Знания, полученные на основе чувственного и абстрактного мышления, реализуются на практике. Практика – целесообразная целенаправленная деятельность человека (по материалистам); практика – это не только духовная деятельность сознания, духа, воли, но и божественного разума (по идеалистам);
Практика – это психическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией.
Вопрос №54. Творчество в жизнедеятельности человека. Сущность интуиции.
Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Т. может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология Т. исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта Т. как. субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности Т., который по-разному ставился в разные исторические эпохи.
ИНТУИЦИЯ (от лат.— пристально глядеть, всматриваться) способностьнепосредственного получения нового знания; получать истину напрямую, минуя на какое-то время логические доказательства и сенсорный опыт. В момент интуиции познание как бы перескакивает через целый ряд этапов, в обычных условиях для себя необходимых; мысль “свертывается”, уплотняется до готового вывода, окончательного решения по какой-то проблеме. Результат познания с помощью интуиции открывается досрочно.
Отличия интуитивных моментов процесса познания: внезапность; бессознательность; непосредственность результата.
Типы интуиции: предчувствие чего-то, догадка, прозрение.
Виды интуиции различаются по ее содержанию: бытовая (“Ага!”), техническая (“Эврика!” “Есть идея!”), врачебная (“Диагноз ясен”), художественная (вдохновение), научная (открытие нового знания), и т.д., и т.п.
Этапы интуитивного постижения истины:
-предварительная профессиональная подготовка, накопленный жизненный опыт;
-личные способности человека, тонкость его психического склада (более интуитивны по складу души женщины);
-напряженный труд, длительные усилия, страстное увлечение человека каким-то делом; -сильное и длительное напряжение ума при решении некой проблемы;
-случайная подсказка (аналогия, благоприятный фон) правильного решения;
-интутивное озарение (наитие) — неожиданный приход идеи, решения, выхода;
-осмысление интутивного знания, его проверка обычными методами логики и наблюдения.
Недостатки интуитивного познания: оно может подвести, не прийти вовремя; может вести к недооценке обычных методов познания. его черновой работы.
Достоинства интуиции: дешёвый метод, позволяющий экономить силы и средства, которые требуются для обычных исследований; выручает в динамичных, безвыходных ситуациях, когда нет времени долго думать, применять традиционные способы изучения проблемы; даёт новый для познания результат, который сам по себе часто недостижим при обычных способах исследования; практически любая сколько-нибудь стоящая гипотеза, идея, предложение рождаются интуитивно, спонтанно, неожиданно для субъекта познания и окружающих.
Вопрос №56. Структура и динамика научного знания: эмпирический, теоретический и методологический уровни.
Форм и методов научного познания довольно много. Каждый элемент методологии науки играет свою незаменимую “партию” в “оркестре”, называемом “естествознание” или же “обществоведение”. Наиболее принципиально деление методологии на два “этажа” — эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Они предполагают друг друга, тесно взаимодействуют, однако отличаются своими познавательными целями, средствами и возможностями. Задачей эмпирического познания является количественное накопление знаний, причем в форме фактов и т.п. информации описательного, констатирующего характера. А на уровне теоретического исследования знания обновляются качественно, поскольку в этих формах они объясняют причины и законы явлений действительности, общие принципы ее устройства и тенденции развития. Соответственно разности задач и возможностей эмпирии и теории подбираются разные формы и методы научного познания. Вместе с тем, различие между эмпирическим и теоретическим уровнями науки относительно. Они невозможны по отдельности. Существующие теории направляют внимание ученых-эмпириков на те или иные факты, дают способы их интерпретации. А новые факты позволяют уточнять, вырабатывать новые теории.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
В науке наблюдением называют преднамеренный, организованный и систематический процесс восприятия явлений действительности в их естественном виде с помощью органов чувств и специальных приборов.
Следующий и, пожалуй, основной метод эмпирического познания — эксперимент (от лат. experimentum — опыт, проба, испытание) - способ изучения объекта науки в искусственных условиях, созданных самим ученым и подконтрольным ему. Именно с изобретением экспериментального метода естествознание стало наукой. Произошло это в XVII в., когда У. Гильберт провел первые в истории физики опыты с магнитом. Затем свои известные эксперименты поставил Г. Галилей, а Ф. Бэкон разработал методику обобщения экспериментальных данных с помощью разных видов индукции — умозаключения от частных фактов к общему правилу.
Моделирование как метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его аналогию, более или менее точную.
Аналогия (греч. analogos — соответствующий, соразмерный) — теоретическая основа всякого моделирования и одновременно самостоятельный прием познания. Это умозаключение, при котором на основании сходства некоторых предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих же предметов и в других признаках.
Факт — основной результат применения всех методов эмпирического исследования.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Формы теоретизации научного знания располагаются по основным ступеням мысленного проникновения в сущность тех или иных событий, явлений, процессов.
Проблема (греч. “преграда”, “трудность”, “задача”)— исходная форма теоретического познания. словесное, вообще знаковое выражение некоего затруднения в процессе познания,
Гипотеза (греч. “основание”, “предположение”) представляет собой еще не доказанное теоретическое знание. Основным способом превращения научной гипотезы в теорию служит гипотетико-дедуктивный метод. Он предполагает выдвижение следствий, вытекающих из сформулированной гипотезы (предсказание новых, до тех пор неизвестных фактов), а затем их экспериментальную проверку (получение таких фактов на практике).
Теория (греч. “рассмотрение”, “исследование”) —высшую форму систематизации научного знания, вбирающую в себя и располагающую все остальные, выше перечисленные его формы — факты, принципы, законы и т.д.
Законом природы (или общества, человеческого бытия) называется определённый тип взаимосвязи между явлениями и процессами внешнего мира.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
К числу наиболее распространенных методов доказательства законов, вообще обоснования теорий относятся анализ и синтез. Анализ по-гречески означает “разложение”, “расчленение” (некоего целого на части). А синтез — “сочетание”, “соединение” (частей в одно целое).
Индукция— умозаключение от частного (отдельных примеров, единичных случаев, разрозненных фактов) к общему (заключению, принципу).
Напротив, дедукция - выведение — это путь мысли от общего к частному.
Абстрагирование “отвлечение” (одного от другого, части от целого). Благодаря ей происходит мысленное выделение существенного в изучаемом объекте. Напротив, конкретизация по-латыни означает “сгущение”, “уплотнение”. В рассматриваемом плане имеется в виду концентрация знаний, информации об изучаемом нами объекте.
Идеализация в науке добавляет к абстрактным соображениям об отдельных сторонах реальности допущения того, чего в действительности на самом деле нет.
Формализация в процессе научного исследования представляет собой построение и использование в процессе познания искусственных языков.
Моделирование как метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его аналогию, более или менее точную.
Вопрос №60. Проблема истины в философии и науке. Понятие абсолютной и относительной истины.
Проблема истины – центральная проблема теории познания. Наряду с такими понятиями как добро, красота, справедливость относится также и к мировоззрению, к фундаментальным характеристикам человеческого бытия.
В истории философии существует немалое количество определений истины. Это связано с различными подходами к ее трактовке в рамках различных школ и направлений. Наиболее характерные среди них: “Истина – это соответствие знаний действительности”; “Истина – это то, что просто и экономно описывает опыт” (эмпириокритицизм); “Истина – это знание, с которым все согласны” (конвенционализм); “Истина – это знание, ведущее к цели” (прагматизм).
Понимание истины как соответствия знания вещам (принцип корреспонденции) восходит к Аристотелю. Подобное понимание истины разделяли и развивали далее Ф.Бэкон, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Ломоносов, Фейербах и другие. Платон и христианские философы средневековья рассматривали истину как абсолютное и неизменное свойство идеальных объектов (идеи, Бог). Немецкая классическая философия развивает понимание истины как согласие мышления с самим собой в результате диалектического развития. В.Соловьев понимал истину как безусловную действительность и безусловную разумность, воплощенную во всеединство. Современная западная философия рассматривает истину как внутренне согласованную систему, в рамках которой исследуются проблемы и соотношения логической и фактической истин, логического критерия, взаимоотношения объекта и субъекта, языка и другие.
Современная трактовка истины, которой придерживается большинство отечественных философов, формулируется следующим образом: “истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания”.
Истина фиксирует отношение между объектом познания и познаваемым объектом. Это отношение складывается в результате практической человеческой деятельности и является ее результатом. Поэтому истина субъектна, т.е. она не существует вне и помимо деятельности людей. Но одновременно она носит объективный характер, ибо ее содержание (правильность отражения человеческим сознанием реальности) не зависит от сознания человека и человечества.
Из объективного характера истины следует ее конкретность. Знания всегда зависят от характера и формы различных отношений, проявляющихся между предметами, явлениями и процессами, условий их осуществления. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Так, любой экономический постулат имеет истинную значимость только в рамках определенных социально-экономических условий, игнорирование которых ведет к заблуждению и откровенной лжи. Или еще. Объект и субъект существуют в определенном временном измерении.
Объективная истина – это не только неизменное, статичное, но также и динамичное образование; истина – это процесс, который заключает в себе самые различные качественные состояния. В связи с этим возникает вопрос об основных формах объективной истины, которыми являются абсолютная и относительная истины.
Абсолютная истина как термин заключает в себе несколько значений. Во-первых, он указывает на то, что характеризуемое знание, которое носит окончательный характер и не может измениться в течение последующей практики. Во-вторых, к абсолютной истине относятся истины фактов, существование которых бесспорно и очевидно. И, наконец, в-третьих, под абсолютной истиной понимается гносеологический идеал, к которому стремится познание. В принципе, познать можно все, но реально это не осуществимо и поэтому в этом значении абсолютная истина является вектором познавательной деятельности, направленной на бесконечность бытия.
Относительная истина означает, прежде всего, неполное знание, ограниченное конкретно – историческими условиями познавательной деятельности. Относительная истина – это часть абсолютной истины, и в этом отношении она есть момент развития знания от неполного к более полному.
Относительная и абсолютная истины существуют в нераздельном единстве. Это единство определяется тем, что они объективны. Взаимодействие между ними характеризует реальный познавательный процесс, его направленность, и наиболее общую структуру.
Вопрос №65. Концепции индустриального, постиндустриального и информационного типов общества.
Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапы развития техники и только техники.
Интересную градацию предложил Дениел Бел – 3 этапа развития:
1. доиндустиальное общество (большая часть населения занята сельским хозяйством);
2. индустриальное общество (большая часть населения занята в промышленности);
В обеих этих стадиях (в 1 и 2) люди не могут обеспечить себя всем необходимым. 3.технотронное информационное общество. (большая часть населения занимается получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает основной мир.)
Вопрос №66. Социальная структура современного общества.
Социальная структура. Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.
Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.
Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам: экономические; политические (парламент, армия, полиция, партия), институты родства (брак и семья); институты культуры (музеи, клубы); институты стратификации (касты, сословия, классы).
Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Вопрос №67. Государство и его роль в социальной системе.
Основные признаки государства:
а) территориальная организация всего ареала проживания его подданных; границы на местности и географической карте сменили кровно-родственные, этнические, конфессиональные и все прочие признаки социального объединения;
б) публичная власть — набранный из профессиональных чинов-ников аппарат управления, отличный и отделённый от остального народа, поставленный над ним в вопросах государственной компетенции; эту власть на постоянной основе осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государства;
в) налоги на содержание аппарата управления и прочие общегосударственные нужды;
г) кодифицированное (записанное и обнародованное)право — свод законов и прочих распоряжений носителей государственной власти.
д) Армия, полиция, тюрьмы, суды …
Структура государства включает в себя такие типичные элементы, как а) органы законодательной и исполнительной власти, верховной и местной; б) вооружённые силы для защиты и расширения государственной территории; в) службы охраны правопорядка (прокуратура, полиция, суды, тюрьмы, разведка и контрразведка, т.д.).
Функции государства делятся на внешние (дипломатия, условия внешней торговли, таможенной политики; вооруженная защита его интересов, вплоть до войны и т.п. силовых акций) и внутренние (сбор налогов, их распределение на государственные и общенародные нужды; выработка законодательства; регулирование экономики; охрана общественной безопасности; координация развития культуры, образования и науки; социальное обеспечение нетрудоспособных).
Вопрос №68. Индивид, индивидуальность, личность. Понятие права и правосознания. Моральные нормы и поведение.
Человек - это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного.
Индивид - отдельный представитель чел-го рода.
Личность - это действительность индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализующий себя в соц-ой деятельности.
Индивидуальность - это конкретная личность в её неповторимом сочетании социальных и психофизиологических особенностей.
Наш отдаленный предок, находившийся в условиях первобытной орды и начальных стадий формирования сознания, еще не был личностью, но уже был человеком. Личность — это общественно развитый человек. Не только исторически, но и генетически человек становится личностью по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок, особенно в самом раннем возрасте, — это, разумеется, человек, но еще не личность.
Таким образом, личность — это результирующая функция социального и биологического начал человека.
Право — это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности.
Закон — это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права.
Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.
Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная.
Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности: -первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека -второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства. В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека. В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов. -третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость.
Вопрос №72. Конституция Российской Федерации о правах человека.
Важнейшая функция Конституции РФ - Закрепление и защита прав и свобод личности, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.
Конституция РФ 1993 г. Включает в себя нормы, посвященные правовому статусу личности, сосредоточены главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И СВОБОДЫЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1 ”ОСНОВЫКОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона.
В Главе 1 ”ОСНОВЫКОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ” закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2)
В Главе 2 закреплены следующие принципы:
Личные права и свободы
1) право на жизнь.
2) право на личную неприкосновенность.
3) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
4) право каждогоопределять и указывать свою национальную принадлежность.
5) Свобода передвижения и поселения.