ИДЕИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКЕ




Персонализм – о личности; моедрнизация христианства с включением всего ценного; Ценности: духовность, братство всех людей, вовлеченых в устройство мира.

_

Истоки

СОКРАТ:
!!П: Божественные нормы в самом человеке – важность вопроса о самосознании личности!! Сократ: познай самого себя + его личность как живое воплощение принципа субъективной интериорности (Лакруа).
Л о С: Самопознание – исходность из более высокого знания, предосновой разума – божественно по своей природе. Нечто божественное в своем внутреннем мире – личностное откровение божества, внутренний голос (Лакруа). Э. Жильсон: самопознания – познание Бога.
28: Проблема «демона» Сократа. Кессиди: всобщее (истинное и объективное) внутри человека
Один – не носитель истины, только в диалоге (в спорах) рождается истина. И не божественное начало. Итог: Внутренний демон не божественного содержания, всеобщечеловеческое значение совести, благодаря «многосторонним связям с миром и окружающими людьми».
Л: С признавал в каждом божественное начало, и побуждал его к саморазвитию, делая из людей «личностй». С об имманентности трансцендентного и о трансцендентном как центре интериорности.
29: С: о «личностном порыве, ведущем человка за его собственные пределы» (Л).

31:
Августин – теоцентризм. Мунье – больше земного…грады Божий и земной смешаны навеки (чтобы приблизить Бога к чнловеку).

БЕРГСОН:
33: Человек – вершина творческкой эволюции и источник творчества.
Индивидуальность = длительность (как переживание своей жизни). Длит-ть – творчество, «непрерывная струя постоянно нового» (Бергсон).
Свобода и жизненный порыв как творческое начало, освобождение от извне навязанных пут. Творение новых форм.
Итог: Длит как чувства и эмоции чела, психологич жизнь – их рассмотрение. Свобода как внутрення проблема человека.
ЗНАЧЕНИЕ: Жизненное начало – сверхсознание, соотносящиеся «с богом как единым центром жизни, деятельности свободы».
Сферы сознания.
34: 1) РЕЛИГИЯ как внутренний принцип веры и активности (Обновление католичества);

2) Эстетичность философии Бергсон: Философия ближе к искусству, чем к науке, у Ф и И интуиция – общая основа (поэт лучше постигает природу, нежели ученый). Сама «сущность вещей эстетична» (Чувства на первом плане по сравнению с разумом). Интуиция – средство для движения внутрь объекта, слияние с ним, «что в нем есть единственное и невыразимое».
35: Значение личности, личная интуиция…(цит). Эстетическое познание мира и людей – божественная способность

ПЕГИ:
Длительность – самоделание – ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, Модернизация христианства.
36:
Вечность должна приносить земные плоды. «Схватить миг настоящего, пока он не превратился в прошлое, наделить его волей, действием, то есть превратить в произведение и тем самым повернуть к вечному будущему».
Творческое начало дано от Бога, «Если оно не сам Бог» (Бергсон) – его вывод, а дял Пеги это отправная точка, споосбная сообщить «молодость доктрине, религии, духовному движению».
Диалектика временного и вечного, их неразрывная связь Духовое всегда первично, не подчиняется законам временного, но во врменном дух неотделим от материи.
История – и замысла художника, которого посетило внезапное озарение. Художник: Народ, его душа, устремленная ввысь сверхестественным зовоом, а жизнь.
37: Итог: «Ученый и художник должны объединиться» (по Мунье).
Задача человека: преодоление земного, бросить в него божественную искру. (Воспринимает концепцию Длительности!)

Тогда был культ труда. Сейчас капитализм. Призыв к революции – освободить плоть и дух человека, сделать способным на творческое построение мира (А не делать заученных давно движений).
В Социализм; В Христианском воплощении и искуплении. Христианство в духе социализма.
!!38: «Метод внутренней жизнедеятельности человека» (Мунье), обоснование божественной реальности в качестве высшей ценности человека и человечества, чье назначение состоит «в выполнее божественной задачи простыми человеческими средствами». Сверхеральное бытие как основа существования. Внутренняя революция – переворот сознания, Революция своей собственной жизни. Иселение больного большинства с помщью святого меньшинства. Мунье – готовность святым меньшинством всех вступить в персоналистское сообщество!!

 

БЕРДЯЕВ
!!Критика буржуазного общества: против эксплутации человека человеком, против угнетения индиви даэж изменение соц. порядка; Не только изменение внутреннее, но и наружное. Мунье: соцхристианство.
Б: Личность – высшая ценность (ссылка). Комунизм как политческая и экономическая структура, но не духовная, так как отрицает свободу и личность (в русской революции). Коммунизм как тоталитаризм – отказ личности от свободы. Духовно-религиозная революция!!

!!!Свобода и творчество – трансцендентны для всякого рационалистического сознания – выход за пределы мира, в трансцендентальную историю, перед лицом которой человек может обрести личностное существование и стать таким образом субъектом истории. Антроподицея – путь к теодицее. «человек должен быть непременного сопряжен с богом, с высшим, вне человека находящимся принципом; бог должен стать не только разгадкой мирвого процесса и смысла истории, но и единичного существования». Философия СУБЪЕКТА (Бердяев, 40стр, 57 ссылка), тема эсхатологии (метаисторического), Творчества и свободы – центральные у Бердяева и во французском персонализме!!!

41: Берд о Берг: «провозглщающий философию действия и раскрывающий своей философией двери мистике и религии».
Христианский экзисетнциализм как модернизм христианства.
Философия истории..
Перетолковать ДЕКАРТА в отнологическом плане: человеческий акт как утверждение бытия.
ПАСКАЛь и пр…!!БЛОНДЕЛЬ – САМОПРЕОДОЛЕНИЕ личности!!.
42: М БУБЕР.
!Мэн де Бириан: личность – не совокупонсть чего-то, а а челоеческое усилие, «преображающее мир»!
Киркегор: Свобода и Абсолют
!Ссылка на Мунье: Экзистенциализм и Марксизм! Ясперс – Марьсель (Первый «предвосхитил персоналистское мышление»). Но и преодоление этих учений (не просто эклектика)
43: Против объективистских концепция, чтобы учитывать субъективный фактор.

__

44: Личность и деятельность. Вовлеченное существование.

45:
Преобразование христинства.
Сциентизм: научное знание как наивысшая и достаточная культурная ценность; Антисциентизм: ориентация на духовные ценности, первичный фактор мировоззрения.
46:
Не отвержение рационализма, в нем опора – Достижения культуры, где апология индивидуально-личностного бытия.
Личность как духовное существо (Мунье), реализует себя в воплощение, множественным вторжения в конкретную жизнь (Гробети).

46-47,!Довоенный период: вопросы внешнего бытия человека – биогологического, экономического, социально-политического статуса. Послевоенное: антрополгическое содержание!

!Религиозный антропоцентризм: человек и бог. Основания для деятельности – в самом человеке, «в глубинных сферах его духовной жизни» (ссылка на радугина!)

Вовлечение (труд) – объективация сознания. Труд реабилитирует христианство в неискаженном ее виде. Бог дал человеку закон активности не как наказание, а как «анятие, как самоформирование» (Мунье).

Мир как объект не созерцания (Фома), а преобразования.
Негативная оценка этой концепции неотомистов (Шевалье о модернизме и Маритен о некатолическом Эспри);
48:
Бердяев – реализация не в этом мире, а в вечном. Мунье: единство духа и матери. Перс и общност революция о воплощении в труде. Труд – сущность человека, как существа, способного трудиться (Лакруа).
Труд – творчество; самореализация…..момент жертвенности
49: Труд как условие человеческого общения, дух товарищества и любви – основа личностного сообщества.

труд, персонализм и марксизм-гегельянство. Труд -
тотальное, духовная деятельность.

Экстериоризация и объективация в труде. Стать личностью = создать произведение, и дать ему смысл.
!!! «Личностное же существование, по персонализму, предполагает непременную связь человеческой активности с трансцендентной перспективой». Портив буржуазии: человек одиночка + вещные человеческие отеошения!!! Заслуга персонализма – нормальная критика капитализма (не только капитала, но и структур этой системы). В критике опора на марксистов (КУЗНЕЦОВ, САХАРОВА).
51: К как стремление к комфорту – недуховное развитие, примат производства, денег и прибыли – антигуманиизм.
52: Отношения, благодаря деньгам, в систему эквивалентов (Мунье). «Режим безответности и эгоизма». Человек не заботится о преобразовании своей души и мира. Сделать из человека деятельного субъекта (деятельность – основная характеристика человеческого бытия, не реализуемая в капитализме) – задача перс и общност революции.
Перестройка капиталистического производства: примат служения обществу над прибылью и пр.

 

\53: Опора на марксистов. Муа и Бейль– Мунье выше Маркса, так как критикует всесторонне (И с позиций морали). Требоапние революции духовной и экономической.
Фатальная предорпределенность, человек как винтик, экономика – неправильный взгляд персоналистов.
54: Дополнение эстетической проблематикой. Марксисты: капитализм несовместим с идеалом целостной личности. Коммунизм: развитие каждого индивидуума. Революция в росии жкономичская – временный характер: очищение нравственности.
Пм и Мм о революции. Мунье: революция внутри – революция общества (марксизм наоборот?)
54-55: Если бы все люди были святы, подлинное сообщество установилось бы само по себе, собственное усовершенствование...отбросили иллюзию о революции (соц. Структур) и говорим о «личностной революци в душе революционеов».
Экономика определяется идеями. Установления правильного мировоззрения – возрождение христианской веры.
Реабилитация ранних работ Маркса – подлинный гуманизм и человек – не продукт обстоятельств (в 30е годы распротранение упрощенной материльной версии марксизма).
!!Истинное назначение человека – преобразование реальности в перспективе личностного отношения между богом и человеком!! Христианство = возрождение. +
56:
этика, выводимая «из сферы божественного, трансцендентного».
Новое общество – новая форма бытия, акты персонализма: «способность человека выйти за пределы самого себя, чтобы стать доступным другому; умение человека понимать другого, готовность встать на его точку зрения…быть великодушным…» (Мунье).

Этический социализм
Личность и сопричастность Божественной сущности (так о слоях буржуазного общества). Индивидуализм – причина капиталистического беспорядка.
три момента: поиск призвания; обязательство перед сами собой, самопожертвование.
57: об индивидуализме.
И БОГАТСТВО И НИЩЕТА ОДИНАКОВО БЕСЧЕЛОВЕЧНЫ, ТАК КАК ОТВЛЕКАЮТ ОТ БОГА (Мунье).
Роль народа в революции. Тело Божьего града.
58: переориентация на сверхреальную действительность, что и должно обеспечить революционное обновление общества *40е – ставка на пролетариат как и у Маркса*
Вовлечение – деятельная сущность по Марксу, построение персоналистского общества – тотальное развитие личности. Христианская обработка Маркса.
Маркс: труд формирует человека и человечество. Труд как экономический факт. Персонализм: опора не реальные общественные отношения, а религиозноно-антрополгические предположения.
59: Капзм: человек становится чуждым себе и утрачивает себя (Лакруа).
2 отчуждения: бездейственные идеалы; овеществление действий человека – лишение смысла и содержания их. Кпзм как пассивная жизнь среди вещей.

Призвание и смысл деятельности (в отличие от рационализма): трансцендентен по отношению к реально существующему миру.
Смысл – Трансцендентность, первенствующее место + Сама деятельность
.

Человеческий удел, а не человеческая (неизменная) природа. Удел – господство на своим условием, при погруженности в материю – устремление к Высшему (свобода)
60???
61: целенаправление очеловечание мира – тотальное развитие человека (А не активизм сам по себе).

Критика Вдовиной:
Есть предложенная персми практика, но нет историеского подхода (он идеалистичен): В истории нет математических законов – и нет законов вовсе. Действие свободных и творческих личностей (Дух правит миром – первые работы Мунье). Истоия не как развитие человечества, а существования цивилизаций, отличающихся друг от друга «степенью воплощения христианских идеалов».

 

______________________________________

 

Вдовина, эстетика:

 

5:
«Персоналисты же объясняют эстетическое через связь духовного мира личности с вневременной абсолютной божественной сущностью»

7: Особое место художественному видению мира и человека, тотальное развитие человека – «бытие художественное».
8:
Все сводится к вопросу о взаимоотношении «божественного и человеческого, причем приоритет приписывается божественной сверхреальности».
В центре философского анализа личность – художественное бытие, высшие проявление и назначение – религиозно ориентированное искусство. Эстетическое учение – ключ к понмание всей проблематики французского персонализма –
прояснение всего (и таких категорий, как божественное и человеческое).

9: ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ. П как переустройство буржуазной цивилизации и католицизма. Спасибо марксизму (связь философии с проблемами общества).

 

10:
Самопроявление личности – силен эстетический элемент, «порой подменяет все существенные характеристики человека». Искусство – завершение человека как личности, путь к внутренней свободе (Ссылка на Возродить Возрождение). «О характере» (жена Мунье – написан на досуге, от души) – психология искусства. В «Персонализме» - набросок персоналистской эстетики.
11:
Беген (После Мунье) – анализ искусства, кторое обеспечивает «человеку самоуглубление и самопроявление в сообществе и с другими».
Доменак – критика общества потребления, отвержение научного способа познания, только искусство.
Недонсель – значительное место в разборе искусства.

 

12:
ГДЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ИДЕИ (БАЗЕН И ТД): Христианский героизм и реализм; Классическая трагедия (в споре с авнгардизмом); Коммуникация – Новая критика, «тематическо-интуитивистское направление».

13:
Эстетика и Антрополгия в П рядом: Существеннейшая способность личности – творчество, смысл – отражение божественного, форма – худ. Произведение. Единство философии и эстетики – залог понимания сущности человека, его связь с божественной сверхреальностью (сближение П с ЭКз-м и фен-й + обновление католичества).
Человеческая субъективность – единственный предмет анализа.
15:
*17 ссылка на Сартра – Гуссерль возродил мир пророков и художников* «к художественным позициям, что позволяет создавать модель человеческой культуры, обоснованной через искусство». Развита тенденция фр-ми экз-ми. Растворение философии в искусстве и эстетике с помощью сближения ф с литературой (Мартр, Камю, Марсель) или переформулирование философский проблем с помощью метода, свойственного искусству (Мерло-Понти, Дюфен, Мунье, Недонсель).

 

в18:
Тема человека является основным полем взаимодействия Ф и Э (ссылка).

19: Лакруа и марсизм, историчность. Эк-ы. Близость экз-в и фен-в с романтизмом: …
Тождество Ф и искусства – постулат романтизма. Воспринимают П (Э-ф).
Ф-Э: о человеке, его субъективность. Р – искусство как метафизическая первооснова мира.

22: Э-й потенциал человека *не нужен в буржуазном, или нужен только как источник прибыли* Искусство как сила, способная возратить человеку целостность и подлинность.
25:
Религиозная трактовка Пеги Бергсона о творечстве (направить прошлое, уловить настоящее, дать действие – создать произведение и направить в вечное будущее, так памятники прошлого становятся вечными произведениями искусства).
Бергсон: творческое усилие от Бога, если не сам Бог (ссылка). Но для Б – вывод, для Пеги – стартовая точка, творческий порыв = мистика, одна из первичных реальностей.
«Внеморальность творческого порыва Бергсона превращается в "наивысшую" моральность, сообщаемую соседством человеческого с божественным».
26:
«Если божественное – это дух, новизна, творчество, свобода, то земное – деградация, падение. Назначение человека, его дущи заключается в том, чтобы бросить в земное божественную искру, устремить его ввысь, преодолевая детерменизмы и механизмы».
неразрывная связь временного и вечного по Пеги, но духовное всегда первично (ссылка).
Историческое движение – внезапоне озарение художника-народа, воплощающего замысел, «встремленного ввысь сверхъ, стественным
в27: зовом, а жизнь народа – создание неповторимых, своеобразных произведений
28: революция, сделать его способным «на свободное и творческое построение мира» Спасение человечества в воплощении и искуплении Христа. Новая метафизика – новый метод мышления, метод внутренней жизнедеятельности человека (ссылка), как обоснование божественной реальность в качестве высшей ценности человека и человечества, чье назначение, по мнению католического мыслителя, состоит в «выполнении божественной задачи простыми человеческими средствами » (с ). Революция – трансформация внутреннего мира, приятие божественного бытия в качестве подлинной основы существования. *Внутрення революция – моральное, интеллектуальное, эстет-е, религ-е самосовершенствование человеческого рода*

 

Другой источник Ф П-ма: Бердяев…
29: Связь антропо и теодицей – сопряжен человек с богом.
Связь с Э-м и Марк-м: от 1 – интериорности, коммуникации, смысла истории, от 2 – связь с реальными проблемами, освобождение от идеалитстических мистификаций. Задача: к единству этих философских позиций (ссылка).
Плужаньский: Мунье оставался от марксизма на расстоянии безопасном для христианства.
ЭСТЕТИКА – в довоенный период основы, но систематически – в послевоенные годы *когда сближается с Э-мом и Фен-й * Антропологизм и религиозно-эстетическая интерпретация = Персонализ м.

 

ПЕРСОНАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ:
31:
1Личность – не объект, а центр периориентация вселенной.
2Человек творит новую реальность (принципиально новое, а не воспроизведение социального и природного – внешнего мира).
3Это и самосозидание, так как творчество из глубин субъекта.
4Становящаяся реальность в момент самосозидания – не данность, а сам субъект.
Итог: «предмет персоналистской философии – человек как субъект самосозидания и построения особой, специфической реальности – внутреннего мира».
Существование чела – выход за пределы наличного бытия, субъект движения – сам человек, «в котором соединяются природа и история».
в32 ссылка: «Историчность человека должна завершить природу в существовании, то есть в том, что возникает за пределами природы». «Именно этот срез человеческого существования является для персоналистов предметом философского рассмотрения. Проблему исторического движения человека, в субъективности которого возрождается природа и созидается специфически человеческая среда – культура, персоналисты определяют как проблему трансценденции».
ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ (Многозначного) *В 1 ГЛАВУ!!!!!!!!!!!!**************:

https://iph.ras.ru/elib/3059.html
история уходит в античность…


1Гуссерль, итенциональность как направленность вовне, «выхождение за пределы», включает в себя понятие тотального всеобщего горизонта *круг еще не раскрытых, потенциальных определений предметности, исходный пункт исследования*
Феноменология + Философия жизни = 2Хайдеггер. Интенциональность как специфический способ бытия, пребывание вовне, экзистирование. *Ссылочка*
Итог: Г вводит И для решения теоретико
-познавательных вопросов, Экз-ы строят Новую концепцию бытия.
33:
Персоналисты: модель для теологического обоснования сущности исторического процесса и отдельного существования
.
У экз-в (даже атеистов) религиозные моменты в трактовке трансцендентного. Ясперс, трансценденция – бог, интенциональность Гуссерля как вариант коммуникации с богом. «В этом направлении идут и французские персоналисты».
Признанине экзист-о истолкования феном-о метода, И как свойство не только сознания, но и человеческого бытия вообще. ФРПЕРС: Гуссерл-я И-ть помогает рассмотреть человеческой жизнедеятельности как составной части исторического процесса, и понять ее направденность
34:
Мунье: Ссылка: человек открыт лишь в стороны самого себя.. «Тансценденция Г-я или Сартра, проекция во вне бытия, которая получает движение лишь от самой себя и в погоне за самой собой сама себя достигает, есть псевдотрансценденция, всего лишь развернутое описание имманентности». «Свидетельствуют только о факте трансцендирующей деятельности, но не задаются вопросам о ее истоках и направленности». Объясняется по мысли П-в только «с точки зрения метафизиски, обосновывающей интимную сопряженность личности с божественной «реальностю»».

Широкая трактовка сознания человека – его внутренний мир, включающий в себя разум и дух. Разум как осознание данностей как таковых, а дух – «создание (творчество) данностей, или того, что должно стать данностями» *Сознание – дух – творение нового?*
Дух как сфера, в которой «происходит преобразование объективного в субъективное», объективное возрождается в субъективном – историческое преобразование реальности (Ссылка).
35:
Дух – часть сознания, где осмысливается человеческое существование с позиций добра и зла, боа и греза и т. п. Одновременно, дух – самосознание человека. Дух – сверхсознательная и сверхвременная сфера человека (ссылка). С помощью духа от абстрактной истории (произведения людей) к конкретной (события – история не сводимых друг к другу человеческих устремлений) *Ссылка*
ИТОГ: не об исторической деятельности, а о том, что внутренняя работа должна предшествовать осознанному поступку человека. История как стиль жизни, вырабатываемый как «динамика личностного существования». Итог: определяющий момент в делании истории – внутренняя духовная работа.
«Духовный мир личности интенционален по своей структуре, но специфической чертой этой интенциональности является ее открытость не в сторону реального мира, а в сторону трансцендентного». Материя (По Бергсону, Пеги и Мунье) – пассивность, инерция, а дух – движение,
36: жизнь. Но личность – не просто дух. Личность включает в себя «невидимый центр, с которым связано все» *ССЫЛКА НА МУНЬЕ* Религиозный смысл трансценденции в Персонализме. «Открытость внутреннего мира человека в сторону священного, его нацеленность на высшее бытие, и как таковая, трансценденция выступает основанием жизнидеятельности человека»
.
С помошью этого понятия – реализация п-ми задач в изучении личностного бытия. В области Т-ии – высший принцип, «финальный корректив», в соответствии с которым конституируется личностное бытие.
Трансценденция – свобода, свобода – «беспрерывное клокотание личностного бытия», постоянное проектирование» (Персонализм, с.85,86)., но Т как Сда не движение бесцельного бытия (как в Экзме (безрелигиозном – вне субъекта нет ничего, что превосоходило бы его бытие по своей значимости и масштабу), не чистая негативность, не содержащая объективных критериев. Тут же критика Мунье Бергсона: Преодоление бытия не-жизненный порыв, который ведет только к себе и является страстью жить любой ценой, даже ценой попрания тех ценностей, которые дают ему смысл (ссылк, Персонализм,84).
37:
Персонализм и Христианскийэкз-м – «стремление понять человека не только из него самого, но и связать личностный мир человека с неким надличным, абсолютным бытием. Последнее понимается как ЦЕЛЬ личностного существования и как гарант, удерживающий человека от произвола» *Личность и Бог, Трансценденция как цель, Нравственное доказательство*

Трансценденция как основа конструирования личностного бытия *одной психикой не ограничится*
Т как сфера челоовеческого сознания.
Разум детерменирован, а Т не имеет основания в прошлом, принадлежит будущему. Настоящее как результат будущего, а б – как «непосредственно данное сознания».

В Т «совершается наиболее продуктивная деятельность личности», в зависимости от предпочтений личности. Т-е – «сфера внутреннего мира личности, который постоянно реализуется вовне, и смысл его осуществления полностью зависит от личности». Отсюда ответственность *Страшный Суд* личности за то, что она делает, и каким образом она живет «в духе». (т = интер, самопознание?)

Истинное (представления о реальности вне зависимости от человека) и Истина («обнаружение реальности в ее нзачении для человека», «раскрытие
в38: Бытия» (Хайдеггер). Истинное имманентно, обнаруживается в процессе взаимодействия с миром. Истина трансцендентна, постижение только как «эсхатологической надежды».
Итог: «Именно в духовном мире личности происходит развитие той "реальности", которая "не завершается в себе самой, а находит свое завершение за пределами себя, в истине"» (Ссылка).

Трансцендирующая деятельность – теологична по структуре. Она – «движение духа к трансценденции, которая сама является творением духа».

Т и ценности: живущие в сердцах личностей, не реализуются автоматически в истории, а обнаруживаются в глубинах свободы (См. выше о свободе).
Итог: Т не просто структура и характер движения человеческой свободы (как прорыв данности, выход за..), «но и включает в себя некие содержательно-ценностные моменты». Далее Недонсель: «сознание священного всегда имеет место там, где есть осознание чего-то высшего в бытии, но не всякая трансценденция священна»; чтобы свершилось чудо трансцендентного, необходимо существование «высшей тайны» и экзистенциального откровения, в котором человек соприкасается с принципом, спрятанным в глубине реальности *ССЫЛКА*
39: В связи с этим –трудность определения Т. Ясперс шифром, и отказывался характеризовать. Шелер и Гартман – ценности как абсолютные реальности (Личность к безличностному). Как безличностна, по Мунье, вера в единого бога. Христианское понятие бога – в нем содержание трансценденции, но невозможность догматической трактовки. Иначе невозможна свобода человека.
Мунье поясняет свойства, но смысл зашифрован как и у христ. Экз-в *Поэтому Григорий Богослов – Бога можно вечно постигать* «Смысл божественной трансценденции, или бога, содержит в себе, согласно персонализму, указание на некий предел человеческих возможностей» *где человек может стать богом?*, где 1конец человеческого мира, и2 – «именно в силу этого приобретает смысл сам человеческий мир».
Идеальный («тотальный») человек НЕ отождествляется с богом, но такой человек *как и смысл существования* может быть понят исходя из божественной перспективы.
Абсолют – к истории и за пределы.
Человеческая деятельность по закону иманентного и трансцендентного в перспективе личностного отношения между
40: богом и человеком и включает тотального человека. (С)
Рикер: бог как назначение человека, горизонт тотальности человеческого существования; утопия человеческих тоательности и своеобразия. (С)
Ружемон: бог как свидетельство всей реальности, понятой и побежденной, взятой на себя человеком (С)
Мадинье: Абсолют, призыв, ведущий челоа к высшему могуществу (С)
Итог: Т как внутренний опыт, открытый в сторону сверхреального = отказ от традиционного понимания христианской идеи бога? *ЭСпри как самое опасное существующее явление для молодых католиков*
Ж. Крото анализирует Манифест- нужно указать на бога как цель личности, а не ссылаться на судьбу, духовность и призвание.
Различия в неотомизме и П: Маритен, личность – совершенная из сотверенного. Диплом Мунье об антропоцентризме и теоцентризме у Декарта: личность как непредвиденное, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. *Пеги – «добродетель творчества». Развитие личности НЕ ТОЛЬКО с опорой на божественный свет, но и на собственные духовные силы и устремления *синергия или отказ от Бога?*
Попытка П вырваться из «тесных рамок томизма» (за что нарекания Ватикана – ссылка на польского историка философии Плужаньского).
Интеллектуализация и социализация религии (Ссылка на Мунье) – осовременивание (спасибо Бергсону и Пеги) – о сущности человека, как субъекте исторического равзития, культуре как способе бытия человека.
Благодаря этому: Трансценденция как конструкция человеческого духа. Человек не только живет в многосмысленности истин и положений (Фен-Экз), но делает выбор их. Шкала оценок НЕ ДАНА человеку. Человек как критерий истинности? Создание духом человека, имеющего телеологическую структуру, «должного бытия, являющегося горизонтом человеческой жизнедеятельности». Этот порыв – «божественная трансценденция». Почему божественна? За пределами существования, и «не несет черт реального поведения. Это зов некоего высшего бытия, призыв к наиболее полной самореализации человека. Но божественная трансценденция и человечна в то же время, поскольку она – творение человеческого духа, модель человеческого бытия». Пред человеком как образ «кем он мог бы быть» (Ссылка на Мунье). Иманентна – концетрация продукта развития личности.

 

 

Т как сверхрациональная сфера, сведение личностного к бессознательному *интересная позиция* Нет человеческого усилия, так как онтологическая структура (самое глубинное в человеке возникает без его ведома-Ссылка на Мунье).
Понятие не могут описать глубину личности и его интеллектаульно=эмоционального усилия в преобразовании мира. Обращение к искусству, «чтобы с его помощью выразить "невыразимую" сущность человеческой личности »

 

 

Трансцендирующая деятельность и художественное творчество.
44:
Основное содержание концепции личности – трансценденция, окончательно проясняется в эстетическом учении, «воспроизводящем основные моменты пегистского понимания творчества и революции» *Роль Пеги для Мунье – ссылка*

 

45:
Воспитательная миссия искусства. Задача: «преподать народу урок истинного творчества
». Мунье: интересует завтрашний человек (гуманизм), «и это будущее – в той же мере в художественном творчестве, что и в теоретических достижениях» *Не первое место искусству* (ссылка).

Человеческая деятельность – «движение от внутреннего содержания к внешнему самовыражению», что происходит как в рациональных, так и в поэтических художественных формах. «каждый несет в себе образ поэта» *Не Бога?!*, призвание к поэзии как качество существования.
46: Творчество почти= художественное творчество в Пме. Вывод из учения о трансцеденции.
Сознание – духовный мир, транцендентен по структуре. Но «открытость внутреннего мира в сторону священного, нацеленность на высшее бытие». Т как предельность человеческих решений с точки зрения истины, красоты, блага. Искусство как общее видение мира и человека (ссылка).
Обращение к личности, к космосу, Центральное место проблемам эстетики (ссылка).

47:
«По замыслу персоналистская концепция личности должна быть теоритическим воспроизведением «тотальности» человеческого бытия, включающего в себя все виды активности. Для персоналистов таким мо-48ментом является трансцендентность как сопяженность потусторонним высшим бытием».

Возможность приближения к к тансцендеции (в отл от Ясперса). Не выразима при помщи прстранственных образов, научного языка, но только символического. Рикер: смивол – раскрыть связь человека со священным.
Связь религиозного (что соединяет небо и землю, связывает человека с высшей способностью) и эстетического (создать красоту – создать трансцендентное).
49: «как трансценденции, так и искусству свойствено… бросать на привычные объекты оуч божественного света». В страну ада и область сверхчеловеческого (цитата Мунье).
ОТ внутреннего вовне (и до этого было на 46?с+эксистер) 50: «жизнь в поэзии является центральным моментом личностной жизни».


Преображение мира – персонализация.
51:
Познание – связано с искусством, так как творчество – способ познания, и познанние 0 искусство, выводящее на путь познания.
Коммуникация!: творчество как средстов общения художника с людьми. Против индивидуализма в искусстве *Далее – подробнее об этом*
52:
онтологический атрибут личности – художество. Критика буржуазного общества (замутнные отношения с людьми, автоматическое действование, А не творчество).

53кон-54: Нет гуманизму, так как религиозны: объект искусства – духовный мир личности (поэта, других людей, общества). «Искусство вводит в самые сокровенные личностные отношения, художник говорит о вершинах существования».
55: Самовыражение личности – высшая форма чел. Активности. Причастность к божественной трансценденции – интимное отношение к миру. Объект искусства – сфера духовного опыта, открытая в сторону священного, божественного. Итог: Художество отличается от других форм активности.

Искусство – истина сверхчеловеческая, сродни акту творения (Творчество – уподобление Творцу). «умозрительное созецание божественных ценностей, тоска по ним и стремление найти из отблеск на земле признаются универсальным свойством человека, его подлинным миром объявля56 ется мир искусства с его фантазиями и символами, грезами и мистикой».
«Жизнь в поэзии есть центральный аспект личностной жизни». Искусство – теология в образах (Подмена чувственного – иконы???). Более интимная коммуникация, чем внешняя. Творчество как способность «познать и переживать духовный опыт другого», интимные связи между духовными мирами.
57: Бог как «таинство, абсолют, питающее воображение художника». К Романтизму, что ослабить традиционных христианский догматизм. Блихость к идеям реакционного романтизма (ссылка – модернизм Ванслов).

58: П – наследник романтизма, переосмысление в духе религиозного идеализма. *творчество как неосозноваемый процесс*

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ творечество как неосознаваемый процесс.
59:
Исходное: Творчество как самое высокое деяние человека, «возникает благодаря бессознательным импульсам, будто бы устремляющим человеческое сознание к вершинам существования».
Критика фрейдовского психоанализа: творчество как сублимация энергии бессознательного.
Мунье критикует фрейдизм как вариант детерменизма (бессознательное как незаменимая основа,
60: как «чистая изначальность»). Унылая фатальность психоанализа. Критика стремления фрейдизма свести проявления духа (искусство, мораль, религия) к разновидностям внутренних влечений. Человек как «сплошная животность». Сведение личностного к безличностному (Ссылка).
Фен-Экз антрополгизм: иная сторона фрейдизма, «изнанка».

НО Фрейд: выявление феномена человеческого и через это объяснение человеческого мира. Клиническая деятельность Фрейда как анализ начал человеческой субъективности.
61: Ошибочны обобщения, но имел дело с неповторимой индивидуальностью, «самостью».
Оно- Я- Сверх-Я – от животности к своеобразию. Но вместо фрейдовского: принцип удовольствия движет поступками – анализ сферы «сверх-Я», «как наиболее высокий импульс человеческой психики» (ссылка). Культурные образования в человеческом бытии (начало не в физиологии, а в мире культуры). Но не круто п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: