РАССТРОЙСТВА РЕЧИ, КОММУНИКАТИВНЫХ И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ




Специфическое расстройство речевой артикуляции – освоение ребенком звуков речи значительно задерживается.

Расстройство экспрессивной речи – такое специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту.

О том, что ребенок понимает обращенную к нему речь, можно судить по таким признакам:

— ребенок выполняет просьбы, но не может описать свои действия, которые он совершал при их исполнении;

— улыбается, жестикулирует, широко использует мимику в совместной игре или при прослушивании сказок;

— стремится к общению, активно замещая дефицит слов жестами, мимикой, неречевыми звуками, несвязными фразами, искаженными словами;

— раздражается, злится или приходит в отчаяние, когда его не понимают.

Расстройство рецептивной речи характеризуется нарушением понимания ребенком обращенных к нему высказываний.

Признаки:

— со дня рождения ребенок не реагирует на знакомые названия (свое имя, «мама», «папа» и т. п.);

— к 18 месяцам не может идентифицировать по названиям обычные предметы из своего окружения;

— в возрасте 2 лет не способен следовать простым инструкциям;

— после 3 лет не понимает значение грамматических и невербальных аспектов речи

Заикание – расстройство произвольной координации движений языка, губ при артикуляции незнакомых или трудно сочетаемых звуков в словах.

Расстройство навыков чтения в первое время проявляется в трудностях пересказывания алфавита и распределения букв по звукам при нормальной остроте слуха. Позднее проявляются ошибки в навыках устного чтения:

— пропуски, замены, искажения или дополнения букв, слов или их частей (например, «велисапед» вместо «велосипед», «слон» вместо «салон», «живой» вместо «жилой» и т. п.);.

— слишком медленный темп речи;

— попытки начать чтение заново, длительные запинки или «потеря места» в тексте при прерывании чтения;

— перестановка слов при чтении написанных предложений.

Расстройство спеллингования. Характеризуется нарушением в подростковом возрасте способности устного произношения слова по буквам и, правильного его написания: ребенок пишет как – слышит.

Расстройство навыков письма. Ребенок не может записывать под диктовку или самостоятельно слова из за физиологически обусловленного рассогласования взаимодействия глаз и руки.

Расстройство навыков счета. Начинается с нарушения распознавания цифр и символов, не понимает абстрактные понятия, не запоминает абстрактные понятия, не запоминает последовательность действий.

РАССТРОЙСТВО МЫШЛЕНИЯ:

Мышление — это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон реальности, познание внутренних взаимосвязей предметов и явлений.

1.НАРУШЕНИЯ ДИНАМИКИ МЫШЛЕНИЯ:

Нарушения темпа: ускорение и замедление мышления.

Ускорение — увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Мысли поверхностные, малодоказательные, возникает скачка идей (непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения).

Замедление — уменьшение числа ассоциаций в единицу времени. Лабильность — редко встречающийся феномен, который заключается в быстрой смене темпа: сначала резкое ускорение, сменяющееся резким замедлением.

2. НАРУШЕНИЯ ПОДВИЖНОСТИ МЫШЛЕНИЯ (тугоподвижность мышления, торпидность, ригидность, инертность).

Детализация — постоянное вовлечение в мыслительный процесс второстепенных несущественных подробностей.

Обстоятельность — выраженная детализация, сочетающаяся с систематическим застреванием на побочных ассоциациях при последующем возвращении к основной мысли.

Вязкость — крайняя степень обстоятельности, при которой детализация так искажает основную мысль, что делает ее непонятной.

Витиеватость — слишком пространные рассуждения, излишние для понимания излагаемой мысли.

Соскальзывание — внешне немотивированные, неожиданные эпизодические переходы от одного содержания к другому по случайной ассоциации или несущественному для конечной цели рассуждения признаку..

Резонерство — пространные рассуждения по несущественному поводу.

Разноплановость — постоянная необоснованная смена оснований для построения ассоциаций. В результате мысль лишается основного стержня, иногда объединяются несочетаемые понятия.

Аморфность — нечеткое использование понятий (непонятно, о чем говорит больной).

Разорванность — отсутствие связей между отдельными умозаключениями.

Логическая — нет логической связи между отдельными компонентами мысли.

Грамматическая — набор отдельных, несвязанных слов (шизофазия). Словесная окрошка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: