Библиографический список 3 глава




2. На среднем уровне – региональная государственная власть.

3. На нижнем уровне – местная политика и носящее общественно-государственный характер муниципальное самоуправление. Для среднего и нижнего уровней государственного управления характерен технический подход, решение частных вопросов методами административно-государственного управления.

По характеру преследуемых целей внутренняя политика может быть консервативной, реформистской или революционной; по масштабам вмешательства государства в различные сферы общественной жизни и степеням централизации (децентрализации) процесса её формирования, по методам и средствам, которые используются для её проведения – демократической или авторитарной. При демократии В. П. вырабатывается в условиях плюрализма путём открытого соперничества независимых политических сил, при определённой децентрализации процесса принятия решений (между ветвями власти, между центром и регионами).

В связи с тем что в современном мире усиливается взаимозависимость между государствами, внутреннюю политику следует рассматривать во взаимосвязи с другими видами политики – внешней и международной. В последние десятилетия наблюдается тенденция к повышению удельного веса и роли внутренней политики как направления деятельности, на котором реализуются главные цели государства: благосостояние граждан и обеспечение национально-государственной безопасности.

ВОЙНА – по определению военного теоретика XIX века Клаузевица («О войне», 1832), есть продолжение политики иными, а именно вооружёнными средствами. От обычного вооружённого конфликта, столкновения, она отличается интенсивностью и длительностью. Войны появились лишь с возникновением политических организаций – государств. К войне приводит процесс, развивающийся с двух сторон: во-первых, генерируемыми изнутри государств требованиями, которые в конечном итоге толкают правителей на путь внешней экспансии, и, во-вторых, межгосударственным соперничеством из-за власти, а также доступа к ресурсам, необходимым для повышения национального могущества и решения внутренних проблем.

Ведущий американский социолог войны Куинси Райт определяет войну как «конфликт между политическими группами, особенно между суверенными государствами, ведущийся с помощью вооружённых сил значительной величины в течение значительного периода времени». Войной можно считать, по приблизительной оценке социологов, конфликт, число жертв в котором превышает одну тысячу человек (Сингер и Смолл).

В качестве социального института В. получила более всестороннее развитие, нежели мир. В. и мир постоянно чередовались: из 5,5 тыс. лет истории на мирные периоды приходилось всего 292 года, за это время произошло 14 500 войн. Вопрос о причинах войн с давних времён обсуждается философами и политологами. Профессор Кеннет Уолтц в работе «Человек, государство и война» (1959, Нью-Йорк) различает три группы ответов на вопрос о причинах войн. Первая группа ответов отличается тем, что авторы ищут корни военных конфликтов в человеческой природе. Сторонники второго подхода причины войн объясняют с точки зрения внутренней структуры государства (например, марксисты ищут объяснение в частной собственности и политике эксплуататорских классов, многие политологи – в конфликтной природе тоталитаризма и авторитаризма). Наконец, третья группа объяснений сфокусирована на структурных особенностях международных отношений, которая характеризуется отсутствием центральной власти, преобладанием анархии и конфликтов между нациями-государствами, каждое из которых вынуждено полагаться на собственные силы.

Войны по масштабу делятся на мировые и локальные. Известно, что в истории было две мировые войны. Мировая В. отличается глобальным характером и последствиями. Поскольку появилось ракетно-ядерное оружие, Третья мировая В. привела бы к гибели человеческой цивилизации. С этической точки зрения войны делятся на «справедливые» и «несправедливые». После 1945 г. появилось понятие «ограниченная война» в противоположность «тотальной войне», которая ведётся без всяких ограничений, любыми доступными средствами. В связи с появлением основанных на достижениях электроники новейших разведывательно-ударных боевых систем и высокоточного оружия с 1991 года теоретики стали говорить о переходе к новому (шестому) поколению так наз. «бесконтактных войн» (В. Слипченко, 2005).

В современном мире часто возникают разнообразные внутренние вооружённые конфликты: а) вызванные идеологическими мотивами – между классами, социально- политическими движениями; б) возникающие на религиозной почве; в) из-за межэтнических, межплеменных антагонизмов, которые бывают не менее кровопролитными, чем столкновения между государствами. Внутренние конфликты имеют тенденцию к интернационализации, т. е. к выходу за пределы государственных границ и распространению на другие страны.

Справка. В период с 1945 года произошло от 150 до 160 (зависит от того, как считать) международных и внутренних конфликтов. Сейчас насчитывается около двухсот стран и в шестидесяти из них имели место военные действия. Общие потери составили от 33 до 44 млн человек (не считая раненых). См.: Э.Тоффлер. Война и антивойна. М., 2005.

ВЫБОРЫ – это процедура избрания официальных лиц, осуществляемая тайной или открытой подачей голосов в пользу того или иного кандидата, в результате которой лица, заручившиеся поддержкой или абсолютного, или относительного большинства избирателей, получают мандат (удостоверение об избрании) на осуществление делегированных им полномочий.

В. – явление древнее, зародившееся в родоплеменном обществе и превратившееся в период античности в довольно развитый для своего времени политико-правовой институт. (В древнегреческих полисах граждане опускали в урну для голосования счётный камешек – «псефос». От этого корня впоследствии образовалось слово «псефология» – наука о выборах.) В. сегодня – это основной институт демократической политической системы, связующий элемент между властью и народом. Народ осуществляет свою руководящую роль только во время выборов. Лишь тогда учитываются проявления воли каждого гражданина в отдельности. Но даже демократические выборы могут в большей степени указать на того, кто будет править, и в меньшей степени как будут править. Выборы не могут предопределить, когда и как будет вырабатываться новый политический курс. Итальянский политолог Дж. Сартори разъяснял, что народ обладает не властью правления (само понятие «народ» является неопределённым), а «властью влияния, давления, которая проявляется как комплекс ограничений, условий, запретов для тех, кто правит, но не больше» (Sartori, G. Democrazia e definizioni. 4-a ed. Bologna, Mulano, 1972. P. 375). Таким образом, выборы – несовершенный институт демократии. Они обеспечивают влияние рядовых граждан на политику посредством следующих функций:

· заполнение официальных выборных должностей;

· подотчётность власти (обязанность отчитываться о работе и отвечать за нерешенные проблемы) перед гражданами;

· выявление общественного мнения относительно правительства и проводимого им политического курса;

· поддержка или, наоборот, отклонение программных заявлений и обещаний партий и (или) кандидатов;

· обеспечение возможно более полного представительства разных групп населения в органах власти;

· разрешение спорных вопросов политики по правилу большинства;

· гарантирование ненасильственной передачи власти от одних лиц другим;

· легитимация правительства в глазах международного сообщества и собственных граждан;

· политическое просвещение и приобщение граждан к политике.

Перечисленные функции показывают, что выборы всё-таки необходимы для демократии и легитимной власти. Сегодня документы устанавливают два необходимых условия демократических выборов: 1) всеобще и равное избирательное право; 2) тайное голосование. Однако всеобщее избирательное право появилось лишь в первой четверти ХХ века. В Англии до 1830 года правом голоса обладали только 4% взрослого населения (богатые мужчины, преимущественно женатые и грамотные). Всеобщее избирательное право в полном смысле слова было впервые в истории введено в Новой Зеландии в 1893 году. Однако демократичность выборов зависит не только от формальных правил. Так, например, в Советском государстве до 1989 года практиковались «выборы без выбора». Если инструменты коммуникаций и информации монополизированы политической властью, то вместо так называемой народной воли существует только «призрачный народ».

В последнее время сложился международный консенсус по вопросу о необходимых признаках демократических выборов. Такие выборы часто называют «свободными и честными». Это понятие подвергается критике со стороны тех деятелей, которые стремятся фальсифицировать итоги выборов. Тем не менее данное словосочетание стало ключевым критерием при оценке качества выборов. Впервые формулировка «свободные и честные выборы» появилась в 1927 году в заявлении специального представителя президента США К. Кулиджа. В 1956 году этот термин использовался в докладе ООН о референдуме в Того. Но общепризнанным выражение стало с 1978 года после резолюции Совета Безопасности ООН по вопросу о Намибии. Международное право налагает на государство и избирательные органы, определённые обязанности по проведению выборов. Чтобы быть «свободными и честными», выборы должны также соответствовать ряду стандартов:

· право и возможность выбирать, т. е. альтернативность и подлинная соревновательность выборов;

· проведение избирательной кампании в условиях свободы, с равным доступом всех участников к средствам массовой информации;

· периодичность, т.е. переизбрание на должность через определённые промежутки времени;

· результаты выборов должны иметь решающее значение и не могут быть пересмотрены, отменены или скорректированы властями;

· обязательным является общественный контроль с целью недопущения фальсификации итогов голосования.

В. проводятся через определённые промежутки времени. Они делятся на очередные и внеочередные. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента из-за правительственного кризиса в парламентских республиках; в полупрезидентских республиках парламенты могут быть распущены президентом из-за конфликта с парламентом по вопросу о назначении премьер-министра.

Существенным фактором, влияющим на результаты выборов, является избирательная система – свод правил, определяющих, кто может стать кандидатом и как голоса избирателей трансформируются в депутатские места. Электоральный процесс характеризуется особенностями политического поведения избирателей (электората), уровнем их активности, особенностями политических ориентаций, мотивов выбора. Выборы являются заключительным этапом избирательного процесса, которому предшествует более-менее длительная избирательная кампания.

Проблема выборов помимо политико-юридических аспектов имеет ещё и организационно-техническую сторону – от работы избирательных комиссии до печатания бюллетеней (в некоторых странах от них отказались, заменив механическими или электронными устройствами), организации избирательных участков, составления списков избирателей.

Справка. Служба Гэллапа (Gallup international Association – Voice of the People), исследующая общественное мнение в рамках ежегодного всемирного опроса в 55 странах мира, изучила уровень доверия граждан к выборам. Как следует из результатов опроса, в то, что выборы в стране проводятся свободно и честно, верит меньшинство – 42 % жителей планеты. При этом исследователи отметили, что в честные выборы верят в основном европейцы. Например, в Дании на вопрос положительно ответили 86 % участников опроса, в Швеции 81 %, в Португалии и Швейцарии – по 70 %. Граждане Африки, Азии, Центральной и Восточной Европы в основном в честность и свободу выборов не верят. В Украине на этот же вопрос положительно ответили только 9 % участников, в Болгарии – 11 %, в Камеруне – 21% и в России – 27 %.

Источник: журнал «Власть» № 44 от 10.11.2008 г.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – ( англ. global мировой, всемирный, глобальный) процесс стирания межгосударственных перегородок, происходящий под воздействием комплекса экономических, технологических, политических и социо-культурных факторов и ведущий к становлению мирового общества.

Слово «глобализация» впервые было использовано экономистами в 1981 году, но вошло в лексикон учёных и политиков во второй половине 1990-х гг. – это не столько достигнутое состояние полной глобальности, сколько неравномерный, противоречивый и даже конфликтный процесс, начавшийся примерно с середины ХIХ века – с интернационализации производства и капитала, а также полного раздела мира и рынков между так называемыми «передовыми, цивилизованными нациями». С 1990-х годов, после окончания холодной войны и разделения мира на два враждующих полюса, Г. вступила в новую, более высокую фазу, которая характеризуется не только международным сотрудничеством, но и более широким географическим охватом, интенсивным развитием транснациональных и наднациональных форм сотрудничества.

Г. может рассматриваться в двух измерениях: по степени её экстенсивности – распространённости на новые области сотрудничества и регионы, а также по степени интенсивности – по глубине интеграционных процессов и степени взаимозависимости. Параллельно с глобализацией развиваются и другие формы строительства взаимозависимости между нациями-государствами – региональная интеграция (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.), повышение роли международных институтов и режимов. Регионализация играет противоречивую роль: она может быть частью процесса глобализации или, наоборот, вести к соперничеству между регионами и разделению мира на конфликтующие блоки (как это произошло в 1920-е – 30-е гг., накануне Второй мировой войны). Противоречивость процесса проявляется в конфликтах между тенденциями к единству мира и его относительной фрагментацией – разделением на регионы, стремлениями к независимости (для обозначения этого явления создан специальный термин – «глокализация», состоящий из двух слов – «глобальный» и «локальный»).

В технологической сфере происходит транснационализация производства. Телекоммуникационная инфраструктура сформировала мировое информационное поле, «сжала» нашу планету и тем самым изменила традиционные представления о времени и пространстве.

В экономической сфере преобладание рыночных сил сопровождается интеграцией мировой экономики и рядом институциональных изменений: усиливается значение наднациональной координации и управления; расширяется сеть региональных и мировых экономических соглашений; повышается роль многонациональных и транснациональных корпораций (доходы некоторых из них могут превышать ВВП среднего государства). Главной движущей силой экономической глобализации является практически не стеснённый государственными границами и национальным законодательством финансовый капитал. Таким образом, рынок становится единой, охватывающей весь мир экономической системой и формируется глобальная экономическая связанность.

Справка. Отмечается быстрый рост объёмов торговых и финансовых трансакций, международных инвестиций: в 1950 – 2000 гг. темпы роста международной торговли в 2,3 раза превосходили темпы роста мирового валового продукта, причём темпы роста объёмов иностранных инвестиций превышали последний показатель в 4,9 раза, а темпы роста финансовых трансакций – в 9,6 раза.

См.: В. Л. Иноземцев, Е. С. Кузнецов. Глобальный конфликт ХХI века // Полис. № 6. 2000. С.134.

В социокулькультурной сфере наблюдается распространение общих образцов массовой культуры, что проявляется в одежде, музыке, стилях поведения. Произошёл качественный скачок в области миграции населения, в туристских обменах. Развивается «макдональдизация общества», обусловленная требованиями эффективности и конкурентоспособности. Эта тенденция привела к реформам образования (Болонский процесс). СМИ, особенно телевидение, превращает нашу планету в «большую деревню». Благодаря Интернету формируется единое глобальное «киберпространство» – площадка для общения людей разных стран и континентов. Английский язык становится языком всемирным. Вместе с тем тенденция к единообразию культур выливается в форму их вестернизации, т. е. распространения западного влияния. Это порождает сопротивление со стороны местных национальных культур и обостряет культурный конфликт.

Вопрос о глобализации в политической сфере является дискуссионным. С одной стороны, наметились тенденции к возникновению всемирного политического пространства. Особенно значимы следующие процессы.

· Усиление и расширение форм взаимосвязей между внутренней и международной политическими сферами.

· Неравномерно развивающееся, но необратимое снижение роли нации- государства и эрозия государственного суверенитета.

· Растущая проницаемость государственных границ, интенсификация потоков людей, вещей, информации, финансов и загрязняющих экологию веществ.

· Рост транснациональных корпораций, международных банков и других финансовых организаций, обладающих инструментами политического влияния и давления.

· Постепенное превращение международных отношений во внутриглобальные, сходные с внутренними отношениями и появление понятия глобальная политика (политический курс) (англ. Global policy). Появление и развитие глобального коллективного управления, состоящего из международных организаций, международно-правовых институтов, разного рода форумов и встреч на высшем уровне и т.д. (англ. global governance).

· Интернационализация ряда внутриполитических проблем (межэтнических или межконфессиональных конфликтов, гуманитарных катастроф, прав человека и т.д.).

· Развитие политической интеграции и различных форм надгосударственного управления в Европейском Союзе и заимствование этой модели другими регионами.

· Возникновение контуров глобального гражданского общества, формирование многомерного национального или мультинационального сознания и планетарных политических ценностей.

· Появление транснациональных сетевых структур (экологических движений, антиглобалистов, террористов, организованной преступности и т.д.).

Эти явления изучаются в рамках нового научного направления, которое называется мировая политика. Учёные, которых относят к лагерю оптимистов-глобалистов, утверждают, что все вышеперечисленные тенденции в конечном итоге приведут к превращению международных отношений в специфическую часть внутренних отношений целостного мира и даже к появлению мирового правительства.

С другой стороны, многие политологи, экономисты, социологи и политики критически относятся к теории политической глобализации. Они утверждают, что государство продолжает сохранять свои позиции, а в международной политике вместо единого мира формируется многополярность.

Сегодня можно говорить о возникновении пересекающих национальные границы политических, экономических и культурных отношений, связывающих отдельные национальные сообщества в единую глобальную систему.

Государство – политическое сообщество, основной институт политической системы. Если понятие «общество» является родовым, то «государство» – это один из видов самоорганизации людей.

Этимология термина. Несмотря на то, что первые государства возникли в глубокой древности, слово «государство», которым мы все сегодня пользуемся, появилось сравнительно поздно. В европейские языки понятие «stato» (от лат. Статус – закреплённое правом положение в обществе, высший статус правителя) было введено в оборот флорентийским политическим мыслителем Макиавелли в начале ХVI века. В русском языке слово «государство» отмечается в литературных источниках с ХV века и образовано от существительного «государь». Первоначально слово Г. значило «проявление власти государя», а затем «земли, подчиняющиеся его власти». Таким образом, первоначально по слово смыслу ассоциировалось с личностью и власть правителя. В 1651 году английский философ Томас Гоббс издал свой главный труд «Левиафан». В этом труде библейский образ многоглавого чудовища Левиафана был представлен в качестве некоего сверхчеловека, символизирующего политическое сообщество (государство) – весь народ. Начиная с Гоббса термин «государство» стал мыслиться в качестве политически организованного сообщества в рамках определённой территории.

В широком смысле Г. – это общность людей, проживающих на определённой территории под властью одного правительства. В этом значении Г. тождественно стране, политически организованному обществу. Международная конференция, проходившая в 1933 году в Монтевидео, сформулировала четыре минимальных признака, которым должно отвечать государство, выступающее в качестве субъекта международных отношений: 1) постоянное население; 2) территория; 3) власть и 4) способность к поддержанию отношений с другими государствами.

В узком смысле слова Г. – это часть общества, политический институт (высшие правительственные органы плюс чиновники государственной службы), осуществляющий суверенную власть (в форме законов и обязывающих решений) через систему официальных учреждений на определённой территории.

Первые примитивные государства, как полагают, возникли около 5 000 лет назад на Ближнем Востоке (и, возможно, также на севере Индии) в результате разложения родоплеменного строя, возникновения частной собственности и классов (Ф. Энгельс). Возникновению государств оказывали содействие также войны и завоевания. Последнюю точку зрения разделяют социолог конца ХIХ века Л. Гумплович, современный американский историк-политолог Ч. Тилли и многие другие авторы. Важной особенностью многих ранних форм (например, доиндустриальных империй) по сравнению с современными национальными государствами было то, что их господство на собственной территории было гораздо более фрагментированным и оспариваемым. Кроме того, они, как правило, имели подданных, в то время как большинство современных государств состоят из граждан, пользующихся постоянно расширяющимися правами. Следует отметить также различие между государством и гражданским обществом, которое окончательно сформировалось лишь с переходом к современным формам – национальным государствам.

Национальное государство обладает чётко определёнными границами, в которых сосуществуют государственные институты и общества. Территория этих государств обычно совпадает с нацией, обладающей самосознанием – общей идентичностью и явно выраженными культурными, лингвистическими и этническими особенностями (см. национализм). Основная особенность национальных государств состоит в том, что они, по выражению английского социолога Э. Гидденса (1985), являются «вместилищами власти с очерченными границами», обладая более дифференцированной и эффективной администрацией, чем государства традиционные.

Г. как комплекс институтов, имеющих публичную природу (они управляют общественными делами и содержатся за счёт общества) не тождественно населению (обществу). Оно обладает рядом отличительных признаков, среди которых следует назвать:

1. Суверенитет. Немецкий государствовед Георг Еллинек (1851 – 1911) в работе «Общее учение о государстве» писал: «…государственная власть означает поэтому власть, не знающую над собой никакой высшей власти; она является поэтому в то же время независимой и верховной властью. Первый признак проявляется преимущественно вовне, в сношениях суверенного государства с другими державами, второй – во внутренних отношениях по сравнению с входящими в состав государства лицами».

2. Макс Вебер главным признаком государства полагал его монополию на «узаконенное насилие», которое является практическим выражением его суверенитета и может применяться как во внутренних, так и в международных отношениях. Г. принимает законы и гарантирует их соблюдение с помощью органов принуждения (полиции, судов и т.п.), оно может лишать подданных граждан свободы или даже жизни.

3. Г. обладает исключительным правом взимать налоги с населения, формировать бюджет и распоряжаться расходованием собранных финансовых средств.

4. Наличие системы бюрократических учреждений, отделённых от общества и осуществляющих государственное управление.

5. Право официально представлять всё общество во внутренних делах и страну в отношениях с другими державами. Г. являет собой сложную и разветвлённую структуру с множеством специализированных органов, охватывающих разные сферы общественной жизни.

Основные элементы «государственной машины»:

1. Высшие органы власти – парламент, правительство и судебная система.

2. Государственный аппарат как система учреждений, осуществляющих управление и защиту безопасности в различных сферах общественной жизни (включающий три элемента: гражданскую «бюрократию», специфический государственный институт, предназначенный для защиты от внешних угроз – «армию» и «полицию» – совокупность всех сил поддержания внутреннего порядка).

Для понимания роли государства в жизни обществ целесообразно установить различия между понятиями «сильное государство» и «слабое государство». Впервые на эту проблему ещё в 1970-е годы указал американский политолог С. Хантингтон. Слабое (в институциональном смысле) Г. может даже считаться мощной державой в мировой политике, но при этом неэффективно исполнять свои внутриобщественные функции из-за плохо работающего государственного аппарата, приватизации власти чиновниками и системной коррупции. Сильное Г., наоборот, с высокой эффективностью выполняет общественные функции по регулированию социальных процессов, распределению и перераспределению ресурсов.

Государства различаются по формам правления и государственного устройства, а также по типам политических режимов – демократические, авторитарные, тоталитарные. В девятнадцатом веке широкое распространение получила ещё одна дихотомия – правовые и «полицейские» государства. После Второй мировой войны сформировалась концепция социального государства, призванная восполнить недостатки классической либеральной модели правового государства, ограничивающейся признанием принципа формального равенства.

Ещё один важный вопрос относится к роли государства в жизни общества. Исторически Г. сложилось как орудие насилия, направленного вовнутрь (подавление эксплуатируемых классов – эту функцию особенно глубоко раскрыли К. Маркс и Ф. Энгельс) и вовне (организация войн и грабежей других народов). Однако всё более активное участие народных масс в формировании внутренней и внешней политики привело к существенным изменениям в системе государство-общество. Благодаря демократии назначение государства, направленность его политики коренным образом изменились. Сейчас оно всё больше ориентируется не на внешнеполитическую экспансию (т.е. на захват «сфер влияния», подавление независимости народов), а на решение внутренних социально-экономических проблем, что, безусловно, отвечает интересам народов.

Роль государства раскрывается через исполнение им определённых функций – направлений деятельности и совокупности задач, которые оно призвано решать. Государственные функции могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: распределение, регулирование и перераспределение ценностей, поддержание экономического роста (посредством кредитной, налоговой, бюджетной политики); охрана всех форм собственности, общественного порядка и прав граждан; содействие развитию культуры. Внешние функции государства – оборона страны, дипломатия и внешнеэкономические связи.

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ, по определению немецкого философа Карла Ясперса (1883 – 1969), – это государство, «в котором действует свобода, основанная на законах...». Правовым государством является такое государство, в котором законы принимаются и подвергаются изменению только законным путём. В демократических государствах это – воля народа, его деятельность или участие, выраженные прямо или косвенно через его периодически избираемых путём свободных выборов представителей, облечённых его доверием». Следует отметить, что в западной политико-правовой традиции укоренилось разделение между понятиями «право», которое коренится в исторически сложившихся представлениях людей о справедливости и «закон», который теоретически может быть и внеправовым (например, принятые в ХХ веке законы, развязавшие государственный террор против граждан).

Концепция правового государства сложилась на европейской почве в XVII – XIX вв. в работах Локка, Монтескьё, Канта (который впервые употребил термин «правовое государство» и утверждал, что «править должны не люди, а законы») и других идеологов либерализма. Г. П. базируется на структурах гражданского общества (они соотносятся как форма и содержание). Так, Кант (1724 – 1804) считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Гражданское правовое состояние, по Канту, основано на следующих априорных принципах: 1) свободе каждого члена общества как человека; 2) равенстве его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельности каждого члена общности как гражданина (И. Кант. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 79).

Концепция правового государства сыграла большую роль в становлении демократии во Франции, США, Великобритании и других странах. В Советском Союзе официальная идеология отвергла идею «правового государства», объявив её буржуазной выдумкой. Вместо этого господствовал принцип «революционной целесообразности», открывавший дорогу произволу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: