Внешний вид и лицо Иисуса Христа




"Плат Вероники", "Нерукотворный образ", изображения на плащаницах, иконы и художественные произведения породили в сознании верующих христиан определенные обобщенные представления о внешнем образе Иисуса Христа. Но в какой мере этот образ соответствует действительному внешнему виду воплотившегося христианского Бога?

14.9. а. Лицо Иисуса Христа не зафиксировано ни описательно, ни графически.

Есть подвергаемые сомнениям скупые исторические свидетельства об Иисусе Христе в произведениях историков І-ІІ столетия: Иосифа Флавия (37 — после 100 года), Тацита (58-117), Светония (70-140). Но в них нет ни слова, ни намека на внешний вид Иисуса Христа. Исключительно об Иисусе Христе говорят все 27 канонических и свыше 50 апокрифических книг Нового завета. Но из этих рассказов можно узнать о поведении, о проповеди, о чудесах Иисуса Христа, но нельзя что-то вычитать или хотя бы догадаться из прочитанного о малейших элементах внешнего вида Иисуса Христа.

Творцы канонической и неканонической христианской литературы единогласно считали, что внешний вид Иисуса Христа не имеет никакого богословского значения. Виднейший, после апостола Павла, деятель и создатель христианской церкви Ириней, епископ Лионский (140–202) говорил: "Телесный вид лица Иисуса Христа нам неизвестен". И это говорил человек, который был лично и близко знаком с Поликарпом, епископом Смирнским, — ближайшим учеником апостола Иоанна Богослова. Если верить этим сообщениям, — а у нас в данном случае другого выбора нет, — то любимый ученик Сына Божьего никому не рассказывал о внешнем виде своего Учителя и окружение апостола Иоанна ни разу не захотело узнать от него об этом.

Первые два столетия не оставили нам никаких описательных свидетельств о внешнем виде Иисуса Христа. Первые два столетия также не оставили нам изобразительных свидетельств о внешнем виде Иисуса Христа. Последнее обстоятельство, по нашему мнению, было обусловлено тем, что Библия категорически запрещает делать "изображения всего того, что есть на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли" (Исход 20:4; Левит 26:1; Второзаконие 5:8). Это требование строго соблюдалось членами первоначального христианства, которое состояло исключительно из иудеев, ревностных приверженцев Библии.

14.9.6. Иисус Христос в виде монограммы, рыбы и Доброго пастыря.

Со второго столетия в христианские общины пришли язычники. У них не было библейских предрассудков в отношении изображений. Они жаждали иллюстраций сложного иудео-христианского вероучения. По единодушному признанию ученых и богословов первыми такими изображениями были монограммы и вензеля первых букв имени Иисуса Христа или выражения: "Иисус Христос Сын Бога Спаситель" (Iesous Christos Theos Yios Soter).

Первые буквы последнего выражения читаются по-гречески "Ichthios", что само по себе означает "Рыба". Уже в середине II столетия христиане символически изображали Иисуса Христа в виде рыбы. В роли такой "Рыбы” в большинстве христианских рисунков выступал дельфин. Он изображен на могиле в катакомбе святого Каллиста, в Греческой капелле II столетия города Рима.

О Рыбе, как символе Иисуса Христа Сына Божьего Спасителя, впервые написал основатель первой христианской школы катехуменов Клемент Александрийский (150–215) в своем произведении "Педагог" (книга 3, глава 11). Его современник, Тертуллиан Карфагенский (160–220) говорил: "Мы, христиане — малые рыбы после образа нашей Рыбы, то есть Иисуса Христа, рождены в крещенской воде" ("О крещении", глава 1).

Изображение Иисуса Христа в виде рыбы гармонировало с евангельскими рассказами, в которых не последнее место занимают именно рыбы. Христос накормил пятью хлебами и двумя рыбами более пяти тысяч человек (Матфея 14:15–21; Марка 6:35–44; Луки 9:12–17); Иисус Христос из апостолов, "ловцов рыбы", сделал "ловцов человеков" (Матфея 4:19; Марка 1:17) и так далее.

Позже, наряду с рыбой, символом Иисуса Христа становится изображение молодого пастуха с овцой на плечах. Это образ отражал не реальное лицо исторического Иисуса, а навеянные евангельскими сюжетами притчи о потерянной и найденной одной со всего стада овце; о Добром пастыре, который "душу свою полагает за овец своих"; об овцах, которых в отличие от козлищ, ожидает царство небесное и так далее (Матфея 9:36; 10:6-16; 12:11–12; 25:32–33; 26:31; Марка 6:34; Луки 15:4–6; Иоанна 10:2-27; 1 Петра 2:25; евреям 13:20). А от "Доброго пастыря" оставался всего один шаг, чтобы начать изображать Христа таким, каким он был на самом деле.

14.9.В. Иисус Христос — невзрачный и безобразный.

Но какого вида, на самом деле, был Иисус Христос?

В создании изобразительного облика Иисуса Христа его сочинители испытывали непреодолимые трудности. Прежде всего, никто и никак не оставил потомкам ни письменного, ни устного описания телесного вида Иисуса Христа. И это только, — во-первых. А во-вторых, под влиянием евангельских рассказов об окружении Иисуса Христа (а это окружение состояло из калек, измученных, нарушителей библейского закона, изгоев общества, грешников, пьяниц, забулдыг и блудниц), под влиянием христианского гностицизма, который проповедовал презрение к плоти, и, наконец, под влиянием пропагандируемого уже два столетия презрения к языческой культуре, Иисуса Христа христиане I–III вв. представляли внешне весьма невзрачной фигурой.

Осуждая мир, "который весь во зле лежит" (1 Иоанна 5:19); "все в мире не что иное как похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1 Иоанна 2:16); "плоть и кровь царства Божьего не наследуют" (1 коринфянам 15:50), первые христиане никак не могли допустить, чтобы Иисус Христос явился на землю в облике эдакого разудалого красавца. Они при этом ссылались на пророка Исаию, который предсказывал, что будущий Мессия, Христос, возьмет на себя не только грехи всего мира, он также возьмет на себя обезображенное грехом лицо человека. При этом обильно цитировались от имени небесного Бога Отца слова о будущем Спасителе: Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, вознесется и возвеличится. Как многие изумлятся, смотря на Тебя: — сколь обезображен будешь Ты, — хуже всякого человека лицо Твое, и вид Твой хуже всех сынов человеческих" (Исаии, 52:13–14). К внешнему виду будущего Мессии богословы того времени относили и слова псалмов: "Яже червь, а не человек, посмешище для людей и презрение в народе" (21:7); "Мал я и презрен" (118:141).

Кто-то из современных богословов может упрекнуть меня в умышленной реконструкции, в злонамеренном искажении библейского образа Иисуса Христа. Но такие возможные упреки в корне и в принципе несостоятельны. Исторические свидетельства упорно подтверждают изложенную мною выше "реконструкцию".

Первые письменные свидетельства о внешнем человеческом виде Иисуса Христа относятся к концу II — середине III столетия, точнее — к 180–230 гг. нашей эры. В этих свидетельствах Иисус Христос единогласно изображается человеком невзрачного и даже отталкивающего вида. Сейчас трудно достоверно установить: были ли описания записями дошедших до II–III столетия устных рассказов очевидцев Иисуса Христа или же плодом чисто богословского творчества.

В начале III столетия Тертуллиан, исходя, по-моему, исключительно из богословских соображений, писал: "Внешний вид Иисуса Христа был лишен какой бы то ни было красоты и привлекательности" (Цит. по: "Лик Иисуса Христа". Киевская церковь. Альманах христианской мысли. Издание Монашеского Ордена василиан. № 2–3, 1999 года, стр. 18). А несколько ранее, в 180 году, языческий писатель, философ-неоплатоник Цельс в своем "Правдивом слове" писал: "Люди рассказывают, что Иисус был плюгавеньким человечком, маленького роста. Он имел столь некрасивое лицо, что оно вызывало у всех отвращение" (Там же стр.8).

14.9.г. Первые изображения человеческого облика Иисуса Христа.

К началу IV столетия среди христиан начинают появляться изображения, претендующие на воспроизводство внешнего вида Иисуса Христа. Среди этих изображений нет ни одного, которое бы "воспроизводило" безобразный вид Иисуса Христа. И это вполне объяснимо. Одно дело — говорить о том, что Спаситель не был красивым или даже был некрасивым, и совершенно другое дело — рисовать Его некрасивым. Нарисованный обезображенный Иисус Христос воспринимался бы верующими христианами как насмешка, карикатура на своего Бога. А такого ни эстетические, ни религиозные чувства верующих терпеть не могут. И не будут.

Первые нарисованные изображения Иисуса Христа воспроизводили не его реальный вид, а представление верующих христиан о Его виде. По своему образу творили образ Иисуса Христа христианские богомазы, иконописцы (от греческого слова "икони" — внешний образ). Естественно, что такой образ они, иконописцы, усматривали в своем же быту. А обобщенный, в какой-то мере идеальный быт христиан IV столетия определялся образом жизни (modus vivendi) римской империи, в которой идеалом был внешний вид римского гражданина, римского чиновника, римского солдата, в конце концов — римского императора. Вот под этот вид и подстраивали христианские иконописцы изображение Иисуса Христа.

Первые и древнейшие рисованные образы Иисуса Христа изображали Спасителя в пристойной одежде римского гражданина, подстриженного и начисто выбритого. Антропологические параметры этого изображения воспроизводили не тип лица иудея или хотя бы грека, а типичного римлянина.

После раздела Римской империи (395 год) в ее Западной части, в будущем католическом мире, и в Восточной, будущей Византии, трансформация и развитие иконописного образа Иисуса Христа развивалось хотя и во взаимосвязи, но по своим собственным законам. В этом взаимодействии и отстранённости сначала доминировало христианство Восточной части Римской империи.

14.9.д. Типы прекрасного Иисуса в Византийской Православной церкви.

В истории христианской церкви первым против представлений о безобразном виде Иисуса Христа публично выступил антиохийский пресвитер, а потом Константинипольский архиепископ Иоанн Златоуст. Будучи от природы художественно одаренным, человеком утонченных вкусов, гениальным христианским оратором, Златоуст никак не мог согласится с тем, что проповедуемый им Спаситель — безобразен. "-Иисус был прекрасен!" — неоднократно возглашал виднейший Отец и Учитель церкви. И началась борьба вокруг прекрасного образа Иисуса Христа. Этот образ, естественно, формировался не по иудейским и не по римским вкусам, а по вкусам византийским. Но в новых условиях не только вкусы определяли образ Иисуса Христа, хотя вкусов никак нельзя сбрасывать со счетов.

В IV столетии христианство перестало быть гонимой религией. Оно стало господствующей церковью — наиболее могущественным и наиболее просвещенным на то время объединением граждан Римской империи. В церкви появились не только высокоодаренные, но и высокообразованные богословские кадры. У последних было достаточно знаний, чтобы не прятать образ Иисуса Христа за Рыбой (ихтиос) или уподоблять Его почтенному римскому чиновнику. Иисус, по Евангелиям, был иудейский раввин царского происхождения. Христос был человеком и всемогущим Богом — Иисус Бог, Деус Иисус, "Деисус". (Сейчас на иконостасах православных храмов всегда размещается икона с названием "Деисус", Бог Иисус.)

Но для утверждения среди христиан образа Иисуса Христа вкусов и знаний оказалось недостаточно. С V века в церкви начинаются так называемые иконоборческие споры, в результате которых в VII столетии были утверждены строгие правила написания икон (византийский иконописный стиль), и канонизирован тот образ Иисуса Христа, который до сих пор сохраняется на копиях так называемых чудотворных икон.

Взрослый облик Иисуса на них изображен с неестественно удлиненным худощавым лицом и большими, открытыми, строгими, выразительными глазами. Детали образа не прорабатывались. Икона ни в коей мере не отражала реальность, а только намекала на нее. Иконописный Иисус — человек не от мира сего. Этот образ, как и другие православные иконы, по идее должны отвлекать молящегося от земного к горнему. Именно в этом заключается вся "прелесть" православного иконописания. Именно такие изображения Иисуса Христа писались на всех известных нам византийских плащаницах, которые потом разокрали католические крестоносцы.

14.9.е. Типы прекрасного Иисуса в Римской Католической церкви.

В силу ряда социально-исторических и культурных условий в Западной Европе, а потом в рамках католической церкви, изображения Иисуса Христа, других евангельских и церковных деятелей, святых всегда тяготели к усвоенному римлянами античному реализму. Там изображение святого — или копия с действительности или продукт реалистического художественное творчества. Правда, для такого изображения Иисуса Христа католическая церковь не имела ни исторических, ни богословских оснований. Выход был найден в… изобретении таких оснований в виде письма проконсула Палестины Публия Лентулы (Publius Lentulus) императору Римской империи Тиберию. История очень хорошо осведомлена об императоре Тиберии Цезаре Августе (42 год до н. э. — 37 год н. э.), она знает всю ту чиновничью иерархию, которая висела над Палестиной от Прокуратора Иудеи, правителя Сирии, в надзор которого входила вся Палестина, до самого императора. Но в этой цепочке никак не обнаруживается такой чиновник, как проконсул Палестины Публий Лентула. Тем не менее, от имени этого несуществующего Лентулы написано письмо, в котором описывается внешний вид Иисуса Христа. В этой легенде рассказывается:

"Этот человек многосторонне одарен. Имя его — Иисус. У него прекрасное и благородное лицо, гармоническое строение тела. Его волосы — цвета вина (в других списках — цвета спелого ореха, то есть — рыжие. — Е.Д.), прямые, но ниже ушей в завитках, и блестящие. Лоб — прямой и чистый. От лица его исходит сила и спокойствие; оно румяное и без единого изъяна. Линии носа и рта — безупречны. У него густая борода и такого же цвета, как и волос на голове. У него голубые и лучезарные глаза. Он высокого роста. У него красивые, прямые руки. Во время беседы — серьезен и неболтлив. Своей врожденной красотой он превосходит всех (известных мне — Е.Д.) красавцев." (Перевод мой. — Е.Д.)

Апокрифическое писание проконсула Публия Лентулы было немедленно обосновано католическими богословами, которые записали в катехизис: "Тело Иисуса Христа — прекраснейшее, поскольку оно произведено Духом Святым, который является великим художником".

Внутренний процесс развития иконописания в католической церкви был доведен до уровня такого реализма, что в начале XVI столетия образ Иисуса Христа начали писать из прекраснейшего лицом и распутнейшего в истории католической церкви кардинала Цезаря Борджии, сына папы Александра VI (1492–1503). Между прочим, этот исторически достоверный факт протестанты до сих пор используют в борьбе против иконопочитания и института папства. Следует сказать, что и сейчас среди католической молодежи наибольшей популярностью пользуется тот образ Иисуса Христа, который придворные художники папы в свое время списали из его сына — Цезаря Борджи.

14.10. Она всего 428 лет — "Туринская”

Современное название плащаницы "Туринская" происходит от места ее нынешнего пребывания. С 1578 года она была перенесена в город Турин, который является ее местом официального и почти безвыездного пребывания за последние 434 лет. 400-летний юбилей Туринской плащаницы отмечался в 1978 году… Но обо всем этом — ниже. А сейчас начнем рассказ с первых дней появления этой плащаницы в католическом мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: