Социальное служение: Интервью с ректором Российского государственного социального университета В.И. Жуковым




Российский государственный социальный университет является базовой структурой Национального общественного комитета «Российская семья», выступающего инициатором и организатором проведения международного Конгресса с одноименным названием. И это не случайно, поскольку РГСУ первое и единственное в России высшее учебное заведение, готовящее специалистов социальной сферы практически во всех ее направлениях. Комплексная и многогранная деятельность университета, начиная с непосредственной подготовки специалистов, так необходимых сегодня российскому обществу, уникальных научно – исследовательских работ и заканчивая студенческими клубами, объединениями, структурой самоуправления, направлена на возрождение культурных и духовных традиций отечественного образования, формирование и укрепление основы любого сильного государства человеческой личности и всего, что с ней связано. В 1991 году во вновь открывшемся Российском государственном социальном институте насчитывалось всего 6 кафедр, 154 преподавателя и обучалось 586 студентов. Сегодня это высшее учебное заведение включает в себя 16 факультетов, 61 кафедру, 6 институтов, 65 территориальных образовательных учреждений в России и 8 международных центров социального образования в странах СНГ и Балтии. За этими впечатляющими цифрами стоит колоссальная работа, проделанная в первую очередь ректором основателем РГСУ, членом – корреспондентом РАН, заслуженным деятелем науки Российского Федерации, вице – президентом Российской Академии социальных наук, президентом Академии социального образованиям профессором Василием Ивановичем Жуковым в сотрудничестве с творческим коллективом единомышленников ученых, преподавателей и менеджеров вуза. Накануне II международного Конгресса «Российская семья» мы побеседовали с В. И. Жуковым о теме предстоящего форума
«Семья и образование» и о позиции, которую занимает РГСУ в системе высшего образования России.

– Василий Иванович, что Вы как ректор первого Российского
государственного социального университета, вкладываете в само
понятие «социальный»?

У нас почему-то считают, что социальное означает общественное.
Это одно из тех заблуждений, которое сложилось в прошлом веке, когда мы

пытались исторический и диалектический материализм противопоставить буржуазной социологии. Это одна из догм, которая перешла в современный лексикон. На самом деле социальным называется только то, что имеет прямое отношение к человеку. И с этой точки зрения общественное означает коллективное, а вот парой для социального являются такие понятия, как индивидуальное, личное, человек. Все то, что связано с личностью, с гражданином, человеком, его потребностями и проблемами, системой его взаимоотношений с обществом, природой, если хотите, высшими силами, и есть социальное. А во всем блоке социального самое главное, конечно, семья. Есть личность, есть выраженная индивидуальность, способная создать семью как основу гражданского общества.

– Из этого следует, что не случайно именно РГСУ стал базовой структурой Национального общественного Комитета «Российская семья», и что ваш университет,
имея в своем названии столь емкое слово – «социальный», охватывает все его проявления и отвечает всем его требованиям?

– Все охватить невозможно. Тем более за столь короткий срок. РГСУ был пионером отечественного социального образования и стал его флагманом. В области подготовки современных образованных специалистов это проявляется в том, что РГСУ – головной университет учебно-методического объединения вузов России по специальности «социальная работа». Нами ведется разработка государственного стандарта, учебных планов и программ, курсов лекций и учебников, осуществляется лицензирование, обеспечивается подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров.

Социальное образование, основанное на взаимодействии гуманитарных, естественно-научных и других знаний, накладывает свой отпечаток и на традиционные дисциплины, и на развитие новых. Например, в развитии юридического образования мы стремимся быть конкурентоспособными с лучшими факультетами страны; много внимания уделяется кафедрам конституционного, гражданского права, другим традиционным дисциплинам, но при этом главной для юрфака РГСУ является кафедра трудового, пенсионного, семейного права, подготовка специалистов в области ювенальной юстиции.

РГСУ – один из немногих вузов России, который ведет подготовку специалистов для пенсионных фондов, имея факультет социального страхования и финансов. Профильными для нашего университета являются такие направления, как социальная работа, социальная экология и психология, социальная антропология и охрана труда, конечно же, для нас очень важно все то, что связано с гендерной проблематикой, все то, что связано с семьей, с формированием базовых отношений, определяющих будущее нашей страны. У нас есть центр и кафедра под руководством доктора политических наук, профессора Г.И. Климантовой, которые занимаются проблемами развития гендерных отношений, изучением их влияния на процессы, протекающие в обществе. Есть кафедра ювенологии и молодежной политики. На базе этой кафедры скоро будет открыт факультет ювенологии. Наши ученые работают над перспективными проектами этого направления. Один из них мы будем изучать ходе предстоящего конгресса. И не случайно символом нашего университета является буква «М», которая стилизована таким образом, что дает представление о главной ценности: мама, папа и я – российская семья.
Это нас отличает. И подчеркну: мы – единственный университет, который из года в год наращивает прием студентов на бюджетной основе.

– Как Вам это удается?

За этим стоит большой труд, способность обосновать необходимость подготовки определенного количества специалистов по определенной специальности, исходя из реальных текущих иперспективных потребностей общества. Это сложная задача. Она, во-первых, базируется на научных исследованиях специального центра, который занимается изучением рынка труда; во – вторых, вытекает из опыта работы молодежного кадрового агентства РГСУ и молодежной биржи труда с банком данных по половине территорий России. Многое дают семинары, конференции по вопросам подготовки кадров,анализ того, какие специалисты нужны сегодня, по каким специальностям и сколько, с какими профессиональными и гражданскими качествами они будут востребованы рынком.
Мы стремимся к тому, чтобы молодые люди обучались по дневной форме по специальности «финансы и кредит», а через вечернюю форму получали специальность «юриспруденция». Такой специалист конкурентоспособен. Мы предоставляем возможность не только своим студентам, но всем желающим в студенческие годы учиться по одной специальности у нас или в другом вузе, а по второй специальности получать образование, крайне необходимое для того, чтобы человек был востребован, особенно в сельской местности.

Что же касается бюджетной формы обучения, то сейчас на пятом курсе РГСУ учатся те, кто поступил в 2000 году, с точки зрения получения высшего образования, ровесники наступившего XXI века. Судите сами. На пятом курсе на бюджетной основе у нас учится 3325 человек, на четвертом курсе – 5825, на третьем – 7017, на втором – 8122, и на первый курс в прошлом году поступили 9513 человек. То есть у нас только на бюджетной основе в университете обучается 33742 человека. Количественно это пять средних вузов России. Кроме «московской» части университета мы имеем территориальные образовательные учреждения. Они имеют свою специфику, свое предназначение. Потребность в людях с высшим университетским социальным образованием велика и на муниципальном, и на областном, и на краевом уровнях.

– Каковы отличительные черты РГСУ?

– У нас никогда не шел только учебный процесс. Всегда шел процесс учебно – воспитательный.
Мы равное внимание уделяем подготовке современного образованного специалиста и тому, чтобы наш выпускник обладал очень привлекательными для населения гражданскими качествами. Отсюда и университетский академический хор, и художественная самодеятельность, и лучшая команда КВН,
и студенческая академия социальных наук, и соответствующая система студенческого самоуправлении, и так далее. Для нас представление Екатерины Великой о том, что императорские университеты должны заниматься образованием ума и нравов, – это переведенная на современный язык формула организации работы. И у такого подхода есть определенные результаты. РГСУ – это один из немногих университетов, в котором не курят. И это не только здоровый образ жизни. Это – культура поведения человека, осознанная гражданская позиция.

– Что же является главной опорой в воспитании личности, Человека с большой буквы и одновременно высококлассного специалиста своего дела?

– Во всем должны быть союзники. Нашими главными союзниками является отношение к делу самого педагога, ученого, менеджера, специалиста, работающего в университете, стремление научно-педагогического коллектива к установлению сотрудничества с государственными, общественными и другими организациями, принимающими участие в изучении и решении социальных проблем.

Особое значение для нас имеет сотрудничество с академическими институтами, прежде всего, Институтом социально-политических исследований РАН, Институтом философии РАН, Центральным экономико-математическим институтом РАН, другими академическими коллективами, в том числе Российской Академией социальных наук, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.

Обширны и международные контакты РГСУ. Университет входит в Европейскую ассоциацию школ социальной работы, Межуниверситетский консорциум социального взаимодействия, имеет прочие контакты с университетами США, Канады, Германии, Швеции, Финляндии, Польши, Венгрии, Южной Кореи, Китая, других стран.

Плодотворное сотрудничество развивается с Русской православной церковью. С нашей точки зрения наука и религия обладают компенсирующими, взаимно дополняющими свойствами. Мы никого не принуждаем к участию в церковных обрядах, не заставляем ходить в церковь. У каждого своя дорога к Богу. Но вместе с представителями РПЦ в РГСУ открыт Академический институт социального служения, в котором по специальности «социальная педагогика» ведется подготовка специалистов с высшим образованием для дальнейшей работы в православных молодежных организациях. Это направление благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алек c ий II. Этому институту много внимания уделяет руководитель синодального отдела по делам молодежи, архиепископ Костромской и Галичский владыка Александр.

Наши студенты постепенно втягиваются в православное молодежное паломничество. Ежегодно под сенью иконы Божьей Матери Феодоровской у нас проходят сборы православной молодежи.
На территории университета 1 сентября заложен храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери. Опыт взаимодействия с РПЦ привлек внимание представителей других традиционных религий.
И мы готовы к сотрудничеству с другими традиционными конфессиями нашей страны.

– Что Вы можете сказать о научных разработках вашего университета, применяемых в социальной сфере общества?

– В своей работе ректорат РГСУ исходит из того, что качество современного социального образования всецело зависит от уровня развития социальной теории, участия всего коллектива в разработке фундаментальных научных проблем и развития прикладных исследований и проектов.

Университет имеет 7 докторских диссертационных советов, где принимаются к защите кандидатские и докторские диссертации по 23 специальностям; в аспирантуре и докторантуре обучается более 750 человек. Научными руководителями и консультантами, помимо 350 штатных докторов наук, работающих в РГСУ, являются ведущие ученые РАН, в том числе академики В.П. Макаров, В.С. Степин, Г.В. Осипов, Д.С. Львов, Т.И. Ойзерман, Б.Н. Топорнин, члены – корреспонденты РАН В.Н. Иванов, Ж.Т. Тощенко, Д.А. Керимов, А.В. Дмитриев, Р.Г.Яновский и др.

Есть у нас и свое издательство: 5 журналов, два из которых в числе периодических изданий ВАК России – это то, чем мы также можем гордиться.

В нашем вузе сложилась научная школа, включающая в себя социологию социальной сферы, социальную историю России, математическое моделирование и прогнозирование социальных процессов, социальное управление процессами в экстремальных условиях, отечественную кондуктивную педагогику, социальную медицину и реабилитацию и другие направления.

Много внимания РГСУ уделяет разработке методик реабилитации, реинтеграции и обучения разных категорий населения, в том числе инвалидов. В частности, создан российско-германский центр социального образования. Другие проекты развиваются вместе с канадскими учеными и венгерскими специалистами. Мы не только разрабатываем методики, но и обучаем тех людей, которые воплощают эти методики в школах, дошкольных образовательных учреждениях, в системах повышения квалификации. То же касается соединения медицины и реабилитации: социальная медицина и реабилитационные технологии – это название факультета новое для нашей страны.

В данном случае именно образование выступает как универсальный реабилитационный инструмент, при помощи которого можно решать множество задач. И с этой точки зрения, конечно, речь идет о том, чтобы образование было доступно людям с ограниченными возможностями. Инвалидность бывает разной степени. Одному нужно преодолевать себя, чтобы научиться читать и писать, а второй проявляет чудеса в управлении самим собой, получая высшее образование. Сегодня в нашем университете обучается более 50 человек, имеющих различные группы инвалидности. И все они поступали в РГСУ на общих основаниях.

Один из самых сильных проектов, над которым мы сейчас работаем, это создание реабилитационного Центра для детей, страдающих церебральным параличом. Судя по фактическим данным, свидетельствующем о росте числа младенцев, рождающихся в в состоянии церебрального паралича, природа начинает мстить человечеству за разрушение среды обитания, нравственных основ формирования отношений между людьми, за нищету, убожество, да и за излишества. Отечественная медицина накопила значительный опыт реабилитации детей в состоянии церебрального паралича, однако эти методики нельзя отнести к эффективным, щадящим и дешевым. В мире есть иной опыт, связанный с Будапештским институтом кондуктивной педагогики восстановительной двигательной терапии имени Андреша Петё. Он создал уникальную систему социальной реабилитации детей, страдающих церебральным параличом. РГСУ получил возможность по программе «Дети России» направить в Будапешт 42 студента. И радует то, что нам удалось этот проект почти полностью довести до конца. Центр обязательно будет открыт в структуре нашего университета. Это то, чем должен заниматься университет, в названии которого есть такое зовущее слово – «социальный».

© Беседовала Елена Челнокова
© Фото Елены Челноковой
Журнал "Культура здоровой жизни" 2/2005


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: