При пропорциональной системе распределение мандатов происходит пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками.




Выборы в политической жизни представляют собой способ формирования органов власти с помощью выражения в соответствии с законодательством воли граждан.

Выборы связаны с голосованием, но голосование может проводиться и без выборов, например, на референдумах. В условиях современной представительной демократии роль выборов особенно велика, они являются главной формой проявления суверенитета народа. При прямой демократии, когда все граждане принимают участие в выработке решений и управлении, что было, например, в античной Афинской республике, их роль значительно ниже.

Выделяются следующие функции выборов:

- артикуляция, агрегация и представительство интересов различных групп населения;

- контроль над институтами власти (неугодные населению власти подлежат смене);

- интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли;

- легитимация и стабилизация политической системы;

- расширение потоков информации между населением и властью;

- перевод возможных конфликтов в русло упорядоченного мирного урегулирования;

- политическая социализация населения, интенсификация его политического участия;

- рекрутирование политической элиты;

- содействие обновлению общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ и др.

Выборы выполняют указанные функции, если они базируются на определенных принципах. К ним относятся принципы избирательного права и принципы организации выборов.

Принципами избирательного права являются:

- всеобщность (в выборах принимают участие все граждане);

- равенство (каждый избиратель имеет только один голос);

- тайна выборов (решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно).

Принципы организации избирательного процесса:

- свобода выборов, иными словами,отсутствие какого-либо давления на избирателей, кандидатов и организаторов выборов.Этот принцип часто нарушается;

- наличие альтернативных кандидатов;

- состязательность, конкурентность;

- периодичность и регулярность;

- равенство возможностей политических партий и кандидатов.

Главным регулятором процесса выборов является избирательная система, определяющая как общие принципы организации выборов, так и способы перевода голосов избирателей в мандаты и властные должности. Существует два основных типа избирательных (электоральных) систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).

При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов, никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на:

а) системы абсолютного большинства, когда победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос);

б) системы относительного большинства, где для победы достаточно лишь опередить соперников.

При применении принципа абсолютного большинства, в случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. Мажоритарная система абсолютного большинства используется в России при выборе президента. Так в выборах Президента РФ 14 марта 2004 г. приняло участие 64,39% избирателей, то есть более половины – в противном случае выборы бы считались несостоявшимися. Уже в первом туре В.Путин получил 71,31% голосов избирателей, то есть явно больше половины (остальные кандидаты на должность Президента РФ получили следующие результаты по итогам голосования: Н.Харитонов – 13,69%, С.Глазьев – 4,1%, И.Хакамада - 3,84%, О.Малышкин – 2.02%, С.Миронов – 0,75%. Против всех кандидатов проголосовали 3,45% избирателей, принявших участие в выборах.

Во многих регионах, в частности в Белгородской области при выборе губернатора, главы администрации. За ныне действующего губернатора Белгородской области Савченко Е.С. проголосовало 25 мая 2003 г. 61,15% от участвующих в голосовании. Его главный оппонент, представитель КПРФ Алтухов В.П. получил около 22%. В выборах участвовало 66,54% от общего числа избирателей. Все это дало возможность Савченко Е.С. быть избранным уже на первом туре. Мажоритарная система относительного большинства используется при выборах части депутатов в Государственную Думу, депутатов в региональные законодательные собрания.

При пропорциональной системе распределение мандатов происходит пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками.

И та, и другая система обладают как своими достоинствами, так и недостатками. Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, что обеспечивает стабильность политической системы. Недостатком ее является продолжение ее достоинств. Эта система не полностью учитывает мнение населения. Так, по существу, при формировании органов власти, может быть не учтено мнение 49% избирателей. Пропорциональная система позволяет более точно учитывать мнение избирателей, она стимулирует многопартийность. Основным недостатком этой системы является то, что в условиях многопартийности понижается стабильность политической системы, порою трудно бывает сформировать правительство.

Часто используется смешанная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной системы. Так, в России одна половина депутатов в Государственную Думу избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной. Для преодоления возможной чрезмерной фрагментации выборных органов при использовании пропорциональной системы вводится определенный процентный порог: партия должна набрать определенное количество процентов голосов избирателей, чтобы быть представленной в выборный законодательный орган. В разных странах – этот процентный барьер различен. В России на выборах в Государственную думу он составил на прошедших выборах 5%, на следующих выборах поднимется до 7%. В Украине он составляет 4%. Есть страны, где как необходимый минимум законодательно закреплены 3 и 2 процента голосов избирателей. Для того, чтобы преодолеть процентный барьер, партии создают избирательные блоки. Примерами таких блоков на выборах в Государственную Думу в 2003 году были блок Партии возрождения России (лидер Г.Селезнев) с Партией Жизни (лидер С.Миронов), блок Партии справедливости с Партией пенсионеров. В избирательные блоки могут входить и представители различных общественных организаций.

На выборах в Государственную думу РФ в декабре 2003 года лишь 3 партии и одно избирательное объединение преодолели 5-процентный барьер: Единая Россия – 37,57% (в Белгородской области за неё проголосовали 33,54%), КПРФ – 12,61% (в Белгородской области – 15,64%), ЛДПР –11,45% (в Белгородской области – 11,54%), избирательный блок «Родина» - 9,02% (в Белгородской области – 9,99%). Две партии представленные в ГД в 1999-2003 гг. на последних выборах не преодолели 5-процентный барьер. Это «Яблоко» с 4,3% (в Белгородской области – 2,82%) и СПС с 3,97% (в Белгородской области – 1,64%). Аграрная партия России в Белгородской области получила голоса 5,65% участвовавших выборах, но на федеральном уровне она имела 3,7%, что не позволило ей пройти в ГД. 4,7% избирателей, участвовавших в выборах, проголосовали против всех. В выборах прияло участие 60,7 млн. избирателей, это составляет 55,75% избирателей, включенных в списки для голосования. Исходя из результатов выборов по федеральным спискам «Единая Россия» получает 120 депутатских мандатов, КПРФ – 40, ЛДПР –36, а блок «Родина» – 29.

По одномандатным округам в Белгородском округе № 64 избран депутатом ГД Г.Г.Голиков, получивший 65,28% голосов (второй результат у В.П.Алтухова – 18,24%). В Новооскольском округе депутатом ГД был вновь избран А.В.Скоч, которому оказали доверие 71,37% избирателей (второй результат у О.С.Кулишова – 12,63%).

Смешанная избирательная система вводится в России и при выборах региональных законодательных собраний. Это делается для того, чтобы стимулировать партийное строительство на уровне регионов и для структурирования этих законодательных собраний (образования фракций). Если в предыдущей областной думе Белгородской области была фракция компартии, то в нынешней думе нет ни одной фракции. Но после ближайших выборов в 2005 году эти партийные фракции должны появиться.

Партии играют важную роль при формировании выборных органов власти. Но, на сегодняшний день победу на выборах чаще обеспечивает доступ к средствам массовой информации, а не численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область информационных технологий. В наши дни никакая идея и программа не будут иметь почти никакого значения, если они не транслируются СМИ.

Растет также значение денег на выборах. Деньги нужны и для проведения избирательной компании, и как гарантия возможности оказания помощи жителям региона, где избирается депутат или будущий руководитель региона. Типичным примером этого является выборы губернатором Чукотки российского миллиардера Р. Абрамовича.

Очень велика роль так называемого административного ресурса, то есть влияния на ход выборов действующих органов власти. Эти органы власти могут оказывать скрытую поддержку одним кандидатам (партия) и оказывать противодействие другим.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

1)выдвижение кандидатов; 2)агитационная кампания; 3)голосование; 4)подведение итогов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: