УКАЗАНИЯ
По выполнению курсовой работы по дисциплине
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
Курсовая работа представляет собой самостоятельную форму аттестации, свидетельствующую о степени освоения нормативного курса «Практическая педагогика». Курсовая работа выполняется каждым студентом индивидуально и в обязательном порядке должна быть закончена до зачетной недели.
Темы курсовых работ выбираются студентом самостоятельно, согласно «Списку тем».
Кроме содержащихся в таблице тем, студент может сам (по согласованию с преподавателем, ведущим практические занятия) предложить свою тему, внеся ее в список.
Курсовая работа выполняется в компьютерном варианте на листах формата А4, пронумерованных в правом верхнем углу,с полями: верхнее, нижнее – по 2 см., левое – 3 см., правое – 1 см.. Текст печатается шрифтом Times New Roman, кегль – 12, через 1,5 интервала, форматирование – по ширине, отступ первой строки – 1,27 (1,25) см. Курсовая работа представляется в специальной папке-скоросшивателе с прозрачной обложкой. Вкладывать текст работы в прозрачные конверты-файлы не следует
. Работа начинается с оглавления и заканчивается списком использованной литературы (ссылками на Интернет-ресурсы) и приложением. В списке использованной литературы должно быть не менее 15 источников, изданных не ранее 1990г. Ссылки в тексте на использованную литературу оформляются в виде [5, c.45], где первая цифра – номер источника в списке использованной литературы, вторая – номер цитируемой страницы.
Для написания курсовой работы студентом могут быть использованы материалы учебных пособий, энциклопедий, словарей и справочников, монографий, методических пособий, публикации в периодической педагогической печати (журналы, газеты и пр.), в том числе в педагогическом Интернете с обязательной библиографической ссылкой на использованные источники информации.
При изучении источников педагогической информации
студентом должно быть выявлено следующее:
§ Основная идея автора (авторов), его (их) позиция по исследуемой проблеме.
§ Что особенно удалось автору (авторам) в изучении обсуждаемой проблемы.
§ Чем отличается позиция автора (авторов) от традиционной, что нового внесено в изучение обсуждаемой проблемы.
§ В чем автор (авторов) полемизирует с другими исследователями.
§ В чем конкретно состоит опыт автора (авторов) по решению обсуждаемой педагогической проблемы.
§ Какие вопросы проблемы не нашли отражения и решения в анализируемом педагогическом опыте.
§ Какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы и совершенствования педагогического опыта.
НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ И НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ КУРСОВЫЕ РАБОТЫ:
ü НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НИЖЕ ПРИВЕДЕННОЙ СТРУКТУРЕ;
ü НЕ ОТФОРМАТИРОВАННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВЫШЕ ПРИВЕДЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ;
ü НЕ СОДЕРЖАЩИЕ ОГЛАВЛЕНИЯ или списка использованной литературы;
§ СОДЕРЖАЩИЕ:
Ø НЕВЕРНО ОФОРМЛЕННЫЙ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ;
Ø НЕВЕРНО ОФОРМЛЕННЫе БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ или список использованной литературы;
Ø НЕВЕРНО ОФОРМЛЕННЫе ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.
Структура курсовой работы (оглавление)
Содержание | стр. |
Введение (актуальность) Глава 1. Теоретические основы (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.) §1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте … и его педагогические цели (с указанием разрешаемого в опыте противоречия) §2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте…. §3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы)… Выводы по главе. Глава 2. Практика реализации (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.) §1. Содержание практического опыта §2. Технологии и методики, используемые в опыте … §3. Результаты педагогического опыта….. §4. Интернет-поддержка педагогического опыта….. Выводы по главе. Заключение §1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта §2. Рефлексивное отношение к описанному опыту Список использованной литературы Приложение | и т.д. |
Примерная схема раскрытия содержания курсовой работы.
Во введении кратко, на двух-трех страницах необходимо описать важность, значимость, причины возникновения и оценить современность (возможность использования в настоящее время) рассматриваемого в курсовой работе опыта. Источник и авторство педагогического опыта … Необходимо указать «место рождения – адрес опыта» – регион, город, конкретную школу и т.п., а также автора или авторов опыта, их должности, профессии, специальности, звания, время возникновения опыта, широту его распространения, где и как экспериментально проверялся опыт.
В первом параграфе первой главы следует подробно и основательно рассмотреть причины возникновения опыта. Как правило, такими причинами являются выявленные автором опыта противоречия или неудовлетворенность состоянием практики обучения чему-либо или воспитания чего-либо. Это можно сделать через перечисление педагогических фактов, явлений, процессов, анализ которых автором послужил источником разработки нового (передового, новаторского, инновационного) опыта. В данном параграфе обязательно должен быть абзац (или несколько абзацев), раскрывающий сущность решаемой проблемы или противоречия. Педагогические цели опыта должны быть указаны с позиции автора опыта и со ссылкой на литературу, по которой они цитируются.
Второй параграф первой главы. Любая педагогическая проблема или противоречие решаются на основе (с опорой) той или иной психолого-педагогической теории или нескольких теорий, подходов, концепций. Необходимо указать на эти теории, подходы, концепции, кратко раскрыть их сущность и показать, каким образом указанные теории позволяют решить вышеназванные противоречия. Наличие теорий, положенных в основание опыта, говорит о его научности, отсутствие – об умозрительности, субъективности опыта и влияет на его оценку, которая будет дана в §2 Заключения.
В третьем параграфе первой главы необходимо представить список двадцати не любых педагогических, а важнейших понятий, раскрывающих сущность опыта с их определениями или разъяснением сущности и ссылками на источники, из которых брались определения. Список составляется таким образом, чтобы только по перечню терминов можно было понять, решению какой проблемы посвящен описываемый опыт. Можно использовать словари, энциклопедии, размещенные в сети Интернет со ссылками на адреса.
Выводы по главе объемом 1 – 1,5 стр. содержат основные результаты, полученные в первой главе. Они, как правило, нумеруются, и пишутся с использованием следующих форм: «установлено», «рассмотрено», «доказано», «обосновано», «проанализировано», «показано», «описано» и т.п.
В первом параграфе второй главы раскрывается содержание практического опыта. Описание содержания должно ответить на вопросы «чему обучать?», «что воспитывать?», «что развивать, формировать?», «какую педагогическую систему создать?», «какой педагогический процесс спроектировать и «запустить»?» и т.п. согласно сущности опыта.
Второй параграф по содержанию в точности соответствует его наименованию. В нем надо ответить на вопрос «как надо действовать?» согласно тому, что описано в первом параграфе второй главы, т.е. дается описание технологий, методик, методов, приемов, организационных форм и средств обучения или воспитания, применяемых для достижения целей, описанных первом параграфе первой главы.
В третьем параграфе необходимо представить результаты, которые дает применение опыта и границы его применимости (по типам учебных заведений, предметам, психологическим особенностям учащихся, их возрасту, особенностям учителей и т.п.). Результаты лучше всего описывать, опираясь на структуру личности, и показать, какие структурные элементы личности развивает опыт.
В четвертом параграфе необходимо представить интернет-адреса, посетив которые можно ознакомиться с опытом, и кратко описать содержание интернет-страниц, на которых представлен описываемый опыт.
Выводы по этой главе пишутся так же, как и по первой.
Заключение. Первый параграф заключения представляет собой «Информационную карту педагогического опыта» (см. далее). Карта представляется на отдельных листах в двух экземплярах. Второй экземпляр поступает в методический фонд кафедры.
Второй параграф по содержанию представляет собой Ваше личное отношение к опыту.
Список использованной литературы, оформленный по правилам библиографии.
В приложении представляется распечатка кадров презентации, выполненной в программе MS Power Point. Необходимо создать презентацию в указанной программе содержащую не менее семи кадров, которая может сопровождать устное выступление докладчика перед аудиторией, которую необходимо ознакомить с описываемым опытом. Первый кадр презентации содержит название курсовой работы и ее автора.
Темы курсовых работ по дисциплине «Практическая педагогика»
1. Опыт реализация принципа личностно-ориентированного обучения в образовательной области «Искусство» в общеобразовательной школе.
2. Опыт реализации принципа дифференциации обучения в …..
3. Опыт реализации принципа наглядности обучения в ….
4. Опыт реализация принципа системности знаний учащихся в ….
5. Опыт реализация принципа преемственности обучения в …..
6. Опыт реализация принципа интеграции знаний в ….
7. Опыт реализации принципа научности обучения в ….
8. Опыт реализации принципа доступности ….
9. Опыт реализации принципа культуросообразности обучения ….
10. Опыт использования принципа гуманизации обучения ….
11. Практика учета учебных достижений учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.в школе.
12. Опыт реализации «метода проектов» в ….
13. Практика взаимосвязи школы и семьи в ….
14. Опыт взаимодействия образовательного учреждения с социальной средой
15. Опыт реализации технологии «портфолио учащегося» в…
16. Практика использования разнообразных средств, форм, методов обучения в формировании опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к действительности в …
17. Практика использования разнообразных средств, форм, методов обучения в формировании опыта творческой деятельности учащихся в ….
18. Опыт использования разнообразных типов и видов учебных занятий в
19. Опыт организации внеклассных занятий в ….
20. Опыт организации декоративно-прикладного творчества учащихся в..
21. Опыт воспитания эстетического вкуса школьников в..
22. Опыт духовно-нравственного воспитания школьников в..
23. Опыт приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям в..
24. Опыт художественно-эстетического воспитания школьников в..
25. Опыт использования компьютерных программ при обучении школьников изобразительному искусству.
26. Инновационные формы и методы обучения школьников изобразительному искусству
27. Содержание и методы формирования профессионального самоопределения школьников в
28. Система работы классного руководителя (воспитателя) в современной школе в … классе (из опыта работы).
29. Опыт проведение нетрадиционных уроков ….
30. Опыт использования разнообразных дидактических средств обучения на уроках изобразительного искусства
31. Опыт организации и проведения факультативных занятий в
32. Опыт формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности школьников в ….
33. Опыт формирования мотивов достижения успеха и самореализации в учебной деятельности школьников в …
34. Опыт использования разнообразных форм и методов оценивания знаний учащихся на уроках изобразительного искусства
35. Опыт организации ученического самоуправления в современной школе.
36. Опыт реализации компетентностного подхода в...