Социально-психологические параметры




Что такое неформальные молодежные сообщества?

Это неофициальные группы и ассоциации молодежи, не относящиеся к криминальной среде. (Сама криминальная среда вообще не является неформальным сообществом. Дилеры-распространители наркотиков, несовершеннолетние воры и грабители, рэкетиры, нищие и т.п. объединены организованной преступностью в ФОРМАЛЬНЫЕ структуры, и о них здесь речь не идет).

Примерами неформальных молодежных сообществ могут служить хиппи, панки, металлисты, ролевики и т.п. Различные молодежные группы и сообщества стихийно возникают, распадаются, меняются в соотвествии с модой.

В основном принадлежность к каждому сообществу состоит в чисто внешних признаках поведения - стиле одежды, прическе, украшениях. Но, к сожалению, некоторые из молодежных сообществ бросают вызов устоявшейся морали и принятым нормам, в отдельных - существует опасность асоциального поведения, а в крайних случаях они откровенно асоциальны и даже антисоциальны. Проблемы, которые связаны с неформальными молодежными движениями андерграундного толка можно объединить в несколько блоков:

· Идеологические. Идеологическая направленность некоторых молодежных движений противоречит общественной морали, а нередко и законам государства (например, скинхеды - вариант неофашистов).

· Протестность. Почти весь неформальный андерграунд в той или иной мере удовлетворяет потребность части активной молодежи к выражению протеста против общественных нравов. Это реализуется в широком диапазоне: от безобидных длинных волос и "фенечек" хиппи, до смертельно опасных мототрюков байкеров.

· Группа риска. Неформальные молодежные движения очень часто являются средой распространения наркотиков. Существуют такие движения как кислотники, для которых определенные наркотики (ЛСД) являются культовыми, а их употребление и обмен наркотическим опытом - основным занятием. В других молодежных движениях даже с безобидной идеологией (рэперы, металлисты) наркотики просто бытуют, как нормальный элемент жизни. Наряду с этим, существуют и молодежные движения, идеология и практика которых таковы, что процент употребляющих наркотики среди членов движения гораздо ниже, чем, например, в студенческой среде (ролевики, подземники, скинхеды).

На фоне вышеописанной "отрицаловки" мы часто не замечаем и "положительных" свойств молодежных неформальных движений.

· Культурный уровень членов неформальных сообществ заметно выше, чем в среднем в молодежной среде.

· Практически все молодежные неформальные сообщества находятся в активном противостоянии с криминальным миром (на молодежном сленге - гопниками - подрастающими подопечными воров в законе).

· Как это ни кажется парадоксальным на первый взгляд, но социологические исследования показывают, что бывшие участники молодежных движений в зрелом возрасте лучше адаптируются к жизни. Так, в начале 80-х годов во Франции среди бывших участников "молодежной революции" 1968 года процент безработных был значительно меньше, чем в среднем у людей такого же возраста.

· Наиболее массовые молодежные движения несут в себе активную и яркую положительную программу. Например, самое массовое на сегодняшний день движение ролевиков это: комплексный спорт - фехтование, ориентирование; изучение истории - ролевые исторические игры (нередко ролевики путают историю с мифологией, но и собственно историкам свойственно то же самое); комплексное ремесло - изготовление доспехов, одежды, спортивного оружия (деревянные и пластмассовые мечи).

Каким бы мы ни посчитали баланс между "положительными" и "отрицательными" свойствами, наверняка и без кавычек можно сказать только одно: неформалы существуют, игнорировать этот факт жизни было бы неразумно. Однако, и говорить о педагогической работе с ними следует с большой осторожностью. Возможности педагога влиять на неформалов минимальны, и все-таки этим минимумом предлагается воспользоваться, применив для этого форму работы "Досуговая площадка".

О формах работы

 

Детская (подростковая, юношеская, молодежная и т.п.) ДОСУГОВАЯ ПЛОЩАДКА является одной из форм педагогической работы в сфере свободного образования и воспитания (внешкольной, внеклассной, по месту жительства и т.п.).

В данном контексте понятие "досуговая площадка" является нормативным и может быть отнесено к подразделениям, называющим себя по-другому, например: клубом, секцией, студией, театром, ансамблем, штабом и т.п. Также и наоборот: подразделение, в рекламном названии которого присутствуют слова "досуг" или "площадка" может быть аттестовано как клуб, кружок и т.п.

Досуговая площадка представляет собой территорию (комнату, несколько комнат, уличную площадку), содержащую оборудование для организации досуга (игрушки, игровые компьютеры, книги, спортивные тренажеры, киновидеоаппаратуру и т.п.). Территория досуговой площадки по расписанию может использоваться для занятий кружков, факультативов, спортивных секций и т.п. Территорией досуговой площадки может являться школьный класс в свободное от занятий время. Вход на досуговую площадку, работа которой финансируется органами образования, как правило, является открытым и бесплатным, однако не исключены варианты с пропусками, членскими билетами, входной платой и другими степенями закрытости, регламентируемые администрацией учреждения.

Социально-психологические параметры

Досуговая площадка, как правило, представляет собой открытую социально-психологическую среду - "поток".

Контингент посетителей досуговой площадки, как правило, складывается из нескольких групп-конгломератов и групп-ассоциаций (не осознающих единой цели своей деятельности или не имеющих групповой сплоченности), и одиночек. В некоторых случаях досуговую площадку посещают группы-корпорации, сплоченные на других территориях и в других системах ценностей (например, детские "дворовые" команды).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: