Тема: Структура психологического заключения.




Заголовок «заключение по психологическому исследованию личности ФИО… пола, возраст…лет, образование…дата обследования». Могут присутствовать дополнительные характеристики.

 

1. Причины обращения клиента или мотивы направления его на обследование. Пример: «Обследование проводилось по инициативе (запросу) …» Приводятся жалобы самого испытуемого. Это первый абзац. Цель обследования.

2. Второй и третий абзац это характеристика отношения к обследованию и контакта. Данные важны, так как определяют уровень валидности, надежности и достоверности результатов обследования. Отношение к обследованию может быть:

Адекватным. Признаки адекватности:

1. Сформированность мотива исследования:

- адекватность эмоциональных реакций на успех – неуспех;

- адекватность реакции на корригирующие замечания экспериментатора;

- заинтересованность в результатах обследования, которое проявляется в прямых вопросах по поводу успешности-неуспешности выполнения заданий, уточнение неясных аспектов инструкции, аккуратность и старательность при выполнении задания.

2. Отсутствие признаков установочного поведения.

3. Отсутствие признаков психопаталогии, препятствующей формированию мотива поведения.

 

Неадекватным. Признаки неадекватного отношения к обследованию:

1. несформированность мотива к обследованию (анализируются те же признаки что и в №1)

2. наличие признаков установочного поведения:

1. симуляция – намеренное предъявление жалоб на психологические проблемы и затруднения, отсутствующие у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с целью получения выгод;

2.аггравация – намеренное преувеличение серьезности психологических проблем и затруднений с целью ввести психолога в заблуждение с целью получения выгод.

3. диссимуляция – намеренное отрицание либо преуменьшение значимости психологических проблем или затруднений, существующих у испытуемого с целью ввести психолога в заблуждение с целью получения выгод.

3.Наличие признаков психопаталогии, препятствующей формированию мотива поведения (алкоголизм, шизофрения отклонения в эмоционально-потребностной сфере).

 

Формальным. Признаки формального отношения к обследованию.

Признаки те же что и при неадекватном отношении к обследованию, но формальное отношение отличается тем, что наблюдается в ситуации принуждения к обследованию. В этой ситуации поведение следует признать адекватным ответом на нарушение суверенитета личности.

 

3. Характеристики контакта с испытуемым.

1. Свободный – устанавливается легко и поддерживается в течение всего обследования, искренне отвечает на поставленные вопросы, эмоциональные реакции живые, адекватные.

2. Затруднение контакта – возникает в силу различных может быть не психологических причин (ослабление слуха, зрения, наличие заикания, при низком интеллекте, негативизм у подростков).

3. Нарушение контакта приводит к невозможности установления или поддержания продуктивного контакта и конечном счете недоступности испытуемого обследованию.

4. Формальный контакт как правило отмечается в совокупности с формальным отношением к обследованию. Его характеристика «Испытуемый активно в контакт не вступает, держится настороженно, уклоняется от прямых ответов на вопросы (или часто отказывается отвечать на вопросы). Держится на дистанции, старается контролировать эмоциональные реакции, тяготится ситуацией обследования».

 

4. Основной раздел заключения.

Психолог свободен в стилистическом плане. Обязательным является перечисление психодиагностических методик с указанием авторов и составление целостного заключения – важно умение совмещать результаты нескольких методик, важно увидеть, где пересекаются разные методики. Такой подход позволяет повысить валидность и достоверность выводов. Кроме того, каждая методика имеет свои уникальные характеристики, которые также должны быть учтены при составлении заключения.

Методические рекомендации к оформлению общего заключения:

На основе проведенного психодиагностического обследования …:

- испытуемый может быть охарактеризован как …

- можно предположить вероятность появления у испытуемого таких поведенческих (эмоциональных) реакций как…

- можно сделать вывод об основных проблемных сферах испытуемого:..

Полученные в исследовании данные свидетельствуют о…

На основе анализа и интерпретации результатов обследования могут быть даны следующие рекомендации…

 

 

5. Заключение завершает резюме.

Резюме выделяется в отдельный абзац и начинается вводными словами: «Итак», «таким образом». Это краткое сжатое изложение результатов обследования.

Задачи резюме:

- обобщить выводы анализа, проделанного в основной части заключения;

- подчеркнуть самые важные моменты и результаты обследования.

Если перед психологом ставились специальные вопросы, на которые он должен ответить, они тоже выносятся в резюме.

Важно соблюдать правило: в резюме недопустимы рассуждения и анализ, но только изложение уже полученных результатов. В нем не может быть ничего нового, что не присутствовало в основной части заключения.

 

Приемы написания резюме:

1. «фигура-фон» - Таким образом, на фоне … и …. На первый план в исследовании выступило …» Фон - это особенности личности, оказавшие влияние на большинство результатов обследования (на фоне общей неустойчивости самооценки, эмоциональной неустойчивости)

2. «Итак, на первый план в исследовании выступило ведущая тенденция личности…»

3. Используется для дополнения в комбинации с предыдущими выводами: «Таким образом, исследование выявило сочетание … с…».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: