Синтетический и аналитический учет счета 69 по субсчетам




 

Для управления предприятием необходима не только обобщенная информация, но и детальные сведения о состоянии и движении средств и источников их образования. Поэтому в бухгалтерском учете используется классификация счетов по степени обобщения информации. Такая классификация выделяет три группы счетов:

- счета синтетические (обобщающие),

- счета аналитические (детализирующие),

- субсчета (промежуточные между синтетическими и аналитическими).

Синтетические счета дают обобщающие показатели в денежном выражении о хозяйственных средствах и их источниках и о совершаемых операциях.

Аналитические счета используются для подробной количественно-суммовой характеристики хозяйственных средств и их источников.

В аналитических счетах анализируются и конкретизируются данные синтетических счетов. На аналитических счетах отражают данные не только в денежном, но и в натуральном, трудовом или условно-натуральном измерении. Аналитические счета открываются только к определенному синтетическому счету, поэтому они по своей структуре должны соответствовать тому синтетическому счету, к которому они открыты.

Учет начисленных взносов и зачтенных расходов осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет предназначен для обобщения информации об отчислениях на государственное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование персонала и в Фонд занятости населения РФ.

Аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" ведется в разрезе каждого вида расчетов.

В пояснениях к этому счету сказано, что при наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения могут открываться дополнительные субсчета. Примером такого случая может быть субсчет по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Счет 69 предназначен для учета расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.

К счету 69 вам необходимо открыть субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Фонд социального страхования, и взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» – для учета расчетов по взносам на пенсионное страхование, перечисляемым в Пенсионный фонд;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Федеральный (до 2012 г.) и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

К этим субсчетам откройте субсчета второго порядка.

Для учета расчетов с Фондом социального страхования по страховым взносам и взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний субсчет 69-1 разбейте на субсчета:

69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования по страховым взносам»;

69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

До 2014 года для учета взносов в Пенсионный фонд по страховой и накопительной частям трудовой пенсии требовалось разбивать субсчет 69-2 на субсчета:

69-2-1 «Расчеты по страховой части трудовой пенсии»;

69-2-2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».

С 1 января 2014 года обязанность по определению и учету страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии перешла к Пенсионному фонду (Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. № 351-ФЗ). Поэтому больше не нужно открывать и вести дополнительные субсчета к субсчету 69-2.

Аналогичная ситуация складывается и с учетом взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Так до 2012 года субсчет 69-3 требовалось разбивать на субсчета:

69-3-1 «Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»;

69-3-2 «Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2012 года у страхователей (фирм и предпринимателей) осталась обязанность уплачивать страховые взносы только в ФФОМС. Платить взносы в ТФОМС больше не нужно – тариф по ним не устанавливается (ст. 12 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ). Значит, не требуется открывать и вести дополнительные субсчета к субсчету 69-3.

Суммы начисленных страховых взносов отражайте по дебету тех же счетов бухгалтерского учета, на которых отражается начисление заработной платы работникам вашей организации.

После начисления заработной платы сразу же отразите начисление страховых взносов по кредиту субсчетов счета 69:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44,...) КРЕДИТ 69-1-1

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Фонд социального страхования;

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44,...) КРЕДИТ 69-3-1

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44,...) КРЕДИТ 69-2 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫПО ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ»

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Пенсионный фонд.

С 1 июля 2013 года страхователи–«спецрежимники» (УСН, ЕНВД и ЕСХН) должны вести учет расчетов с ФСС РФ по правилам бухучета, а именно отражать:

суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

величину расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения;

суммы подлежащих уплате в ФСС (полученных от ФСС) средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, тем, кто совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, больше не нужно вести раздельный учет расходов по суммам страховых взносов (приказ Минтруда России от 13 июня 2013 г. № 256н).

Для большинства фирм общая сумма страховых взносов составляет 30%. Для каждого внебюджетного фонда предусмотрены следующие тарифы:

База для начисления страховых взносов Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 22% 2,9% 5,1%
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 10% 0% 5,1%

 

Некоторые страхователи должны перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Тариф дополнительных страховых взносов установлен частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ: для выплат в пользу лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяется доптариф в размере 9%; на работах, перечисленных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», - в размере 6%.

Размеры дополнительных тарифов до 1 января 2014 года определяли по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Ее результаты действуют до 31 декабря 2018 года (п. 4 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

С 1 января 2014 г. организация обязана начислять страховые взносы по дополнительным тарифам уже на основании части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ по результатам специальной оценки условий труда, а также и на основании аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31 декабря 2013 года, согласно которой условия труда признаны вредными и (или) опасными (письмо Минтруда России от 13 марта2014 г. № 17-3/В-113).Поэтому в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для аттестованных рабочих мест можно не производить. Но если охватить спецоценкой все рабочие места, в том числе и прошедшие аттестацию, то размер дополнительных пенсионных взносов может быть скорректирован.

По результатам специальной оценки условий труда устанавливают следующие тарифы:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф (%)
Опасный    
Вредный 3.4  
3.3  
3.2  
3.1  
Допустимый    
Оптимальный    

Весь дополнительный тариф необходимо перечислять на финансирование страховой части трудовой пенсии. Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу не установлена (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Его придется платить независимо от того, сколько вы выплатили нарастающим итогом работнику – досрочному пенсионеру с начала расчетного периода.

В 2014 году предельная величина базы для начисления страховых взносов на каждого работника составляет 624 000 рублей в год. В 2015 году предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР установлена в размере 711 000 рублей. Отдельно на 2015 год установлена предельная база для начисления страховых взносов в ФСС – 670 000 рублей. Страховые взносы в ФОМС нужно уплачивать со всей суммы заработной платы (постановление Правительства России от 4 декабря 2014 г. № 1316).

В 2016 году предельная база для начисления страховых взносов в ПФР составляет 796 000 рублей, в ФСС – 718 000 рублей (постановление Правительства России от 26 ноября 2015 г. № 1265).

Как только доход работника в календарном году превысит предельную величину, то с суммы превышения взносы платить нужно по пониженным ставкам только в Пенсионный фонд. Это правило качается компаний, которые не относятся к "льготникам". Если же фирма имеет льготу по уплате взносов, то с сумм превышения предельной базы, взносы не уплачивают.

 

Заключение

 

Изучение системы страховых взносов в условиях формирования рыночной экономики является одной из наиболее важных проблем, которая оказывает влияние на развитие отношений между предприятиями, организациями и государством.

Процесс формирования фондов социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования фондов социального страхования опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.

В целях совершенствования действующей пенсионной системы с 1 января 2010 г. предусмотрен переход от налогового принципа к страховому принципу формирования пенсионной системы. Этот же принцип предусмотрен для формирования фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Эти изменения предусмотрены проектом Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования».

Для бухгалтерского учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, как и ранее для единого социального налога, следует применять счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К данному счету для учета указанных выше страховых взносов могут быть открыты следующие субсчета:

69–1 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ФСС РФ»;

69–2 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ПФР»;

69–3 «Расчеты по страховым взносам зачисляемым в ФФОМС»;

69–4 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ТФОМС»

Начисление страховых взносов отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социально­му страхованию и обеспечению» (соответствующие субсчета) в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).

При этом суммы начисленных страховых взносов относятся в дебет тех счетов, на которые была отнесена начисленная оплата труда работников

Перечисление страховых взносов отражается по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: