Сущность и структура сознания




Тема №12. - Сознание как философская проблема

Учение о сознании связано с различными разделами философского знания: онтологический подход к сознанию включает в себя вопросы его соотношения с материей, сущности и структуры; гносеологический - связан с познавательными способностями человека и процессом формирования сознания индивида; поскольку современная наука не доказала наличие нечеловеческих форм сознания, неизбежен антропологический подход, предполагающий сравнительный анализ человеческого сознания и мышления животных, а также исследование проблемы возникновения сознания в процессе антропосоциогенеза.

Изучение сознания усложняется еще и тем, что в познании оно выступает одновременно и как объект, и как субъект познания, а поскольку каждый акт сознания включает в себя всю жизнь индивида в неповторимости и уникальности, постижение сознания становится чрезвычайно сложной проблемой и для науки, и для философии.

Проблема возникновения сознания

Сознание – одно из основных понятий в философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека воспроизводить действительность в субъективной, идеальной форме и преобразовывать ее в своих интересах.

Одной из самых важных в философии является проблема происхождения сознания. Все многообразие точек зрения,которые сложились в историифилософии по этой проблеме, можно свести к трем основным:1. Источник человеческого сознания - некая надмировая духовная сущность; в христианстве – это Бог, одаривший человека бессмертной разумной душой, в объективном идеализме сознание человека трактуется как порождение мирового разума (например, в концепции Гегеля сознание человека возникло в результате саморазвития Абсолютной Идеи);

2. Сознание, отождествляясь с понятиями «душа», «духовное начало», рассматривается как неотъемлемый элемент мироздания; такова позиция, к примеру, первобытного анимизма – идеи всеобщей одухотворенности мира; в философии это воззрение получило название «гилозоизм » (греч. hile – вещество, zoe – жизнь), которого придерживались, например, такие философы-материалисты как Демокрит, Д.Дидро и др. Концепция всеобщей одухотворенности материи позволяла материалистам прошлого представить появление человеческого сознания как закономерный результат эволюции природы, а не как «чудо». Однако, хотя гилозоизм не нашел подтверждения в науке, в среде материалистов сохранилось стремление обосновать закономерный характер появления человеческого сознания.

 

Сознание как высшая форма отражения действительности. Этаконцепция начала разрабатываться в советской философии в 60-е – 70-е годы ХХ века с позиций диалектического материализма. В ней появление сознания рассматривается не как результат эволюции материи как таковой, а как итог развития всеобщего свойства материи – отражения.

 

Под отражением понимается способность материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить отдельные признаки и свойства друг друга. Отражение - это реакция материального объекта на внешнее воздействие, в котором присутствует информация об этом воздействии.

 

Способность к отражению, а также характер его проявления зависит от уровня организации материального носителя. В неживой материи отражение - это физические и химические взаимодействия, в живой – биологическое отражение (раздражимость), а с появлением нервной системы – как психическое отражение. Сознание человека - социальная форма отражения, так как связано с появлением общества и формируется только в социуме.

Поскольку наука пока однозначно не ответила на вопрос о возможности возникновения живой материи из неживой, то в современной философии при обсуждении проблемы сознания, предпочитают ограничиваться биологическими предпосылками сознания, анализируя психические формы отражения в живойприроде. С этой точки зрения формированию сознания человека предшествовал длительный период психологического развития животных, у которых имеются зачатки интеллекта. Психика животных появляется на достаточно высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организмов к изменяющимся условиям внешнего мира. В ее эволюции выделяют три этапа: 1.сенсорная психика (насекомые, черви, моллюски; их поведение инстинктивно, основано на безусловных рефлексах); 2.перцептивная психика (птицы, рыбы, млекопитающие; в их поведении помимо инстинктов большую роль играют условные рефлексы, позволяющие накапливать индивидуальный жизненный опыт, что повышает их уровень адаптации внешнему миру); 2.предметное мышление или «оперативный интеллект» (обезьяны; только они из всех животных способны выполнять различные операции с предметами, исполнять мыслительные задания, связанные с конкретными действиями, не требующими абстрактных понятий).

Хотя сознание человека своими предпосылками и некоторыми функциями связано с психикой высших животных, оно существенно от нее отличается:

 

Сознание человека творчески активно:животные лишь воспроизводят впсихических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло эволюционно возникнуть, поскольку человек, в отличие от животных, способен оперировать абстракциями, обладает логическим мышлением.

Сознание человека конструктивно: психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.

Сознание человека целесообразно и целенаправленно: животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение поставленной цели, идеальный образ которой содержится в сознании еще до начала деятельности.

 

Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих себя. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия и не дают им оценок. У человека в процессе развития формируется совокупность взглядов на самого себя как на индивидуального и социального субъекта, что позволяет ему эффективно корректировать как свои личностные качества, так и поведение в обществе.

 

Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Психика животного индивидуальна и генетически избирательна,онаотражает только те объекты и их качества, которые жизненно необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах, подняться выше сиюминутных потребностей и отразить предмет объективно. Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим универсальным достоянием общества. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания определенной эпохи.

Таким образом, человеческое сознание не случайно называют высшей формой отражения. Включая в себя все виды психического отражения, присущие животному миру, оно качественно от них отличается.

 

Сознание человека как высшая форма психического отражения появляется в ходе антропогенеза в результате трудовой деятельности, развития социальных связей и языка. Сознание - социальное явление, как в историческом аспекте его возникновения, так и в процессе формирования сознания индивида. В философии принято различать общественное и индивидуальное сознание, однако и то, и другое - общественный продукт, поскольку сознание отдельного человека складывается под влиянием общественного в процессе социализации личности.

Сознание и язык.

Как уже отмечалось, сознание возникло и сформировалось в процессе трудовой деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. Вместе с появлением сознания возник и сформировался язык как средство выражения мысли, хранения информации и общения. В результате эволюция человечества пошла по другой линии,нежели вживотном мире: вместо выживаемости за счет инстинктов - выживаемость за счет знаний, накопления и передачи культурного опыта.

 

На взаимосвязь сознания и языка в процессе эволюции указывал в свое время Ф.Энгельс. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он отмечал, что на сознании «с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание…».

 

Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. Биологическими предпосылками человеческого языка явилисьдвигательные и звуковые формы общения у животных. Однако у животных существует только первая сигнальная система, на основе которой формируютсяусловные рефлексы. «Язык» животных – это система сигналов, передающих жизненно важную для них информацию: сигналы опасности, сигналы, выражающие состояние особи (гнев, агрессию, боль) и т.п.

 

У человека в дополнение к первой сигнальной системе сложилась вторая сигнальная система – речь, язык, специфически человеческая система связи,общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию, отличительная особенность языка проявляется том, что слова обозначают отдельные предметы, их свойства и отношения.

Именно наличие второй сигнальной системы (языка) позволило человеку «вырваться» за пределы чувственно-воспринимаемого мира и проникнуть в мир сущностей и фундаментальных закономерностей бытия. Возникновение членораздельной речи стало мощным средством развития человека и общества. Посредством языка происходила передача социального опыта, культурных традиций, норм и правил поведения. Через язык осуществляется связь различных поколений и исторических эпох.

В языке следует различать идеальное содержание (информацию) и ее материальный носитель. В рамках современно знаковой концепции языкаматериальный носитель информации (слово) обозначается термином «знак», а его идеальное содержание - «значение знака».

 

Знак – это материальный, чувственно-воспринимаемый объект, который несет в себе некую информацию. Знаки бывают языковые и неязыковые(знаки-сигналы, знаки-признаки: например, дым – признак огня). Языковые знаки, в свою очередь, подразделяются на естественные и искусственные.

 

Искусственные языки были созданы специально:системы символов длязаписи химических реакций, математические символы, ноты для записи мелодии, санскрит в Древней Индии для записи ведических текстов, международный универсальный язык эсперанто, созданный в 1887 г. и т.п. Основное достоинство искусственных языков состоит в том, что в них за каждым знаком закреплено совершенно определенное значение, исключающее двусмысленность и неопределенность, что особенно важно в научном познании. Введение искусственных языков существенно облегчает понимание научных идей учеными различных стран, превращая науку в поистине интернациональный феномен.

Знаки (слова) естественных языков,которые прошли длительный путьисторического развития и продолжают меняться как любое естественное, «живое» явление, многозначны: каждое слово может иметь несколько смысловых значений, так что содержание его становится понятным только из контекста речи (устной или письменной).

Но в любом языке, искусственном или естественном, сохраняется принципиальная особенность взаимосвязи знака и значения: 1.знак – материален и доступен чувственному восприятию другого человека, а содержащаяся в нем информация – нематериальна, то есть, идеальна; 2.между материальным знаком и идеальной информацией нет внешнего сходства, поэтому понять (расшифровать) содержание знака может только человек, знающий данный язык, естественный или искусственный.

 

Языки, как искусственные, так и естественные, выполняют в человеческом обществе целый ряд функций. Они является способом хранения и передачи социальной информации, средством общения, средством управления поведением человека, средством выражения и объективации идеального, орудием мышления.

На связь мышления и языка следует обратить особое внимание:язык–средство выражения и оформления мыслей: выразить свою мысль или усвоить чужую – значит облечь ее в словесную форму. Это происходит даже в тех случаях, когда человек «думает про себя» (феномен «внутренней речи»). Хорошо развитая, правильная речь служит признаком четкости мышления («кто ясно мыслит, тот ясно говорит»). Язык влияет на стиль мышления, но существует и обратная детерминация: влияние типа мышления на манеру излагать свои мысли. Однако было бы неправильно отождествлять язык и мышление. Их связь носит относительный характер хотя бы уже потому, что у человека одновременно с языковыми могут быть образные формы мышления, проявляющиеся, например, в искусстве. Кроме того, человеческое мышление – универсально (интернационально) и подчиняется законам логики, а язык по грамматическому строю и словарному составу – национален, его формирование зависит от конкретно-исторических процессов развития каждого народа. Именно универсальный характер мышления позволяет осуществлять перевод с одного языка на другой, делая мысли человека определенной национальности, страны или эпохи доступными и понятными для представителей других народов, наций, поколений.

Сущность и структура сознания

Проблема сущности сознания - одна из самых сложных в силу многоаспектности самого сознания, которое является базовым понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и других науках, в каждой из которых термин «сознание» наполняется разным содержанием.

 

В философии одним из основных аспектов прояснения сущности сознания является вопрос об его онтологическом статусе: является ли сознание самостоятельной субстанцией или нет?

Субстанциальность сознания обосновывали, так или иначе, все религиозно-идеалистические учения, отождествляя понятие «сознание» с понятием «душа» («духовная субстанция»). На субстанциальности сознания настаивали и представители дуализма (например, Р.Декарт).

 

Материализм, признавая в качестве единственной субстанции материю, всегда трактовал сознание только как ее проявление, свойство. В рамках материалистического подхода сознание, так или иначе, связано с материальными феноменами и процессами, что позволяет получать информацию о нем через их изучение.

Современный материализм анализирует связь сознания с материей в следующих основных аспектах: 1. онтологический аспект –во-первых,как особый вид бытия(идеальное бытие), во-вторых,как свойство высокоорганизованной материи–мозга; 2.гносеологический аспект -как отражение объективной реальности в видесубъективных идеальных образов; 3.генетический аспект - как результат развития психики животных впроцессе биологической эволюции и антропосоциогенеза; 4.социокультурный аспект - как социальное явление,продуктисторического развития общества и культуры; 5.функциональный аспект – как объективация идеальных образов сознания речи, в человеческой деятельности, в предметах и явлениях материальной и духовной культуры.

Особенно важной характеристикой сознания считается его «идеальность». Попытка отождествления сознания с материальными физиологическими процессами была предпринята в XIX веке представителями «вульгарного материализма» врачами-физиологами Бюхнером, Фохтом и Молешоттом. Последующее развитие науки показало, что, хотя функционирование сознания связано с материальными процессами переработки информации на нейрофизиологическом уровне, отождествлять сознание с ними нельзя. Материальные процессы – лишь основа мысли, но не сама мысль, которая лишена «вещественности»: образом топора дров не нарубить, мыслью о пирожке не насытиться и т.д. Мысль в чистом виде не может изменить материальный объект, для этого она должна объективироваться («материализоваться») в действиях человека, его словах, в предметах.

 

С идеальностью сознания тесно связана такая его характеристика, как субъективность. Сознание–это всегда чье-то сознание,то есть имеет конкретногоматериального носителя – субъекта. При этом нейрофизиологические процессы, протекающие в мозгу человека – объективны, поддаются научному исследованию как элемент объективной реальности, а содержание мыслей – субъективно, принадлежит внутреннему миру субъекта и включает в себя в свернутом виде всю его уникальную и неповторимую жизнь.

 

Как идеальная и субъективная реальность сознание функционирует и развивается по иным законам, нежели материальный объективный мир; человек в своих мыслях может даже нарушать его закономерности, создавая фантастические образы и сюжеты, поведение которых противоречит законам природы. Таковы религиозные представления о сверхъестественных существах и о чудесах, сюжеты фантастики и пр.

В последнее время в науке и философии получает признание информационный подход к интерпретации сознания, в рамках которогоидеальные, субъективные образы сознания трактуются как особые способы получения, хранения и переработки информации, а нейрофизиологические процессы – как материальные носители этой информации. С этой позиции, например, влияние мыслей и сопутствующих им чувств и настроений на состояние организма человека интерпретируется как информационное управление: мысль воздействует на тело человека не сама по себе, а через нейрофизиологические процессы, которые являются ее материальными носителями.

 

Сознание представляет собой целостную систему. В структуре с ознания обычно выделяют познавательную, эмоциональную, волевую и аксиологическую сферы, а также самосознание.

Познавательная (когнитивная) сфера сознания связана с выполнениемважнейшей функции сознания – информационно-ориентировочной: сознание – это способ получения информации о мире, позволяющей человеку ориентироваться в окружающей действительности. Познавательная сфера включает в себя различные познавательные способности человека, память,которая обеспечиваетхранение полученной информации и внимание, которое позволяет сознанию сконцентрироваться на определенном объекте или проблеме.

 

Эмоциональная сфера включает в себя чувства (удивление,любовь,ненависть, голод, боль и пр.) и аффекты – кратковременные, но сильные и бурно протекающие переживания (ярость, восторг, ужас и пр.).

Волевая сфера сознания -это,прежде всего, воля –способность человекаосуществлять свои желания, добиваться поставленных целей; сюда же относят мотивы, потребности, интересы человека,которые«включают»механизм волевыхусилий.

 

Аксиологическая (ценностная) сфера включает в себя усвоенныечеловеком в процессе социализации, а также выработанные самостоятельно и закрепленные личным жизненным опытом, ценностные представления (мировоззренческие, эстетические, нравственные и пр.) и ценностные ориентации (значимое, существенное или несущественное, второстепенное).

 

Самосознание - это осознание человеком своего знания,нравственногооблика, интересов, идеалов, мотивов своего поведения и т.п. Словом, самосознание – это сознание, направленное само на себя. Самосознание предполагаетвыделение человеком себя из окружающего мира, оценку своих возможностей, характеристику себя в собственном мнении. Самосознание формируется у человека не сразу и представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей гендерной специфики, принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этомуровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Явные формы самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа. В этом случае человек становится в позицию рефлексии (отражения себя), анализирует ход своих действий, в том числе и программу создания идеального образа в своей голове, программу совершенствования своего сознания.

 

Все перечисленные выше структурные элементы сознания взаимосвязаны и участвуют в деятельности сознания:вначале человек осознаетсвои ощущения, формирует представления о ситуации, наполняет и те, и другие определенным значением и смыслом, испытывая при этом чувства и эмоции. Потом ощущения и представления обрабатываются идеями – знанием о сущности бытия, с использованием знания методов мышления. Волевая энергия побуждает человека воплощать эти знания в действия при регуляции их ценностными представлениями. Затем результаты вновь оцениваются и действия корректируются.

 

Таким образом, элементы сознания могут последовательно в процессе деятельности сознания сменять друг друга. В сознании они могут быть в определенной степени автономными друг от друга, но практически их взаимосвязь носит постоянный характер.

 

Вопрос о сущности сознания предполагает прояснение его связи с бессознательным. Под бессознательным в широком смысле слова понимается совокупность психических процессов и состояний, не охваченных сознанием субъекта. «Сознательное и бессознательное» стали важными философскими категориями в связи с возникновением, развитием и широким распространением философии психоанализа. Хотя отдельные мысли о наличии в человеке неосознаваемых явлений встречаются у философов прошлого (у Платона, Декарта, Лейбница и др.), но именно работы З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма и др. придали проблеме бессознательного в человеке статус развернутых теоретических концепций. Многие выводы психоанализа неоднозначно оцениваются современной наукой и философией, но, не смотря на дискуссионность некоторых идей, философия психоанализа способствует пониманию сложности и неоднозначности такого явления как человеческое сознание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: