ким образом, для понимания, а не для заучивания, ниже изложенного материала необходимо пользоваться учебной и иной литерату-




рой.

 

Древний мир Др.Китай

Автор Годы жизни Политико-правовые произведения Основные идеи, фразы, изречения Взгляды на сущность государства, общественный идеал Взгляды на право, справедливость
Лао-цзы     VI в. до н. э.     «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ») Дао как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует Дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей. «Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято» «После больших войн наступают голодные годы...»   В отношении к дао все равны. Принцип недеяния, воздержания от активных действий. «Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов... Трудно управлять народом от того, что власти слишком деятельны». Дао определяет законы неба, природы и общества. Дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. Дао приписывается способность восстанавливать справедливость. Дао выступает как своеобразное естественное право.  
Конфуций   551—479 до н. э. «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленная его учениками «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стре-миться к добру, то и народ будет добрым…» «Когда богатства распределяются равно- мерно, — отмечал он, — то не будет бедности…» Патриархально-патерналистская концепция государства. Государство-большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Принцип неравенства людей. Аристократическая концепция правления. Политический идеал в правлении ари-стократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых. Призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. В целом добродетель— это обшир- ный комплекс этических норм и принципов. Законодательство-вспомогательтная функция. Отвергал бунты и борьбу за власть, высоко оценивал блага гражданского мира.
Мо-цзы     479—400 до н. э.   «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых… Разве небо не кормит всех?» Развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обосно-ванием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Следование небесному образцу называл «почитанием мудрости как основы управления». «Только сын неба может создавать единый об-разец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок». «Высказывания должны применяться в управлении страной, исходить при этом из интересов простолюдинов Поднебесной»
Легисты: Шан-Ян Хань-Фэйцзы 390-338 до н. э. III в. до н. э «Шанцзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). «ХаньФэй-цзы» «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна». «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими». «Идеал правления, — замечает он, — это когда подданные не могут постичь тайны управления». Закон искусства управления-наказание как средство управления. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство. Жесткие законы как средство управления. Продуманная система наказаний. Право как жесткая система наказаний. Принцип коллективной от-ветственности.
Др.Греция, Рим
Пифагор   580—500 до н. э. - Критикуя демократию, обосновывал аристократические идеалы правления «лучших» — умственной и нравственной элиты. Термин равенство сторон.   Идеалом является полис, в котором господствуют справедливые законы. Наихудшим злом считает анархию (безвластие). Территория государства тоже делится на три части — свя- щенную, общественную и частную. Справедливость состоит в воздаянии равным за равное. Люди взаимоотношениях должны придерживаться соответствующего вида справедливости. Закон-большая ценность.
Гераклит   530—470 до н. э. - «Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх».   Выступал за правление лучших. Различает мудрых и неразум-ных, лучших и худших. Нравственно-политическая оценка людей является у него следствием меры интеллектуального постижения ими логоса. Главное в законе — его соот-ветствие всеобщему логосу, понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим.
Софисты: 1.Протагор 2.Горгий 3.Гиппий 4.Антифонт 5.Ликофрон 481—411 до н. э. 483—375 до н. э. 460—400 до н. э. около 400 г. до н. э - Все относительно. Истина у каждого своя. Природа-видимый мир. Неписаная «справедливость», - «сущность дел», «божественный и всеобщий закон». Демократические воззрения. Равенство всех людей. Равенство всех людей по природе- у всех одни и те же естественные потребности. Государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе. «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют»-справедливость =демократия. Писаный закон — искусное человеческое изобретение, т. е. нечто искусственное.
Сократ   469-399 до н.э.   «Знаю то, что ничего не знаю». Человек рожден для поиска жизни. Человек должен позвать идею. Есть мир идей, и мы живем, чтобы его познать. Политический идеал-государство, которым управляют мудрые, знающие идею справедливости. Сторонник законности. Править должны знающие. Поиск идеи справедливости-то, в соотвествии с чем строится государтсво. Достижение истины-главная задача человечества.
Платон   427—347 до н. э   Трактат «Государство» Истинное познание — это познание бытия, т. е. мира идей. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости». Против крайностей богатства и бедности, за уме-ренность, средний достаток. Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство. Частная собственность аристократам не нужна. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены. Детей воспитывает государство. Источник создания государства-справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Политическими правами обладают только граждане (аристократы). На страже законов стоит правосудие.
Аристотель   384—322 до н. э. «Полития» «Платон мне друг, но больший друг — истина». Человек-существо политическое (социальное). Средний класс-основа государства. Богатство вредит. Для создания семьи нужна собственность. Политика как наука у него тесно связана с этикой Государство — продукт естественного развития. Признак государства- смешением олигархии и демократии. Источник создания государства-потребность в защите собственности. Политическое правление — это правление закона, а не людей. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое. Два вида, справедливости: уравнивающую и распределяющую. Существенным составным моментом политического качест-ва закона является его соответствие политической справедли- вости и праву. Закон — «уравновешенный разум».
Цицерон   106—43 до н. э. «О Государстве» «О законах» «Об обязанностях» Изучение всей природы, приводит к пониманию того, что «всем этим миром правит разум». Государство (respublica) -дело, дос-тояние народа. Связь государства и собственности. Три формы правления: царская власть, аристократия и народная власть (демократия).   Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. В основе права лежит присущая природе справедливость, причем справедливость эта понимается как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы.
Римские юристы: 1.Гай 2.Папиниан 3.Павел 4.Ульпиан 5.Модестин II в., II— III вв. II—III вв. II— III вв. II—III вв. Институции, Дигесты, кодекс Юстиниана «Суров закон, но это закон». «В цивильном праве всяческое определение опасно, ибо не мало случаев, когда оно может быть опровергнуто» Все народы, управляемые законами и обычаями — пользуются частью своим собственным, частью правом, общим всем людям. «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступ-лений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». Строжайшее право-величайшая справедливость. Справедливость предпочтительнее строгости права. Прав публичное (право, кото- рое «относится к положению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользе отдельных лиц»). Справедливость есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право.

Средние века, Возрождение и Реформация

Фома Аквин-ский          
Марси-лий Па- дуан- ский          
Макиа-велли          
Жан Боден          
Рефор-маторы: Мартин Лютер, Томас Мюн-цер, Жан Кальвин          
Утопи- сты: Томас          

Мор, Томма-зоКампа- нелла          

Новое время и Просвещение

Гуго Гроций          
Томас Гоббс     «заполучив власть, желать еще и еще, и так до самой смерти».    
Джон Локк          
Мон-тескье          
Жан- Жак Руссо          

Политические и правовые учения в США 18-19вв.

Томас Пейн, Томас Джеф-ферсон          
А.Гамильтон, Джон Адамс 1757-1804   1735-1826 «Заметки федералиста»   «В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки» Всякое учреждение — дело рук человеческих, изобретение людей, имеющее свои достоинства и недостатки. Установление системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать во имя общего блага, невзирая на их неуемную жадность и честолюбие. Обосновывал необходимость обособления и независимости трех отраслей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Закон по самому смыслу термина включает верховенство. Если индивиды объединяются в общество, то его законы должны быть высшими регуляторами его поведения.

Политико-правовая мысль Германии

И.Кант 1724-1804 «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. На государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т. д.   Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом.
Гегель (1770—1831) «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа» (1807), «Отчет со- словного собрания королевства Вюртемберг», «Философия ду- ха» (1831), «Философия права» (1826), «Философия истории» (1837), «Английский билль о реформе 1831 г.» и др. Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Общество и государство соотносятся как рассудок и разум: общество — это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство — разумно.   Государство представляет собой, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. «То, что есть государство -это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.   Идея права, которая и есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, и сфера объективного духа предстает как идеальная политико-правовая действительность.
Истори-ческая   «Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности — частного права» Назначение в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным порядок этот ни был (Гуго). Необходимость коренного изменения существующего со Средних веков политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы «требованиям разума», «природе человека», а фактически — назревшим социальным потребностям, т. е. общественному прогрессу. Действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное, и публичное) возникает спонтанно.

школа права: Гуго, Сави-ньи, Пухта     1764-1844 1779-186 1798-1846 «Право владения» «Система современного римского права» «Курс институций»      
Рудольф фон Иеринг 1818—1892 «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1852—1865), «Цель в праве» (1877— 1883) и «Борьба за право» (1872). придерживался установок «юриспруденции понятий» «юриспруденции интересов» «Государство есть организация социального принуждения». «Государство — единственный источник права Демиургом прававыступает не всякое, но лишь государственно-организованное общество. Венчает такое общество аппарат государства, воплощающий социальную, публичную власть. Вот этим-то аппаратом государства в конечном счете и порождается право. Без каких бы то ни было околичностей

Марксизм

Маркс, Энгельс 1818-1883 1820-1895 «Манифесте Коммунистической партии» (1848) «реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для по- литической и юридической надстройки. В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки, взятой во всех ее измерениях, пронизывает и определяет интерес господствующего класса.   множество институтов государства и права благодаря своим структурным и общефункциональным характеристикам может служить не одному толь- ко, а нескольким разным классам общества, может быть про- водником политики различных классов.

Современная политико-правовая мысль

Позити-визм: Джон Остин, Берг- бом, Герберт Харт     1790-1859   «Определение предмета юриспруденции», «Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права» (1863), Право в строгом смысле уста- навливается для разумных существ другим разумным сущест- вом или существами — таковы законы, установленные богом (божеское право), и законы, установленные людьми   право предстает в относительно определенной и лег- ко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений.    
Социо- логия права: Е.Эрлих,Р.Паунд   1862-1922 (Основы социологии права, 1913). «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена — не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судеб- ной практике, а в самом обществе» (Основы социологии права,1913). Под институциями (институтами) понимаются в данном случае первичные элементы, из которых состоят политические и социальные структуры общества.   Институция, по М. Ориу, — это всякое длительное существующее объединение людей или обстоятельств социального характера (брак, семья, война, революция). Институция не есть результат материальной деятельности, это скорее «организующая идея», некое представление о цели, которую желают или вынуждены достигнуть.  
Соци-альные теории и соли-даризм: О.Конт, А.Мен-гер, Г.Гур- вич, Л.Дюги, О.Гирке   О. Конт «Системе политической философии» (1851 — 1854)      
Норма-тивизм: Г. Кель- зен 1881—1973 «Чистая теория права» Нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания.   Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для отличия права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль).

Политико-правовая мысль в России

Иларион          
Нестяжатели: Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, М.Грек ок. 1433— 1508     (ум. 1556) Основателем доктрины нестяжания   орга-низовал свою Нило-Сорскую пустынь, в которой реализовал идеал пустынножительства Идеалом Нила является общинное устройство.   почетная роль во-инства в государстве как одной из сил, при помощи которой осуществляется главная задача государственной деятельности — обеспечение мирной и стабильной жизни всем подданным.  
Стяжатели: И. Волоцкий (1439—1515   В своих трудах Иосиф предпринимает попытку провести классификацию законодательства    
Славянофилы: Кошелев, Аксаков, Хомяков, Киреевский   Константином Сергеевичем Аксаковым (1817—1860)   Алексеем Сте-пановичем Хомяковым (1804—1860) и Иваном Васильевичем Ки- еевским (1808—1856)   «О внутреннем состоянии России»   «О старом и новом» и «В ответ л. С. Хомякову»        
Западники: Чаадаев, Чернышевский, Белинский, Герцен (1794—1856) восемь «Философических писем»      
Л.Петражицкий 1867—1931 «Тео-рии права и государства в связи с теорией нравственности» (1907) В гносео-логичес-ком и методологическом отношении он следовал нача- лам позитивной философии, но при этом проявил большую са- мостоятельность и оригинальность в освещении правовых явле- ний и самой природы права.   Петражицкий понимал право как разновидность субъектив-ных переживаний и проводил различение между правом пози- тивным и правом интуитивным. Один из важных итогов психологической трактовки приро-ды права Петражицкий видел в создании новой концепции по- литики права
А.О.Ящ енко          
Н.Н.Але ксеев          

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: