Назначение Усамы ибн Зейда




Вступление

Всемогущий Аллах, сотворивший небеса и землю, бесконечную вселенную, поражающую нас своим многообразием, просторы которого мы не способны постичь, создал также множество разнообразных живых существ, в том числе и человека. В отличие от всех живых тварей и небесных ангелов, Милосердный Аллах наделил человека разумом и правом выбора между добром и злом, указав ему прямой путь к совершенству. На протяжении тысячелетий Он каждому народу посылал пророков с определенной миссией. Посланники Аллаха читали им Его Знамения, учили их истине, предупреждали неверных из них о Божьей каре в Судный день и радовали богопослушных и творящих добро, вестью о великой награде от Милостивого Аллаха в будущей жизни. Последним посланником Аллаха был пророк Мухаммед (Да Благословит его Аллах и Род его), посредством которого Он ниспослал Священный Коран. В отличие от предшествующих пророков, Всевышний Аллах послал Мухаммеда (ДБАР) не определенному народу, а всему человечеству. Священный Коран был также ниспослан нам Всемилостивым Аллахом как милость мирам и является последним Божьим Заветом вплоть до Судного дня. В нем ясно указывается на то, что Всемогущий Аллах будет оберегать его от всякого рода искажений, которым подверглись другие Священные Писания, ниспосланные Им прежде:

Истинно, Мы ниспослали это учение, и Мы его охраняем

(Сура 15, аят 9, Священный Коран)

 

Суть проблемы

Милые братья и сестры!

В этой небольшой статье я надеюсь на основе приведенных исторических фактов и построения логической цепочки, довести до Вас истину, относительно одного из наиболее спорных вопросов современного мусульманского общества, вопроса власти в Исламе, а в частности вопроса преемственности власти после пророка Мухаммеда (ДБАР). К сожалению, данная тема послужила причиной для разногласия в вопросах идеологии между братьями-мусульманами, на протяжении многих столетий, вплоть до сегодняшнего дня. Различные точки зрения на данную тему, в дальнейшем явились причиной порождения различных идеологий, в следствии чего возникли разнообразные течения, которые по своему воспринимают одну и ту же истину и в итоге не придерживаются общей идеологии. В нижеприведенных аятах Священного Корана Всевышний Аллах ясно указывает всем верующим не разделяться:

"Крепко держитесь все за вервь Божью и не разделяйтесь"

(Сура 3, аят 103, Священный Коран)

"Не будьте подобны тем, которые после того, как пришли к ним ясные указания, разделились и не согласны между собой: им будет великое наказание"

(Сура 3, аят 105, Священный Коран)

Но, несмотря на это ясное указание, которое одинаково принимается всеми верующими, сегодня братья-мусульмане также разделены между собой на различные течения и группировки, которые разногласят между собой в некоторых принципиальных идеологических вопросах, в том числе и в вопросе преемственности власти в Исламе.
Интересен тот факт, что все представители различных течений и группировок признают Священный Коран как единственно неизменное Божественное откровение, указывающий верный путь и в то же время ни придерживаются общей идеологии. Думаю, что со мной согласятся представители всех течений и группировок в том, что эти разногласия выгодны лишь врагам Ислама.
Не логично было бы предположить, что все возникшие течения находятся на истинном пути, так как одновременно не могут существовать две или несколько противоположных, правильных точек зрения относительно данной тематики? И это означает, что некоторые из верующих братьев находятся не совсем на правильном пути. Но какой из них истинно верный?
Этот вопрос интересует каждого верующего и чтобы точно ответить на него, нам нужно мысленно вернуться в прошлое и постараться разобраться в некоторых событиях предшествующих идеологическому расколу. С чего все началось? Что же послужило причиной такому развитию событий? Начнем все по порядку.

 

Причина разногласия

Всем известно, что во время правления великого пророка Мухаммеда (ДБАР) в мусульманском обществе отсутствовали такого рода течения, которые разногласили бы между собой в вопросах идеологии. Пророк Мухаммед (ДБАР) был единым главой всего мусульманского общества, идейным и духовным руководителем всех верующих, которому беспрекословно подчинялись в идеологических вопросах истинно верующие в Аллаха и в Судный день.
После того как посланник Аллаха покинул этот мир, Ислам получил сильнейший удар, постигший союз мусульман и посеявший семена раскола среди них. Причина разногласия исходила из вопроса об исламском правителе. В дальнейшем эти разногласия послужили причиной многих конфликтов между мусульманами.
Разногласия между сподвижниками начались сразу же после того как его светлость покинул этот мир. Группой сподвижников пророка сразу же был поднят вопрос о выборе халифа, который должен был обладать всей полнотой власти в стране и быть духовным руководителем верующих.
Часть из сподвижников пророка была сторонником присяги Али ибн Абу-Талибу (Да будет мир ему и приветствие ему), который являлся двоюродным братом пророка и сегодня, по мнению мусульман-шиитов (шиа - означает приверженец, т.е. приверженцы Али ибн Абу-Талиба (ДБМ) после пророка -ред.), был единственным достойным должности халифа. Сторонники Али ибн Абу-Талиба (ДБР) были уверены в том, что пророк Мухаммед (ДБАР) сам при жизни назначил его своим преемником и покровителем всех верующих, повелев всем подчиниться ему после себя. Другая часть сподвижников пророка считала, что посланник Аллаха не оставлял никакого завещания на этот счет, и поэтому халиф должен быть избран из среды наиболее знатных и близких к пророку людей.
В силу сложившихся обстоятельств, первым халифом был "избран" Абу-Бакр. Хочу отметить, что выборы прошли так спешно и быстро, что на нем не смогли участвовать ряд сподвижников пророка, а сам Али ибн Абу-Талиб (ДБМ) отсутствовал по причине того, что был в это время занят церемонией захоронения пророка Мухаммеда (ДБАР).
Но не будем здесь подробно описывать, при каких бурных обстоятельствах проходили выборы и сколько избирателей участвовало в них, а затронем лишь основные моменты, чтобы иметь кое-какое представление о случившемся. Хочу выделить, что фактически эти люди отсутствовали на похоронах любимого всеми нами пророка, по причине того, что они отдали предпочтение сначала решить вопрос выбора нового главы государства и этим самым не подсчитали нужным оказать должного уважения пророку, который вывел их всех из мрака невежества и направил на истинный путь.
Сам факт отсутствия их на церемонии захоронения посланника Аллаха, по причине участия в это время на спешном избрании халифа, о многом говорит. Но сегодня братья сунниты придерживаются того мнения, что Абу-Бакр был более достоин, быть халифом, нежели Али (ДБМ), так как он обладал преимуществом перед последним в возрасте, в опыте, являлся одним из тех, кто с самого начала пророческой миссии был с посланником, а также являлся его близким другом, тогда как Али (ДБМ) был молод для управления обществом.

 

Выборы или назначение?

Но почему выборы? Разве благороднейший пророк велел проводить выборы главы общества после себя? Если он действительно этого желал, то почему пророк не объявил об этом при жизни? Нужно учесть, что ни один сподвижник пророка из нескольких тысяч не слышал, что когда-либо он говорил о необходимости выборов главы общества после себя. Поэтому на сегодня мы не можем встретить ни одного хадиса пророка, относительно проведения выборов после себя или передачи власти какому-либо совету, т.е. нескольким людям, которые бы правили обществом. Кроме этого, отсутствуют также хадисы пророка указывающие нам, на способ осуществления подготовки к проведению выборов. Хотя в современном обществе мы видим, что выборы главы государства или парламента, требуют очень тщательной подготовки для нормального осуществления этого мероприятия.
Пророк Мухаммед (ДБАР) был единовластным лидером мусульманской общины, осуществлял политику государства, лично сам решал кадровые вопросы, делая всевозможные назначения политического и экономического характера, а также был духовным руководителем всех верующих. Есть очень много фактов того, что во время жизни пророк Ислама сам назначал главу в городе или в деревне, куда ни проникал Ислам. Всякий раз в момент своего отсутствия в столице Ислама в Медине, он избирал заместителей из своих сподвижников для руководства делами мусульман и сам же велел всем подчиняться им. Но за все время правления, он ни разу ни указывал на необходимость проведения выборов главы какого-либо города и не оставлял завещания относительно проведения выборов главы всех мусульман после себя. Он также сам назначал военачальников в войсках, иногда даже нескольких сразу, чтобы в случае гибели одного, его заменял следующий. Например, в сражении при Муте он, таким образом, заранее назначил четырех командующих, что говорит о том, что пророк ни в коем случае не хотел оставлять армию без руководства. Только лишь после гибели всех четырех командующих, пророк разрешил выбрать следующего командующего самим воинам, чтобы армия не осталась без руководства во время сражения.
В повседневной жизни мы очень часто можем понаблюдать за тем, что глава какого-либо государства, или руководитель организации среднего звена, например директор завода или скажем капитан корабля, в момент своего даже непродолжительного отсутствия, назначают на время исполняющего обязанности, который выполняет все функции руководителя. В противном случае, в данном обществе или организации зарождаются неплохие шансы для возникновения хаоса, установлению анархии, которая может привести ко всевозможным нежелательным последствиям.
Сегодня каждый из нас осознает возможность беспорядка в каком-нибудь государстве, в случае если его глава покинет ее навсегда. Беспорядок возникнет, прежде всего, по причине отсутствия единого руководства обществом, на желании захвата власти в основном из числа людей жаждущих ее среди приближенных к бывшему руководителю и на разногласии между ними в некоторых немаловажных, государственных вопросах и т.д. При наличии этих факторов в обществе созревают предпосылки для вооруженного столкновения, и в конце концов, все это может привести к гражданской войне. И поэтому, для предотвращения подобных последствий, в каждой стране действуют соответствующие законы, регулирующие вопросы передачи власти новому главе; либо по наследству, либо путем проведения выборов. Во втором случае закон также предусматривает сроки, методы, количество необходимых голосов и целый ряд условий для регистрации всех кандидатов на этот пост. Обязательно наравне с этим за весь период организации всего этого сложного мероприятия, требующего некоторого времени, власть автоматически переходит чиновнику, который является временным исполняющим обязанности главы государства. То есть, государство никогда не остается без единого руководителя, что способствует обеспечению внутреннего порядка, а также внешней безопасности.
Пророк Ислама понимал, что может произойти с обществом без единого руководителя после него, но, несмотря на это он никогда не указывал на необходимость проведения выборов главы общества. Так неужели великий пророк, заранее зная, что вот-вот он навсегда покинет этот мир, не подумал о назначении наместника для руководства обществом, и не назначил даже временного руководителя, когда во время правления он делал это очень часто даже в небольших городах и деревнях, а также в столице Ислама в момент своего отсутствия? Мусульмане-шииты полностью опровергают эту версию и никак не могут согласиться с предположением того, что пророк Мухаммед (ДБАР) не подумал о наместнике и тем самым не проявил внимания к дальнейшей судьбе новообразовавшегося государства и всего Ислама; или оставил дело такой важности на усмотрение своим сподвижникам; или просто забыл назначить преемника. Все эти версии абсурдны по одной лишь причине, что речь здесь идет ни о ком-нибудь, а о великом пророке Ислама, которого избрал Великий Аллах и возвысил над всеми предшествующими пророками. Кроме этого, существует множество других факторов, опровергающих возможность вышеуказанного. Вот некоторые из них:

1. При жизни посланник Аллаха все время заботился о мусульманах и очень переживал за дальнейшую судьбу Ислама.

2. Лично сам назначал на руководящие посты и никогда не давал указания о проведении выборов, как при жизни, так и после него.

3. В Священном Коране имеется факт того, что раньше после пророка Мусы (ДБМ) один из пророков сам назначил главу общества, что говорит о том, что это входит в обязанность пророка (см. далее).

4. В Священном Коране есть аяты, имеющие прямое отношение к назначению Али ибн Абу-Талиба (ДБМ) наместником, что мы рассмотрим в последующем.

5. Есть несколько хадисов, признанных суннитскими учеными относительно назначения Али ибн Абу-Талиба (ДБМ) преемником пророка и покровителем всех верующих.

6. В нижеуказанном аяте Священного Корана, Всевышний Аллах указывает нам, что пророк является нам прекрасным примером и в нормальную логику не укладывается, что Всезнающий Аллах указывает нам подражать человеку, который может проявить безразличие к дальнейшей судьбе Ислама и всему мусульманскому обществу, или забыть сообщить о назначении такой важности.

"В посланнике Божьим есть прекрасный пример вам,… "

(Сура 33, аят 21, Священный Коран)

 

Какой же метод выбора?

Предположим на мгновенье, что все вышеперечисленные факты отсутствуют, и что пророк все-таки велел проводить выборы главы общества после себя, в результате которого Абу-Бакр был избран первым халифом. В таком случае, посланник Аллаха обязательно должен был еще указать также на методику проведения выборов и как минимум выделить несколько немаловажных моментов, необходимых для справедливого решения вопроса такой важности. Ведь мнение всех мусульман относительно небывалой справедливости пророка не расходятся и в этом единогласно соглашаются все братья мусульмане. Поэтому и выборы, которые он якобы завещал, должны были проводиться честным и справедливым методом. Для справедливости, к примеру, он должен был указать хотя бы:

на определенные сроки проведения выборов;
на необходимые качества, которым должен обладать будущий халиф;
на число необходимых голосов;
на тех, кто обладает правом голоса и т.д.

Кроме всего, пророк должен был обязательно назначить временного руководителя обществом на весь период проведения выбора, для обеспечения полной стабильности, что он делал при жизни часто. Однако, изучив все хадисы пророка, мы нигде не встретим его указаний регулирующих все вышеизложенные моменты. Но, закроем временно глаза на все эти, не существующие факты, и представим себе, что пророк завещал избрать халифа до его захоронения, и что "избрание" Абу-Бакра произошло по завещанию посланника Аллаха. Сразу же возникает вопрос. Почему тогда второму халифу Омару, власть досталась путем завещания предшествующего, а не путем выборов как это было с первым халифом? Почему не избирали следующего халифа точно также, если пророк велел проводить выборы главы общества, а довольствовались назначением Абу-Бакра? На сегодняшний день никто не отрицает факт того, что второму халифу Омару, в свое время первому присягнувшему Абу-Бакру, власть досталась по завещанию последнего. Назначение Омара халифом, является одним из фактов противоречащих мнению братьев-суннитов, относительно необходимости выборов халифа после пророка.
Далее ознакомимся, как досталась власть третьему халифу Осману. В последние дни своей жизни халиф Омар "разработал" очень необычный и удивительный метод избрания последующего третьего халифа. Забегая вперед, хочу отметить, что этот способ никак не совпадает со способом избрания первого халифа Абу-Бакра, а также второго халифа Омара, не говоря уже о противоречии этого способа с элементарными принципами человеческой нравственности. Следовательно, получается, что всем трем халифам власть доставалась разнообразными и непохожими один на другой способами.
Второй халиф Омар сам выбрал шесть кандидатов и приказал им самим, в течение трех дней избрать между собой последующего халифа. Необычность метода состояла в том, что в случае разделения мнений шестерых кандидатов, например, в соотношении двое против четверых, этих двоих следует казнить по причине того, что они составляют меньшинство, которое не согласилось с большинством. Но в случае если мнения шестерых разделятся поровну, то есть трое против троих или по три кандидата каждый с одним сторонником, то предпочтение следовало бы отдать тому из кандидатов, на чью сторону склонился бы Абдуррахман ибн Оуф, входящий в состав шестерых. Будущий халиф Осман и правоверный Али ибн Абу-Талиб (ДБМ) также входили в эту шестерку кандидатов. После того как мнения разделились поровну, Абдуррахман ибн Оуф предложил присягнуть правоверному Али (ДБМ) при условии, что он не должен при этом отменять все нововведения, которые имели место при правлении Абу-Бакра и Омара, а должен быть их последователем, оставив в силе все установившиеся к тому времени правила и законы. Али ибн Абу-Талиб (ДБМ) отказался принять такое условие, на что дал свое согласие Осман и был, таким образом, избран третьим халифом после смерти халифа Омара.
Здесь возникает следующий вопрос. Если посланник Аллаха действительно велел избирать халифов, то каким же все таки методом было завешено им осуществлять выборы? Чтобы постараться ответить на вышеуказанный вопрос, следует изучить существующие методы выборов главы государства. Для этого вернемся в наше современное время.
Сегодня конституция многих демократических стран, предоставляет каждому совершеннолетнему гражданину своей страны, избирательное право, в результате чего каждый из них непосредственно влияет на итоги, например, муниципальных, парламентских или президентских выборов. В каждом демократическом государстве закон предусматривает выборы в муниципалитет или в парламент страны методом голосования самих граждан определенной местности (области, губернии, штата и т.д.). Регистрация всех кандидатов также происходит в результате набора определенного количества подписей в защиту того или иного кандидата, гражданами данной местности. Ситуация же с выборами главы государства не во всех странах одинакова. Если в одних странах закон позволяет выбирать главу государства методом всенародного голосования, то в других из них закон возлагает эту функцию парламенту данной страны, т.е. определенному кругу лиц, обладающими законодательной властью. Например, сегодня президент в России выбирается методом всенародного голосования граждан, а в Турции же президент избирается методом парламентарного голосования.
Как видим сегодня для организации нормальных, справедливых выборов главы государства, в каждой стране существует свой закон, определяющий четкий метод, регулирующий все необходимые условия, а также осуществляющий контроль за ходом всего процесса.
Теперь представьте себе, что в какой-нибудь стране где скончался президент, сразу же выбирают нового президента отсутствием каких-либо законов о выборах регулирующих все моменты, отсутствием центрального избирательного комитета, отсутствием заранее утвержденного списка кандидатов, пунктов голосования, даты голосования, независимых наблюдателей, отсутствием вообще временного руководства страной и много другого. Представьте себе также, что все это немаловажное мероприятие, проводится всего лишь на площади одного города целой страны, да еще параллельно с похоронами скончавшегося президента. Могут ли в подобной атмосфере состояться нормальные, справедливые выборы?
При всем разнообразии и богатстве человеческой фантазии, при такой обстановке очень сложно вообразить возможность проведения честных и справедливых выборов главы общества.
Наоборот даже при наличии всех перечисленных законов, сегодня в некоторых странах власти умудряются фальсифицировать выборы по причине того, что не имеют ни малейшего желания так просто расстаться со своим существующим положением, в результате чего остаются у власти несправедливым путем.
Так может ли пророк велеть проводить выборы халифа, руководителя всего государства и одновременно не оставлять никаких подробных указаний на этот счет, без которых нормальные, справедливые выборы невозможны? Мнение братьев-шиитов однозначное, без всяких сомнений это не возможно. Так как, если бы он действительно велел избирать халифов, то не оставление им никаких указаний относительно методики проведения выборов, с необходимыми подробными разъяснениями до деталей, в корне противоречит самой идее проведения честных выборов. Может тогда, посланник Аллаха забыл выделить кое-какие моменты относительно метода выбора или не успел передать, разъяснить и т.д.? Но такое развитие событий как мы отметили ранее, противоречит аяту Священного Корана:
"в посланнике Божьим есть прекрасный пример вам...", следовательно, забывчивость и подобного рода привычки, свойственные обычным людям, не могут быть присущи великому пророку Ислама.
В результате без существующих законов и каких-либо правовых норм, в течение нескольких часов небольшой группой людей, Абу-Бакр был избран первым халифом всего государства, т.е. говоря нашим языком, выборы были не всенародными и не демократичными, так как большая часть "граждан" отсутствовала и вообще не знала о проведении выборов халифа. Кроме этого, на выборах отсутствовали ряд сподвижников пророка, которые не признали его как преемника пророка и встали на сторону Али ибн Абу-Талиба (ДБМ).
("…Его не признали 12 сподвижников. Это были Халид ибн Саид Абу Ваккас, Салман аль-Фарси, Абу Зарр аль-Гаффари, Мигдад ибн аль-Асвад, Аммар ибн Ясир, Барида аль-Аслами и естественно, Имам Али ибн Абу Талиб (ДБМ). А из ансаров Абуль-Хейсам ибн ат-Тейхан, Усман ибн Ханиф, Хазима ибн Сабит Зуль-Шахадатейн, Убай ибн Кааб и Абу Айюб аль-Ансари." -ред.)
Случай с избранием третьего халифа Османа по своей не демократичности никак не уступает выборам первого халифа Абу-Бакра.
Допустим, что посланник Аллаха оставил какой-либо метод и раcсчитывал на проведении выборов главы общества. Почему тогда не совпадают методы избрания первого и третьего халифов? Не мог же пророк завещать сразу два разнообразных метода избрания халифов, а также разрешать, между прочим, назначать халифов, как это было со вторым халифом Омаром. Если пророк действительно завещал какой-либо метод, то этот метод должен быть один единственный и неизменный.
Кроме всего, мы видим, что даже Абу-Бакр и Омар, лица которые безусловно уступали пророку в знании, мудрости, в дальновидности и в умении управления обществом, при жизни все-таки подумали о передачи власти кому-либо после себя. Это является лишним доказательством того, что нелепо и глупо предполагать, что пророк Ислама обладающий всеми положительными качествами, со своим всесторонним превосходством над всеми и в том числе над Абу-Бакром и Омаром, не мог не подумать и не оставить никакого завещания относительно назначения главы государства.
В таком случае возникает ряд вопросов:

· Который из халифов первым нарушил завещание пророка?

  • В какой исторический период конкретно, было не выполнено завещание посланника Аллаха?
  • Какая идеология в Исламе вообще, сможет в совершенстве ответить на все вышеперечисленные вопросы?

В связи с тем, что все три рассмотренных способа относительно назначения и избрания халифов, имевших место после пророка, ни как не вяжутся между собой и в корне отличаются один от другого, то в лучшем случае два халифа из вышеуказанных трех, получили халифат не законным путем, а в худшем случае ни один из них не является законно избранным, ибо власть доставалась им иным способом, нежели завещал нам великий пророк Мухаммед (ДБАР).

 

Назначение Усамы ибн Зейда

В последние дни своей жизни пророк дал распоряжение снарядить войско против византийцев и назначил молодого Усаму ибн Зейда военачальником. Но, несмотря на ясный приказ Пророка Мухаммеда (ДБАР) некоторые отказались подчиняться своему новому командующему по причине его молодости. По некоторым данным ему тогда было где-то 17-19 лет. По их мнению, на эту должность нужно было назначить кого-нибудь постарше и поопытней. Наиболее ярые противники этого назначения потребовали от пророка смещения его с этой должности. Пророк не отреагировал на их требование, а наоборот настаивал на немедленном выступлении ополчения и повелел Абу-Бакру и Омару присоединиться к воинам. Последние явно нарушили приказ посланника, отказались выйти на поле боя и под предлогом того, что их сердца не вынесут разлуки с ним вернулись в Медину. "Пророк был огорчен этими событиями и, несмотря на тяжелое состояние своего здоровья, он нашел в себе силы прийти в тот день в мечеть, поднялся на минбар и публично осудил противников Усамы. В своей речи он восхвалил Всемилостивого Аллаха и сказал:
"Эй, люди! Что за речи некоторых из вас доходят до меня относительно назначения мною военачальником Усамы. Если вы порицаете мое назначение Усамы военачальником, то тем самым вы порицаете мое назначение военачальником его отца до него. Да ей богу, если кто-нибудь был достоин начальства, то его сын после него также достоин этого".
И только после этого выступления многим пришлось смириться с решением пророка и подчиниться своему новому военачальнику. Следовательно, пророк заботился за состоянии армии, от успеха которого зависит дальнейшая судьба Ислама и если бы он не переживал бы за свою армию, то на вряд ли он тяжело болевший тогда, пришел в мечеть и произнес речь, в котором настоял на своем решении, а наоборот доверил бы это дело самим мусульманам, чтобы они сами выбрали себе другого командующего.
Проанализировав эту ситуацию, еще раз можно убедиться в том, что пророк Мухаммед (ДБАР) очень переживавший за свой народ, за дальнейшую судьбу Ислама, не мог не назначить себе преемника, который бы после его смерти являлся бы единым руководителем всех верующих и заботился бы об их материальном и духовном благосостоянии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: