Семинарские занятия по дисциплине «Философия» для ЭПиО
Семинарское занятие 1 Философия, ее роль в жизни человека и общества
1 Предмет философии и круг ее проблем.
2 Структура философского знания.
3 Функции, место и роль философии в культуре.
4 Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру.
5 Соотношение и взаимосвязь философии и науки, религии, искусства.
Семинарское занятие 2 Школы философии и этапы ее исторического развития
1 Проблема критериев периодизации истории философии. Античная философия. Основные черты античной философии.
2 Основные школы и учения античности (Досократики: Милетцы и Гераклит, элейская школа, древнегреческая атомистика, Пифагор и пифагорийцы. Софистика и учение Сократа. Платон. Аристотель. Эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Неоплатонизм: Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).
3 Средневековая философия. Предпосылки и основные черты средневековой философии. Основные школы и учения средневековья (Патристика: Дионисий Ареопагит, Августин Аврелий. Схоластика: Фома Аквинский. Спор о природе общих понятий: номинализм и реализм).
4 Философия эпохи Возрождения. Предпосылки и основные черты философии Возрождения. Гуманизм и натурализм Возрождения.
5 Пантеистическая философия Николая Кузанского. Научная и философская картина мира Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея. Роль христианства, неоплатонизма и герметизма в становлении новоевропейского мировоззрения и науки.
Семинарское занятие 3. Философия Нового времени
1 Предпосылки и основные черты философии Нового времени и Просвещения.Философские учения Нового времени (Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт; Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц; развитие эмпиризма: Томас Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм).
2 Французское Просвещение и французский материализм XVIII века (Вольтер, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).
3 Европейская философия нач. XIX века и ее отличительные черты (Наукоучение И.Г.Фихте. Ф.Шеллинг: от «философии тождества» к «философии откровения». Диалектический метод и философская система Г.Гегеля).
4 Родоначальники философии ХХ века (Антропологический материализм Л.Фейербаха. К.Маркс и материалистический взгляд на бытие и историю. А.Шопенгауэр и “ревизия” классического идеалистического рационализма. Экзистенциальная философия С.Кьеркегора (Киркегора). “Философия жизни” Ф.Ницше. Позитивизм: О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер. Психоанализ З.Фрейда).
5 Русская философия XIX века (Историософия П.Чаадаева. Славянофильство и западничество. Консервативно-религиозная философия истории Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева. Религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого; “Общее дело” Н.Федорова. Философия всеединства Вл. Соловьева. Философско-социологические теории народников).
6 Выдающиеся философы России первой половины ХХ века (П.И.Новгородцев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Л.Шестов, В.В.Розанов, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, А.Ф.Лосев).
Семинарское занятие 4. Философия бытия
1 Понятие бытия. Философский смысл и жизненные корни проблемы бытия.
2 Проблема бытия и небытия в истории философской мысли.
3 Самоорганизация бытия, синергетика (И.Пригожин).
4 Пространство и время. Субъективное пространство и время человеческого бытия. Объективное пространство и время в науке.
5 Движение и развитие. Основные формы движения.
Семинарское занятие 5. Диалектика
1 Идея развития. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию.
2 Диалектика как философское учение. Принципы диалектики.
3 Учение о противоречии как универсальном источнике развития.
4 Диалектика количественных и качественных изменений.
Диалектика как концепция прогресса.
Семинарское занятие 6. Сознание
Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.
2 Развитие представлений о сознании в истории философской мысли. Понимание сознания в античности и в средние века. Понимание сознания в Новое время. Понимание сознания у К.Маркса и З.Фрейда.
3 Индивидуальное и надындивидуальное сознание (общественное сознание, ментальность, мир надорганики).
4 Проблема идеального. "Теория отражения" и ее критика.
5 Сознание, мышление, язык и общение.
6 Самосознание. Понятие самосознания. Роль самосознания в структуре сознания. Индивидуальный и общественный уровни проявления самосознания.
Семинарское занятие 7. Природа человека и смысл его существования.
1 Проблема человека в истории философии. (Древний Восток, Античная Греция, Средневековая христианская концепция человека, эпоха Возрождения и Новое время, Просвещение и антропологическая проблема русской философии).
2 Человек в современной философии. (Марксизм, философия «жизни», фрейдизм, экзистенциализм, тейярдизм и др.)
3 Биосоциальная природа человека.
4 Сущность и существование человека. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
5 Свобода как осознанная необходимость.