Испытуемый: его деятельность в эксперименте




Методы статистического анализа данных.

Комплексное вычисление статистик - по стандартным программам производится вычисление различных совокупностей статистик.

Корреляционный анализ - с водится к вычислению коэффициентов корреляции в самых разнообразных соотношениях между переменными.

Дисперсионный анализ - в отличие от корреляционного анализа этот метод позволяет выявлять не только взаимосвязь, но и зависимости между переменными, т. е. влияние различных факторов на исследуемый признак.

Факторный анализ - метод позволяет снизить размерность пространства данных, т. е. обоснованно уменьшить количество измеряемых признаков (переменных) за счет их объединения в некоторые совокупности, выступающие как целостные единицы, характеризующие изучаемый объект.

Регрессионный анализ - метод позволяет изучать зависимость среднего значения одной величины от вариаций другой (других) величины.

Объяснение (П. Фресс) – это значит в каждом конкретном случае определить, не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже более или менее проверенного более общего закона.

Обобщение – это выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики.

Т3. Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.

Возрастные особенности ситуации эксперимента - психологический эксперимент рассматривается как целостная ситуация. Психологи признают значение влияния ситуации эксперимента на его результаты. Так, выявлено, что процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых.

Возрастные особенности ситуации эксперимента.

Психологический эксперимент рассматривается как целостная ситуация. Психологи признают значение влияния ситуации эксперимента на его результаты. Так, выявлено, что процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых.

Методы контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента:

Метод «плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт». Контролируется эффект Розенталя (он же — эффект Пигмалиона – влияние подсознат. тенденций экспериментатора на повед-е испытуемого и его оценку) и Хотторна.

Метод обмана. Основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. При его применении возникают,

Метод «скрытого» эксперимента. Часто применяется в полевых исследованиях, при реализации так называемого «естественного» эксперимента. Метод «естественного эксперимента», предложенный А. Ф. Лазурским, является одной из модификаций этого исследовательского приема.

Метод независимого измерения зависимых параметров. Применяется очень редко, так как реализовать его на практике очень трудно.

Контроль восприятия испытуемым ситуации. Обычно для этого применяется предложенная Орне схема постэкспериментального интервью.

Методы контроля влияния экспериментатора. 1. Автоматизация исследования. Влияние экспериментатора сохраняется при вербовке и первичной беседе с испытуемым, между отдельными сериями и на «выходе».

2. Участие экспериментаторов, не знающих целей исследования (уже обсуждавшийся ранее «двойной слепой опыт»). Экспериментаторы будут строить предположения о намерениях первого исследователя. Влияние этих предположений необходимо контролировать.3. Участие нескольких экспериментаторов и использование плана, позволяющего элиминировать фактор влияния экспериментатора.

Испытуемый: его деятельность в эксперименте

Испытуемый должен знать не только цели и задачи исследования (не обязательно истинные цели), но понимать, что и для чего он должен делать в ходе эксперимента, более того — личностно принимать эту деятельность.

Деятельность испытуемого (Г. Е. Журавлев):

1. Физический: люди, участвующие в эксперименте; объекты, манипулирует или которые преобразует испытуемый; средства, которыми для этого располагает испытуемый; условия, в которых происходит эксперимент. Аналогичные компоненты выделяются и в деятельности экспериментатора.

2. Функциональный: способы действия, которые предписаны испытуемому; необходимый уровень компетентности испытуемого; критерии оценки качества деятельности испытуемого; временные характеристики деятельности испытуемого и проведения эксперимента.

3. Знаково-символический (инструкция испытуемому): описание 1) целей исследования и целей деятельности испытуемого; 2) способов и правил действий; 3) общения с экспериментатором; 4) знакомство с мотивационной установкой, оплатой и т.д.

Т4. Реальные эксперименты — проводятся на реально существующих объектах. Преимуществом этой формы эксперимента является естественная обстановка, к которой привыкли участники эксперимента, следовательно, на их поведении не отражается повышенное внимание исследователей к изучаемым реакциям на экспериментальное воздействие. Недостатком реальных экспериментов стали их дороговизна и длительность, а также сильная зависимость от стабильности внешних условий.

Типы заваисимых переменных - 1) одномерная ‒ регистрируется лишь один параметр, он считается проявлением зависимой переменной (между ними существует функциональная линейная связь); 2) многомерная (например, измеряем интеллектуальную продуктивность); 3) фундаментальная ‒ измеряем много признаков, соединяя их ‒ связь между параметрами, параметры рассматриваются в качестве аргументов, а сама зависимая переменная — в качестве функции.

Контроль переменных - контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. Второй смысл понятия «контроль» — управление внешними, «прочими» переменными эксперимента. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения.Различают два основных способа контроля независимой переменной. Эти способы лежат в основе двух типов эмпирического исследования: активного (деятельностный метод ‒ эксперимент) и пассивного (наблюдение и измерение).

Виды внешних переменных:

- Побочные переменные ‒ порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых)

- Дополнительные переменные ‒ существенны для изучаемой связи между причиной и следствием.

Т6.Классификация Э.пл. (Готтсданкер): по способу представления НП

- Количественный Э.пл. ‒ уровни НП, заданные в интервальных, пропорциональных или ранговых шкалах, т.е. НП представлена в кол-ной форме (напр. возрастной показатель).

- Качественный Э.пл. ‒ уровни НП заданны в классификационный или номинативных (именных) шкалах (номинативная шкала – распределение на муж. и жен.).

Классификация Э.пл. (Корниловой): по критерию кол-ва групп и условий проведения:

- Внутреннегрупповые Э.пл. ‒ в Э. участвует одна группа испытуемых.

- Межгрупповые ‒ участвуют неск. групп.

Т7.Психологическое измерение – комплекс методов оценивания психологич. х-к носителей психики, отражение ими окруж. Мира и стр-ры индив. опыта на основе шкалирования и с пом. опред. методик (тестов).

Процедуры субъективного шкалирования:

Метод ранжирования. Все объекты представляются испытуемому одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряемого признака.

Метод парных сравнений. Объекты предъявляются испытуемому попарно (число предъявлении равно числу сочетаний (п)). Испытуемый оценивает сходства— различия между членами пар.

Метод абсолютной оценки. Стимулы предъявляются по одному. Испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы.

Метод выбора. Индивиду предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и т.д.), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: