 240 000 руб., включая НДС – 40 000 руб.

Половина поставленных материалов оказалась бракованной. При этом не было возможности каким-либо образом использовать эти материалы. Так как аванс за материалы в срок перечислен не был, руководитель организации-покупателя, опасаясь встречного иска, принял решение не предъявлять поставщику требований о возмещении потерь от брака.

В учете организации данные операции отразятся проводками:

ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51 – 240 000 руб. – перечислен аванс поставщику;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 200 000 руб. – оприходованы материалы по накладной поставщика:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 40 000 руб. – отражен НДС, указанный в счете-фактуре поставщика;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные» – 240 000 руб. – перечисленный аванс засчитан в оплату поставленных материалов;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – 40 000 руб. – принят к зачету НДС, указанный в счете-фактуре поставщика.

После обнаружения бракованных материалов были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 28 КРЕДИТ 10 – 100 000 руб. – списана себестоимость бракованных материалов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 28 – 100 000 руб. – списаны потери от брака.

Задача 8

В сентябре 2002 г. предприятие приобрело компьютер общей стоимостью 17 460 руб. (в том числе НДС – 2910 руб.). При этом в накладной на приобретение были отдельно указаны цены на все элементы компьютера, которые составили:

– цена монитора – 8100 руб. (в том числе НДС – 1350 руб.);

– системного блока – 8100 руб. (в том числе НДС –1350 руб.);

– клавиатуры – 900 руб. (в том числе НДС – 150 руб.);

– мыши – 360 руб. (в том числе НДС – 60 руб.).

В бухгалтерском учете предприятия были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 14 550 руб. – оприходованы приобретенные ценности;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 2910 руб. – отражен НДС по приобретенным ценностям;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 17 460 руб. – приобретенные ценности оплачены поставщику;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 2910 руб. – НДС зачтен из бюджета.

Задача 9

Организацией были реализованы в течение 2002 г. материалы на сумму 12 000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.). Учётная стоимость материалов составила 8000 руб.

В учёте были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 – 12 000 руб. – отражена задолженность покупателей за отгруженные материалы;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 субсчёт «Расчёты по налогу на добавленную стоимость» – 2000 руб. – начислен налог на добавленную стоимость с реализации;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 10 – 8000 руб. – стоимость материалов списана на реализацию;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 – 12 000 руб. – получены денежные средства за отгруженные материалы;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 99 – 2000 руб. – отражён финансовый результат от реализации материалов.

Задача 10

ЗАО «Арго» приобрело пять листов ДСП. Договорная стоимость одного листа составила 60 у. е. (в том числе НДС – 10 у. е.). Договором купли-продажи установлено, что 1 у. е. равна 1 долл. США. Официальный курс доллара США, установленный Центральным банком РФ, составил:

– на дату оприходования – 25 руб.;

– на дату оплаты – 29 руб.

Все пять листов ДСП были списаны в производство до момента их оплаты.

В учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 6250 руб. (5 шт. ∙ (60 у. е. – 10 у. е.) ∙ 25 руб.) – оприходованы в учете листы ДСП как материалы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 1250 руб. (5 шт. ∙ 10 у. е. ∙ 25 руб.) – учтен налог на добавленную стоимость по приобретенным листам ДСП;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 – 6250 руб. – списаны материалы в производство;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 8700 руб. (5 шт. ∙ 60 у. е. ∙ 29 руб.) – перечислены денежные средства продавцу материалов;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 60 – 1000 руб. (5 шт. ∙ (60 у. е. – 10 у. е.) х х (29 руб. – 25 руб.)) – отражена отрицательная суммовая разница без учета налога на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 200 руб. (5 шт. ∙ 10 у. е. ∙ (29 руб. – 25 руб.)) – учтен налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику материалов в составе суммовой разницы;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 1450 руб. (1250 + + 200) – налог на добавленную стоимость отнесен на расчеты с бюджетом.

Задача 11

ЗАО «Арго» приобрело пять листов ДСП. Договорная стоимость одного листа составила 60 у. е. (в том числе НДС – 10 у. е.). Договором купли-продажи установлено, что 1 у. е. равна 1 долл. США. Официальный курс доллара США, установленный Центральным банком РФ, составил:

– на дату оприходования – 25 руб.;

– на дату оплаты – 29 руб.

Эти три листа ДСП были списаны в производство до момента их оплаты.

В учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 6250 руб. (5 шт. ∙ (60 у. е. – 10 у. е.) ∙ 25 руб.) – оприходованы в учете листы ДСП как материалы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 1250 руб. (5 шт. ∙ 10 у. е. ∙ 25 руб.) – учтен налог на добавленную стоимость по приобретенным листам ДСП;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 – 3750 руб. (3 шт. ∙ (60 у. е. – 10 у. е.) ∙ 25 руб.) – списаны материалы в производство;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 8700 руб. (5 шт. ∙ 60 у. е. ∙ 29 руб.) – перечислены денежные средства продавцу материалов;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 400 руб. (2 ∙ (60 у. е. – 10 у. е.) ∙ (29 руб. – – 25 руб.)) – доначислена стоимость не списанных в производство материалов в связи с возникновением отрицательной суммовой разницы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 200 руб. (5 шт. ∙ 10 у. е. ∙ (29 руб. – 25 руб.)) – доначислен налог на добавленную стоимость в связи с возникновением отрицательной суммовой разницы;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 1450 руб. (1250 + + 200) – отнесен на расчеты с бюджетом налог на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 60 – 600 руб. (8700 – 6250 – 1250 – 400 – 200) – отражена отрицательная суммовая разница без учета налога на добавленную стоимость.

Задача 12

ООО «Сенеж» приобрело 200 м пальтовой ткани. Договорная стоимость одного метра составила 12 у. е. (в том числе НДС – 2 у. е.). Договором купли-продажи установлено, что 1 у. е. равна 1 долл. США. Официальный курс доллара США, установленный Центральным банком РФ, составил:

– на дату оприходования – 25 руб.;

– на дату оплаты – 29 руб.

Согласно своей учетной политике, операции по приобретению материалов предприятие отражает в учете с использованием счетов 15 и 16.

В учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 15 – 50 000 руб. (200 м ∙ (12 у. е. – 2 у. е.) ∙ 25 руб.) – оприходована пальтовая ткань по учетной цене на дату поступления;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60 – 50 000 руб. (200 м ∙ (12 у. е. – 2 у. е.) ∙ 25 руб.) – отражена покупная стоимость пальтовой ткани на дату поступления;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 10 000 руб. (200 м ∙ 2 у. е. ∙ 25 руб.) – учтен налог на добавленную стоимость по поступившей пальтовой ткани;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 69 900 руб. (200 м ∙ 12 у. е. ∙ 29 руб.) – перечислены денежные средства поставщику в оплату за поставленную пальтовую ткань;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60 – 8000 руб. (200 м ∙ (12 у. е. – 2 у. е.) ∙ (29 руб. – – 25 руб.)) – доначислена покупная стоимость поступившей пальтовой ткани в связи с возникновением отрицательной суммовой разницы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 1600 руб. (200 м ∙ 2 у. е. ∙ (29 руб. – 25 руб.)) – доначислен налог на добавленную стоимость в связи с возникновением отрицательной суммовой разницы;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 11 600 руб. (10 000 + 1600) – отнесен на расчеты с бюджетом налог на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 16 КРЕДИТ 15 – 8000 руб. (50 000 + 8000 – 50 000) – отражено превышение фактической себестоимости материалов над их учетной ценой.

Задача 13

ООО «Сенеж» приобрело 200 м пальтовой ткани. Договорная стоимость одного метра составила 12 у. е. (в том числе НДС – 2 у. е.). Договором купли-продажи установлено, что 1 у. е. равна 1 долл. США. Официальный курс доллара США, установленный Центральным банком РФ, составил:

– на дату оприходования – 29 руб.;

– на дату оплаты – 25 руб.

Учетной политикой предприятия предусмотрено, что заготовление материальных ценностей оформляется в учете с использованием счетов 15 и 16.

В учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 15 – 58 000 руб. (200 м ∙ (12 у. е. – 2 у. е.) ∙ 29 руб.) – оприходована пальтовая ткань по учетной цене на дату поступления;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60 – 58 000 руб. (200 м ∙ (12 у. е. – 2 у. е.) ∙ 29 руб.) – отражена покупная стоимость пальтовой ткани на дату поступления;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 11 600 руб. (200 м ∙ 2 у. е. ∙ 29 руб.) – учтен налог на добавленную стоимость по поступившей пальтовой ткани;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 60 000 руб. (200 м ∙ 12 у. е. ∙ 25 руб.) – перечислены денежные средства поставщику в оплату за поставленную пальтовую ткань;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 10 000 руб. (60 000 руб. ∙ 20%: 120%) – отнесен на расчеты с бюджетом налог на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60 – 8000 руб. (200 м ∙ (12 у. е. – 2 у. е.) ∙ (29 руб. – – 25 руб.)) – сторнируется часть покупной стоимости пальтовой ткани в связи с возникновением положительной суммовой разницы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 1600 руб. (200 м ∙ 2 у. е. ∙ (29 руб. – 25 руб.)) – сторнируется часть суммы налога на добавленную стоимость по приобретенной пальтовой ткани в связи с возникновением положительной суммовой разницы;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 16 – 8000 руб. (58 000 + 8000 – 58 000) – отражено превышение учетной цены материалов над их фактической себестоимостью.

Задача 14

ЗАО «Арго» приобрело пять листов ДСП. Договорная стоимость одного листа составила 60 у. е. (в том числе НДС – 10 у. е.). Договором купли-продажи установлено, что 1 у. е. равна 1 долл. США. Официальный курс доллара США, установленный Центральным банком РФ, составил:

– на дату оприходования – 26 руб.;

– на дату оплаты – 29 руб.

В учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 6250 руб. (5 шт. ∙ (60 у. е. – 10 у. е.) ∙ 25 руб.) – оприходованы в учете листы ДСП как материалы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 1250 руб. (5 шт. ∙ 10 у. е. ∙ 25 руб.) – учтен налог на добавленную стоимость по приобретенным листам ДСП;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 8700 руб. (5 ∙ 60 у. е. ∙ 29 руб.) – перечислены денежные средства продавцу материалов;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 145 руб. (8700 руб. х х 20%: 120%) – отнесен на расчеты с бюджетом налог на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 1000 руб. (5 шт. ∙ (60 у. е. – 10 у. е.) ∙ (29 руб. – – 25 руб.)) – доначислена стоимость поступивших материалов в связи с возникновением отрицательной суммовой разницы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 200 руб. (5 шт. ∙ 10 у. е. ∙ (29 руб. – 25 руб.)) – доначислен налог на добавленную стоимость в связи с возникновением отрицательной суммовой разницы.

 

Контрольные вопросы

1. Как документально оформляются поступление и расходование материалов?

2. Как отражается в проводках НДС при приобретении материалов?

3. В каких случаях используются счета 15 и 16?

4. Как отразить в проводках отклонение между фактической и учетной стоимостью материалов?

5. Где указывается выбранный предприятием метод оприходования материалов?

6. Какие существуют методы списания материалов в производство?

7. На каком счете отражается выручка от реализации материалов?

8. Какие условия должны быть соблюдены для зачета с бюджетом?

 

 

3. УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Задача 1

В сентябре 2002 г. в дорожной аварии был поврежден автомобиль предприятия. Восстановить его было невозможно, поэтому он был списан с баланса. Первоначальная стоимость автомобиля составляет 520 000 руб., а сумма начисленной амортизации – 100 000 руб. На разборку и утилизацию автомобиля (в качестве заработной платы рабочим с учетом отчислений во внебюджетные фонды) предприятие затратило 7000 руб.

Те детали автомобиля, которые можно использовать в качестве запчастей для других автомобилей той же марки, предприятие оприходовало на счете 10 «Материалы» по рыночной цене, которая составила 18 000 руб.

Данная операция была отражена в бухгалтерском учете предприятия следующим образом:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 – 420 000 руб. – списана остаточная стоимость поврежденного автомобиля;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 – 100 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70(69) – 7000 руб. – отражены затраты на разборку и утилизацию автомобиля;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9 – 409 000 руб. – отражен убыток от списания автомобиля;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1 – 18 000 руб. – оприходованы отдельные детали автомобиля по рыночной цене.

 

Задача 2

Предприятие приобрело оборудование стоимостью 100 000 руб. Срок полезного использования этого оборудования составляет пять лет. В учетной политике предприятия закреплено, что амортизация по объектам основных средств начисляется линейным способом.

Таким образом, предприятие будет начислять амортизацию данного оборудования в размере 20% от его первоначальной стоимости.

Расчет амортизации в этом случае будет выглядеть следующим образом:

в первый год – 100 000 руб. ∙ 20% = 20 000 руб. (остаточная стоимость оборудования на конец года – 80 000 руб.);

во второй год – 100 000 руб. ∙ 20% = 20 000 руб. (остаточная стоимость оборудования на конец года – 60 000 руб.);

в третий год – 100 000 руб. ∙ 20% = 20 000 руб. (остаточная стоимость оборудования на конец года – 40 000 руб.) и т.д.

Задача 3

В июне 2002 г. предприятие приняло к учету (как объект основных средств) плазменную установку для газотермического напыления покрытий. Первоначальная стоимость установки с учетом всех фактических затрат составила 240 000 руб. (без НДС). В учете была сделана проводка:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – 240 000 руб. – принята к учету плазменная установка.

Предположим, что, согласно учетной политике предприятия, амортизация плазменных установок начисляется по способу списания стоимости пропорционально объему продукции. Основываясь на технических условиях для данной установки и долговременном бизнес-плане, руководство предприятия оценило предполагаемый объем продукции (которая может быть получена на данной установке) в 1200 т.

Следовательно, расчетный коэффициент для исчисления амортизации указанным способом составит 200 руб./т (240 000 руб.: 1200 т).

За первый месяц использования прибора (июль 2002 г.) было произведено 20 т готового продукта, за второй – 30, за третий – 25. Следовательно, проводки по начислению амортизации были сделаны следующие:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02 – 4000 руб. (20 т ∙ 200 руб./т) – начислена амортизация установки за июль;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02 – 6000 руб. (30 т ∙ 200 руб./т) – начислена амортизация установки за август;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02 – 5000 руб. (25 т ∙ 200 руб./т) – начислена амортизация установки за сентябрь.

Задача 4

1 сентября 2002 г. ЗАО «Арсенал» арендовало помещение у Комитета по управлению государственным имуществом. В договоре предусмотрено, что имущество не переходит на баланс арендатора. Ежемесячная арендная плата установлена в размере 20 000 руб. Налог на добавленную стоимость, начисленный арендатором на сумму арендной платы, составил 4000 руб.

Первый платеж ЗАО «Арсенал» сделало авансом за три месяца.

В учете арендатора делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по арендной плате» – 60 000 руб. – начислена сумма арендной платы авансом за три месяца;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 12 000 руб. – начислен НДС с суммы арендной платы за три месяца;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по арендной плате» КРЕДИТ 51 – 60 000 руб. – перечислена в бюджет сумма арендной платы авансом за три месяца;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51 – 12 000 руб. – перечислен в бюджет НДС с уплаченного аванса за три месяца;

ДЕБЕТ 20(26) КРЕДИТ 97 – 20 000 руб. – сумма арендной платы, относящаяся к отчетному месяцу, списана на себестоимость;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 4000 руб. – сумма НДС по арендной плате, отнесенной в отчетном месяце на себестоимость, списана на расчеты с бюджетом.

 

Задача 5

 

В июне 2002 г. предприятие приняло к учету (как объект основных средств) плазменную установку для газотермического напыления покрытий. Первоначальная стоимость установки с учетом всех фактических затрат составила 240 000 руб. (без НДС).

В учете была сделана проводка:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – 240 000 руб. – принята к учету плазменная установка.

Срок полезного использования данного оборудования составляет пять лет. Учетная политика предприятия предусматривает для подобного оборудования использование линейного способа начисления амортизации. С июля бухгалтерия начала начислять амортизацию.

При этом ежемесячно делалась следующая проводка:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02 – 4000 руб. (240 000 руб. ∙ (1: 5 лет ∙ 12 мес х х 100%) – начислена амортизация установки за месяц.

 

Задача 6

 

Предприятие арендует помещение под офис. Плата за аренду составляет 100 000 руб. в месяц (в том числе НДС – 20 000 руб.).

По договору, заключенному между арендодателем и ремонтной организацией, в арендованном помещении был выполнен капитальный ремонт, стоимость которого составила 120 000 руб. По просьбе арендодателя оплату за ремонт произвел арендатор в счет будущих платежей по арендной плате.

В бухгалтерском учете арендатора данная операция отражается следующим образом:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по арендной плате» – 100 000 руб. – отражена плата за аренду помещения согласно договору;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по арендной плате» – 20 000 руб.– отражен НДС за аренду помещения;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с ремонтной организацией» КРЕДИТ 51 – 120 000 руб. – оплачен ремонт арендованного помещения;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по арендной плате» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с ремонтной организацией» – 120 000 руб. – произведен взаимозачет задолженностей;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 20 000 руб. – возмещен НДС по арендной плате из бюджета.

Задача 7

Первоначальная стоимость объекта основных средств составляет 240 000 руб. Срок полезного использования этого объекта – 10 лет. Предположим, что коэффициент ускорения амортизации для данного объекта составляет 1,5. Бухгалтер рассчитывает величину ежегодных амортизационных отчислений в первые три года эксплуатации объекта. Амортизация начисляется способом уменьшаемого остатка.

Рассчитывается годовая сумма амортизации объекта исходя из срока его полезного использования:

240 000 руб.: 10 лет = 24 000 руб.

Рассчитывается норма амортизации:

(24 000 руб.: 240 000 руб.) ∙ 100% ∙ 1,5 = 15%.

Рассчитывается сумма амортизации в первый год эксплуатации объекта:

240 000 руб. ∙ 15% = 36 000 руб.

Рассчитывается сумма амортизации во второй год эксплуатации объекта:

(240 000 руб. – 36 000 руб.) ∙ 15% = 30 600 руб.

Рассчитывается сумма амортизации в третий год эксплуатации объекта:

(240 000 руб. – 36 000 руб. – 30 600 руб.) ∙ 15% = 26 010 руб.

Задача 8

За отчётный период на сельскохозяйственном предприятии сумма амортизации, начисленной по тракторам, составила 42 000 руб. Тракторами выполнено работ в объёме 84 000 эталонных гектаров, в том числе обработка земли:

– под картофель – 6000 га;

– овощи – 4000 га;

– озимые зерновые – 38 000 га;

– яровые зерновые – 32 000 га;

– прочие культуры – 4000 га.

Для распределения сумм начисленной амортизации бухгалтер производит следующий расчёт.

1. Рассчитывается коэффициент для распределения затрат:

42 000 руб.: 84 000 га = 0,5.

2. Распределяется сумма начисленной амортизации на затраты по выращиванию:

– картофеля – 6000 га ∙ 0,5 = 3000 руб.;

– овощей– 4000 га ∙ 0,5 = 2000 руб.;

– озимых зерновых – 38 000 га ∙ 0,5 = 19 000 руб.;

– яровых зерновых – 32 000 га ∙ 0,5 = 16 000 руб.;

– прочих культур – 4000 га ∙ 0,5 = 2000 руб.

Задача 9

Отражение в бухгалтерском учете операций в случае угона автомобиля. По факту угона было возбуждено уголовное дело в ноябре 2001 г. В мае 2002 г. суд вынес решение, по которому с виновного должна быть взыскана первоначальная стоимость автомобиля в размере 28 тыс. руб., включая сумму амортизации 4,2 тыс. руб. (15%). Виновное лицо дало обязательство погашать присужденную сумму частями начиная со второго полугодия 2002 г.

При этом в бухгалтерском учете в данном конкретном случае могут быть следующие бухгалтерские записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб.
Отражение остаточной стоимости угнанного автомобиля       23,8
Списание суммы износа по угнанному автомобилю       4,2
Отражение остаточной стоимости угнанного автомобиля       23,8
Отражение суммы, подлежащей взыска-нию с виновного лица: в пределах остаточной стоимости автомобиля; в пределах разницы между остаточной и первоначальной стоимостью         98–4   23,8   4,2
Отражение сумм, вносимых виновным лицом в погашение ущерба   50,51     28,0
Отражение списания на финансовый результат доли разницы между суммой, подлежащей взысканию, и балансовой стоимостью автомобиля       4,2


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: