Коррекционная педагогика в начальном образовании




Дисциплина: ДПП.05 Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями

Коррекционная педагогика в начальном образовании

№ п/п Задание (вопрос) Эталон ответа Комментарии
Инструкция по выполнению заданий № 1 – 4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,
№ задания Вариант ответа
  1-В,2-А,3-Б
 
1. Установите соответствие между этапами обучения грамоте по учебнику «Русская азбука» В.Г. Горецкого и содержанием обучения на каждом этапе.    
Название этапов Содержание этапов
1. Добукварный. 2. Букварный. 3. Послебукварный. А. Изучение согласных звуков и их буквенных обозначений, а также букв ь, ъ, е, ё, ю, я. Б. Закрепление пройденного материала. В. Изучение 5 гласных звуков и букв, их обозначающих. Г. Работа над развитием речи.
2. Установите соответствие между этапами формирования навыка чтения и компонентами процесса чтения, происходящими на каждом этапе.    
Этапы навыка чтения Компоненты процесса чтения
1. Аналитический этап. 2. Синтетический этап. 3. Этап автоматизации. А. Техника чтения не осознается чтецом, осознание содержания читаемого и его формы. Б. Восприятие гласной буквы, соотнесение ее со слогом-слиянием, озвучивание слога. В. Выразительное прочтение текста. Г. Одновременное восприятие, произнесение и осмысление читаемого.
3. Установите правильную последовательность этапов, необходимых при проведении звукового анализа.    
Этапы Содержание
1. Первый этап. 2. Второй этап. 3. Третий этап. А. Выдели, охарактеризуй и обозначь первый звук в слове. Б. Произнеси слово и послушай себя. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам. В. Составь слово из букв разрезной азбуки. Г. Выделяя и обозначая каждый следующий звук в слове, составь схему-модель. Проверь по схеме, получилось ли слово.
4. Установите соответствие между видом дисграфии и допущенными учениками ошибками.      
Вид дисграфии Примеры ошибок
1. Оптическая. 2. Кинетическая. 3. Акустическая. А. «дедро» вместо «ведро». Б. «лубит» вместо «любит». В. «вдоме» вместо «в доме». Г. «шмя» вместо «имя».
Инструкция по выполнению заданий № 5 – 20: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.
5. «Система обучения грамоте, в которой деятельность учеников строится от начального элемента до целого, от изучения букв к чтению слов, называется …». А. Аналитическая система. Б. Синтетическая система. В. Аналитико-синтетическая система. Г. Слоговая система.    
6. Укажите заключительную стадию обучения грамоте учеников по буквослагательной методе. А. Обучение чтению отдельных слов. Б. Заучивание всех букв алфавита. В. Чтение «по верхам». Г. Обучение чтению слогов.    
7. Какое действие должен произвести первоклассник, чтобы доказать, что анализируемый звук является мягким? А. Понаблюдать за положение губ (наличие или отсутствие полуулыбки). Б. «Проскандировать» слово. В. Понаблюдать за отсутствием или наличием вибрации в области горла.    
8. В каком виде работ, используемых при обучении грамоте, представлен анализ? А. Деление слов на слоги. Б. Составление схемы и «чтение» слова по схеме. В. Составление и чтение слогов с новой буквой. Г. Подбор слов на изучаемую букву.    
9. «Прием работы, а именно сравнение изучаемой буквы с животным, например, «б» с белкой, применим для предупреждения …». А. Фонетической дисграфии. Б. Кинетической дисграфии. В. Нарушений грамматического строя речи. Г. Оптической дисграфии.    
10. Какой из видов работы является лишним при подготовке учащихся к восприятию литературного произведения? А. Концептуальная беседа. Б. Книжная выставка. В. Рассказ об авторе. Г. Предположение по названию произведения о его содержании.    
11. На формирование какого навыка чтения направлена система упражнений Л.Ф.Климановой, тренирующих зрительное восприятие: 1) пары слов отличаются одной буквой: козы – косы; 2) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух – глух; 3) чтение цепочек родственных слов: бег – бегать – бегство? А. Беглость. Б. Сознательность. В. Выразительность.    
12. Какой вопрос является лишним на этапе проверки первичного восприятия? А. Понравилось ли вам произведение? Б. Охарактеризуйте главного героя. В. Какой момент вам запомнился больше всего? Д. Что вызвало ваш смех при чтении?    
13. Какой жанр эпических произведений рекомендуется учителю рассказывать? А. Литературную сказку. Б. Авторский рассказ. В. Народную сказку. Г. Повесть.    
14. На каком этапе формирования языковых понятий осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории? А. Анализ языкового материала. Б. Обобщение признаков. В. Осознание формулировки. Г. Конкретизация изучаемого грамматического понятия.    
15. На каком этапе изучения морфемного состава слова решаются следующие задачи: формирование понятий «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»; развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом; развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами? А. Пропедевтика изучения словообразования. Б. Ознакомление с однокоренными словами и корнем. В. Изучение специфики и роли в языке корня, приставки, суффикса и окончания. Г. Работа над составом слова при изучении частей речи.    
16. Выполняя задание учителя подобрать слова со звуком [й], ученики назвали разные группы слов. Отметьте правильно выполненное задание. А. Илья, муравей, зайка, теленок. Б. Чай, елка, Марья, моют. В. Гуляет, грызет, ящик, пой. Г.Свой, синий, енот, пленка.    
17. «Орфографическая зоркость – это …». А. Умение проверять собственные письменные работы. Б. Умение обнаруживать орфограмму. В. Умение определять тип орфограммы.    
18. «Знание учеником наизусть словесной формулировки орфографического правила…». А. Обязательно, т.к. это способствует повышению его орфографической грамотности. Б. Необязательно, т.к. на повышение орфографической грамотности влияет осознанное применение известного способа действия для решения орфографической задачи. В. Обязательно, т.к. только с его помощью ребенок сможет решить орфографическую задачу. Г. Необязательно, т.к. по прошествии некоторого времени ребенок все равно его забудет.    
19. Выберите тему урока, на котором будут формироваться следующие умения: правильно задавать к глаголам вопросы, образовывать начальную форму глагола, узнавать начальную форму глагола. А. «Неопределенная форма глагола». Б. «Изменение глаголов по временам». В. «I и II спряжение глаголов». Г. «Настоящее время глагола».    
20. «Фонетическим опознавательным признаком орфограмм для букв гласных звуков является …». А. Безударное положение гласного звука. Б. Положение после твердого согласного звука. В. Ударное положение гласного звука. Г. Положение после мягкого согласного звука.    
№ п/п Задание (вопрос) Эталон ответа  
Инструкция по выполнению заданий № 21 - 30: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.  
21. «Процесс овладения школьниками теорией и практикой родного языка в условиях обучения в методике преподавания русского языка является...».    
22. «Вооружение учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми курсами и умениями является … целью методики преподавания русского языка».    
23. Какой раздел русского языка даёт понимание сочетания слов, построения словосочетаний, предложений, целых высказываний?    
24. «Система обучения грамоте, в которой в качестве изначального момента выбран слог, называется … системой».    
25. «Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса …».    
26. «Следующие задачи: формирование зрительного внимания и произвольности зрительного восприятия, развитие ощущений движений руки и артикуляционных органов, знакомство учеников с правилами письма элементов букв, решаются на … этапе обучения каллиграфии».    
27. «В методике принято характеризовать навык чтения, называя его качества, а именно беглость, сознательность, правильность, …».    
28. «Способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка, называется …».    
29. «Минимальной естественной единицей речевого потока является … - один или несколько звуков, произносимых на одном толчке воздуха».    
30. «Такое написание (буква, дефис и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух, называется …».    
           

 

№ п/п Задание (вопрос) Эталон ответа  
Инструкция по выполнению заданий № 1 – 4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,
№ задания Вариант ответа
  1-В,2-А,3-Б
1. Установите соответствие между звуковыми схемами слов и учебниками обучения грамоте, в которых данные схемы используются.    
Звуковые схемы Учебники
1. 2. 3. А. Горецкий В.Г. «Русская азбука». Б. Бунеев Р.Н. «Моя любимая азбука». В. Репкин В.В. «Букварь». Г. Климанова Л.Ф. «Азбука».
2. Установите соответствие между этапами формирования навыка чтения и компонентами процесса чтения, происходящими на каждом этапе.    
Этапы навыка чтения Компоненты процесса чтения
1. Аналитический этап. 2. Синтетический этап. 3. Этап автоматизации. А. Техника чтения не осознается чтецом, осознание содержания читаемого и его формы. Б. Восприятие гласной буквы, соотнесение ее со слогом-слиянием, озвучивание слога. В. Выразительное прочтение текста. Г. Одновременное восприятие, произнесение и осмысление читаемого.
3. Установите соответствие между этапами урока чтения (по А.А.Ворожбитовой) в добуквенный период обучения грамоте и содержанием на каждом этапе.    
Этапы Содержание
1. Первый этап. 2. Второй этап. 3. Третий этап.   А. Анализ прочитанного текста. Б. Оргмомент. В. Работа по букварной странице: работа с иллюстрациями, фонетические упражнения. Г. Проверка домашнего задания и проверка изученного.
4. Установите соответствие между видом дисграфии и допущенными учениками ошибками.    
Вид дисграфии Примеры ошибок
1. Оптическая. 2. Кинетическая. 3. Акустическая. А. «писмо» вместо «письмо». Б. «делка» вместо «белка». В. «на ступила» вместо «наступила». Г. «толочка» вместо «полочка».
Инструкция по выполнению заданий № 5 – 20: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.  
5. «Система обучения грамоте, в которой деятельность учеников строится от целого к исходному элементу, от знакомства со словом к звуку, называется …». А. Аналитическая система. Б. Синтетическая система. В. Аналитико-синтетическая система. Г. Слоговая система.    
6. Укажите начальную стадию обучения грамоте учеников по буквослагательной методе. А. Обучение чтению отдельных слов. Б. Зучивание всех букв алфавита. В. Чтение «по верхам». Г. Обучение чтению слогов.    
7. Какое действие должен произвести первоклассник, чтобы доказать, что анализируемый звук является звонким? А. Понаблюдать за положением губ (наличие или отсутствие полуулыбки). Б. «Проскандировать» слово. В. Понаблюдать за отсутствием или наличием вибрации в области горла.    
8. В каком виде работ, используемых при обучении грамоте, представлен синтез? А. Деление слов на слоги. Б. Нахождение нужного звука в произносимых учителем словах. В. Рассматривание буквы, выделение ее элементов, сопоставление с другими буквами. Г. Составление и чтение слогов с новой буквой.    
9. «Такой прием работы, а именно подбор слов с изучаемым звуком к определенной слого-звуковой схеме, применим для предупреждения …». А. Фонетической дисграфии. Б. Кинетической дисграфии. В. Нарушений грамматического строя речи. Г. Оптической дисграфии.    
10. Какой способ был использован для объяснения и уточнения значения непонятных слов: «холят» - «ухаживают, окружают заботой»; «витязь» - «воин»? А. Словообразовательный анализ слова. Б. Показ картинки, рисунка, макета. В. Подбор синонимов. Г. Развернутое описание.    
11. Какой навык чтения формируют следующие приемы: «чтение с помехами» под звук метронома или под счет, «быстро найди заданное учителем слово», чтение «через решетку»? А. Выразительность. Б. Сознательность. В. Беглость. Г. Правильность.    
12. Выберите вопрос, который является лишним на этапе проверки первичного восприятия? А. Какой эпизод понравился больше всего? Б. Когда вам было страшно? В. Как изменился главный герой к концу произведения? Г. Когда героя было жалко?    
13. «Некоторые методисты, в частности Л.В.Занков, считают, что при работе над моралью басни необходимо …». А. Вообще не анализировать мораль. Б. Анализировать басню, начиная с морали. В. Анализировать мораль в самом конце. Г. Не читать ученикам мораль басни.    
14. На каком этапе формулирования языковых понятий устанавливаются учеником связи между признаками понятия, введение термина? А. Анализ языкового материала. Б. Обобщение признаков. В. Осознание формулировки. Г. Конкретизация изучаемого грамматического понятия.    
15. На каком этапе изучения морфемного состава слова решаются следующие задачи: приступить к формированию понятия “однокоренные слова”; познакомить с особенностями корня; обогатить речь учащихся однокоренными словами? А. Пропедевтика изучения словообразования. Б. Ознакомление с однокоренными словами и корнем. В. Изучение специфики и роли в языке корня, приставки, суффикса и окончания. Г. Работа над составом слова при изучении частей речи.    
16.

Выберите ту группу слов, в которой фонетическая структура каждого слова зафиксирована моделью

    О  

А. Стол, гриб, торт, пять.

Б. Шесть, дверь, один, свет.

В. Одна, стул, враг, врач.

Г. Гном, крот, друг, план.

   
17. «Орфографический самоконтроль – это …». А. Умение находить орфографические ошибки в своих и чужих записях. Б. Способность проверять собственные записи. В. Умение ставить орфографическую задачу и решать ее. Г. Умение грамотно осуществлять работу над допущенными ошибками.    
18. Отметьте тот вариант, который фиксирует ошибочные действия ученика, выполняющего подбор проверочных слов. А. На стул.. – на столе – на стуле. Б. Коз..чка – коза – козачка. В. Заботл..вый – пугливый – заботливый. Г. Д..машний – дом – домашний.    
19. Выберите тему урока, на котором будут формироваться следующие умения: определять время глагола, правильно задавать к глаголам вопросы, выделять окончание глагола, соотносить временную и начальную форму глагола. А. «Неопределенная форма глагола». Б. «Изменение глаголов по лицам и числам». В. «I и II спряжение глаголов». Г. «Настоящее время глагола».    
20. «Фонетическим опознавательным признаком орфограмм для букв согласных звуков является …». А. Положение глухих согласных перед глухими. Б. Конец слова. В. Положение согласных перед гласными. Г. Положение звонких согласных перед звонкими.    

 

№ п/п Задание (вопрос) Эталон ответа Комментарии
Инструкция по выполнению заданий № 21 - 30: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.  
21. Назовите основателя методики начального образования, ее теоретических начал, создателя учебников «Детский мир», «Родное слово».    
22. «Исследование процесса овладения знаниями и умениями, его закономерностей, определение принципов обучения, обоснование методов, их систематизация, создание научных основ конструирования технологий, уроков, их циклов, форм обратной связи является … целью методики преподавания русского языка».    
23. Какой раздел русского языка при его изучении способствуют точному выбору слова школьниками, накоплению в памяти учащихся новых слов и их значений, обеспечивает потребности речи, общения?    
24. «Система обучения грамоте, в которой в качестве изначального момента выбран звук, называется … системой».    
25. «Обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера нарушение письма называется …».    
26. «Следующие задачи: обучение младших школьников письму букв и соединений, слогов, а также развитие и коррекция функций анализаторов, решаются на … этапе обучения каллиграфии».    
27. «В методике принято характеризовать навык чтения, называя его качества, а именно выразительность, правильность, сознательность, …».    
28. «Отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка, называется … чтения».    
29. «Минимальной произносительной единицей языка является …, а следовательно, он же должен являться базовой единицей при обучении детей чтению».    
30. «Принцип, предполагающий единообразное написание морфем (корня, приставки, суффикса) независимо от позиционных чередований в звучащем слове, называется …».    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: