ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА МАНИПУЛЯЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ




В наше время СМИ являются основным источником информации для всего населения Земли. Количество массовой информации увеличивается, технологии информационных каналов и сетей развиваются, а коммуникация имеет массовый характер, нежели межличностный. В связи с развитием СМИ растет и учащается манипулятивное воздействие на общество.

Слово «манипулирование», или «манипуляция» ведет свое происхождение от латинского слова manipulare, в своем первоначальном содержании означает «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь». Существует множество определений манипуляции. Манипуляция – это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немало важный фактор манипулирования – сделать так, чтобы человек сам захотел это сделать. Также манипуляция представляет собой общественное и государственное культивирование ситуаций посредством целенаправленного управления с тем, чтобы решающим образом формировать общественную структуру. Это управление человеком, осуществляемое или в результате так называемого принуждения вещей, или вследствие организованных классовых интересов, или в результате соответствующей экономической структуры. Духовное управление человеком, обусловленное воздействием иррациональных и эмоциональных средств и аргументов: в политике – обращение к нации, любви к отечеству, к крови, расе, чести. Проще говоря, под манипулированием следует понимать специфическую форму духовного воздействия, которое выражается в форме скрытого, анонимного господства, осуществляемого «ненасильственным» образом. По содержанию манипулирование – форма управления, при которой игнорируются цели и интересы объекта управления. По форме манипулирование – это социально-психологический обман, мошенничество, построенное на фиктивном признании интересов партнера [3].

Манипуляция массовым сознанием – способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направленно на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Массовое сознание – это сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии. Массовое сознание возникает стихийно, как результат естественного стремления человека упорядочить разнородный эмпирический материал, сложить из противоречивых элементов житейского опыта относительно целостную картину мира. Все приемы манипулирования строятся на отвлечении внимания объекта от основной цели, которой предполагает достичь субъект. То есть, манипуляция предполагает некий внешний стимул, фиксирующий внимание объекта, и стимул скрытый, побуждающий объект к действию, которое сам бы он не совершил, но которое по какой-то причине необходимо субъекту [4].

Манипуляция в СМИ, как правило, нацелена на то, чтобы заставить большинство участвовать в укоренившейся практике, а также усложнить аудитории возможность анализировать информацию и комфортно чувствовать себя в медиасреде. Она есть одно из основных средств социального контроля и базируется, прежде всего, на жестком использовании информационного аппарата и аппарата формирования идей. По эффективности воздействия на психическое сознание масс средства массовой коммуникации и информации выходят на первое место. СМИ служат информационными фильтрами, формируют повестку дня и являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Информация сегодня – это источник реальной силы. Именно поэтому всегда была и будет актуальной фраза: «Кто владеет информацией – владеет миром».

Признаки манипуляции сознанием:

· Вид духовного, психологического воздействия, форма скрытого психологического насилия, (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности, её образ мира, общие ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки целевой аудитории.

· Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Особо тщательно скрывается главная цель – чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.

· Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).

· К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора. Манипуляция – это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

· Манипуляция основана на подмене истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими объект в нужном для манипулятора направлении. Данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации.

· Заставить объект признать неполноценность и ущербность своих собственных ценностей и представлений на фоне показательной яркости и привлекательности ценностей врага – является целью манипулятивной программы [1].

Для более эффектного манипулятивного воздействия на общество необходимо, прежде всего, обратить внимание на аудиторию, что вполне естественно. Точная и специализированная направленность массового воздействия возможна, когда манипулятору известны ее специфические качества, потребности и интересы. Чем больше аудитория, тем универсальнее должны быть способы и тактики для манипуляции. Чем она меньше, тем точнее и категоричнее должно быть настроено воздействие на аудиторию и на ее специфические характеристики. Манипуляция в СМИ ориентировано на то, чтобы люди были марионетками. Другими словами, цель массового воздействия – навязать мнение, желания и сознание общество так, как выгодно и удобно это для манипулятора. В результате этого люди все менее способны самостоятельно рассуждать, думать и мыслить.

Таким образом, можно утверждать, что основная роль СМИ в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая. Неслучайно поэтому прессу все чаще упрекают в манипулировании обще­ственным сознанием и, соответственно, общественным мнением как внешним выражением сознания. Манипуляция в СМИ имеет свои методы и способы:

· Особенности подачи информации (языковое манипулирование);

· Время подачи информации;

· Формирование, конструирование и распространение образов;

· Срочность и сенсационность;

· Искажение информации (подмена фактов комментариями);

· Утаивание информации (сокрытие, умалчивание);

· Ложные аналогии;

· Упор на низменные чувства и агрессивные реакции и устремления;

· Возбуждение чувства собственности, обладания, враждебного отношения к «чужим» и «непохожим»;

· Возбуждение потребности в признании, в безопасности, в чувстве общности;

· Использование внушения;

· Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации;

· Метод «страшилок», когда аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол;

· Метод фрагментации, который заключается в следующем: информационный поток разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего аудитории не удается сформировать правильной и полноценной картины мира. К тому же потребители информации не могут сосредоточиться на чем-то одном, выделить основную мысль из всего того, что узнали;

· Многократные повторы, или «метод Геббельса», когда откровенная ложь повторяется как можно чаще, чтобы публика в нее поверила [3, с.139-157].

Цель манипулятора – дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии, трансформировали свой образ мира в заданном извне направлении. Объекту манипуляции подсказываются такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязываются такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями. Также целью манипулятора является лишение объекта свободы выбора: способности критически мыслить и делать рациональный выбор, мягкое подведение к заданному извне выбору как единственно возможному, якобы безальтернативному для объекта. Этот выбор является несвободным и неосознанным, что делает возможным внешнее управление поведением объекта помимо его воли.

Современный «массовый человек» не способен к рациональному мышлению, следовательно, его сознание должна формировать духовная элита общества, внушая ему соответствующие идеи, суждения, нормы поведения. Причем манипуляция сознанием «массового человека» не только неизбежна, не только необходима, но как система методов скрытого давления является законным средством для навязывания человеку определенного поведения, ибо в противном случае пришлось бы прибегать к насилию.

Манипуляция имеет весьма сложную структуру. Она включает в себя:

· планирование воздействия;

· сбор средств и сведений об объекте манипуляции;

· подстройка к адресату воздействия;

· организация ситуации воздействия;

· подготовка адресата;

· понуждение адресата к действию [2].

Организация условий манипуляции связана с контролем за внешними переменными взаимодействия: физическим окружением, культурными и социальными контактами.

· Физические условия предполагают выбор места воздействия и сенсорный комплекс, с ним связанный.

· Культурный фон включает учет особенностей ситуации общения, определяемых культурными источниками, традициями, языком, нормами, стереотипами восприятия и стратегиями вынесения суждений, системой предрассудков.

· Социальный контекст предполагает учет совокупности переменных общения как реальных, так и условных различный социальных уровнях

Проведение манипуляции связано либо с созданием стандартной, либо нестандартной социальной ситуации и с выбором «мишеней воздействия» - психических структур, при помощи которых и осуществляется манипуляция. «Мишени» могут быть классифицированы следующим образом:

· регуляторы активности – смысловые, нормы, мировоззрения, убеждения, верования;

· когнитивные комплексы – образы и картины мира, знания явные и неявные, информационные ориентации;

· операциональные комплексы – способы мышления, характер аргументации, привычки, навыки, умения;

· психические состояния – фоновые, функциональные, эмоциональные и т.д. [4].

Каждый вид «мишеней» предполагает использование соответствующим им техник воздействия. При этом манипуляция предполагает создание и внедрение таких «мишеней», поражение которых вызывает оптимально-необходимый манипулятору эффект. Данная ориентация связана с целенаправленным производством побудителей активности, формированием регуляторов деятельности, созданием необходимых когнитивных структур, формированием необходимого операционального состава деятельности и заранее спланированного психического состояния [4].

Манипулятивное воздействие предполагает установление разноуровневого контакта с аудиторией:

· эмоционального;

· знакового;

· операционального;

· предметного;

· «присоединение» - самоподдерживающийся контакт в силу положительного смыслового, эмоционального, мотивационного отношения к нему [2].

Контакт нацелен на формирование психологического пространства взаимодействия. Любое событие, происходящее в этом пространстве, кем-то из коммуникаторов инициируется, специфическим образом организуется, направляется и контролируется. Благодаря этому осуществляется целенаправленное психологическое и информационное давление [1].

Таким образом, СМИ способны «конструировать» представления о реальной действительности так, как им это будет предпочтительнее. Именно СМИ становятся основным инструментом информационно-коммуникационного воздействия на общественное сознание. Они могут быть использованы в качестве мощной силы, оказывающей влияние не только на политическую культуру, но и на политическую идеологию.

Литература:

1. Антонова Н.В. Психология массовых коммуникаций: Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 373 с.

2. Виноградова С.М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 512 с.

3. Чеботарева Н.И. Манипуляция в СМИ: технологии медиавоздействия и способы защиты: учебное пособие. – М.: МГЭИ, 2014. – 164 с.

4. Чеботарева Н.И. Развитие медиакомпетентности студентов как педагогическая технология: монография. – М.: МГЭИ, 2015. – 276 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: