Создание условно – коммуникативных и собственно коммуникативных ситуаций для актуализации грамматического навыка




 

Чтобы развить у учащихся способность, необходимую для связной осмысленной речи, которая сможет служить коммуникативным целям, создаются соответствующие ситуации, т.е. тренировочные упражнения, имеющие смысловую значимость для обучаемых. Ситуации способствуют не только совершенствованию грамматической стороны речи, но и лексической, так как материал на котором они строятся может выходить за рамки изучаемой темы, особенно в неподготовленных высказываниях. В тренировочных упражнениях условно – коммуникативного характера помимо установки, даются советы и разнесения о том, как это упражнение выполнять, в данных упражнениях учащиеся имеют определенную свободу, могут принимать самостоятельные решения, их творчество не ограничено одним жестко запланированным ответом.

К условно-коммуникативным и собственно коммуникативным упражнениям относятся использование различных грамматических игр. Грамматические игры преследуют следующие цели:

― научить учащихся употреблению речевых образцов содержащих определенные грамматические трудности;

― создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

― развить речевую творческую активность учащихся.

 

Контрольные вопросы на усвоение теории

 

1. Какова роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции? Почему невозможно развить умения в любом виде речевой деятельности без достаточного уровня формирования грамматических навыков?

2. Какие подходы к сформированности грамматических навыков и присущие им методы вы знаете?

3. Что понимается под межъязыковой и внутриязыковой интерференцией при обучении грамматике? Приведите примеры.

4. Как сделать отработку грамматических навыков интересной и личностно-значимой для учащихся?

5. Как использование грамматических игр на уроке ИЯ способствует созданию условно-коммуникативных и собственно-коммуникативных ситуаций для актуализации грамматического навыка?

6. Какие дополнительные учебные пособия по грамматике может использовать учитель на различных этапах обучения в школе?

7. Как проверить уровень сформированности грамматических навыков, какие типы заданий используются для этого в современных экзаменах?

Литература:

 

М.Ф. Стронин «Обучащие игры на уроке английского языка», Москва, «Просвещение», 1984 г.,

Е.Н. Соловова «Методика обучения иностранным языкам» Базовый курс лекций, Москва, «Просвещение», 2003 г.,

Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез «Теория обучения иностранным языкам» Лингводидактика и методика, Москва «AKADEMA», 2004 г.,

П.К. Бабинская «Практический курс методики преподавания иностранных языков», Минск, «ТетраСистемс», 2003 г.,

Е.А. Маслыко «Настольная книга преподавателя иностранного языка» Минск «Высшая школа», 1996 г.

 

Методика обучения рецептивной грамматике

 

За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими рецептивными грамматическими навыками (аудирование, чтение):

― узнавать/ вычленять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным смысловым значением;

― дифференцировать и идентифицировать грамматические явления (по формальным признакам и строевым словам);

― соотносить значение грамматических форм/ конструкций со смыслом контекста;

― различать сходные по форме грамматические явления;

― прогнозировать грамматические формы слова/ конструкции;

― устанавливать группы членов предложения (подлежащего, сказуемого, обстоятельства);

― определять структуру простого предложения (по строевым элементам, порядку слов и др.);

― определять структуру сложного предложения, границу придаточных предложений и оборотов (инфинитивных, причастных, герундиальных и т.д.);

― устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные и подчинительные отношения и связи между элементами предложений;

― устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка.

К основным принципам отбора рецептивного грамматического минимума относятся:

1) коэффициент стабильности (частотность и распространенность в книжно-письменных источниках);

2) принцип многозначности.

Рецептивная грамматика усваивается на основе тех же методов, что и продуктивная:

1) ознакомление

2) тренировка

3) применение

Все упражнения для усвоения рецептивной грамматики полагается проводить в быстром темпе, чтобы приучить учащихся улавливать информативные признаки синхронно с чтением текста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: