Повторить за взрослым слоговые сочетания со стечением двух согласных звуков и гласным звуком впереди




Антонова Анна Сергеевна

 

 

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у дошкольников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.

Методика коррекции слоговой структуры слова.

1. Подготовительный этап..

Создание фонетико – фонематической базы. Фонематическая база – это овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М,Н,Б,П,В,Ф,Д,Т,К,Х и их мягких вариантов), использование имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра.

Фонематическая база – способность к воспроизведению:

- сочетание гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и тд.)

- слоговых сочетаний с общим гласным и разными гласными звуками (ТА-То-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА).

- слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО- ГО).

- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ПА-БА).

- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости – мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ).

- слов близких по слоговому составу (БОК-БАК-БЫК).

Этап формирования слоговой структуры слова.

На этом этапе к качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. Для повторения ребенку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.

1ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков.

2ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.

3ступень. Проговаривание слов и их сочетаний, содержащих стечения согласных звуков.

2. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова.

На этот этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли воспроизводиться неверно (шипящие, Л,Р,Р'). Проводится отраженное проговаривание и заучивание:

- слов, словосочетание и предложений

-рифмовок и стихов

- скороговорок

- рассказов

3. Заключительный этап.

При этом ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи. Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:

- составление рассказов по опорным словам

- описание предметов

- придумывание начала или конца к рассказу логопеда

- придумывание сказок по набору игрушек

Хочу предложить вашему вниманию несколько заданий для преодоления слоговой структуры слова по принципу от простого к сложному, которые могут исправить эту проблему – когда ребенок плохо выговаривает слова.

Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия)для этого подойдут музыкальные инструменты. Если их нет можно сделать самим шумящие, звучащие коробочки, баночки. Например, взять коробочки из под Киндер-яиц, наполнить может быть разным: манка, фасоль, гречка, монетки 5 копеек, горох, бусинки и тд. Можно предложить дидактическую игру «Отгадай, что звучало?» Взрослый, демонстрирует, как звучат коробочки. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое. Дидактическая игра «Громко-тихо».ребенок должен отгадать, что звучало громко, а что тихо. Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет стучит по слоту.

Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, только с сохранными звуками, которые не искажены у ребенка.

Повторить за взрослым слоговые сочетания со стечением двух согласных звуков и гласным звуком впереди

  • АПТА - АПТО - АПТУ - АПТЫ
  • АКМА - АКМО - АКМУ - АКМЫ
  • АКНА - АКНО - АКНУ - АКНЫ
  • АКФА - АКФО - АКФУ - АКФЫ
  • АГДА, АБНА, АВДА, АМНА, АДМА, АФТА, АПКА, АПФА, АХТА

То же с гласными звуками: О, У, Ыв конце.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: