Цель автоматизации процесса УВД – увеличение общей эффективности ИВП, заключающейся в повышении безопасности полетов, пропускной спо- собности зон управления, качества взаимодействия со смежными системами, а также в снижении экономических затрат на воздушные перевозки.
Системы ОВД работают на пределе своих возможностей в зонах с вы- сокой интенсивностью воздушного движения, когда диспетчер УВД вы- нужден осуществлять управление большим числом ВС, выполняющих по- лет на больших скоростях. Диспетчер должен получать информацию обо всех ВС, которую он должен воспринять и обработать. Он также должен вести связь, выполнять навигационные расчеты, прогнозировать обстанов- ку и решать задачи, которые ограничивают его возможности по выполне- нию основной функции – принятию тактических решений. Для решения этой проблемы неоднократно подчеркивалась необходимость сокращения размеров секторов управления, выделяемых каждому диспетчеру. Однако это вызывало постоянный рост числа секторов управления и соответствен- но числа диспетчеров, что, в свою очередь, приводило к повышению ча-
стоты передачи управления полетом и появлению дополнительных меро- приятий по координации. Поэтому дальнейшее дробление секторов управ- ления не дает больших преимуществ по увеличению пропускной способ- ности зон управления. Таким образом, применение только экстенсивных форм УВД не обеспечивает выполнения требований по увеличению про- пускной способности и обеспечению безопасности полетов.
Применение комплексной автоматизации процесса УВД позволяет бо- лее качественно решать эти важные для УВД проблемы. Необходимость внедрения автоматизации в УВД должна определяться, главным образом, исходя из существующих и предполагаемых эксплуатационных потребно- стей. При этом всегда следует иметь в виду основную цель – обеспечение безопасности и пропускной способности в условиях постоянно возраста- ющего объема воздушного движения. Автоматизация процесса УВД может быть оправданной в тех случаях, когда любые конкретные функции УВД или процессы становятся слишком громоздкими по объему и затрачивае- мому времени для эффективного их выполнения человеком (оператором). Становится очевидным, что существенное увеличение интенсивности воз- душного движения не может быть достигнуто без автоматизации процесса УВД при обеспечении необходимого уровня безопасности и экономично- сти полетов.
Решение об автоматизации процесса УВД не должно базироваться только на возможности предполагаемого сокращения расходов. Так как «ручные» средства управления позволяют решать задачи УВД только путем непрерыв- ного увеличения персонала и оборудования, то очевидно, что хотя пропуск- ная способность системы до определенного момента может быть достигнута совершенствованием существующих методов управления движением, в ре- зультате наступит момент, когда не может быть дальнейшего повышения эффективности без автоматизации процесса УВД, и поэтому рациональнее затратить средства на их автоматизацию. Целесообразно отметить особенно- сти внедрения автоматизации процесса УВД.
Необходимость автоматизации процесса УВД должна исходить из требо- ваний прогнозируемого воздушного движения; на первых этапах внедрения автоматизации средства, выделяемые на нее, могут превысить средства на
улучшение существующей системы ОВД с «ручным» управлением, но в ко- нечном итоге это приведет к более эффективному использованию воздушно- го пространства (увеличению числа обслуживаемых ВС, сокращению задер- жек и т. п.) и обеспечит в дальнейшем сокращение эксплуатационных расхо- дов при росте объема воздушного движения и пропускной способности си- стемы ОВД; эффективность системы ОВД будет увеличиваться при росте ин- тенсивности воздушного движения.
Для ответа на вопрос, какие функциональные задачи УВД в первую очередь необходимо автоматизировать, мы должны рассмотреть затра- ты времени диспетчера на выполнение различных операций и действий (табл. 2, 3).
Таблица 2
Обобщенные данные о затратах времени диспетчера
Интенсивность воздушного движения, ВС/ч | Затраты времени, мин | Время, по- требное для обслуживания ВС, мин | Превышение потребного времени над распола- гаемым, мин | Резерв времени, мин | |||
на получе- ние инфор- мации | на анализ воздушной обстановки и выработ- ку реше- ний | на фикса- цию инфор- мации (ко- манд) | на пере- дачу ко- манд | ||||
28,9 25,33 18,75 | 4,6 4,3 2,9 | 17,1 15,8 12,1 | 79,6 69,43 51,75 | 19,6 9,43 – | – – 8,25 |