Антропогенные факторы, их прямое и косвенное воздействие на неживую и живую природу.




Государственный медицинский колледж имени Д.Калматаева

Методическая разработка занятия № 4

По теме «Общие закономерности действия факторов среды на организм»

Предмет: «Экология и устойчивое развитие»

Специальность: 0302000 «Сестринское дело»

Квалификация: 0302033 «Медицинская сестра общей практики»

Тема: «Общие закономерности действия факторов среды на организм»

Преподаватель: Савушкина Е.В.

 

 

Тема урока: «Общие закономерности действия факторов среды на организм»

Вид урока: теория

Учебное время: 2ч.

Методическая цель занятия: сформировать знания об общих закономерностях действия факторов среды на организм

Задачи занятия:

Образовательная: сформировать знания об общих закономерностях действия факторов среды на организм

Развивающая: развивать логическое мышление, умение выделять главное, устанавливать взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученными предметами

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, ответственность, самостоятельность, патриотизм, любовь к будущей профессии

 

Обучающийся должен знать:зоны действия экологического фактора. Экологическая валентность, как свойство живых организмов адаптироваться к существованию в определенном диапазоне действия экологических факторов. Стенобионтные и эврибионтные организмы. Лимитирующие факторы и их значение. Закон минимума Ю Либиха. Закон толерантности В.Шелфорда. Механизмы компенсации действия экологических факторов живыми организмами. Фотопериодизм и биоритмы организмов как проявление компенсации действия экологических факторов.Влияние взаимодействия факторов на пределы толерантности. Периодические и непериодические факторы. Особенности адаптации к периодическим и непериодическим факторам.

Обучающийся должен уметь: применять в практике знания об общих закономерностях действия факторов среды на организм

Межпредметные связи: биология, география, анатомия, охрана окружающей среды, химия, правоведение, медицина, психология

Оснащение урока: схемы, таблицы, иллюстрации

Литература для обучающихся:

К.А.Алишева Экология Алматы, 2007

Литература для преподавателя:

В.И.Коробкин, Л.В.Передельский Экология Ростов-на-Дону,2007

Домашнее задание:

К.А.Алишева Экология Алматы, 2007 стр.16-20

В.И.Коробкин, Л.В.Передельский Экология Ростов-на-Дону,2007 стр.26-43

План занятия

І. Организационный момент - 2 мин..

ІІ. Целевая установка занятия – 3 мин.

ІІІ. Актуализация опорных знаний – 10 мин

ІҮ. Объяснение нового учебного материала – 50 мин

 

Ү. Обобщение и закрепление нового материала – 20 мин.

ҮІ. Выставление оценок – 2 мин.

ҮІІ. Домашнее задание - 3 мин.

 

Актуализация опорных знаний - индивидуальный устный опрос

1. Понятие о среде обитания.

2. Понятие об экологических факторах.

Абиотические факторы,

Биотические факторы, или факторы живой природы, внутривидовые и межвидовые антагонистические и неантагонистические взаимоотношения живых организмов,

Понятие «экологическая ниша», ее значение во взаимоотношениях живых организмов,

Антропогенные факторы, их прямое и косвенное воздействие на неживую и живую природу.

Т.о., экологические факторы подразделяют в зависимости от:

природы – абиотические и биотические;

происхождения – естественные и искусственные;

периодичности – периодические и непериодические;

времени образования и начала действия – первичные и вторичные;

среды – водные (гидросферные),

воздушные (атмосферные),

почвенные (литосферные);

степени воздействия – лимитирующие,

экстремальные,

летальные;

спектра воздействия – общего, избирательного действия;

характера воздействия и состава – химические,

физические,

биологические, механические,

информационные и т.д.

 

 

ІҮ. План изложения нового материала

1. Зоны действия экологического фактора. Экологическая валентность. Стенобионтные и эврибионтные организмы.

2. Лимитирующие факторы и их значение. Закон минимума Ю Либиха. Закон толерантности В.Шелфорда.

3. Фотопериодизм и биоритмы организмов как проявление компенсации действия экологических факторов.

4. Периодические и непериодические факторы. Особенности адаптации к периодическим и непериодическим факторам.

 

1. Экологические факторы могут оказывать на организм положительное или отрицательное влияние. Недостаток или избыток экологического фактора отрицательно влияет на жизнь организма. Для каждого организма существует определенный диапазон действия экологического фактора.

Благоприятные для нормальной жизнедеятельности организма значения экологического фактора называются зоной оптимума. Чем значительнее отклонение действия фактора от оптимума, тем больше данный фактор в диапазоне, называемом стрессовой зоной, угнетает жизнедеятельность живой системы. Максимально и минимально переносимые значения экологического фактора - это критические точки, отмечающие начало зоны гибели, где существование организма или популяции уже невозможно. Диапазон между минимумом и максимумом экологического фактора называется диапазоном толерантности (от лат. tolerantia – терпение) и определяет величину выносливости или экологическую валентность организма к данному фактору.

Широкий диапазон толерантности вида по отношению к экологическим факторам обозначают добавлением к названию фактора приставки «эври-» (от греч. eurys – широкий), а низкая экологическая валентность вида характеризуется приставкой «стено-» (от греч. stenos – узкий). Так, например, животные, способные выносить значительные колебания температуры, называются эвритермными, а в случае их неспособности к этому они называются стенотермными. Небольшие изменения температуры мало сказываются на эвритермных организмах, но могут оказаться гибельными для стенотермных. Экологически непластичные, т.е. маловыносливые виды, для существования которых необходимы строго определенные экологические условия, называют стенобиотными, а более выносливые виды, приспосабливающиеся к экологической обстановке с широким диапазоном изменения параметров, - эврибиотными.

Способность организма приспосабливаться к действию экологических факторов и выживать в изменяющихся условиях среды за счет эволюционно возникших морфологических, физиолого-биохимических и поведенческих приспособлений называется адаптацией (от лат. adaptatio – приспособление).

 

Разные организмы характеризуются разной экологической валентностью, но диапазон толерантности организма может меняться даже при переходе из одной стадии развития в другую – например, молодые организмы часто оказываются более уязвимыми и более требовательными к условиям среды, чем взрослые особи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: