Семинарское занятие 7. Природа человека и смысл его существования.




Семинарские занятия по дисциплине «Философия» для ЭПиО

Семинарское занятие 1 Философия, ее роль в жизни человека и общества

 

1 Предмет философии и круг ее проблем.

2 Структура философского знания.

3 Функции, место и роль философии в культуре.

4 Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру.

5 Соотношение и взаимосвязь философии и науки, религии, искусства.

Семинарское занятие 2 Школы философии и этапы ее исторического развития

 

1 Проблема критериев периодизации истории философии. Античная философия. Основные черты античной философии.

2 Основные школы и учения античности (Досократики: Милетцы и Гераклит, элейская школа, древнегреческая атомистика, Пифагор и пифагорийцы. Софистика и учение Сократа. Платон. Аристотель. Эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Неоплатонизм: Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).

3 Средневековая философия. Предпосылки и основные черты средневековой философии. Основные школы и учения средневековья (Патристика: Дионисий Ареопагит, Августин Аврелий. Схоластика: Фома Аквинский. Спор о природе общих понятий: номинализм и реализм).

4 Философия эпохи Возрождения. Предпосылки и основные черты философии Возрождения. Гуманизм и натурализм Возрождения.

5 Пантеистическая философия Николая Кузанского. Научная и философская картина мира Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея. Роль христианства, неоплатонизма и герметизма в становлении новоевропейского мировоззрения и науки.

Семинарское занятие 3. Философия Нового времени

 

1 Предпосылки и основные черты философии Нового времени и Просвещения.Философские учения Нового времени (Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт; Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц; развитие эмпиризма: Томас Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм).

2 Французское Просвещение и французский материализм XVIII века (Вольтер, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).

3 Европейская философия нач. XIX века и ее отличительные черты (Наукоучение И.Г.Фихте. Ф.Шеллинг: от «философии тождества» к «философии откровения». Диалектический метод и философская система Г.Гегеля).

4 Родоначальники философии ХХ века (Антропологический материализм Л.Фейербаха. К.Маркс и материалистический взгляд на бытие и историю. А.Шопенгауэр и “ревизия” классического идеалистического рационализма. Экзистенциальная философия С.Кьеркегора (Киркегора). “Философия жизни” Ф.Ницше. Позитивизм: О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер. Психоанализ З.Фрейда).

5 Русская философия XIX века (Историософия П.Чаадаева. Славянофильство и западничество. Консервативно-религиозная философия истории Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева. Религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого; “Общее дело” Н.Федорова. Философия всеединства Вл. Соловьева. Философско-социологические теории народников).

6 Выдающиеся философы России первой половины ХХ века (П.И.Новгородцев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Л.Шестов, В.В.Розанов, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, А.Ф.Лосев).

 

Семинарское занятие 4. Философия бытия

1 Понятие бытия. Философский смысл и жизненные корни проблемы бытия.

2 Проблема бытия и небытия в истории философской мысли.

3 Самоорганизация бытия, синергетика (И.Пригожин).

4 Пространство и время. Субъективное пространство и время человеческого бытия. Объективное пространство и время в науке.

5 Движение и развитие. Основные формы движения.

 

Семинарское занятие 5. Диалектика

 

1 Идея развития. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию.

2 Диалектика как философское учение. Принципы диалектики.

3 Учение о противоречии как универсальном источнике развития.

4 Диалектика количественных и качественных изменений.

Диалектика как концепция прогресса.

 

Семинарское занятие 6. Сознание

 

Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.

2 Развитие представлений о сознании в истории философской мысли. Понимание сознания в античности и в средние века. Понимание сознания в Новое время. Понимание сознания у К.Маркса и З.Фрейда.

3 Индивидуальное и надындивидуальное сознание (общественное сознание, ментальность, мир надорганики).

4 Проблема идеального. "Теория отражения" и ее критика.

5 Сознание, мышление, язык и общение.

6 Самосознание. Понятие самосознания. Роль самосознания в структуре сознания. Индивидуальный и общественный уровни проявления самосознания.

 

Семинарское занятие 7. Природа человека и смысл его существования.

1 Проблема человека в истории философии. (Древний Восток, Античная Греция, Средневековая христианская концепция человека, эпоха Возрождения и Новое время, Просвещение и антропологическая проблема русской философии).

2 Человек в современной философии. (Марксизм, философия «жизни», фрейдизм, экзистенциализм, тейярдизм и др.)

3 Биосоциальная природа человека.

4 Сущность и существование человека. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

5 Свобода как осознанная необходимость.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: