Как писать диплом.
Введение.
Выбор темы и название.
За время прохождения практики Вы были задействованы в одном из корпоративных бизнес-процессов. Более того, в отчете Вами представлена его структура. Каждое звено процесса содержит в себе риски и неопределенности по характеру проведения операций. Все вместе это может сказаться на результатах деятельности клиента, т.е. того объекта, для которого этот процесс предназначен. Для Вас Клиент является объектом исследования, а предметом является вид воздействия на клиента, продукт или услуга для него. Например, БП кредитования. Клиент занимает деньги – для чего? Для покупки оборудования. Объект исследования здесь – внеоборотные активы компании. Предмет исследования – долгосрочное долговое финансирование.
Вывод: в названии темы должна содержаться информация о сути влияния предмета на объект, а именно: «Долговое финансирование внеоборотных активов компании».
Поэтому, все содержание дипломной работы будет построено на гиперидее: как лучше организовать воздействие на предмет, чтобы в результате объект стал эффективнее, был защищен от рисков (каких?).
После рассуждений на тему предмета и объекта переходите к обоснованию актуальности выбора темы.
Актуальность выбора темы.
1.1. Практическая значимость. Практическая значимость выбранной темы отвечает на вопрос, зачем работает то подразделение компании, в котором Вы проходили практику. Что произойдет с объектом исследования, если этого подразделения не будет, или оно работает плохо. Как сегодня практики пытаются улучшить БП для улучшения предмета исследования. Какие проблемы и задачи стоят перед ними? Почему объект исследования имеет проблемы из-за предмета исследования?
1.2. Теоретическая актуальность. Какая методологическая основа создана и какие авторы (привести библиографию), начиная от мировых звезд и заканчивая авторами-прикладниками, ее создавали и развивали во времени в отношении предмета. Желательна историография научной эволюции. В этом разделе приводятся обычно:
а) различные авторские классификации в области предмета и выделяется влияние на объект исследования
б) методы измерения величин или контролируемых параметров функционирования объекта и предмета
в) анализ результатов измерений
г) оценка эффективности процесса управления предметом (например, управление долговым финансированием). Описываются теоретические проблемы достоверности моделей и перспективы научного развития в этом направлении.
1.3. Постановка задачи (ОБЯЗАТЕЛЬНО СОГЛАСОВАТЬ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ). В этом разделе строится дерево проблем (чтобы ответить на вопрос «Как?») в отношении предмета исследования и в результате анализа этих проблем Вам необходимо сфокусироваться на той (тех) ключевой проблеме, решение которой приведет к ожидаемым улучшениям в функционировании объекта исследования. Здесь необходимо проявить свое умение логично мыслить, декомпозировать на основе индукции, проявлять широту междисциплинарных знаний. Итог этого раздела – выбранное звено в дереве проблем в качестве ключевой задачи, на которой Вы и сосредоточитесь, приняв на себя роль руководителя БП, который Вы описываете с целью продемонстрировать управление предметом исследования.
Методология работы бизнес-процесса.
2.1. Анализ дерева проблем. Выделение всех позитивных и негативных моментов каждой ветви дерева. Выбор желаемой ветви решения и обоснование выбранного пути.
2.2. Написание алгоритма решения задачи с указанием:
а) Что является исходными данными для решения (финансовая отчетность компании, анализ отрасли, показатели конкурентоспособности и т.д.).
б) Какие инструменты (методики расчета) надо использовать в каждом звене цепочки решений (например, определение ставки дисконтирования, коэффициентный анализ, анализ устойчивости и чувствительности проекта, корреляционный анализ, регрессионный анализ и т.д.).
2.3. Опишите весь бизнес-процесс управления предметом исследования. Определите затраты держателя БП на данный процесс. Что ожидают владельцы процесса в качестве показателей эффективности процесса?
Построение ситуации и ее решение.
3.1. Составьте текст кейса, используя известные тексты кейсов и презентацию по ситуационному анализу, дайте название кейсу, из которого не следует тема, на которую он написан и нет подсказки для решения проблемы.
а) Установите роли (фамилии и должности специалистов, задействованных в БП, директора фирмы, Клиента и т.д.)
б) Разработайте ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни в связи с Вашей ключевой проблемой. Рассмотрите ее внешнюю и внутреннюю части.
в) Предоставьте исходные данные для решения данной проблемы. Например: что должны получить от Клиента работники кредитного отдела банка, чтобы потом выдать или отказать в кредите. Этого должно быть достаточно, чтобы пользуясь 2.2 разрешить проблемную ситуацию.
г) Усложнить ситуацию добавлением других проблем (например, у Клиента уже есть кредиты в других банках или имущество Клиента, предоставленное в качестве обеспечения по кредиту, находится под арестом).
д) Добавить дополнительную информацию к исходным данным, которая впоследствии окажется не важной (несущественной для анализа).
Примечание: пункты г и д делаются с целью описания ситуации предельно близкой к реальности, где существует множество различных проблем, решение которых не приводит к разрешению ситуации, а исходных данных столько, что надо уметь выбирать только те, из которых потом можно будет найти решение.
3.2. Составить образец решения составленного кейса с описанием расчетов и действий задействованных лиц в подразделении и сбором ключевых показателей эффективности процесса.
Помните: наша профессия:
- умение выявлять неопределенности при принятии управленческих решений и следовательно ожидаемые риски.
- умение классифицировать риски
- умение их оценивать
- умение их правильно принимать или отвергать