Коммерциализация языка – окончательная потеря его функций




Михайлов Анатоль

доктор философии и социологии, адъюнкт, Гданьский университет, Гданьск, Польша

Главной целью исследования стало описание языка, применяемого на страницах разновидности польских печатных изданий, которую можно условно назвать «изданиями для женщин». Среди них в свою очередь можно выделить наиболее читаемое издание «Cosmopolitan», журнал с почти всемирной читательской аудиторией.

Даже после беглого просмотра некоторого количества экземпляров, можно утверждать, что данный журнал последовательно создаёт образ женщины, лишённой моральных ценностей, сосредоточенной на себе, собственной карьере и удовольствиях. Такое содержание не может быть делом случая, но является результатом действий, сознательно направленных на манипулирование нуждами женщин и управление их сознанием. Так как в рамках статьи невозможно с исчерпывающей полнотой рассмотреть все используемые языковые инструменты, можно сослаться на соответствующие статьи К-О. Апеля, Ф. Камбартеля, Ю. Хабермаса, Э. Тугенхата[69]. Влияние этого вида прессы на женщин достаточно велико, а следовательно, репрезентируемая журнальными текстами потеря человеческим субъектом части своих основополагающих составляющих должна как минимум пробуждать исследовательский интерес.

Уже в начале 2000-х годов Совет по делам польского языка официально констатировал, что масс-медиа чрезвычайно вольно оперируют лексикой, грамматикой и стилистикой текстов, вводя чрезмерное количество элементов разговорного языка. Все явления окружающей жизни СМИ начинают описывать при помощи очень образной, но упрощённой речи, редуцируя при этом тематику высказываний до весьма ограниченного круга явлений. Это касается и сферы межличностных отношений, в которых двигающаяся по нарастающей спираль примитивизации и вульгаризирования аналогична росту агрессии. Средства массовой коммуникации, как утверждает Совет по делам польского языка, из года в год всё более значительно влияют на поведение всех членов общества. Без очевидной надобности вводятся в обиход лексические, семантические и фразеологические заимствования из английского и других языков. Нормой становится тот факт, что язык статей – и публицистики вообще, перестаёт соответствовать языковым нормам[70].

Деформация языка прессы, предназначенной для женщин, дополнительно поддерживается путём подбора тематики фотоснимков, что способствует массированному внушению стереотипизированных образцов поведения и мышления. Нами был выбран ежемесячно выходящий журнал, имеющий огромное количество читательниц, принимая во внимание факт, что серьёзное исследование вопроса его многоаспектного влияния на аудиторию потребует написания существенно более объемного труда, чем статья. Представляемая статья является весьма ограниченной пробой анализа публикаций в «Cosmopolitan» (Hearst-Marquard Publishing) за 2002–2003 гг., что должно в будущем дать возможность для наблюдения процесса в динамике, сравнения современных текстов с более ранними.

В языковом отношении человек, представленный на страницах журнала, редуцирован до уровня дегуманизированного живого существа. От первой до последней страницы присутствует товарный подход ко всем аспектам человеческой жизни и к самому человеку, который становится схематически думающим товаром, который рассматривает свои жизненные силы и действия в качестве хороших или плохих инвестиций, могущих приносить как прибыль, так и потери. Человек существует только в качестве элемента рынка и в этом качестве не нуждается в любви. Поэтому возникают только формальные или неформальные сообщества разной величины, целью которых является приятное функционирование. Межчеловеческие отношения строятся только на обмене конкретными услугами. В идеальном сообществе мужчина должен понимать женщину и помогать ей, а она должна внимательно его слушать и стараться согласовывать свои реакции с его реакциями, чтобы избежать недоразумений. Двое людей просто должны жить в соприкасающихся друг с другом индивидуальных мирах, пытаясь найти прежде всего в себе самих способ бегства от одиночества[71]. В связи с постоянным поиском альтернативы и новых ощущений обязательным элементом отношений становится «свободная любовь», однако при этом вся межличностная проблематика сводится только к поиску всё лучших объектов вожделения. За понятием «любовь» начинает скрываться только «удачный секс». В Европе это явление подмены содержания понятия «любовь» появилось вместе с «сексуальной революцией» 60-х годов, до этого журналистика не занималась подобной тематикой[72] и не соединяла чувства и инстинкты. Чувства в современном мире по примеру, вводимому «Cosmopolitan», начинают быть производной конкретных образцов поведения и внешнего вида, в чём кроется опасность возникновения схематического подхода к другому человеку, когда не ожидается уже познание его личности, а только её соответствие искусственным образцам, созданным масс-медиа, что с неизбежностью является причиной разочарования[73]. Именно эта идея формирования искусственного и обязательного для всех образца является ведущей в «Cosmopolitan». Читательница учится общаться не с конкретным человеком, а с идеалом. «Мужчина месяца», «Божественный...», «Герой нашего времени» – это только некоторые заголовки статей, в которых язык является исключительно вспомогательным средством для демонстрации того, что идеальный мужчина – это только интеллигентный, умеющий зарабатывать деньги, открыто и часто выражающий своё вожделение пылкий любовник, все мысли которого направлены на совершенствование техники обращения с телом женщины. На снимках добавляются к этому образу красивые голубые глаза, полные страсти, и тёмные коротко подстриженные волосы – вот такой совершенный набор находили и находят читательницы журнала[74]. Идеальным партнёром назван, например, Мартин Прокоп, главный редактор журнала «Машина», который требует от идеальной женщины, чтобы она была как автомобиль с «большими воздушными подушками»[75].

Как показал анализ текстов, язык помогает журналистам сконструировать определённый идеал человека. Около 30 статей в год посвящены только телам мужчин и женщин, которые представлены в качестве предмета, дающего и берущего наслаждение. Тело – это только карта, на которой следует искать «самые интересные места, которые стоит посетить»[76], а единственной целью пребывания друг с другом является «мега-оргазм»[77].Тело применяют, используют и понимают как один из многих предметов в окружающем мире, при этом способы решения любых телесных проблем просты и не требуют больших усилий[78].

Мужчина – это лишь механик – водитель механизма, которому для общения с женщиной хватает простой инструкции «Cosmopolitan» по обслуживанию женского тела[79]. Личность не появляется ни на одном из этапов общения, присутствует только некий объект, который путём нехитрых манипуляций «дозревает как жаркое на медленном огне, становится более вкусным и обливается собственным соком»[80]. Фрагменты тела становятся только составляющей некоей игрушки или гимнастического снаряда. Бюст можно «обслуживать», он становится «любимой игрушкой», «гаджетом» в «эротических трюках»[81].Современный мужчина не может даже подумать, что женщина может быть чем–то большим, чем совершенной игрушкой[82]. Такое «опредмечивание», пропагандируемое в масс-медиа, весьма эффективно, что показали социологические исследования производителя презервативов – фирмы «Дюрекс», по результатам которых преобладающая часть опрошенных видела в женщине в качестве интересного ягодицы, бюст и ноги[83].

Около 30 страниц в каждом номере посвящено внешнему виду современной женщины, с особенным акцентом на макияж и фигуру. Для женщины обязательны стандартные ягодицы и бюст, а мужчину можно применять не только для секса, но и для попутно связанного с сексом сжигания излишних калорий[84]. Если в человеке и можно найти что–либо, что стоит поддержать в хорошей форме, то это только тело, при этом авторы применяют язык для убеждения в откровенной лжи, когда утверждают, что пластические операции делают жизнь более долгой[85]. Тело изолируется от всех других составляющих человека, становится его единственной формой самовыражения. Многогранность человеческого существа исчезает, человек «Cosmopolitan» мономерен, что грозит исчезновением самой человечности[86]. Подчёркивается, что настоящие и единственно правильные инструкции обращения человека с человеком имеются только в «Cosmopolitan»[87]. Последовательно укрепляется мнение, что человеческие потребности начинаются и кончаются в сексе[88]. Совершенно одинаковым образом обе стороны становятся исключительно источником эротических впечатлений друг для друга, в соответствии с инструкцией «разогревая каждый сантиметр тела»[89] и ничего кроме этого. Как и с любым механизмом, с мужчиной надо действовать исключительно по инструкции (например: «Что наиболее возбуждает мужчину во время секса?»[90]).

Единственным не совсем материальным переживанием остаётся в этой ситуации оргазм, который, однако, связан не с близостью двух человеческих душ, а например, с мануальными способностями[91]. Важны при этом исключительно эрогенные зоны, «ключ до удовольствия и здоровья»[92]. Поиск путей сближения людей имеет целью найти технический ключик от счастья, так называемую точку «G», обеспечивающую «оргазмы, сопоставимые по силе с землетрясениями»[93].

Язык становится на страницах журнала средством лишения человека всех аспектов его существа, кроме биологического, решительно продвигаясь в направлении почти зоологическом, отбрасывая саму потребность любви для секса: «Обнюхивай и кусай его тело, так как будто ты его добыла..., смотри на него взором голодной львицы»[94]. Механический, интенсивный, технически правильный секс служит здоровью, помогает сжигать калории и ускоряет засыпание[95].

Все функции текста исчерпываются для его авторов передачей содержания «книжек, не предназначенных для детей»[96], содержательно являющихся продолжением подобных текстов из журнала.

Ни один из методов подхода к мужчине не связан с интеллектом, более того – вербальный способ общения как таковой тоже может быть заменен более простыми формами, такими как стриптиз, который прост в исполнении «как булка с маслом»[97] и завоёвывает сердце мужчины так же быстро, как эротический массаж[98].Таким образом, эволюция межличностных отношений на страницах журнала представляется как идущая в направлении от общения при помощи языка к общению при помощи языка тела. Благодаря этому язык начинает полностью исчезать из межличностных контактов, которые в свою очередь начинают перемещаться в направлении масс-медиа – с преобладанием Интернета[99].

Дополнительно следует заметить, что язык которым изъясняются журналисты «Cosmopolitan» не только старательно поддерживается на грани вульгарности, но и не менее тщательно формирует такой образ «любви», в котором отсутствует любовь человека к человеку. При помощи языка наступает вытеснение и замещение в сознании потребителя самой возможности существования суждений, отличных от представленных в текстах журнала и иных аналогичных СМИ. Язык становится инструментом, враждебным существу человека, а человек становится полностью зависимым от средств массовой коммуникации[100].

Невозможно вообразить ситуацию, в которой целенаправленная пропаганда не оставляла бы следов в психике человека. Можно условно разделить влияние текстов журнала – а также и всех средств масс-медиа – на три стадии.

Сначала это непосредственное влияние, во время чтения текстов и восприятия сопровождающих их образов. Читательница переживает состояние радости или печали, её склоняют к определённой активности или к отказу от неё. Убеждение и переубеждение ещё осуществляется вербальными средствами.

На второй стадии наступает кумуляция постоянно повторяемых из года в год одинаковых по смыслу информационных сообщений[101]. Их непосредственное воздействие не поддаётся измерению, однако благодаря накоплению в кумулированной форме в подсознании (что и происходит, если читать журнал из года в год), происходит гегелевский переход количества в качество, изменяющий человека по заданным шаблонам. А надо дополнительно принять во внимание, что общая тенденция к сведению межличностных отношений к возможно более широкой сексуальной активности существует, как об этом уже было сказано выше, с начала 60-х годов[102].

На третьей стадии язык становится только носителем информации, которая убеждает получателя, что он является исключительно телесным существом, блокирует его воображение фактами, которые нельзя проверить, требует принять стиль жизни, который базируется на самодостаточности индивидуума и абсолютизации ценности его удовольствий. Вульгарный язык «уничтожает специфическую нить взаимности, доброжелательности, нежности, уважения к себе и другим»[103]. Каждый «другой» – это только предмет, инструмент нужный тогда, когда необходимо достижение цели, значимой в индивидуальном плане. Исчезают сочувствие и жалость, уже не вызывает осуждения агрессия, которая начинает восприниматься как нечто привычное, необходимый элемент окружающего мира, а для возбуждения воображения требуется всё больше искусственных стимулов[104]. Редуцируется этическая восприимчивость и, как следствие, появляется бесстыдность[105], языковыми средствами создаётся образ «сексуального существа», которое может формулировать и принимать вербальные и не-вербальные сексуальные сигналы, что полностью должно исчерпывать его жизненные потребности. Постоянно провоцируется недовольство собственной судьбой и привлекательностью партнёра[106]. Равноправие ограничивается тем, что мужчина и женщина видят себя и другого в качестве одушевлённых предметов, от которых они вправе ожидать и требовать сексуальных рекордов.

Описание лишь некоторых примеров деформирования языка, при помощи которого авторы текстов стремятся манипулировать, управлять поведением читательниц, позволяет сделать вывод, что язык в данном случае имеет ряд специфических черт: элементы разговорной речи, применяемой независимо от ситуации вместо речи литературной; вульгаризирование речи; агрессивность выражений; модные заимствования, не связанные с нуждами языка; постоянные требования поступать только по определённым стандартам; эристика.

Чтобы ещё раз подчеркнуть постоянство идейной линии журнала, приведем примеры тем из двух разных номеров: «100% правды о том, какой секс ему нужен»; «Мужчина на одну ночь»; «Стань звездой каждой вечеринки»; «Мужской шпион»; «Спроси его о чём угодно»; «Фасон для твоей фигуры»; «Библия красоты»; «Свидание»; «Своевольные игры – хочешь ли ты этого?»; «Ещё пикантнее, дорогой...»; «Удовольствия»; «Идол со стадиона»; «Всё отдать, чтобы узнать об этом»[107].

Вот и весь интеллект мономерного человека, представленный «потерявшим себя» языком, который уже утратил значительную часть своих нравственных составляющих, своего существа, и далее теряется на страницах не только цитируемого журнала, адресованного представительницам среднего класса. Вместе с языком теряется и человек, а вернее – его духовная составляющая. Хватит ли нам сил, чтобы найти самих себя и вернуть языку его полную, насыщенную глубоким содержанием, сущность?

 


[1] Данилевский Н.Я. «Россия и Европа». М.: «Книга», 1991. - С. 107.

[2] Кристи А. Автобиография – М.: Вагриус; 2001 – С. 73

[3] Там же. С. 74.

[4] Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: Пер. с англ./ «Прогресс» - «Культура», 1996. – С. 278.

[5] Философ умер через два года, в возрасте 63-х лет.

[6] Цицерон М.Т. Тускуланские беседы. Книга I. О презрении к смерти./ [Электронный ресурс] https://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm

[7] Философ умер в возрасте 59-ти лет.

[8] Монтень М. Опыты. /Перевод А.С.Бобовича и др. - М.: Голос, 1992 – С. 123-124

[9] Философ умер в возрасте 86-ти лет.

[10] Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: Пер. с англ./ «Прогресс» - «Культура», 1996. – С.403-404.

[11] Космическая эра. Прогнозы на 2001 год./ Пер. с англ. – М.: «Мир», 1970. – 420 с.

[12] Там же. С. 403.

[13] Там же. С.127 – 128.

[14] Лепешкин, А. И. XXII съезд КПСС о привлечении всех граждан к управлению делами общества и государства /А. И. Лепешкин. //Советское государство и право. -1962. - № 3. - С. 11

[15] Монтень М. Опыты. /Перевод А.С.Бобовича и др. - М.: Голос, 1992 – С. 231 -232.

[16] Дневник Эжени Ла Ферронэ цит. по: Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: - М.: «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. – С.349.

[17] Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1.- М.: «Ренессанс» 1992. – С.254.м

[18] Бердяев Н.А. Кризис искусства. В кн.: Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М., 1994. – С. 400.

[19] Там же. С 401 – 402.

[20] Там же. С. 404.

[21] Там же. С. 404.

[22] Бердяев Н.А. Пикассо. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М., 1994. – С. 419.

[23] Бердяев Н.А. Кризис искусства. В кн.: Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М., 1994. – С. 405.

[24] Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. В кн: Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991. – С.244 – 245.

[25] Бердяев Н.А. Кризис искусства. В кн.: Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М., 1994. – С. 413.

[26] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. – М., 1999. – С. 45.

[27] Там же, с.46.

[28] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. – М., 1999. – С. 124.

[29] Там же. С. 123.

[30] Булгаков С.Н. Труп красоты. – Булгаков С.Н. Сочинения. Т.2. – М., 1993. – С.531.

[31] Там же. С. 532.

[32] Там же.

[33] Там же. С. 533.

[34] Булгаков С.Н. Свет Невечерний. – М., 1994. – С. 329.

[35] Там же. С. 330.

[36] Вейдле Вл. Умирание искусства. В кн: Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991. – С. 288.

[37] Там же. С. 289.

[38] Ницше Ф. Антихрист//Сочинения в 2-х тт. Т.2. М., 1990. С.634.

[39] Ницше Ф. Так говорил Заратустра//Сочинения в 2-х тт. Т.2. М., 1990. С.14.

[40] Цит. по: Стоун С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней. https://planeta.rambler.ru/community/sixties/921261.html

[41] Стоун С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней. https://planeta.rambler.ru/community/sixties/921261.html

[42] Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2001. С.61.

[43] Там же. С. 249.

[44] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде//Бунтующий человек. М., 1990. С. 26.

[45] См.: Стоун С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней. https://planeta.rambler.ru/community/sixties/921261.html

[46] См.: Лосев Л. Артур Марвик «Шестидесятые: культурная революция в Великобритании, Франции, Италии и США». https://www.voanews.com/russian/archive/2002-03/a-2002-03-02-4-1.cfm

[47] Турен А. Возвращение человека действующего: очерк социологии. М., 1998. С.64.

[48] Стоун С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней. https://planeta.rambler.ru/community/sixties/921261.html

[49] Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 195.

[50] Там же. С. 189-190.

[51] См.: Баталов Э. Философия бунта. М., 1973. С. 17.

[52] Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.354-355.

[53] Стоун С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней. https://planeta.rambler.ru/community/sixties/921261.html

[54] Там же.

[55] Цит. по: Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М., 1980. С. 320.

[56] Лейбин В.М. Классический психоанализ и неофрейдизм//Буржуазная философия XX век. М., 1974. С.183.

[57] См.: Фрейд З. Неудобства культуры. М., 1995.

[58] См.: Райх В. Сексуальная революция. М., СПб., 1997.

[59] Стоун С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней. https://planeta.rambler.ru/community/sixties/921261.html

[60] Цит. по: Стоун С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней. https://planeta.rambler.ru/community/sixties/921261.html

[61] См.: Фромм Э. Революция надежды. М., 2005. С. 174.

[62] Мунье Э. Персоналистская и общностная революция//Манифест персонализма. М., 1999. С. 60.

[63] Там же. С. 66.

[64] Стоун С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней. https://planeta.rambler.ru/community/sixties/921261.html

[65] Мунье Э. Персоналистская и общностная революция//Манифест персонализма. М., 1999. С. 43.

[66] Там же. С. 30.

[67] Там же. С. 31.

[68] Цит. по: Стивенс Дж. Штурмуя небеса: ЛСД и американская мечта. М., 2003. С. 184.

[69] Ср. Karl-Otto Apel, Sprache als Thema und Medium der transzendentalen Reflexion, c.200-224; Fridrich Kambartel, Versuch über das Verstehen, c.290-309; Jürgen Habermas, Zu einer sprachtheoretischen Grundlegung der Soziologie, c.312-338; Ernst Tugendhat, Der semantische Zugang zur Moral, c.377-390; в: Geschichte der Philosophie in Text und Darstellung. Gegenwart, Stuttgart 2004.

[70] Ср. https://rjp.pan.pl

[71] Ср.E. Fromm, O sztuce miłości, Warszawa 1972, c.100.

[72] Ср. W.Szewczyk (редакция), Przygotowanie do małżeństwa, Warszawa 2002, c.70.

[73] Ср. K. Wojtyła, Miłość i odpowiedzialność, Lublin 1982, c. 101.

[74] Ср. Facet doskonały, Cosmopolitan, 2002/2,c. 54-55; M. Meltzer, O czym on myśli gdy się kochacie,c.47-49, J. Knadler, Tego lepiej nie mów facetowi! c.51-53, A. Gortatowicz, Oni naprawdę są z Marsa! c.126-127, Kiedy faceci nie mówią prawdy? c.128-129 в: Cosmopolitan, 2009/12

[75] Sen o ranczo, Cosmopolitan, 2003/8, s.20.

[76] L. Fajer, 99 dróg rozkoszy, Cosmopołitan, 2003/8, s. 76.Как и ср.: R.Whitman, Nowe zasady gry wstepnej, Cosmopolitan, 2009/12,c.56-58.

[77] Ср. Cosmo przewodnik po męskim orgazmie, Cosmopolitan, 2002/8, с.77.

[78] Ср. L. Fajer, Rozpal mnie proszę, Cosmopolitan, 2003/5, s. 67. Как и: M.Triffin, Wasze kłopoty rozwiązane w sekundę, Cosmopolitan, 2009/12, c.54-55.

[79] Ср. L. Fajer, Rozpal mnie proszę, Cosmopolitan, 2003/5, с. 67

[80] A. Zatkowska, Będziesz płonąć z pożądania, Cosmopolitan, 2003/9, с.74 - 75 на материале книги
Barbary de Angelis „Sekrety kobiety, - co twój partner powinien wiedzieć o tobie”, Warszawa, 2003

[81] Ср. A. Fajer, Piersi w sztuce miłości, Cosmopolitan, 2003/3, с. 68 - 69.

[82] Ср. N. Wawrzyniak, O czym on myśli, kochając się z tobą po raz pierwszy, Cosmopolitan, 2003/3, с. 68-69

[83] Ср.T. Raczyńska, Gdy on ma 20, 25, 30, 35, Cosmopolitan, 2003/3, с. 95 - 97.

[84] Ср. Cosmopolitan, 2003/9, с. 50.

[85] Ср. F. Najdenowicz, Renowacja zabytków, Cosmopolitan, 2003/3, с. 22.

[86] Ср. K. Wojtyła, Miłość i odpowiedzialność, Lublin 1982, с. 97.

[87] Ср. Szkoła latania, Cosmopolitan 2003/5 с. 24.

[88] Ср. Jak mu powiedzieć, co cię kręci, Cosmopolitan, 2003/8 с. 58-59; M. Wręba, 9 gorących punktów jego ciała, Cosmopolitan 2003/11,s. 92.

[89] L. Fajer, 99 dróg rozkoszy, Cosmopolitan, 2003/8 с. 75.

[90] L. Fajer, Tajna lista męskich pragnień, Cosmopolitan, 2002/12, с. 91. В качестве социотехнического приёма функционирует в журнале суггестия массовости именно представляемых мнений – в 2002 было 12 000 опрошенных (Ср. Raport Cosmo- 12000 mężczyzn opowiada, co ich najbardziej kręci, Cosmopolitan, 2002 /5, c. 111) в 2009 – 6000 (Ср. Seksankieta Cosmo, Cosmopolitan, 2009/12 с.118-121) При помощи статистики вводятся образцы стандартизации поведения, как напр. определение места, где следует заниматься сексом – пляж, джакузи, лес – 62% (Ср. Gdzie uprawiać seks, Cosmopolitan, 2002/2, с. 26) и обязательные позиции (Ср. L. Fajer, Sekrety jego ulubionej pozycji, Cosmopolitan, 2003/3, с. 83 и L. Fąjer, 6 pozycji których pragnie każdy facet, Cosmopolitan, 2003/9, с. 82-85).

[91] Пор. Ścieszki męskiej rozkoszy, Cosmopolitan, 2002/4, с. 100-103.

[92] L. Fajer, Strefy podwyższonej gotowości, Cosmopolitan, 2002/5, с. 78.

[93] C.Rush, Wreszcie znajdziesz i pokochasz tajemniczy punkt G, Cosmopolitan, 2003/11, с. 113.

[94] K. Makowska, 50 sposobów: jak uczynić seks bardziej seksownym, Cosmopolitan, 2003/3, с. 62-63.

[95] Ср. Korzyści z dobrego seksu, Cosmopolitan, 2002/3, с. 53.

[96] Rozpal jego zmysły, Cosmopolitan, 2003/3, с. 30.

[97] L. Fajer, Naga broń, Cosmopolitan, 2003/ 6, с. 88.

[98] Ср. M. Czubor, Dotyk miłości, Cosmopolitan, 2002 /4, с. 82.

[99] Ср. A. Zwoliński, Obraz w relacjach społecznych, Kraków 2004, с. 353.

[100] Ср. A. Lepa, Pedagogika mass mediów, Łódź 2000, с. 130.

[101] Ср. там же, с. 132.

[102] Ср. A. Zwoliński, Obraz w relacjach społecznych, Kraków 2004, с. 347.

[103] D. A. Scott, Pornografia jej wpływ na rodziną, społeczeństwo, kulturą, Gdańsk 1995, с. 11.

[104] Ср. D. A. Scott, Pornografia jej wpływ na rodzinę, społeczeństwo, kulturę, Gdańsk 1995, с. 10-15.

[105] Ср. A. Zwoliński, Obraz w relacjach społecznych, Kraków 2004, s. 352.

[106] Ср. там же, с. 353.

[107] Cosmopolitan 2006/9, с.2-3. И соответственно: «6 вещей о которых никогда не надо ему говорить»;»Что больше всего возбуждает мужчин?»; «Почему они врут?»; «Что теперь секси?»; «А во мне живёт секс»; «Будь секси и этой зимой»; «Поправь недостатки твоей красоты»; «О чём он действительно думает,когда вы занимаетесь любовью»; «Хлопоты с сексом – решение в секунду»; «Когда умные женщины совершают глупые ошибки»; «Ты и только ты»; «Ничего не жалей»; «Только для невоспитанных девочек- почему парни любят,когда ты не воспитана.» Cosmopolitan 2009/12, с.2-3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: