РАЗДЕЛ VII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ 5 глава




Главгосэкспертиза России помогает предпринимателям как консультациями, так и непосредственным участием в составлении бизнес-планов. В отличие от других разработчиков этих документов (банков, инвестиционных компаний, консалтинговых фирм), решающих чисто локальные вопросы инвестиционных проектов, Главгосэкспертиза на основе накопленного опыта может комплексно прорабатывать вопросы инвестиций с учетом технических, экономических, экологических и социальных проблем.

Государственными органами РФ организуются экспертные проверки хода реализации инвестиционных программ и проектов. При этом прослеживается выполнение сроков программных мероприятий, эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию. По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения о продолжении работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации проекта.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите критерии отбора объектов инвестиционной деятельности.

2. Что подразумевается под анализом инвестиционных проектов?

3. Что должно отражаться в экспертном заключении?

4. В каком виде делается обоснование инвестиций в строительство?

5. Назовите основные этапы проектной подготовки строительства в
инвестиционном процессе.

6. Каким целям служит «Бизнес-план»?

7. Из каких разделов должен состоять «Бизнес-план»?

8. Что предполагают экспертные проверки инвестиционных программ и проектов?

 

 


РАЗДЕЛ VI. ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Тема 6.1 АНАЛИЗ И КОМПЛЕКСНАЯ НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Экспертиза проектов строительства - это анализ и независимая комплексная оценка проектных решений технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений, связанных с реализацией основных направлений инвестиционной политики РФ, с целью предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и страны. Экспертиза проектов строительства является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений и должна проводиться на высоком научно-техническом уровне с тем, чтобы строящиеся (реконструируемые) по этим проектам предприятия, здания и сооружения ко времени ввода их в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда, себестоимости производства и качеству продукции, отвечали по условиям труда современным требованиям и обеспечивали выпуск новых видов конкурентоспособной продукции.

Для оценки проектов строительства они представляются заказчиком в экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в полном объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки обоснованности принятых решений по обеспечению надежности, экологической и эксплуатационной безопасности, а также соответствия техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями.

 

Тема 6.2 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ

При экспертизе проектов строительства подлежат оценке следующие основные вопросы:

соответствие принятых решений предпроектному обоснованию инвестиций, другим предпроектным материалам, заданию на разработку проекта строительства, а также исходным данным, техническим условиям, регламентам и ограничениям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;

хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов;

выбор площадки (трассы) строительства с учетом инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);

обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта, исходя из проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах;

достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности;

соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;

обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбора основного технологического оборудования;

оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материало- и энергоемкости;

обоснованность и надежность строительных решений, особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях;

оптимальность решений по генеральному плану, увязка их с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;

обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

оценка эффективности реализации проекта с учетом современных подходов к ее определению и другие вопросы.

Тема 6.3 СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

Сроки проведения комплексной государственной экспертизы проектов строительства принимаются в зависимости от трудоемкости экспертизы и, как правило, не должны превышать 45 дней. В отдельных случаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объектов, указанный срок может быть увеличен по решению руководства экспертного органа. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее заключениям документации не должны превышать 30 дней.

Сроки проведения экспертизы проектов строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором.

Продолжительность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продолжительности комплексной экспертизы проекта строительства.

Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы - дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект инстанции.

Тема 6.4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.

Экспертное заключение должно содержать:

ü краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономические показатели проекта строительства;

ü конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);

ü общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;

ü рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании;

ü рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонении проекта. По утвержденным проектам, рассматриваемым в порядке выборочного контроля, делается вывод об одобрении или необходимости доработки документации (по объектам, находящимся в стадии строительства, указываются виды работ, которые могут выполняться до доработки проектной документации).

При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям - разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий.

Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект инстанцию.

При проведении совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительства. В конкретных экспертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя экспертного органа, утверждающего выводы экспертизы, является обязательной.

 

Тема 6.5 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ

Порядок определения стоимости работ по проведению экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории РФ разработан в целях обеспечения деятельности органов государственной экспертизы в изменившихся условиях хозяйствования и рыночных отношений участников инвестиционно-строительной деятельности,

Стоимость работ за проведение экспертизы устанавливается экспертным органом и заказчиком при заключении договора на проведение экспертизы исходя из расценок, указанных в таблице.

Указанные в табл.1 расценки установлены за проведение комплексной экспертизы всех разделов обоснований инвестиций и ТЭО (проектов), выполненных в полном объеме в соответствии с требованиями СП 11-101-95 и СНиП 11-01-95. Размер оплаты за проведение повторной экспертизы определяется коэффициентом не более 0,3 от стоимости экспертизы, а по проектно-сметной документации со значительной степенью переработки – с коэффициентом не более 0,6.

В договор могут включаться дополнительные затраты, связанные:

ü с оказанием технической помощи и консультаций в целях совершенствования проектных решений и улучшения технико-экономических показателей;

ü с экспертным сопровождением проектов строительства;

ü с выполнением других видов работ по поручению заказчика.

При проведении экспертизы предпроектной и проектной документации по особо сложным и важным народнохозяйственным объектам, требующей привлечения научных, проектных и других организаций, оплата этих работ производится за счет средств заказчика дополнительно к размеру оплаты, предусмотренной договором.

Таблица 1

Расценки на экспертные работы в зависимости от стоимости проектно-изыскательских работ (ПИР)

Стоимость ПИР, млн. руб. в ценах 1991г. % от ПИР Стоимость ПИР, млн. руб. в ценах 1991г. % от ПИР
1 2 3 4
0,005   1,00 2,51
0,01 17,78 1,50 2,01
0,03 15,48 2,00 1,74
0,05 12,98 3,00 1,37
0,09 10,53 4,50 1,16
0,13 8,51 6,00 0,97
1 2 3 4
0,17 7,20 7,60 0,80
0,21 6,30 9,00 0,67
0,25 5,76 И,00 0,55
0,29 5,22 13,00 0,43
0,41 4,30 15,00 0,39
0,50 3,88 17,00 0,36
0,75 2,98 19,00 0,31

При стоимости ПИР менее 0,005 млн. руб. экспертные работы расцениваются в размере 20%, а более 19 млн. руб. - размере 0,3%.

Тема 6.6 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Государственная экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Работа в этой области ведется в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», который регулирует отношения в этой области. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Успешное решение проблемы охраны природной среды зависит в первую очередь от внедрения в производство таких технологических процессов, материалов и оборудования, которые обеспечили бы более полную и комплексную переработку сырья, уменьшение отходов производства и максимальную их утилизацию, экономию земельных, водных и других природных ресурсов. Поэтому рассмотрение и согласование различных проектных решений, материалов о выборе земельных участков для размещения промышленных и других народнохозяйственных объектов, участие в комиссиях по вводу в эксплуатацию народнохозяйственных объектов - важнейшие направления деятельности государственной экологической экспертизы. На стадии выбора строительных площадок прежде всего рассматривают возможность использования для строительства непригодных для сельскохозяйственных нужд земель или малопродуктивных угодий, возможность комплексного использования сырья, наиболее рационального водопользования, а также возможность предотвращения загрязнения земель, водоемов, подземных водоносных горизонтов и воздушного бассейна промышленными выбросами и прочими отходами производства. При необходимости комплексной экологической оценки проектов строительства, особенно значительных народнохозяйственных объектов, для каждого из них соответствующими органами создаются специальные экспертные комиссии, выводы и рекомендации которых обязательно учитывают при разработке проектов. Для таких работ широко привлекают ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов отраслевых научно-исследовательских институтов, а также представителей министерств и ведомств.

Работа Главгосэкспертизы России тесным образом связана с государственной экологической экспертизой, проведение которой является обязательным актом по охране окружающей природной среды, предшествующим принятию хозяйственного решения о возможности реализации намечаемой деятельности на рассматриваемой территории и гарантирующим соблюдение природоохранных норм и правил в градостроительной документации, ТЭО и проектах. Порядок проведения регулируется законодательством РФ и республик в ее составе.

Тема 6.6.1 МАТЕРИАЛЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССМОТРЕНИЮ ПРИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

В соответствии с Положением об экологической экспертизе подлежат рассмотрению:

предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности;

проекты комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;

материалы комплексного экологического обслуживания участков территорий для последующего придания им нового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной особо охраняемой природной зоны, а также программы по реабилитации данных территорий;

материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике, технологиям и веществам, оказывающим воздействие на состояние окружающей природной среды, в том числе закупаемые за рубежом;

материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов;

материалы экологических обоснований лицензий и сертификатов;

проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Положительное заключение экспертных подразделений Минприроды России по материалам ТЭО служит основанием для выдачи лицензии (разрешения) на природопользование, включающей разрешение на землепользование, в том числе на захоронение (складирование) бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в атмосферу, специальное водопользование; на пользование растительным и животным миром, минеральным, органическим сырьем и другими полезными ископаемыми.

Тема 6.6.2 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации. Наличие материалов по объекту экспертизы документов согласований (разрешений) Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа не может считаться заключением государственной экологической экспертизы по данному объекту.

Материалы по объектам экспертизы федерального уровня направляются заказчиком (физическим или юридическим лицом, представляющим материалы на государственную экологическую экспертизу) в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, а по объектам экспертизы уровня субъектов Российской Федерации - в его территориальные органы. Объект экспертизы представляется в 2 экземплярах, другие материалы - в 1 экземпляре.

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы имеют право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, а также другие материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.

Материалы, представляемые в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской федерации и его территориальные органы на государственную экологическую экспертизу, в установленном порядке регистрируются и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы, для проверки полноты и достаточности представленных материалов.

Экспертное подразделение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет заказчика:

при соответствии представленных материалов установленным требованиям о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления;

при несоответствии материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объеме.

При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. В течение этого срока экспертное подразделение:

подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения экологической экспертизы;

с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;

подготавливает проект приказа на проведение государственной экологической экспертизы и направляет его руководству Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.

Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа. Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду. Продолжительность проведения экспертизы не должна превышать 4 месяцев.

В процессе проведения государственной экологической экспертизы при необходимости могут быть изменены сроки ее проведения и количество привлекаемых экспертов. Изменения сроков проведения государственной экологической экспертизы и состава экспертной комиссии оформляются приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федераций или его территориального органа. При изменении срока проведения государственной экологической экспертизы общий срок ее проведения не должен превышать 6 месяцев.

Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают качественное проведение государственной экологической экспертизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии, в том числе:

ü формируют экспертные группы по основным направлениям государственной экологической экспертизы;

ü составляют календарный план работы экспертной комиссии;

ü разрабатывают задание экспертам на проведение государственной экологической экспертизы;

ü обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;

ü организуют в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии;

ü организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы этих заседаний.

В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы объектов экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации включает в состав экспертной комиссии экспертов по представлениям соответствующих территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. В этих случаях субъекты Российской Федерации вправе делегировать экспертов для участия в заседаниях экспертных комиссий в качестве наблюдателей.

Экспертная комиссия определяет:

соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды;

полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;

достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

В процессе работы экспертной комиссии:

проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;

подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии;

составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;

обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.

Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии. На заседаниях экспертной комиссии рассматриваются Заключения экспертов и экспертных групп. При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: