IV. Учебно-материальное обеспечение




Начальник кафедры

Полковник внутренней cлужбы

_______________ Гайдай П.И.

«_____»_____________2014года

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

Тема № 7.

Особенности анализа консолидированной и сегментной отчетности.

 

 

Обсуждена на заседании ПМК

Протокол № ______

от «_____» __________ 2014 года

 

 

Санкт-Петербург


I. Учебные цели

1.Изучение особенностей составления и анализа консолидированной отчетности в России.

2.Рассмотрение особенностей анализа сегментной отчетности.

3.Воспитание у обучающихся ответственного отношения к исполнению своих будущих профессиональных обязанностей.

 

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1.Особенности составления сводной (консолидированной) отчетности в России (подходы к составлению в международной практике, принципы и процедуры консолидации, особенности анализа консолидированной отчетности организаций разного типа). 2.Особенности анализа сегментной отчетности (классификация проблем, возникающих при составлении и использовании сегментной отчетности, проблема определения сегмента бизнеса, специфика анализа сегментной отчетности). ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ            

III. Литература

Основная

1. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности Серия: Высшее финансовое образование. Издательство: Омега-Л, 2010.

2. Керимов В.Э. Анализ финансовой отчетности: учебник. – М.: Дашков и К, 2012.

Дополнительная

1. Керимов В.Э. Анализ финансовой отчетности: Практикум. – М.: Дашков и К, 2012.

2. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие /Вахрушина О.Б. –М.: Дашков и К, 2011.

Нормативная литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I, II.

3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-Ф3 «О бухгалтерском учете»

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н с изм. и доп.).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (приказ Минфина РФ от 24.11.2008 г. № 116н).

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) (приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н).

8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99) (приказ Минфина РФ от 06.06.1999 г. № 43н).

9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01г. № 44н.

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 18.05.02 г № 45н.

11. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». ПБУ 7/98.Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г № 56н.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности». ПБУ 8/2010. Утверждено приказом Минфина РФ от 13.12.2010 г № 167 н.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32-н).

14. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33-н).

15. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах». ПБУ 11/2008. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.04.2008 г № 48н.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам». ПБУ 12/2010. Утверждено приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г № 143н.

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи». ПБУ 13/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г № 92н.

18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г № 153н.

19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам». ПБУ 15/2008. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г № 107н.

20. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности». ПБУ 16/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 02.07.02 г № 66н.

21. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». ПБУ 17/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. № 115н.

22. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль». ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г № 114н.

23. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений». ПБУ 19/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.02 г № 126н.

24. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности». ПБУ 20/03. Утверждено приказом Минфина РФ от 24.11.2003 г № 105н.

25. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений». ПБУ 21/2008. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.08 г № 106н.

26. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». ПБУ 22/2010. Утверждено приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н.

27. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств». ПБУ 23/2011. Утверждено приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н.

28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов». ПБУ 24/2011. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2011 № 125н.

29. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н с изм. и доп.).

30. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (приказ Минфина СССР от 29.07.1983 №105).

31. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 с изм. и доп.)

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор,


V. Текст лекции

Вводная часть.

Во вводной части преподаватель:

· проверяет наличие обучаемых и сверяет данные об отсутствующих на занятии с журналом учета учебных занятий;

· объявляет тему занятия, его цели и раскрывает связь данной темы с предыдущей темой дисциплины и темами других дисциплин;

· объявляет учебные вопросы.

 

Учебные вопросы.

Особенности составления сводной (консолидированной) отчетности в России (подходы к составлению в международной практике, принципы и процедуры консолидации, особенности анализа консолидированной отчетности организаций разного типа).

В современных условиях одной из наиболее устойчивых тенденций развития организационных структур производства во всех сегментах бизнеса является их интеграция. Это определяется рядом организационно-технических, экономических и социальных причин. В условиях рыночной экономики предприятия стремятся установить долгосрочные хозяйственные связи, которые позволяют выбрать взаимовыгодные условия поставки и расчетов, материалов, полуфабрикатов и услуг; это часто приводит к тому, что возникает устойчивая дебиторская и кредиторская задолженности. При возникновении совместных интересов в использовании транспортных средств, проведении ремонтных услуг предприятия часто заключают договор простого товарищества, в соответствии с которым ведут совместную деятельность.

При заинтересованности в устойчивых поставках определенных узлов и блоков, необходимых для освоения выпуска новых видов продукции, предприятия, выпускающие финальный продукт, часто выдают займы своим партнерам. Все это постепенно приводит к тому, что возникает взаимная зависимость между предприятиями, которую они закрепляют институционально и финансово, создавая группу нефизических лиц с взаимным владением капитала и ориентированных на выпуск конечного продукта, поступающего на рынок.

Процессы интеграции способствуют созданию производств оптимальной мощности, рациональной специализации и организации устойчивого кооперирования и комбинирования производства, т.е. обеспечивают целенаправленное совершенствование организации управленческих процессов.

Основными экономическими преимуществами интеграции субъектов хозяйствования является:

- единое управление активами;

- централизованное регулирование процессов материально-технического обеспечения и сбыта;

- сокращение постоянных расходов, в первую очередь управленческих;

- последовательное и взаимосвязанное обновление производственного потенциала;

- централизованное привлечение заемных средств и расширение границ самофинансирования.

Согласование маркетинговой, производственной и финансовой политики позволяет учитывать влияние жизненного цикла продукта, технологий и основных средств на финансовые результаты деятельности организации и экономично использовать капитализируемую прибыль, направленную на развитие производства, его реструктуризацию и расширение.

Институционально укрепляя свои отношения, группы взаимосвязанных объектов часто выступают как единый комплекс, оказывающий существенное влияние на ценовую политику в определенном сегменте бизнеса, на его темпы развития и технический уровень. Партнеры таких групп, прежде всего, интересуются результатами деятельности группы предприятий в целом, которая находит отражение в консолидированной отчетности. Особое значение такая информация имеет для участников фондового рынка.

Учитывая социальную значимость компаний, составляющих консолидированную отчетность, и их приоритетный выход на мировые фондовые рынки, поставлена задача их первоочередного перехода на составление отчетности в формате Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

В российской бухгалтерской научной литературе и даже в нормативных документах консолидированная отчетность часто рассматривается как синоним сводной, что в современных условиях уже недопустимо.

Консолидированная отчетность формируется путем объединения бухгалтерских отчетов взаимосвязанных предприятий, входящих в группу, и характеризует ее имущественное и финансовое состояние и финансовые результаты за определенный период. Особенностью этой отчетности является ее составление по данным отчетности отдельных юридических лиц, которые входят в состав группы, т.е. бухгалтерский учет в целом по группе не ведется. Она объединяет отчетность нескольких взаимосвязанных юридических лиц, т.е. оценка имущества и финансовых результатов не будет совпадать с суммой статей отчетности юридических лиц, входящих в группу.

Для составления этой отчетности устанавливаются специальные правила.

При составлении консолидированной отчетности проводится элиминирование статей форм отчетности с целью исключения повторного счета.

Для составления консолидированной отчетности должна быть согласована учетная политика входящих в группу предприятий: выбрана единая дата составления отчетности, единство денежного измерения и методов оценки статей баланса, оценки существенности, формы представления и полноты информации и т.п.

Основными пользователями консолидированной отчетности являются крупные инвесторы, профессиональные участники фондового рынка, а также миноритарные акционеры, приобретающие акции, ориентируясь на их текущую доходность.

Принципы представления и подготовки консолидированной финансовой отчетности определены в Международном стандарте финансовой отчетности(IFRS)10 "Консолидированная финансовая отчетность", введенным в действие на территории России приказом Министерства финансов РФ от 18.07.2012 N 106н.

Поскольку консолидированная отчетность составляется по группе предприятий, состоящей из головного и дочерних, которые находятся под прямым или косвенным контролем первого, то в ней должна быть выделена доля активов и капитала группы, которая не принадлежит головному предприятию, т.е. «доля меньшинства» (миноритарных акционеров).

Поскольку консолидированная отчетность строится как единая информация о результатах деятельности группы предприятий, то результаты деятельности и характеристики финансового состояния одной компании могут быть перекрыты результатами другой, что может привести к сокрытию потенциальной и реальной неплатежеспособности определенной организации. Это определяет ответственность составления и введения в информацию данных консолидированной отчетности. Для понимания первостепенное значение имеет интерпретация и анализ консолидированной отчетности.

 

Последовательность анализа консолидированной отчетности.

 

Анализ консолидированной отчетности должен обеспечить раскрытие информации корпоративного объединения – группы предприятий. В Международных стандартах финансовой отчетности определен объем данных, которые должны быть пояснениями в публикуемой консолидированной отчетности. При этом необходимо учесть:

- цель составления и представления консолидированной отчетности;

- качественные характеристики консолидированной отчетности;

- выбранные методы оценки активов, обязательств и капитала группы;

- концептуальные основы, заложенные в природу существования и развития финансово-хозяйственной деятельности корпоративного объединения.

Доминируют при анализе цели и адресности консолидированной отчетности. Поскольку она должна стать основным источником информации при принятии решений, прежде всего в области приобретения акций или облигаций группы компаний, то в отчетности должны получить полное отражение данные о финансовом состоянии группы, результатах финансово-хозяйственной деятельности и денежных потоках внутри группы и при взаимоотношениях с партнерами. В этой связи в консолидированной отчетности должна быть видна динамика активов, обязательств, доходов и расходов, включая прибыль и убытки, изменения в акционерном капитале группы предприятий.

Предварительным этапом анализа консолидированной отчетности является оценка правильности определения параметра консолидации и правомерности включения предприятий в состав консолидированной группы с учетом действующей отечественной законодательной и нормативной базы и требований МСФО.

При анализе консолидированной отчетности необходимо учесть следующие факторы:

- долю и степень организационно-функционального и финансового влияния на конкретные предприятия;

- объекты и субъекты консолидации;

- влияние учетной политики взаимосвязанных организаций на консолидированную отчетность.

Объектом анализа консолидированной отчетности должны стать показатели, определенные как минимальный перечень статей, которые должны быть представлены в консолидированной отчетности (пункт 68 МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»):

- здания, машины и оборудование;

- инвестиционная собственность;

- нематериальные активы;

- финансовые активы, включая инвестиции, учитываемые методом долевого участия;

- торговая и прочая дебиторская задолженность;

- денежные средства и их эквиваленты;

- биологические активы;

- запасы;

- резервы;

- торговая и прочая кредиторская задолженность;

- финансовые обязательства, исключая торговую и прочую кредиторскую задолженность и резервы;

- активы и обязательства для расчета текущего налога на прибыль;

- отложенные налоговые активы и обязательства согласно МСФО 12;

- доля меньшинства, представляемая в разделе акционерного капитала;

- уставный капитала и резервы, относящиеся к акционерам материнской компании.

Если в корпоративной структуре появляется положительный показатель гудвилла, то его величина отражается отдельной строкой в составе активов консолидированного баланса.

Для каждой группы акционерного капитала необходимо проанализировать:

- количество первоначально выпущенных акций;

- количество выпущенных и полностью оплаченных акций, количество выпущенных, но не оплаченных акций или не полностью оплаченных;

- номинальная стоимость акций;

- выверка акций, выпущенных в отчетный период;

- права, привилегии и ограничения, предписанные для отдельных групп акционеров, прежде всего ограничения на распределение дивидендов и оплату капитала;

- доли собственности в акционерном капитале группы, принадлежащие материнской компании, дочерним и ассоциированным обществам.

При анализе консолидированной отчетности специфическим направлением анализа является оценка доли меньшинства, т.е. той части чистых активов группы, которыми не владеют акционеры материнской компании (прямо или через других акционеров). Эта часть активов принадлежит монетарных акционерам. При прямом владении этот анализ не вызывает затруднений, а при косвенном – должен специально рассчитываться с учетом перекрестного владения акциями.

При анализе консолидированной отчетности используются те же методы, что и при анализе отчетности отдельного юридического лица (вертикальный, горизонтальный, метод сравнений и факторного анализа).

 

Особенности анализа баланса консолидированной отчетности

Поскольку консолидированная бухгалтерская отчетность является дополнительной информацией, то для материнской компании она становится дополнением и расширением данных, характеризуя имущество, которое принадлежит дочерним компаниям и не входит в отчетность материнской.

При анализе консолидированного баланса выделяются те статьи, которые отражают взаимные внутригрупповые операции, что позволяет исключить повторный счет и искусственное завышение статей баланса.

Целесообразно выделить три группы статей, которые подлежат элиминированию:

- суммы собственного капитала и долгосрочных финансовых вложений с выделением доли меньшинства; включая задолженность по еще невнесенным в уставный капитал взносам;

- статьи, связанные с текущими расчетами, включая авансы полученные и выданные, взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность, расходы и доходы будущих периодов;

- займы компаний, входящие в группу, ценные бумаги, учтенные как долго- и краткосрочные финансовые вложения;

- другие операции (непредвиденные).

При анализе баланса необходимо:

- пояснить, какой вид консолидации использовался;

- выявить, на какой основе произошло объединение предприятий в группу;

- показать взаимосвязь и взаимодействие членов группы.

Анализ консолидированного баланса проводится совестно с анализом баланса материнской и дочерних компаний, т.к. одним из направлений анализа становится определение структуры капитала и имущества в обществе. Финансовые коэффициенты рассчитываются в целом по компании, отдельно по материнской, а также определяет их разброс по дочерним.

При анализе консолидированного баланса рассчитываются следующие группы финансовых коэффициентов:

- показатели имущественного положения группы предприятий;

- показатели оценки структуры источников финансирования средств (капитала) группы;

- коэффициенты ликвидности группы;

- коэффициенты финансовой устойчивости группы;

- показатели деловой активности группы.

Если консолидированный баланс составляется для группы предприятий впервые, то особое внимание уделяется анализу различий в учетной политике головной (материнской) и дочерних компаний, в первую очередь в принятых методах оценки активов, и так же инвестициям головной компании в дочерние общества. Приведение учетной политики к единым позициям позволяет осуществить процедуру консолидации и определить деловую репутацию дочерних организаций.

При повторном составлении консолидированного баланса особое внимание приходится обращать:

- на обоснование объектов полного или частичного элиминирования;

- на определение изменений в оценке деловой репутации (гудвилла);

- на учет доли меньшинства;

- на учет дивидендов, выплаченных из прибыли до объединения;

- на выделение привилегированных акций и расчетов по ним

 

Анализ консолидированного отчета о прибылях и убытках

При анализе отчета о прибылях и убытках необходимо, во-первых, определить долю дочерних обществ в финансовых результатах группы. Для этого рассчитывается доля меньшинства в прибылях (убытках) дочерних компаний, а как итог определяется чистая прибыль, причитающаяся материнской компании.

Финансовый результат деятельности объединяющей компании в значительной мере зависит от способа объединения компании. В случае слияния предприятий стоимость объединенной компании часто превышает суммарную стоимость двух компаний, т.е. возникает экономия в результате увеличение масштаба производства. Это нормальная тенденция, т.к. любое слияние преследует цель увеличения доходов акционеров.

В МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» (п.п. 78-95) определены требования к раскрытию информации о прибылях и убытках группы предприятий.

Материнская компания должна представить в консолидированной отчетности объем выручки группы, финансовые издержки, долю прибыли (убытка), принадлежащий ассоциированной компании, учитывают посредством использования метода долевого участия; расходы по налогообложению, чистую прибыль и убытки группы. В форме также показывается сумма чистой прибыли или убытка, приходящихся на долю миноритарных акционеров, а также отдельно долю материнской компании. Важно, что в требованиях МСФО установлено требование раскрытия природы компонентов доходов и расходов, т.е. предполагается обоснование их признания и причин возникновения, что требует использования при составлении отчета о прибылях и убытках методов факторного анализа.

В рамках отчета о прибылях и убытках представляется информация о сумме подлежащих распределению дивидендов и величине дивидендов, приходящихся на одну акцию.

Поскольку слияние компаний часто приводит к росту их стоимости, т.е. превышает суммарную стоимость сливающихся компаний, то эта информация обязательно приводится в консолидированном отчете о прибылях и убытках. Кроме того, в пояснениях часто дается прогноз роста текущей доходности акций, т.е. чистой прибыли на одну акцию.

Типичными являются следующие этапы формирования консолидированного отчета о прибылях и убытках:

- преобразование данных индивидуальных отчетов о прибылях и убытках для проведения консолидации, включая:

а) агрегирование показателей индивидуальных отчетов (постатейное суммирование показателей отчетов участников группы;

б) элиминирование показателей, включая продажи внутри группы, в том числе с применением трансфертного ценообразования; внутри групповой нереализованной прибыли и прочих внутригрупповых операций);

- процедуры, связанные с признанием специфических показателей консолидированной отчетности о прибылях и убытках, включая:

а) расчет доли меньшинства в чистом финансовом результате группы;

б) признание расходов в случае обесценения гудвилла;

- возможная реклассификация и трансформация данных в соответствии со стандартом консолидации;

- формирование консолидированного отчета о прибылях и убытках как агрегированного отчета и пояснений к нему.

 

Особенности анализа сегментной отчетности (классификация проблем, возникающих при составлении и использовании сегментной отчетности, проблема определения сегмента бизнеса, специфика анализа сегментной отчетности).

 

Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия).

Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:

• лучше понять результаты прошлой деятельности организации;

• точнее оценить риски и прибыли организации;

• принять более обоснованные решения в отношении организации в будущем.

В связи с этим возникает потребность в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. Рассмотрим основные термины, используемые в анализе сегментарной отчетности.

"Сегмент" (лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Применительно к бухгалтерскому учету это понятие используется в том смысле, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо раскрывать обособленно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продажах разных товаров, работ, услуг или данные о продажах одного вида в разных регионах.

"Сегментарная отчетность" - отчетность, раскрывающая информацию по отдельным сегментам деятельности организации.

Требования и порядок формирования сегментарной отчетности сформулированы в Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010) (утверждено приказом Минфина РФ от 08.11.2010 №143н), которые в свою очередь были разработаны на основе МСФО 14 "Сегментная отчетность". В соответствии с этим положением сегментарную отчетность обязаны формировать коммерческие организации (кроме кредитных), для которых обязательным является выполнение одного из следующих условий:

• организация или ассоциация является составителем сводной бухгалтерской отчетности;

• организация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.;

• организация осуществляет свою деятельность в различных географических регионах.

В данном нормативном акте определены следующие понятия: " информация по сегменту" - информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации;

" операционный сегмент" - часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам, и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным их группам; " географический сегмент" - часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам, и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации;

" отчетный сегмент" - отдельный операционный или географический сегмент, информация о котором является обязательной для раскрытия в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности.

Порядок составления сегментарной отчетности включает следующие этапы:

• определение отчетных сегментов;

• выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организации;

• сбор и обобщение информации по отчетным сегментам из регистров управленческого и финансового учета;

• раскрытие информации по первичному и вторичному форматам сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими предоставление информации по сегментам.

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры. При выделении отчетных сегментов принимают во внимание следующие виды рисков: общеэкономические; валютные; кредитные; ценовые; политические. При этом не предполагается их количественное измерение и выражение.

При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу (сегмент) при условии сходства по всем или большинству из следующих признаков: назначению товаров, работ, услуг; процессу производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг; методам продажи; системам управления деятельностью организации (если приемлемо).

При выделении информации по географическим сегментам следует исходить из следующих аспектов: сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации; наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах; сходства деятельности; рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе; общности правил валютного контроля; валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе. Географические сегменты могут быть выделены:

• по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам РФ;

• по местам расположения активов (ведения деятельности) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей, покупателей). Как правило, второй критерий используется чаще первого.

Для признания сегмента отчетным, необходимо выполнение следующих требований:

1) значительная часть выручки сегмента получена от продажи внешним покупателям;

2) выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами составляет не менее 10% от общей суммы выручки;

3) финансовый результат сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% от финансового результата всех сегментов;

4) активы данного сегмента составляют не менее 10% суммы активов всех сегментов;

5) на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки
организации. Если получено менее 75%, то должны быть выделены
дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют "правилу 10%".

В целом единовременно должны быть соблюдены первое и пятое требования, а также одно из тех, что определены в ранее перечисленных пп. 2, 3 и 4.

При формировании бухгалтерской отчетности по сегментам необходимо выделить первичную и вторичную информацию по сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются в основном различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным является раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным - по географическим.

Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичным является раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичным - по операционным.

Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим.

В составе первичной информации по отчетному сегменту в отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:

• общая величина выручки;

• финансовый результат (прибыль или убыток);

• общая балансовая величина активов (их суммарная величина вместе с не распределенными между сегментами активами должна соответствовать сумме, отраженной по стр. 1600 баланса);

• общая величина обязательств (без учета задолженности по налогу на прибыль. Вместе с нераспределенными обязательствами она должна соответствовать сумме долгосрочных и краткосрочных обязательств организации);

• общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

• общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

• совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые, дочерние общества и совместную деятельность.

Как правило, не составляет больших сложностей определить величину выручки сегмента и его финансового результата, который определяется как разность между выручкой и расходами сегмента без общехозяйственных и прочих расходов, относящихся к организации в целом.

Сложнее распределить между сегментами и прочими операциями все остальные показатели. Практика не выработала до сих пор точных методов распределения. Поэтому согласно МСФО 14 если распределение сумм активов, обязательств и других показателей является спорным, то лучше их обозначить в отчетности как нераспределенные. Как правило, не составляет труда распределение большинства показателей между сегментами тогда, когда эти сегменты являются составляющими не одной организации, а группы предприятий.

Если вторичной информацией признана информация по географическому сегменту, то в отчетности раскрываются следующие показатели:

• величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта;

• балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов;

• величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов.

Если же вторичной признана информация по операционным сегментам, то в бухгалтерской отчетности должны быть отражены следующие показатели: выручка от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов;

величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

 

Знание особенностей содержания и формирования сегментарной отчетности обеспечивает построение стройной методики ее анализа, в составе которой целесообразно выделить две крупные части:

• анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации;

• анализ отчетной информации в разрезе географических сегментов деятельности организации.

Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации проводится на основе учетных данных о выручке от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов. Его следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним.

По данным ОАО "Молочный комбинат", исходя из различий типов продукции в производственном и технологическом процессах выделены следующие операционные сегменты: сливочное масло; кисло-молочная продукция; сухое молоко; заменитель цельного молока.

Оценка количественных критериев признания отчетных операционных сегментов приведена в табл 1.

Из данных табл.1 следует, что выделенные ранее сегменты по качественным критериям все соответствуют и количественным критериям (доля выручки от продаж и финансового результата каждого операционного сегмента превышает 10% от общей величины соответствующих показателей по организации в целом). Кроме того, на выделенные сегменты приходится более 75% всей выручки организации: в предыдущем году - 84,2%, в отчетном - более 89,6%. По данным комбината основная часть выручки каждого сегмента получена от продажи внешним покупателям. На прочие операции приходится, соответственно, 15,8 и 10,4%. Таким образом, есть все основания признать выделенные сегменты деятельности организации как отчетные.

Таблица 1

Расчет количе<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: