СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА РЕКЛАМЫ И ПУТИ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИИ




УДК 330

 

Денисова И.Д.

 

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА РЕКЛАМЫИ ПУТИ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИИ

 

Аннотация: Рекламная деятельность – важная отрасль современной экономики, влияющая на все ее сферы. Рекламная деятельность существовала и ранее, но особое развитие получила в 2000-х годах. ФЗ «О рекламе» наметил основные тенденции ее развития и закрепил наиболее важные моменты регулирования. Однако, еще возникает потребность по систематизации законодательства в сфере рекламной деятельности. Состояние рынка рекламы в 2014 – 2015 гг. складывалось положительно и данный рынок, по мнению экспертов, чувствует себя уверенно и в 2016 году, несмотря на экономический кризис и геополитическую изоляцию страны.

 

Ключевые слова: индустрия, интернет-реклама, контекстная реклама, медийная реклама, наружная реклама, общемировой рынок, отрасль экономики, падение рынка, региональный рынок, реклама, рекламная деятельность, региональные рекламные бюджеты, рост рынка, сегмент рекламы, стагнация рынка, телевизионная реклама, транзитная реклама.

 

Рекламная деятельность – это отрасль или индустрия, касающаяся распространения рекламы различных видов и в разнообразных источниках, которая регулируется специальным законодательством. Рекламная деятельность в настоящее время одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики.

Предложение товаров и услуг растет, производителям все труднее удовлетворить потребности и желания потенциальных потребителей из-за нарастающей конкуренции, поэтому решающую роль в процессе завоевания их доверия и расположения к определенной компании имеет реклама. Это определяет актуальность данной темы исследования.

Развитие рекламной индустрии в СССР происходило постепенно. Так, во времена СССР, несмотря на плановый характер экономики, коммерческая реклама являлась важным процессом и существовала в строгих рамках, она была ориентирована на перераспределение и управление спросом на определенный вид товаров и услуг.

В Российской Федерации становление рекламного рынка происходило стихийно, вместе с приходом в страну рыночного типа хозяйствования. На первом этапе происходило формирование данной отрасли, ее законодательной базы. В период 1995 – 2000 гг. происходил стабильный рост рекламного рынка России и его развитие. Данный процесс окончился во второй половине 2000 года, когда сформировалось законодательное регулирование данной деятельности, расширился ряд услуг, предоставляемых в рекламной деятельности. Впрочем, данная тенденция стремительного развития рекламного рынка продолжается до сих пор [1, С.8].

На данный момент в России имеется уже базово сформировавшийся рынок рекламных услуг – реклама в СМИ, интернет-реклама, наружная реклама и другие, более мелкие его сегменты. Мелкий и средний бизнес находит в рекламной деятельности привлекательную нишу и во всех городах, даже самых маленьких открываются рекламные агентства, которые реализуют большой спектр всевозможных рекламных услуг.

Проведем статистическое исследование рекламного рынка в России за 2014 – 2015 гг. и сделаем выводы. В целом российский рынок рекламы демонстрирует достаточно динамичный рост, опережающий мировые показатели. В 2014 году объем отечественного рынка достигнул 242 млрд. руб., что на 5 процентных пунктов больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Прирост составил 12,5%, тогда как аналогичный общемировой показатель едва дотягивал до 3,9%. Темпы роста замедлились по сравнению с предыдущим 2013 годом (12,9%). Прежние показатели сохранила лишь реклама на ТВ (4%), а показатели рекламы в печатных изданиях снизились на 10% [6, С.68].

Современные заказчики рекламы ориентируются на визуальную рекламу – на щитах, баннерах, видео- и интернет-реклама. И это вполне объяснимо, так как визуальная реклама оказывает большее воздействие на человека, а значит шанс достижения ее цели будет намного выше. Широкой популярностью пользуется реклама в интернете, так как особенно сейчас общество очень восприимчиво к интернет - технологиям.

Интернет-реклама по праву стала двигателем современной экономики. В течении всего 2015 года, инвестирование в данный рекламный сегмент являлось наиболее выгодным, та же самая тенденция продолжается и в 2016 году. В течении 2015 года стало ясно, что особенно сильно актуализировалась потребность пользователей глобальной сети интернет в онлайн-сервисах, которые направлены на решение повседневных задач общественной и трудовой жизни человека.

Современный рынок интернет-рекламы включает в себя следующие секторы: размещение рекламы в интернете, видеорекламу, контекстную рекламу, медийную рекламу, веб-разработку (SEO) и маркетинг в социальных сетях (SMM) (таблица 1) [7].

 

Таблица 1 – Показатели структуры рынка интернет-рекламы в 2014 – 2015 гг.

Показатели 2014 год 2015 год Динамика прироста, %
Видеореклама 2,31 3,16 0,86
Контекстная реклама 49,78 50,82 1,03
Медийная реклама 25,45 23,55 -1,91
Веб-разработка (SEO) 16,27 15,96 -0,31
Маркетинг в соц. сетях 6,19 6,52 0,33
Итого по сегменту     -

 

По доле в структуре рынка интернет-рекламы наибольший прирост показал сектор контекстной рекламы, который увеличился с 49,78 процентных пункта до 50,82 процентных пункта соотвественно. На втором месте по приросту доли в структуре интернет-рекламы находится сектор видеорекламы, который увеличился с 2,31 процентных пункта до 3,16 процентных пунктов. Важно отметить, что на третьем месте по показателю прироста интернет-рекламы является маркетинг в социальных сетях, который увеличился на 0,33 процентных пункта.

Наибольшее снижение доли по сегментам рынка интернет-рекламы показал сектор медийной рекламы, который уменьшился с 25,45 процентных пункта до 23,55 процентных пункта, то есть на 1,91 процента. Это свидетельствует о низкой эффективности данного вида интернет-рекламы по сравнению с другими ее видами, а также минусом данного сегмента является довольно высокая цена на данную рекламу. [2, С.409].

Стоит отметить, что отечественный рынок интернет-рекламы развивается не только за счет финансовых вливаний, но и в процессе привлечения новых технологий, разработчиков, маркетинговых компаний и инвесторов. По прогнозу аналитических агентств, российский рынок интернет-рекламы будет стабильно развиваться и будет расти примерно на 20 процентных пунктов в год, на протяжении 5 ближайших лет. Данная тенденция связана со следующими факторами:

- стабильный рост доступности интернет-доступа и как следствие значительный ежегодный прирост числа пользователей сети интернет;

- Постепенный переход СМИ и представителей крупных компаний в интернет;

- Развитие SEO, копирайтинга и адаптивного дизайна как важнейших факторов конкурентоспособности современных российских компаний.

- Активное развитие мобильной рекламы как сектора интернет-рекламы (таблица 2) [7].

 

Таблица 2 – Объем рынка маркетинговых коммуникаций в 2014 году

Сегменты Январь-Декабрь 2014 года, млрд.руб. Прирост, %
Телевидение 112,1 4,0
Радио 11,6 4,0
Печатные СМИ 23,8 -10,0
в т.ч. газеты 5,5 -6,0
журналы 11,6 -11,0
рекламные издания 6,5 -12,0
Наружная реклама 32,2 2,0
Интернет 58,0 20,0
Прочие 2,7 -5,0
ИТОГО по сегменту 241,5  

 

Согласно представленным данным, самым популярным видом рекламы в России является реклама на телевидении, радио, наружная реклама и реклама в интернете. Прирост показателя по сегменту телевидение составил – 4 процентных пункта, реклама на радио – 4 процентных пункта, наружная реклама – 2 процентных пункта и интернет – реклама - 20 процентных пунктов по сравнению с показателями 2013 года. [3, С.35].

Развитие рекламы на радио осуществляется в основном за счет региональных рынков, так как в маленьких городах реклама на телевидении не всегда возможна и заказчикам обходится значительно дороже, поэтому упор делается на радио-рекламу.

Что касается рынка рекламы в печатных СМИ, то данный рынок имел свою широкое распространение в 2000-х годах, когда интернет-реклама была еще не развита, сейчас его потеснил рынок интернет-рекламы, получивший широкое развитие.

Но безусловно, даже несмотря на негативные прогнозы стагнации данного рынка, по нашему мнению, он будет занимать свое значительное место в рекламном пространстве. Сравним данные показатели в динамике с показателями 2014 года и сделаем выводы (таблица 3) [7].

 

Таблица 3 – Объем рынка рекламных коммуникаций в 2015 году

Сегменты рекламного рынка Январь-Декабрь 2015 года, млрд.руб. Прирост, %
Телевидение 90,3 -19,0
Радио 9,4 -19,0
Печатные СМИ 16,1 -32,0
в т.ч. газеты 4,1 -25,0
журналы 7,9 -32,0
рекламные издания 3,9 -40,0
Наружная реклама 24,1 -25,0
Интернет 64,7 12,0
Прочие 2,6 -15,0
ИТОГО по сегменту 208,5 -14,0

 

Суммарный объем рекламы в 2015 году составил чуть более 209 млрд. руб., что на 14 процентных пункта меньше, чем в 2014 году [4, С.40]. Это свидетельствует о некоторых затруднениях в развитии рекламного рынка России.

В свою очередь, объем рынка региональной рекламы, не сильно изменился к прошлому году, его объем в денежном выражении составил 58 млрд. руб. с динамикой в процентных пунктов.

Суммарная доля региональных рекламных бюджетов от общих рекламных бюджетов по стране данным по четырем медиа сегментам равняется 23 процентным пунктам, что соответствует показателю предыдущего года. Отделение регионального вещания в отличие от федерального довольно простое и очевидное (таблица 4) [7].

 

Таблица 4 – Объем региональной рекламы в средствах ее распространения в 2015 году

Сегменты рекламного рынка Январь-Декабрь 2015 года, млрд.руб. Прирост, %
Телевидение 25,8 2,0
Радио 08,2 -1,0
Печатные СМИ 11,5 -6,0
Наружная реклама 12,5 3,0
ИТОГО по сегменту 58,0  

 

В целом, рынку рекламы 2014 года была оказана поддержка в международной индустрии, чему поспособствовало проведение зимних Олимпийский игр в Сочи и фестиваль креативности «Каннские Львы», в котором России показала себя как достойный участник на международном рынке рекламы. Индустрия рекламы, как считают эксперты, чувствует себя достаточно уверенно и сегодня, несмотря на кризис в стране [5, С.41].

Что касается прогнозов развития рекламного рынка в России на 2016 год, очевидно, что будут продолжены тенденции 2014-2015 гг., но их характер будет более выраженным. Во второй половине 2014 года, страна оказалась в геополитический изоляции и оказался отчетливым экономический кризис.

Это тоже, безусловно, окажет влияние на развитие рекламного рынка в России. Правовая неопределенность рекламного рынка в России отпугнула многих крупных рекламодателей, что вполне понятно (таблица 5) [7].

 

Таблица 5 – Прогнозные показатели развития рынка рекламы в России в 2016 году

Сегменты рекламного рынка Прирост, в %
Телевидение 2,0
Радио 2,0
Печатные СМИ -11,0
Наружная реклама  
Интернет 18,0
Прочие -9,0
ИТОГО по сегменту 4,0

 

Сегмент наружной рекламы может потерять 25-35 процентных пунктов, учитываю и так непростую ситуацию, сложившуюся в данном сегменте и экономический кризис. Падение рынка рекламы в печатным СМИ также найдет свое отражение и продолжение тенденции в 2016 году, в случае, если будут произведены какие-либо поправки в действующее законодательство, то ожидается стагнация данного сегмента рекламы.

Рынок рекламы на телевидении также ожидает падение, которое колеблется на уровне 10 процентных пунктов, однако радио-рекламе удалось удержать свои позиции на уровне показателя 2013 года. Самый большой прирост рекламного рынка России ожидается в сегменте интернета.

Анализ текущего состояния и прогноз дальнейшего развития рынка интернет-рекламы позволяет утверждать о повышении значимости данного инструмента среди других рекламных средств, активом развитии методологии и практики применения интернет-рекламы и росте инвестиционной привлекательности данного сектора в России и за рубежом.

Рост медийной и контекстной рекламы ожидается на уровне 20-40 процентных пункта, чего и следовало ожидать от показателей 2014 – 2015 гг. Транзитная реклама, по оценкам специалистов, продолжит тенденцию развития и в 2016 году [6].

Что касается регионального рынка рекламы, здесь будет происходить сильная зависимость от федеральных рекламодателей. То, что происходит на рекламных рынках Москвы и Санкт-Петербурга, некоторые регионы только почувствовали, а некоторые почувствуют еще позднее.

 

 

Список литературы:

 

1. Багдасарян А.Г. Развитие рекламного рынка в современном мире//Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. - № 57. – С. 7 – 10.

2. Дедов А. В. Обзор рынка интернет-рекламы: итоги 2015 года и прогноз на 2016 год / А. В. Дедов // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 406-411.

3. Поляков В.А. Анализ становления мирового рекламного рынка и рекламы в России//Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. - № 2. – С. 35 – 39.

4. Соловьева Т.С. Понятие «реклама» как средство массовой коммуникации//Социосфера. – 2014. - № 1. – С. 39 – 42.

5. Третьякова Т.С. Новый диапазон развития маркетинговых коммуникаций//Экономика и организация предприятия. – 2014. - № 1. – С. 37 – 45.

6. Шарипова З.С. Реклама: понятие, тенденции, перспективы ее развития//Экономика и экономические науки. – 2014. - № 1. – С. 67 – 74.

7. Статистика рекламного рынка России [Электронный ресурс]/Электронные текстовые данные, Москва, 2016. – Режим доступа: https://www.akarussia.ru/ Дата обращения: 23.03.2016.

 

Денисова Инга Дмитриевна

Магистрантка 2 курса «Реклама и связи с общественностью»

Орловский государственный институт экономики и торговли

8-910-303-4467

ingdenisova@yandex.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: