И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ




ВВЕДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ В КУРСОВОЙ

 

Во введении последовательно в концентрированной форме раскрываются основные аналитические задачи работы. Однако последовательность их строго не регламентирована. Чаще всего введение начинается с объяснения актуальности проблемы, далее идет определение цели, задач, объекта, предмета исследования. Возможна также последовательность, начинающаяся актуальностью, а продолжающаяся историографическим обзором, который определяется как «степень изученности проблемы».

Именно во введении вы можете оговорить, например, хронологические рамки исследования, объяснить используемую терминологию, дать необходимые, на ваш взгляд, пояснения.

Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе.

Цель и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы курсовой работы. Конкретное описание сути решения проблемы представляет формулирование главной цели курсовой работы. В соответствии с основной целью следует выделить целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной пели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсовой работы. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы.

Объект исследования представляет собой область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема.

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования.

Если это необходимо во введении, объяснить хронологические рамки работы, а также ее «географические рамки».

Целесообразно выделить использованные в курсовой работе методы исследования, общенаучные и специализированные.

Основу ВКР должен составлять надежный фундамент исторических фактов. При этом задача состоит не в том, чтобы набрать побольше фактов, а в том, чтобы это были взаимосвязанные и репрезентативные факты, позволяющие объективно реконструировать прошлое. Подлинность полученных данных проверяется в процессе исследования вопроса, сопоставления показаний различных источников. Получение научных фактов дает возможность исследовать исторические явления. При этом важно руководствоваться главными принципами исторических исследований, использовать различные методы изучения прошлого.

Одним из важнейших принципов исторического исследования, имеющим мировоззренческий характер, является принцип историзма. Применение этого принципа требует рассмотрения общественных явлений в их развитии, взаимосвязи каждого из явлений с другими, проверки выводов и оценок.

Принцип историзма определяет выявление и отбор документов, критику источников. Руководствуясь им, автор работы выбирает методологию исследования темы. Конкретные методики работы над собранным материалом являются составной частью научной методологии истории.

При разработке исторических проблем историки используют исследовательские методы, классифицированные наукой. Выделяют общенаучные методы, которые находят применение не только в истории, но и во всех естественных и общественных науках. К ним относятся: исторический метод, логический и метод классификации. Каждый из них содействует оптимальному решению задач исторического исследования. Если исторический метод позволяет показать процесс развития явления и установить историческую последовательность изучаемого процесса, то логический метод содействует раскрытию внутренней логики движения, закономерностей изучаемого явления, он дает теоретическое осмысление описываемых фактов. Эти методы находятся в диалектическом единстве, они тесно связаны между собой.

Метод классификации позволяет правильно группировать, объединять, разделять предметы и явления. Он необходим, чтобы привести собранный материал в систему, упорядочить его, выявить сходство или различие изучаемых событий и явлений. Непреложным условием научной классификации является единство основания деления.

Кроме общенаучных существуют специально-исторические методы, специфика которых связана с тем, что объектом исследования является история. Эти методы, в свою очередь, подразделяются на две группы: первая сопряжена с историческим методом, вторая - с логическим. В числе первой: синхронный (изучение явлений, происходивших одновременно), хронологический (изучение событий в их последовательности в соответствии с течением времени), диахронный, или метод периодизации (выделение отдельных этапов в развитии явлений или процессов). В числе второй: сравнительно-исторический (установление сходства или различия между явлениями), ретроспективный, или исторического моделирования, структурно-системный и метод актуализации. Метод исторических параллелей, или сравнительно-исторический, позволяет сопоставить изучаемое явление с уже изученным, чтобы понять сущность первого. Этот метод дает возможность установить повторяемость и закономерность происходящих в жизни процессов. Он является средством раскрытия существенных черт современного развития его на основе использования исторического опыта.

Кроме перечисленных выше двух групп методов (общенаучных и специально-исторических) историки используют еще и методы, заимствованные из других наук. Здесь, прежде всего, следует назвать статистический метод (или математический). Этот метод позволяет на основе количественных данных получить качественные характеристики. (См. ниже о методах).

Методы исторического исследования неразрывно связаны с методикой источниковедческого анализа. Добытые в ходе источниковедческого анализа факты, составляют материал для обработки с помощью научных методов. Систематизация материала, четкая группировка содействуют решению задач исследования. Во время написания работы главным является осмысление фактов, выяснение тенденции развития процессов. Не менее важным является совершенствование методики исторического исследования, позволяющей извлекать из ранее известных источников новую информацию, обогащающую, а иногда исправляющую наши представления о событиях и явлениях прошлого.

Научная новизна исследования. Необходимо четко сформулировать признаки научной новизны.

В подразделе «Практическая значимость исследования» принято перечислять, в каких областях прикладной деятельности, какими органами и организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе.

Непременным составляющим элементом введения является историография выбранной темы. Ее нельзя сводить к обзору научной литературы, т.е. к поверхностному описанию каждой работы. Во-первых, необходимо провести ее хронологическую, тематическую группировку, определить этапы освещения избранной темы, характерные черты каждого из них, определить направленность и результаты научных поисков. Только таким путем можно проследить динамику исследования проблемы, выявить общее и особенное в оценках, показать различия в авторских выводах и подходах. Особое внимание следует уделить тем вопросам, которые оказались вне поля зрения, не получили всестороннего освещения или вызвали научные споры. Это тем более важно, если их изучению посвящена ваша работа.

Аналогичным образом следует провести и характеристику использованных источников. Вполне правомерно определить их основные группы по происхождению, видам, содержанию. Принципы группировки могут быть различными, и они должны быть указаны автором работы. Следует сообщить о том, откуда взяты документы, как они выявлялись. Характеристика групп источников должна создать представление о значении, месте и роли конкретных групп материалов в освещении темы, их специфике. Анализ источников должен быть критическим и объективным. При этом следует раскрыть методику работы с источниками, ее особенности. Источниковедческий обзор завершается выводом о том, насколько представительна собранная совокупность источников с точки зрения решения поставленных задач. Здесь же отмечаются пробелы в источниковой базе и намечаются пути их восполнения.

Заключение в курсовой и квалификационной работе дает обобщенное представление о достигнутых автором результатах в исследовании темы в целом. В нем синтезируются все наблюдения и выводы автора и на их основе делаются обобщения теоретического и практического характера. Заключение дает представление о ценности работы, показывает, как разрешены автором задачи и реализованы цели, о которых он заявил во введении. В заключении, как правило, не приводится новых фактических данных, которые ранее приводились бы в работе. Но зато именно здесь уместны научные прогнозы и практические рекомендации. В заключении может указываться развитие изучавшихся явлений за пределами хронологических рамок работы.

 

 

(См. также файл «Этапы написания курсовой работы»)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: