Как же Господь помогает душе обрести духовное знание через посредство всех этих учителей?




Урок 7.

«РАЗНОВИДНОСТИ ДУХОВНЫХ УЧИТЕЛЕЙ»

 

Сколько духовных учителей может быть у человека? Каковы их разновидности и что за функции они выполняют по отношению к ученику? Каков этикет общения с ними?

 

Прежде всего, необходимо отметить, что поскольку Господь существовал еще до появления других учителей, Его славят как Изначального Духовного Учителя, и только Он обладает самым полным, совершенным знанием. От Него исходит послание заблудшим детям Его, с помощью которого они могут вновь вернуться в запредельный мир блаженства. Все остальные учители являются Его представителями. Их функция заключается в том, чтобы передавать трансцендентное знание без искажения, с целью вернуть обусловленные души домой, к Богу. Поэтому их называют шикша-гуру, — духовные учители (гуру – «тяжелый», т.е. полон духовного знания), передающие шикшу (духовное знание).

 

Хотя роль всех учителей – передавать духовное знание (поэтому все они шикша-гуру), тем не менее, поскольку разные учители исполняют разные функции в этом процессе, их называют по-разному:

 

1. Ади-гуру – основатель цепи ученической преемственности (сампрадаи). Ади-гуру получает знание непосредственно от Верховного Господа и передает его своим ученикам. Примерами ади-гуру являются Брахма, Шива, Кумары и Лакшми.

 

2. Ачарья-основатель – духовный учитель, исправляющий противоречия, возникающие в учении, и задающий новое направление миссии. Такой духовный учитель является особым преданным, которого направляет и уполномочивает Сам Господь. Примерами ачарий-основателей являются Шри Рамануджа, Шри Мадхава и, в недавнем прошлом, Шрила Прабхупада. Ачарья-основатель – это шикша-гуру для всех, кто за ним следует. Поэтому нарушать его указания или искажать его учение ни в коем случае нельзя.

 

3. Вартма-прадаршака-гуру – духовный учитель, который указывает путь. Это тот, кто впервые указывает человеку правильный путь к Богу.

 

4. Шикша-гуру – духовный учитель, дающий наставления, на основании Священных писаний.

 

5. Дикша-гуру – духовный учитель, дающий посвящение в цепи ученической преемственности.

 

6. Санньяса-гуру – духовный учитель, дающий санньясу (посвящение в отрешённость).

 

Все эти разновидности учителей выполняют различные функции в процессе передачи духовного знания. Все они являются уполномоченными представителями Бога, через которых Он проявляет Свое бесконечное милосердие по отношению к обусловленным душам, освобождая их из цепей неведения. Поэтому всем этим духовным учителям необходимо оказывать почтение. Пренебрежение или оскорбление по их адресу являются серьезными препятствиями на духовном пути. И по тому, как ученик относится к ним, можно судить о его отношении к Богу.

 

Как же Господь помогает душе обрести духовное знание через посредство всех этих учителей?

 

1. В начале Господь лично наставляет основателя цепи ученической преемственности (ади-гуру), который передает это знание своему ученику, а тот, в свою очередь, своему. Так это знание передается от учителя к ученику в неискаженном виде.

 

2. Если из-за пагубного влияния этого века происходит какое-то искажение учения или его недопонимание, тогда Господь направляет Своего особого преданного ачарью-основателя, который исправляет учение и объясняет как применять его в условиях современности. Совсем недавно эту задачу выполнил Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, изложив сокровенное божественное знание на английском языке и распространив его по всему миру. В соответствии с предсказаниями, эти книги будут являться законами для всего человечества еще на протяжении 10000 лет, давая искренним людям возможность достичь духовного совершенства.

 

3. Человек, запутавшийся в этом мире, встречается с вартма-прадаршака-гуру, через посредство которого Господь указывает ему путь к Себе и встреча с которым, становится причиной изменения его жизни.

 

4. Затем ищущий Бога человек вступает в общение с преданными Богу людьми, которые, играя роль шикша-гуру (духовных наставников), воспитывают и наставляют ученика в процессе развития его преданности.

 

5. Из всех шикша-гуру (наставляющих учителей) тот, чьи наставления значительней всего воодушевляют ученика на духовное совершенствование, обычно становится его дикша-гуру (духовный учитель, дающий посвящение в цепи ученической преемственности). Он принимает на себя обязательство за спасение ученика.

 

6. Затем следуют другие шикша-гуру, продолжающие его обучение.

 

Поскольку больше всего в своей духовной жизни ученик соприкасается с дикша и шикша-гуру, будет полезным подробнее описать их:

 

«… Дикша-гуру бывает один, и является «изначальным» или «настоящим» духовным учителем. Шикша-гуру может быть много, — они подкрепляют наставления дикша-гуру, и исполняют подчиненную роль. Шикша-гуру являются как бы двойниками дикша-гуру (представитель и часть его тела), тесно взаимодействующими с ним. Их функция – привести потенциального ученика к дикша-гуру. Дикша-гуру также может действовать в роли наставника, но это не обязательно.

Различия между дикша- и шикша-гуру определяются тем, какие обязанности они исполняют, однако, это, безусловно, не должно становиться причиной нездоровой мирской склонности унижать других. Поэтому ученик обязан слушаться наставников так же, как и своего дикша-гуру. Ученику надо научиться видеть, что в форме одного дикша-гуру и многих шикша-гуру перед ним воплотился Сам Верховный Господь. В этом заключается их единство. В то же время, не отвергая их онтологического равенства, ему следует знать, что каждый из них исполняет свои функции…».

(Шиварама Свами в книге «Шикша-гуру»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: