Цели и задачи дисциплины 10 глава




Если же говорить более обобщённо, можно сказать, что в человеческом познании и деятельности есть некая диалектика. Не учёл ли её Святой Дух в Своём Божественном «снисхождении»? Иоанн Павел II, 1994

Ну что ж, пора уже сказать, о чём же была эта книга, которую Вы только что прочитали.

Диалектическое мышление: оно есть — и всё тут. Веракса доказал. Оно — существенная характеристика рода людского от рождения. Вторая существенная характеристика этого рода: стремление его (мышление диалектическое) всячески угробить, — в первую очередь, у себя самого. А уж у других — непременно: для этого даже школьное обучение придумали.

Диалектическое мышление — базовый процесс творчества, создания нового. Необходимый, но недостаточный, так как, как говорят, «вдохновения и многотрудной кропотливой работы тоже никто не отменял». Про вдохновение я не понимаю, но тут дело вот в чём. Да, конечно, если нет процесса с мотивацией, эмоциональными переживаниями, потоотделением и т. п., то, наверное, и диалектического мышления не будет. Как не будет его без кровообращения. Без определённого соотношения кислорода и азота в земной атмосфере. Без утреннего просыпания диалектического мыслителя. Как не будет без них и просто жизни. Но вопрос же: а нужно ли их (мотивацию, эмоциональные выверты творцов, и т. п.) изучать? Не психоаналитического любопытства ради, а чтобы людям помочь — сохранить главное, детское; стать творцами, остаться свободными?

Первое пояснение: я могу считать, что детские переживания про забавные родительские отношения могут влиять на многое в человеке. Но я могу и считать, что личностные проблемы у взрослого (то есть, возникшие таким вот путём) решаются развитием мышления — диалектического мышления. И тогда меня не очень интересует, что там конкретно у кого было в детстве (честное слово!). Или же эти проблемы просто не возникнут, если с детства не убить мышление — диалектическое мышление. В любом случае: наличие какой-то реальности ещё не повод для её изучения (тем более, если мы ограничены во времени или ресурсах). Изучать надо главное —...

Второе пояснение, о том же: если нет диалектического опосредствования, то я точно знаю, что новое не создастся. Если есть «вдохновение», кропотливый труд и т. п., протёртое до дыр — я ничего не знаю о том, появится ли новое. Если я буду развивать «вдохновение», кропотливый труд и т. п., новое всё равно не возникнет, пока не появится диалектическое опосредствование. А если оно есть (человек умеет его применять, владеет структурно-диалектическим

методом), то тогда, когда ему потребуется (мотивация, например, появится или, кстати, вдохновение), то он его и применит.

И диалектическое мышление, и формальная логика исходят из известных посылок и действуют по известным (разным) жёстким, чётко определённым правилам. Различие в том, что эти правила приводят к разному результату: предсказуемому (глобально), одинаковому у разных людей в формальной логике — и неизвестному (до конца — потому что бесконечность неисчерпаема), разному у разных людей в диалектическом мышлении.

Формальная логика стремится избавиться от противоречий в жизни, уничтожая одну из противоположностей (не замечая, оглупляя, подменяя, негодуя) — и, значит, ошибаясь, и, значит, с печальными, трудно предсказуемыми последствиями. Или же делает вид, что противоречия нет, хотя живёт так, что оно очень даже есть (привет, невроз!). В диалектической логике есть противоположности (очень конкретно выделенные; это именно противоположности, противоречащие друг другу, а не просто разные объекты), но они не отрицают друг друга, могут сосуществовать одновременно — но этот момент единства нужно найти, сконструировать, создать, сотворить. И тогда происходит развитие. Развитие — то же самое, что и творчество. Развитие — когда это происходит с кем-то, а творчество, когда это делаешь сам. Это «это» — диалектическое опосредствование противоположностей.

Диалектическое мышление может случаться случайно; оно же с детства было; человек может не осознавать, что его применил (как Журден, говорящий прозой — нет, он диалектическое мышление не применял, он всего лишь не осознавал — ничего). Но структурно-диалектический метод не может применяться человеком, у которого нет диалектического мышления, потому что метод — сознательное, целенаправленное применение системы диалектических мыслительных действий.

Николай Евгеньевич Веракса сознательно, целенаправленно, последовательно, терпеливо, многолетне, продуктивно, долготерпеливо, сорадуясь истине, применял и, к счастью, продолжает применять систему диалектических мыслительных действий.

Значит, у него есть, как минимум, диалектическое мышление.

Диалектическое мышление есть, как минимум, у него.

А не только у дошкольников.

Что даёт нам надежду.

Евгений Крашенинников
Лосинка, 2006

Научное издание

Николай Евгеньевич Веракса

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ

Подписано в печать 19.05.2006. Формат 60×84/16.

Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman.

Усл. печ. л. — 13,5. Уч.-изд. л. — 13,3. Тираж 500 экз.

Заказ № 131

ООО «Вагант»

450076, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 22 а

E-mail: salavatv@rambler.ru

<МГППУ. Список опечаток>

Стр. Абзац Опечатка Верное написание Комментарии
    … с логическими   Предложение не окончено.
        последнее предложение абзаца не законченно
    К. Пиаже Ж. Пиаже  
    предсознателъного предсознательного в абзаце три раза подряд
    общеми общими  
    рассмотрены рассмотренные смысловая опечатка
    действия действие смысловая опечатка
    это этот «этот образ»
    в заключении в заключение  
    расстояний расстоянии  
    соответствено соответственно  
    Поддъяковым Поддьяковым эта ошибка встречается еще несколько раз
    ?. ? неверное сочетание знаков препинания
    M=3,3 (6=2,3) М=3,3 (δ=2,3)  
      : не хватает двоеточия после слова «обоснование»
    представлениях представлений смысловая опечатка
    необходимо необходимость смысловая опечатка
    »   проставлены лишние закрывающие кавычки
    проведенными проведенным  
    АПН ССОР АПН СССР  
    Дилънер Дильнер  
    дочки куклы дочки-куклы  
    предметом заместителем предметом-заместителем пропущен дефис в сложном слове, 3 раза в абзаце
        первое предложение абзаца несогласованное
    их из  
    ; : опечатка в знаках пунктуации
    Сашей В. (6;3) Сашей В. (6,3)  
    диалектический диалектическими  
    не на  
    не на  
    сходни сходны  
    ни чем ничем  
    действиях действий  
  С. 241 Элъконин Эльконин  
  С. 242 Элъконин Эльконин  
  c. 265 Buther H,, Buther H.,  
    I   Иногда встречается, что вместо арабской цифры 1 стоит римская цифра I. В книге мы исправили эту опечатку и поставили, где нужно, арабскую цифру 1.
    , . Периодически встречается опечатка, когда вместо точки стоит запятая
    Поддьяков Поддъяков в тексте встречаются разночтения в слове Поддъяков.
    В данной книге в печатном варианте иногда отсутствует точка в конце предложений, после инициалов и сокращений   Мы исправили данную опечатку и в электронном варианте проставили точки.
new Image().src = "https://counter.yadro.ru/hit?r" + escape(document.referrer) + ((typeof(screen)=="undefined")?"": ";s"+screen.width+"*"+screen.height+"*" + (screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth)) + ";u"+escape(document.URL) + ";h"+escape(document.title.substring(0,80)) + ";" +Math.random(); © 2007—2012 Московский городской психолого-педагогический университет. Москва, ул. Сретенка, 29 | Тел.: (495) 632 9433, 632 9077
           

 

Редакция электронной библиотеки: mailto:lib@mgppu.ru | Техн. поддержка: mailto:psp@mgppu.ru Правила по использованию материалов библиотеки  

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

 

Факультет педагогики и психологии

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

«Психология и педагогика профессионального творчества»

 

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование

 

 

Профиль подготовки

Психология и педагогика профессионального образования

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

Москва

2011 год


 

Цели и задачи дисциплины

Курс «Психология и педагогика профессионального творчества» имеет целью овладение студентами методологическими, теоретическими, методическими основами психологии творчества с акцентом на проблемы развития творческого потенциала личности.


В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать предмет,- основные моменты становления и методы психологии творчества;

- понимать- проблемы творчества в контексте общепсихологического изучения психических явлений;

- владеть знаниями о специфике творческой деятельности и подходами- к ее развитию в профессии, отношении личности к другим и к себе;
- владеть- методами оценки и развития творческого потенциала личности;
- уметь - применять знания по психологии творчества при изучении других психологических дисциплин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь