во французской реалистической литературе XIX века»




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«История молодого человека

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

заочного отделения журналистики

Попова П.С.

Проверил: кандидат филологических наук,

доцент кафедры зарубежной литературы

Андреева С.А.

 

Красноярск 2012

 

История молодого человека во французской реалистической литературе XIX века. Роман "Красное и черное" Стендаля - Жюльен Сорель.

Роман Стендаля «Красное и черное» написан в 1830 году и описывает события 20-х годов девятнадцатого века во Франции. Герой романа Жюльен Сорель представляет собой образ юного человека, обладающего большими способностями к науке и просвещению. Несмотря на то, что роман написан практически два века тому назад, его действия затрагивают заинтересованного читателя и позволяют пройти вместе с Жюльеном события всей его непростой жизни. Роман Стендаля уникален, ему удалось создать психологический роман эпохи реализма.

Роман был написан на основе реальных фактов, когда Стендаль прочитал обстоятельный отчет о деле Антуана Берте в «Судебной газете». Семинарист Берте, сын крестьянина-кузнеца, гувернер в буржуазной семье Мишу, удостоился благосклонности хозяйки дома и затем был уволен. Став гувернером в семье помещика-аристократа, Берте затеял интрижку с его дочерью; его вновь уволили. Решив отомстить, самолюбивый и честолюбивый юноша выстрелил в церкви в госпожу Мишу. Его предали суду в Гренобле.

У героя Стендаля была непростая судьба. Жюльен родился в семье плотника в небольшом провинциальном городке Верьере, где жил и воспитывался среди своих братьев, которые продолжали деятельность отца. Ни братья, ни отец не любили Жюльена. Они часто насмехались над его привычкой читать, а братья избивали его при первой удобной возможности. Он выделялся своим нравом и, казалось, был совсем не из их семьи. Его кумиром был Наполеон. Его целью было вырваться из низшего круга и стать священнослужителем или военным. Горделивый и честолюбивый нрав Жюльена Сореля подталкивал его стать выше и достойней того существования, которое сейчас было ему предназначено. Эти противоположные профессии могли позволить ему войти в круги высшего общества, сохранив свою честь. По свидетельству биографа Стендаля название романа, вероятней всего, отражало именно этот выбор героя, черное – символ одежды священнослужителя, красное – мундир военного офицера. Но истинное значение название наверняка неизвестно. Это привлекает читателя и создает атмосферу загадочности.

По воле случая, губернатор города искал для троих своих сыновей гувернера, способного обучить его детей латыни и другим наукам. Жюльен не особо радуется представленной возможности, так как гордость пробуждает в нем нежелание прислуживать тем, кто его будет презирать. Но все-таки он попадает в дом мера и остается там на службе. И вот, он стал гувернером в семье местного богача.

В начале романа воспитатель детей мэра города Верьера господина де Реналя, Жюльен, был одержим честолюбивыми планами. Жюльен хочет «выйти в люди», утвердиться в обществе, занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и обществом возможно лишь при условии, что Жюльен полностью подчинится нравам и законам этого общества. Жюльен вдвойне чужой в мире Реналей: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Жюльен пользуется успехом у своих подопечных и не только, постепенно ему удается наладить близкие отношения с госпожой Реналь, которая вскоре в него влюбляется и они становятся тайными любовниками. Жюльен чувствовал себя нужным этой женщине, это тешило его самолюбие. Он был любим, несмотря на сове положение в обществе. Горничная Реналей была влюблена в Жюльена и хотела быть его женой, у нее даже имелось достояние, доставшееся в наследство, но Жюльену такой путь был чужд, это была бы слишком легко и несамостоятельно достигнутая цель, он понимал, что достоин большего. Связь с госпожой Реналь за спиной мера была незамечена некоторое время, но потом Жюльена разоблачили и прогнали. Благочестивая госпожа Реналь не находила себе места.

Жюльен поступает в семинарию, где поражает своими познаниями аббата Пирара. Жизнь его в семинарии очень тяжела, сверстники его презирают, устраивают на него гонения. Несмотря на все тяготы, он снова показывает свой воинственных дух, вопреки негласным законам семинарии Жюльен показывает блестящие результаты, в то время как остальные ученики специально допускают ошибки, чтобы не выделяться. Как не пытался Жюльен завести друзей, все его усилия были напрасны, что еще больше подчеркивало его отличие от остального общества. Ему постоянно приходилось продумывать свои действия за несколько шагов вперед, чтобы предотвратить свое собственное поражение. Когда пришло время выбирать наставника, он выбирает аббата Пирара. Жизнь в семинарии показывает обратную сторону служителей церкви, и Жюльен сомневается еще больше в правильности своего решения при выборе такого пути. Он видит, что все эти люди просто пробивают себе дорогу к сытой и беззаботной жизни, к власти и безнаказанности.

Аббат Пирар вскоре покидает свою должность, Жюльен огорчен, он потерял единственного друга и поддержку. Однако эта печаль оборачивается для него новой возможностью. Через аббата Жюльен получает приглашение на должность помощника в семью знатных особ, к господину Ла-Молю. Светское общество города не особо отличается от сельского нравами, оно еще более высокомерно, грязно и отвратительно, его масштабы еще больше. Жюльен пытается всеми силами понять смысл поведения, преодолеть свою ненависть и неприязнь.

Господин Ла-Моль доволен деятельностью Жюльена, ему нравится его трудолюбие, исполнительность и способности вести дела. Дочь Ла-Моля очень презрительно относится к Жюльену, что задевает его гордость, но так же ей скучно среди предсказуемых представителей её круга, постепенно они сближаются и между ними завязывается тайный любовный роман.

Самолюбие Жюльена удовлетворено. Вскоре его возлюбленная объявляет о своей беременности, что возмущает господина Ла-Моля, но во избежание общественного мнения, он выполняет требования дочери. Жюльен получает почетную должность и невесту из высшего общества, казалось бы цель его жизни достигнута, но все портит письмо его бывшей возлюбленной, которое попадает в руки Матильде. Госпожа Реналь обвиняет Жюльена в лицемерии и карьеризме.

Жюльен в ярости. Он бросается в Верьер и по пути покупает пистолет, он пытается убить госпожу Реналь во время молитвы в церкви. Но оба выстрела только ранят её. Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права по рождению. Время проведенное в тюрьме расставляет в его мыслях все события жизни на свои места.

За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор. Жюльен произносит речь: «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия… Вот мое преступление, господа». «Господа! Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия… Но даже если бы я был виновен, это все равно, Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания… и желающих покарать во мне и раз навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах… имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом».

«В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX века, который вобрал в себя важнейшие черты своего народа, пробужденного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность ж твердость духа, непоколебимость в продвижении к цели. Но герой всегда ж везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в своих правах сословия, поэтому Жюльен — революционер, и с этим согласны его классовые враги — аристократы… Молодой человек близок по взглядам с отважным итальянским карбонарием Альтамирой и его другом — испанским революционером Диего Бустосом.»

В его душе идет постоянная напряженная борьба, вступают в противоречие стремление к карьере и революционные идеи, холодный расчет и светлые романтические чувства.

Сцена, где Жюльен стоит на вершине утеса и наблюдает за полетом ястреба, завидует парению птицы, хочет быть похожим на нее, возвысившись над окружающим миром, отражает его стремление к свободной и достойной жизни. Наполеон, чей пример, по словам Стендаля, «породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие», является идеалом для Жюльена. Но безумное честолюбие — важнейшая черта Жюльена — увлекает его в лагерь, противоположный лагерю революционеров. Он страстно желает славы и мечтает о свободе для всех, но первое пересиливает. Жюльен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь и не сомневаясь в собственной воле, энергии и таланте.

Но Жюльен Сорель живет в годы Реставрации, а в это время такие люди опасны, их энергия — разрушительна, потому что таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь, и поэтому Жюльен не может прямым и честным путем сделать достойную карьеру. Основа сложного характера героя — противоречивое соединение революционного, независимого и благородного начала с честолюбивыми стремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления.

По словам Роже Вайяна, Жюльен «вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал». Путь наверх Жюльена Сореля — это путь утраты им лучших человеческих качеств и путь постижения настоящей сущности власть имущих.

Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась. Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищает его от пороков, привитых обществом.

Жюльен видит иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он недавно связывал представления о счастье, и поэтому, ожидая казни, отказывается от помощи сильных мира сего, которые могут вызволить его из тюрьмы и вернуть к прежней жизни. Столкновение с обществом завершается нравственной победой героя. Значительную и определяющую роль в судьбе Жюльена Сореля играет любовь. С Луизой де Реналь герой снимал маску, с которой обычно появлялся в обществе, и позволял быть самим собой. Образ Матильды — честолюбивый идеал Жюльена, во имя нее он готов пойти на сделку с совестью. Перед Матильдой Жюльен представал незаурядной, гордой, энергичной личностью, способной на великие, дерзкие и жестокие дела.

На судебном процессе перед смертью Жюльен дает последний, решающий открытый бой своему классовому врагу. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, он бросает им в лицо грозную правду: его вина не в том, что он стрелял в госпожу де Реналь, а в том, что он осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи.

«Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели. Такая концовка показательна: Стендаль не смог решить, что ждет героя, осознавшего несостоятельность своей теории, как должен он перестроить свою жизнь, преодолев заблуждения, но оставшись в буржуазном обществе, и потому Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.»

Образ Жюльена Сореля во многом автобиографичен для Стендаля, который пошел за Наполеоном по полям сражений. Любовь в представлении Стендаля – это порыв чувств, а не тихая семейная идиллия, это постоянный риск, приключения, борьба и отчаянные действия. Жюльен Сорель наделен качествами обычного молодого человека той эпохи, неслучайно образ взят из реальной истории, и в романе Стендаль подчеркнул и детально описал все особенности событий. Жюльен – это голос народа французского общества, нежелающего плыть по течению и смиряться со своей участью, он верит, что сам способен вершить свою судьбу, он хозяин своей жизни. Он как мог, пытался вырваться из замкнутого круга, но чуть не предал себя и сдался. Он не мог обрести желаемое ни в семье отца, ни в служении Богу, ни в служении обществу, в которое он так хотел попасть и так не хотел становиться таким же, как его представители. Жюльен Сорель – это жертва по своему собственному выбору. И этот выбор самый верный для него, в отличие от предыдущих.

 

 

Литература

 

1.Реизов Б.Г. Французский роман XIX в./ Б.Г.Реизов.-М.,1977

 

2.Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество/ Б.Г.Реизов.-Л.,1978

 

3.Фрид Я.В. Стендаль: очерк жизни и творчества/ Я.В.Фрид.-М.,1958

 

4. https://www.ad-marginem.ru/article49.html

 

5.https://gendocs.ru/v25160/лекции__зарубежная_литература_хiх_века._реализм

 

6. https://www.bukinistu.ru/biografiya-stendal-anri-mari-beyl.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: