Осн. договоры: дог. перевозки, фрахтования, смешанной перевозки, перевозки тр-том общ. пользования.
Смежные договоры: дог. транспортной экспедиции, дог. об орг-и перевозок, дог. погрузки, выгрузки, хранения, на централиз. завоз (вывоз), др.
Договор перевозки грузов - основной транспортный договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату.
При автомоб. перевозках: для соб тр-та: выписывается путевой лист, ТТН в 4 экз., для наемного: дог. орг-и перевозок (договор перевозки). При перевозке грузов нетоварного характера (грунт, песок) сформуется также акт замера или акт взвешивания.
При возд. перевозках: дог. возд. перевозки, грузовая накладная.
При ж/д: перевозчик – упр-е ж/д в Минске. Заключается договор на трансп. обсл-е с отделением ж/д, составляется заявка (подписывается у начальника станции), в тов. конторе подписываются оригинал ж/д накладной (выдается грузополучателю), дор. ведомость (на станцию назначения), корешок дор. ведомости (остается на станции отправления), груз. квитанция (отправителю). При получении груза предъявляется доверенность, выдается оригинал накладной.
При возд.: груз. накладная в 4 экз. (1 заполняется грузоотправителем,3 – перевозчиком (груз. накладная, груз. квитанция, груз. ведомость).
При морском: дог. мор. перевозки, доказательством его заключения служит коносамент – док., выданный судовладельцем или ею агентом о приеме грузов для перевозки морем из одного пункта в другой на определенных условиях, содержащий обязательство выдать груз в пункте назначения законному держателю коносамента. Применяются две формы коносаментов: одна - и каботажных перевозках, другая - при перевозках в заграничном сообщении. Коносаменты бывают трех видов: именные, ордерные, предъявительские. В каботажных перевозках используются только именные коносаменты. Составляется не менее чем в двух экземплярах, из которых один следует при грузе, а второй выдается грузоотправителю. Свойством товарораспорядительного документа обладает лишь оригинал коносамента. Коносамент необходим для получения груза в пункте назначения.
Чартер - договор перевозки груза морем, заключенный с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений, именуемый иначе договором фрахтования судна.
Договор фрахтования (чартер) представляет собой договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю пли часть транспортного средства на один пли несколько рейсов.
Чартер должен содержать наименование сторон, размер фрахта, обозначениесудна и груза, место погрузки, а также место назначения пли направления судна
Договор смешанной перевозки оформляет перевозку грузов более чем одним видом транспорта. Смешанная перевозка грузов осуществляется или обеспечивается экспедитором по договору транспортной экспедиции
По договору транспортной экспедицииодна сторона - экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой с троны - клиента (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать определенные договором экспедиционные услуги, связанные с перевозкой грузов.
Виды услуг, предоставляемых по договору экспедиции
· организовать перевозку определенным маршрутом;
· заключить от имени клиента или своего имени договор перевозки груза;
· обеспечить отправку пли получение груза;
· обеспечить при необходимости получение требующихся для экспорта и импорта документов;
и др.
2. Коммерческо-технологические операции на транспорте. Транспортная маркировка грузов, содержание и способы ее нанесения
Коммерческо-технологические операции на ж\д транспорте.
Документальное оформление перевозки грузов:
1. оформление заявки на имя начальника станции. Он адет разрешение на ввоз груза. На заявке ставится резолюция.
2. Грузоотправитель идет в товарную контору. Там тварный кассир оформляет контракт перевозочных док-в. В него входит:
o ж\д накладная формы ГУ – 27. Следует с грузом до станции назначения и передается грузополучателю
o дорожная ведомость. Следует до станции назначения и остается там же для учета грузовой работы
o корешок ведомости – отдельный документ, остается на станции отправления
o грузовая квитанция – выдается грузоотправителю.
За правильность сведений сопроводительных документов, их достоверность несет ответственность отправитель груза. Накладная не должна иметь исправлений и поправок.
3. Подача вагонов под погрузку. Вагоны должны быть исправными, очищенными, пригодными для перевозки конкретных грузов.
4. Процесс погрузки. Осуществляется на местах общего пользования, как правило, силами ж\д и на местах необщего пользования (собств-х подъездных путях).
Коммерческие операции в пути следования связаны с проверкой сохранности груза, целостности вагонов и контейнеров, пломб и креплений, режимов и сроков транспортирования, выполнением таможенных и других операций, переадресовкой грузов.
Эти операции влияют на скорость доставки грузов из-за простоев в ожидании док-го оформления. Основные задержки возникают на пограничной станции в связи с ошибками в документах, с отсутствием документов, осмотрами таможенным и пограничным, переадресовкой грузов.
На этапе прибытия ж\д информирует получателя о прибытии груза не позднее 12 часов следующего дня. В случае прибытия груза, не предусмотренного договором, он должен быть разгружен грузополучателем до выяснения вопросов с отправителем.