Составитель Парамонова А.П.




Программа фольклорного кружка в детском городском школьном лагере

Составитель Парамонова А.П.

Всего часов: 38

Теоретических часов:

Практических часов:

 

Пояснительная записка

Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Эта программа внутренне совершенно закончена, самостоятельна, неисчерпаемо многогранна и остросовременна. Народное искусство – сложное явление культуры. По глубине и многообразию народного творчества, которые поистине неисчерпаемы, программа дает освоение ориентир и точку опоры для проведения текущих занятий и праздников, которые украшают жизнь детского сада. Она охватывает многие виды творчества: зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство, пробуждает интерес к осмыслению современных научных знаний, наработанных отечественной и мировой фольклористикой, этнографией, археологией, лингвистикой, искусствоведением и культорологией. Откристализованный временем музыкальный фольклор, по словам В.Г. Белинского, «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, проверкою его человечности, зеркалом его духа».

Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. И национальные детские сады не должны быть однотипными. В последнее время в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остается главной в настоящее время. И самое важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, есть национальный дух.

Есть другое важное личностное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Доброта тоже имеет национальный оттенок, но она всеобща.
«Спеши творить добро!»- в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты. Добрый человек не может не любить глубже; в добром человеке не может возникнуть сострадание, сочувствие; добрый человек не может не быть милосердным; добрый человек не может не уважать людей, он не может быть завистливым, грубым, он не может не быть порядочным, заботливым; добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.
Именно эти качества и многие другие легче всего воспитывать в ребенке через фольклор.

В отсутствие, каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Таким образом, традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.

Проблемы роста преступности и бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

В результате освоения программы дети должны:

Знать –

  1. детский игровой фольклор (игры);
  2. - чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, считалки, дразнилки, заклички;
  3. принципы устройства и звучания шумовых инструментов;

Уметь

  1. правильно брать дыхание;
  2. исполнять малообъёмные песни.

Воспитать в себе

  1. умение видеть прекрасное в народном творчестве;
  2. бережное отношение к народной песне;
  3. нормы поведения в быту и обществе;
  4. культуру общения.

Методические рекомендации.

Основной формой работы по этой программе являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора, овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, попевках и других жанрах фольклора.

Фольклорные занятия заключают в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от праздничного выступления до выхода на лужайку. Преподаватель должен иметь в памяти большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок, пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, умело включать их в повседневный быт детей, в занятия. Педагог сам должен владеть профессиональными навыками (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении произведений. Тогда фольклорно – игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приёмы. Необходимо помнить, что ребёнок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения преподаватель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно – образное мышление.

На фольклорно – игровых занятиях желательно использовать приём действенного соучастия детей, привлечение их к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию. Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми необходимо учитывать, чтобы они отражали те стороны жизни человека, которые доступны для детского восприятия.

В процессе ознакомления детей с музыкальным фольклором основными методами выступают:

  1. наглядность как ведущий педагогический метод;
  2. игра как основной вид деятельности детей;
  3. традиционные методы народной педагогики: подражание, совместные действия (подпевание, подхватывание, пение "за следом" и др.), диалог, побуждения к творческим проявлениям ребенка (элементы вариативности и самостоятельности при стимулировании педпроцесса педагогом);
  4. творческая активность детей (коллективная и индивидуальная) (вариативность как самостоятельный поиск детей на основе заданного традицией образца, адекватное воплощение художественного образа в синкретической музыкально-фольклорной деятельности).

В методике приобщения детей к традиционной народной культуре используется:

  1. традиционная последовательность действий в обучении основам музыкального фольклора;
  2. гибкое применение способов разучивания произведений фольклора - сочетание последовательной проработки его фрагментов с действиями "за следом" (подпевание за более опытным исполнителем);
  3. постоянное включение элементов творчества, варьирования в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
  4. обучение посредством аудио и видеозаписей;
  5. перенимание элементов традиции детьми друг у друга (в игровой и самостоятельной деятельности, специальных заданиях педагога, встречах с другими детскими фольклорно-игровыми коллективами).

Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:

  1. музыкально-ритмическое движение, развитие чувства ритма;
  2. распевание, работа над дыханием, пение;
  3. пальчиковая гимнастика;
  4. пляски, игры, хороводы.

В процессе обучения используются следующие формы работы:

  1. практические тематические занятия;
  2. беседы;
  3. отчетный концерт

При изучении тем используются:

  1. наглядные пособия;
  2. фото, аудио, видеоматериалы;

Основополагающей методической позицией на фольклорных занятиях стало моделирование процесса художественного творчества, основывающееся на принципах построения фольклорных занятий – импровизации, образно-игрового вхождения в музыку, художественного фольклорного исполнения произведения, создания образно-игрового «фона» на всем протяжении фольклорного занятия, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения.

В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, работа над выразительностью речи, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

Игра является основной формой проведения занятий, основной методикой обучения и воспитания. Существование множества традиционных фольклорных игр практически на все случаи жизни позволяет значительно активизировать процесс усвоения народного творчества. Обучающие методики (рассказ, беседа, непосредственное подражание взрослому, выступающему как образец, и другие) дополняют игровой метод там, где необходимы полезные знания и навыки, расширяющие возможности детей в окружающем мире.

Предпочтительно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются мои учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:

  1. Развитие творческой индивидуальности.
  2. Эмоциональное развитие.
  3. Воспитание эстетических, патриотических чувств.
  4. Развитие музыкальных способностей.
  5. Развитие духовной сферы.
  6. Развитие самостоятельности, физическое развитие.

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе. Многие считалки, прибаутки, которые мы используем для выбора водящего, развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово национальный характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской музыкальной школой прошлого и настоящего.

На занятиях по фольклору наряду с изучением тем проводится вокально-хоровая работа.

Знакомство с певческой установкой пения стоя, выработка навыков вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3-х звуках, выработка мягкой атаки звука.

Для развития народной манеры пения

1) использование скороговорок на звуках примарной зоны с движениями притопами и прихлопами. «Веники-веники», «Андрей-воробей»;

2) постепенное движение в диапазоне ч.4. по полутонам на простых слогах «да-да-да», «да- ага-ага».

Проводится артикуляционная гимнастика

  1. Для подвижного языка, губ, щек, нёба.
  2. Дикционные упражнения
  3. Упражнения-попевки «Скок-скок-поскок» в разных регистрах.

Благодаря этим упражнениям наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения.

 

Тематическое планирование 1 группа

Дата Тема
03.06  
04.06  
05.06  
06.06  
07.06  
10.06  
11.06  
13.06  
14.06  
17.06  
18.06  
19.06  
20.06  
21.06  
24.06  
25.06  
26.06  
27.06  
28.06 Концерт к закрытию лагерной смены

 

Тематическое планирование 2 группа

Дата Тема
03.06  
04.06  
05.06  
06.06  
07.06  
10.06  
11.06  
13.06  
14.06  
17.06  
18.06  
19.06  
20.06  
21.06  
24.06  
25.06  
26.06  
27.06  
28.06 Концерт к закрытию лагерной смены

 

Тематическое планирование 3 группа

Дата Тема
03.06  
04.06  
05.06  
06.06  
07.06  
10.06  
11.06  
13.06  
14.06  
17.06  
18.06  
19.06  
20.06  
21.06  
24.06  
25.06  
26.06  
27.06  
28.06 Концерт к закрытию лагерной смены

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: