ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ




Игра - самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, поистине поле чудес. В ней заложен богатейший потенциал развития личности ребенка, заложен исторически мудростью народной.

Включение детей в игровую деятельность позволяет сочетать труд и удовольствие, познание мира и игру, развивает логическое и образное мышление, воспитывает активную жизненную позицию человека - творца, пришедшего в этот мир созидать, а не существовать.

Игровая деятельность - синтетический вид искусства, который соединяет в себе историю, музыку, хореографию, актерское мастерство и психологию.

Технология игровой программы начинается с ее моделирования:

1. Форма

2. Название

3. Содержание

Игровая программа бывает различного типа:

ü авторская;

ü интеллектуальная;

ü интерактивная*

ü спортивная и т.д.

Формы:

Народные формы:

ü Ярмарки,

ü Посиделки,

ü Гулянья,

ü Скоморошины.

Исторически сложившиеся формы:

ü Балы-ассамблеи,

ü Маскарады,

ü Карнавалы,

ü Гостинные,

ü Салоны.

Современные традиционные формы:

ü КВН

ü Что? Где? Когда?

ü Дискотека

ü Стартинейджер

Производные формы:

ü Спектакль - игра

ü Фестиваль - игра

ü Концерт - игра

ü Игра - экспедиция

ü Игра - экскурсия

ü Игра - акция

ü Игра - аукцион

Содержание/структура

Конферанс

Конкурсы

Игровые моменты

Концертные номера

 

Форма найдена, содержание продумано теперь - название.

Название - визитная карточка, манок. Хорошее название половина успеха. Что выберет потребитель билет на танцы или, например, "Детскотеку", "Пляскотеку", на "Фестиваль невероятных танцев", "Хороводные смотрины", "Танцевальный Клондайк"? Хотя большой разницы в содержании этих танцевальных игровых программ нет.

Показатель методической грамотности работника по организации досуга умение видеть в мероприятии его форму и содержание. Ошибочно сопоставлять название с формой, а форму с содержанием. Стоит запомнить, что формы игровых программ уже все давно известны, содержание можно придумать новое, плюс завлекательное название. Количество форм всегда меньше чем вариантов содержания, а вариантов содержания гораздо меньше, чем вариантов названия.

 

 

Театрализованные игровые программы подразделяют по следующим типам, когда программа ведется:

- от имени реального человека (самого себя)

- от вымышленного героя.

Программы, которые ведутся от реального человека, менее театрализованы. Минус реального персонажа - лексический "пятачок", минимальный словарный объем, трафарет. Лучше общаться от имени маски. Каждый вымышленный персонаж обладает своим неповторимым набором слов, что не дает ведущему использовать штампы.

Когда программа пишется для вымышленного образа, главное для автора сценария и для ведущего выдерживать имидж до конца программы.

Правило: любая игровая программа должна начинаться с игры! Условия игры должны прозвучать в первые 1,5 минуты.

Если в игровой программе используется творческий конкурс, то, либо итог не подводится (победила дружба), либо стоит усложнить конкурс каким - либо действием или игрой. Творческий конкурс без подведения итогов - забава.

При подготовке игровой или конкурсной программы, очень пригодится методика организации дела.

Целеполагание (Зачем это нужно организаторам, участникам, жюри, спонсорам, зрителям)

Подготовка к проведению:

ü знакомство с литературой;

ü выбор и разработка дела с учетом возраста;

ü выбор и подготовка места проведения;

ü подготовка реквизита, костюмов;

ü привлечение спонсоров;

ü подготовка, покупка призов, реквизита;

ü определение сроков, длительности дела;

ü проведение рекламной кампании;

ü подготовка музыкального сопровождения;

ü выбор и работа с жюри;

ü деление на команды (если конкурс)

ü подготовка домашнего задания;

ü выбор и подготовка ведущих;

Проведение:

ü вовлечение, введение в программу (сюжет)

ü приветствие ведущих;

ü деление на команды или приветствие команд, распределение ролей;

ü объяснение правил (игровая задача, роли и расположение на площадке, ход дела, правила и ограничения);

ü представление жюри (если оно есть)

ü руководство (ведение) программой

ü заключение, выход из игры

ü подведение итогов

Последующий разбор, анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие)

Последействие (публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т.п.)

Выбор или разработка зависит от поставленных задач. При выборе, разработке организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора, его особенностей.

Требования к месту проведения.

Выбор, подготовка места. Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Требования к реквизиту.

Подготовка реквизита. Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.

Перед началом.

Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также необходимо проверить все ли готово к проведению (в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).

Средства, приёмамы при введении участников дело.

Вовлечение, введение в программу (сюжет). Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу - программы), а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор находился в так называемом "легком весе". "Легкий вес" характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом “Путешествия по сказкам” может служить письмо, полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.

Правила.

Объяснение правил. Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке. Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии, (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным. Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:

ü игровая задача;

ü роли и расположение на площадке;

ü ход;

ü правила, ограничения;

ü представление жюри.

Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.

Способы разбивки.

Деление на команды, распределение ролей - трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.

Деление на команды можно осуществить следующим образом:

ü по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — во второй (не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах);

ü по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют части одной открытки — играют в одной команде;

ü игроки сами набирают команду (например, игра "Два корабля": выбираются капитаны, капитаны сами выбирают себе кока, юнгу и т.д., затем даются задания каждой категории игроков);

ü при помощи игр-разбивок, например, "Молекулы";

ü при помощи многоуровневых жетонов.

 

Руководство (ведение) программой. Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать участников игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила, добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников.

Конкурсная программа требует объективного беспристрастного судейства. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных баллов, очков и т.п. Участники должны до начала игры представлять, чем грозит им нарушение правил.

Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).

Заключение. Формы подведения итогов, поощрения.

Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным ("последнее задание" и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным - победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным. К формам поощрения можно отнести:

ü присвоение званий (капитан первого ранга);

ü объявление благодарности (за наибольший вклад в победу и т. п.);

ü выставление оценок, подсчет очков, определение мест;

ü вручение знаков отличий и т.д.

Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы "демобилизует" своих пограничников и отпускает их по домам.

 

 

Рекомендуемое время проведения программы:

ü Младший школьный возраст - 35-45 мин. (подвижные до 1ч.)

ü Средний школьный возраст - 60 - 70 мин. (подвижные до 1,5ч.)

ü Старший школьный возраст - 80 - 100 мин. (подвижные до 2ч.)

Последующий разбор программы имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются, и обговаривается, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется ответить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: