КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ИСТОЛКОВАНИЮ КАРТ




ТАРО

С.Л. Макгрегор Мазерс [1]

 

 

Погрузиться сколько-нибудь глубоко в историю карт в рамках этого краткого руководства было бы совершенно немыслимо, поэтому я ограничусь общим обзором сведений о древнейшей их разновидности — картах Таро, или Тарокки, а затем постараюсь дать как можно более четкие и лаконичные инструкции по использованию их для предсказаний, к каковым они, ввиду большего их количества в колоде и большего разнообразия возможных сочетаний, приспособлены значительно лучше, нежели обычные игральные карты. В дополнение будут вкратце рассмотрены их оккультные и каббалистические значения.

Термином «Таро» или «Тарокки» обозначается колода из 78 карт, в которую входят четыре масти по 14 карт в каждой (в Таро входит дополнительная придворная карта, которой нет в обычных колодах, — Рыцарь, Кавалер, или Всадник) и 22 карты с символическими изображениями, исполняющие роль козырей. Последние пронумерованы числами от 1 до 21 до включительно; 22-я карта обозначена числом 0 (нуль). Изображения на этих картах в высшей степени своеобразны; среди них встречаются такие образы, как Смерть, Дьявол, Страшный Суд и т.д.

Мнение о том, что эти карты якобы были «изобретены» на забаву Карлу VI Французскому, ныне опровергнуто; однако в связи с этим следует заметить, что их «изобретателем» считался Жак Грингоннёр — астролог и каббалист[2]. Однако бесспорно, что еще значительно ранее карты были известны в Индии и Китае. Эттейла[3] в одном из своих трактатов о Таро описывает мистическую композицию из этих карт, украшавшую храм Птаха в Мемфисе, после чего утверждает:

 

«На столе или на алтаре, на уровне груди Египетского Мага (или Иерофанта), находились: по одну сторону — книга либо набор карт или золотых пластин (Таро), по другую — ваза и прочее».

 

Далее эту идею развивает П. Кристиан[4] (ученик Элифаса Леви) в своей «Истории магии», о которой мне еще представится случай упомянуть позднее. Великие истолкователи Таро — Кур де Жеблен[5], Леви и Эттейла — неизменно приписывали этим картам каббалистические и древнеегипетские корни, и в ходе собственных исследований данного предмета, продолжавшихся несколько лет, я нашел тому веские подтверждения.

У. Хьюз Уиллшир[6] в своих заметках по общей истории игральных карт указывает:

 

«Самые старые из дошедших до нас карт принадлежат к типу Таро. Это четыре карты из музея Коррер (Венеция); семнадцать — из Парижской Национальной библиотеки (иногда их ошибочно называют картами Грингоннера, или картами Карла VI, 1392 г.); пять венецианских карт Таро XV в., по мнению некоторых специалистов созданных не ранее 1425 г.; и набор карт Minchiate [7], во времена Чиконьяры[8] принадлежавший Аврелии Висконти-Гонзага, графине Миланской».

 

У.Э. Чатто[9] в своей «Истории игральных карт» сообщает, что карты были изобретены в Китае еще в 1120 году н.э., в правление императора Сюань-хэ[10], для увеселения его многочисленных наложниц.

Ж.-А. Вэйян[11] в книге «Ромале: подлинная история настоящих цыган» (Париж, 1857) утверждает, что китайцы использовали некий чертеж, разделенный на ячейки с группами элементов, кратными числу 7[12]:

 

«Он подобен Таро в том, что четыре масти последнего занимают первые из четырех его столбцов; четырнадцать из двадцати одного ату [13] — пятый столбец, а оставшиеся семь ату — шестой. Этот шестой столбец из семи ату — столбец шести дней недели сотворения мира. Согласно китайцам, этот чертеж относится к первым эпохам их империи, к тому времени, когда IAO осушил воды потопа[14]; следовательно, можно сделать вывод, что это оригинал или копия Таро и что последнее, в любом случае, возникло еще до Моисея, на заре нашего времени, в эпоху установления Зодиака, и, следовательно, возраст его должен насчитывать не менее 6600 лет».

 

Несмотря на явную дерзость последнего предположения, по здравому размышлению становится очевидно: поскольку Таро состоит из десяти чисел десятичной системы, сосуществующих и взаимодействующих с четверицей, и из иероглифического алфавита, включающего двадцать два мистических символа, то его следует отнести к гораздо более раннему историческому периоду, нежели тот, которым обычно датируют появление карт в Европе; и происхождение современных игральных карт от Таро ныне можно считать общепринятым и общепризнанным фактом.

Кур де Жеблен в энциклопедии «Первобытный мир» (Париж, 1781) писал:

 

«Если бы вдруг обнаружилось, что до наших дней дошел некий труд древних египтян, что одна из написанных ими книг избежала пламени пожаров, истребивших их великолепные библиотеки, и в этой книге содержится в чистейшей форме их учение о предметах наилюбопытнейших, то, без сомнения, всякий пожелал бы ознакомиться с сочинением, столь выдающимся и ценным. Если бы мы добавили, что книга эта распространена почти по всей Европе и вот уже несколько веков доступна всем и каждому, разве не вызвало бы это всеобщее удивление? Но еще более удивительным оказалось бы то, что никто и не подозревал о ее египетском происхождении, что владельцы ее в сущности вовсе не обладали ею и ни один человек даже не попытался расшифровать хотя бы одну-единственную ее страницу, а мудрость, сокрытую в ней, принимали за собрание причудливых картинок, не значащих ровным счетом ничего. Не сочли бы услышавшие это, что над ними попросту насмехаются, играя на их легковерии?

И тем не менее, это истинная правда. Одна книга из великолепных библиотек Египта действительно уцелела и сохранилась до наших дней; более того, она настолько общеизвестна, что ни один ученый не дал себе труд озаботиться ее историей и ни один человек до меня не догадался о ее славном происхождении. Книга эта состоит из семидесяти семи страниц, или иллюстраций, а точнее, из семидесяти восьми, разделенных на пять классов, в каждом из которых представлены предметы весьма разнообразные и столь же увлекательные и поучительные. Одним словом, эта книга — не что иное как КОЛОДА КАРТ ТАРО».

 

Давайте же исследуем это слово — ТАРО (TARO) — и попытаемся установить его истинное происхождение и значение. Кур де Жеблен утверждает, что среди названий, связанных с этими картами, сохранилось три слова восточного происхождения: собственно TARO, MAT[15] и PAGAD[16]. Слово TARO он полагает чисто египетским — от TAR — «путь» и RO, ROS или ROB — «царский», то есть Царский Путь Жизни. MAT — восточное слово со значениями «побежденный», «убитый» или «сумасшедший»; PAGAD же, добавляет он, также имеет восточное происхождение, от PAG — «глава, хозяин» и GAD — «удача, счастье». Вэйян заявляет: «Великое божество Аштарот, As-taroth, есть то же, что индо-татарское Tan-tara, Tarot, Зодиак». Лично я возвожу этимологию этого слова (которой я не нашел ни у одного автора) к древнеегипетскому иероглифу taru — «требовать ответа», «спрашивать совета»; следовательно, Таро есть то, к чему обращаются за советом или ответом на вопрос. Это версия представляется мне правильной; что же касается второго «t»[17], то это египетское иероглифическое окончание, добавляющееся для обозначения женского рода. Перестановка букв слова TARO дает следующие интересные результаты: TORA (др-.евр.) — Закон; TROA (др.-евр.) — врата; ROTA (лат.) — колесо; ORAT (лат.) — «говорит», «утверждает» или «молит»; TAOR (др.-егип.) — Таур, богиня тьмы[18]; ATOR (др.-егип.) — Атор, египетская Венера[19]. Один мой знакомый, г-н Ламли, сообщил мне, что существует авестийское слово tarisk, означающее «спрашивать ответа».

Известны итальянские, испанские и немецкие колоды Таро, а со времен Эттейлы — еще и французские, но последние менее пригодны для оккультных занятий, поскольку Эттейла попытался внести «поправки» в символику. Для гадания и оккультной практики лучше всего подходит итальянское Таро, на которое я и буду опираться в дальнейших рассуждениях. К сожалению, старинные «одноглавые» карты вышли из моды и все персонажи на картах теперь изображаются с двумя головами, из-за чего в некоторых случаях теряется важная символика. Поэтому при необходимости я буду описывать недостающую часть изображения, заключая эти описания в скобки.

Как уже было сказано, колода Таро состоит из семидесяти восьми карт, а именно: четырех мастей по четырнадцать карт в каждой и двадцати двух символических козырей, пронумерованных по порядку. Четыре масти таковы:

 

Итальянское название Французское название Английское название Соответствие в игральных картах
Bastoni [Дубины, Палицы, Жезлы] Batons [Посохи, Жезлы] Wands [Жезлы], Clubs [Палицы, Дубинки] или Sceptres [Скипетры] Бубны[20]
Coppe [Кубки, Чаши] Coupes [Кубки, Чаши] Cups [Чаши], Chalices [Кубки, Чаши] или Goblets [Кубки] Червы
Spade [Мечи] Epees [Шпаги] Swords [Мечи] Пики
Denari [Монеты] Deniers [Деньги, Монеты] Money [Монеты], Circles [Диски] или Pentacles [Пантакли] Трефы

 

В каждую масть входят Туз, Двойка, Тройка, Четверка, Пятерка, Шестерка, Семерка, Восьмерка, Девятка и Десятка, а также Fanti, или Valet, — Паж, Cavallo — Рыцарь, или Всадник; Dama, или Reine, — Королева, и Re — Король.

Корона у всех Королей возложена поверх коронационной шляпы, а Королевы увенчаны только короной. В профиль изображаются только Королева Пантаклей и Паж Скипетров. В масти Скипетров Король держит в руке жезл, подобный тем, что изображены на числовых картах этой масти, тогда как остальные три придворных особы вооружены дубинками, подобными изображенной на карте Туза. В масти Кубков крышкой накрыт только кубок в руках Королевы, чем подчеркиваются женские свойства этой масти; тогда как скипетр в руке Короля предыдущей масти указывает на мужской характер последней.

Внимательно изучив числовые карты, мы непременно обратим внимание на сходство между композициями Скипетров и Мечей: единственное отличие состоит в том, что первые изображаются прямыми, а вторые — изогнутыми. Кроме того, нам бросится в глаза, что все Двойки имеют некоторые особенности, отличающие их от остальных карт своей масти. Двойка Скипетров образует крест с двумя розами и двумя лилиями в противоположных углах — это Крест между Розой Саронской и Лилией Долин[21]. На карте Двойки Кубков изображен мозаичный пол или клетчатая ткань, на которой стоят кубки; между кубками вздымается подобие Кадуцея, обвитого вместо змей двумя ветвями, каждая из которых оканчивается львиной головой. Это изображение напоминает гностического Змея Хнуфиса[22] и некоторые известные формы стихийных духов; практикующие оккультисты поймут, что я имею в виду. Двойка Мечей образует подобие Vesica piscis [23] вокруг мистической розы, окрашенной в основные цвета. Два Пантакля связаны друг с другом бесконечной лентой, образующей восьмерку, вследствие чего каждый из них представляется отражением другого — подобно тому, как Вселенная есть отражение Божественного Замысла.

Четверо Тузов также стоят особняком в колоде: каждый из них служит своего рода ключом к своей масти. Туз Скипетров напоминает палицу Геркулеса; вокруг располагаются восемь отдельных листьев, по форме подобным древнееврейской букве Йод (I), а сама палица увенчана символом Троицы, представленным тремя обрубленными ветвями: это символ Всемогущей Силы внутри куба Вселенной; последний же представлен восемью листьями, ибо восемь — первое кубическое число[24]. Туз Кубков имеет египетское происхождение, что более наглядно видно в испанском Таро. Впрочем, от египетских змей-близнецов, изначально украшавших кубок, сохранилось лишь подобие перевернутой буквы М. Туз Кубков символизирует Воды Творения, о которых идет речь в первой главе Книги Бытия. Это символ воспринимающей и преобразующей Силы. Туз Мечей представлен в виде меча, увенчанного короной, которую с одной стороны украшает оливковая, а с другой — пальмовая ветвь, символы милосердия и суровости; вокруг меча располагаются шесть древнееврейских букв Йод, напоминающие о шести днях Творения по Библии. Это символ того Правосудия, что поддерживает порядок во Вселенной, — равновесия между Милосердием и Суровостью. Туз Пантаклей олицетворяет Вечный Синтез, всю совокупность зримой Вселенной, материальное воплощение уравновешенной силы.

Двадцать два Старших аркана суть иероглифические символы оккультных значений, соответствующих двадцати двум буквам древнееврейского алфавита. Они пронумерованы числами от 0 до 21 включительно. (См. таблицу 1.)

 

Таблица 1. Символы Таро

 

Номер Итальянское название Французское название Английское название Буква древнееврейского алфавита [25]
1. Il Bagatto (PAGAD)[26] Le Bateleur [Фокусник] The Juggler [Фокусник] или Magician [Маг] Алеф A
2. La Papessa [Папесса] La Papesse [Папесса] The High Priestess [Верховная Жрица] или Female Pope [Папесса] Бет B
3. L’Imperatrice [Императрица] L’Imperatrice [Императрица] The Empress [Императрица] Гимел G
4. L’Imperatore [Император] L’Empereur [Император] The Emperor [Император] Далет D
5. Il Papa [Папа] Le Pape [Папа] The Hierophant [Иерофант] или Pope [Папа] Хе H
6. I Amanti [Любовники] L’Amoureux [Влюбленные] The Lovers [Влюбленные] Вав V
7. Il Carro [Повозка] Le Chariot [Повозка] The Chariot [Колесница] Зайин Z
8. La Giustizia [Правосудие] La Justice [Справедливость] Justice [Правосудие или Справедливость] Хет CH
9. L’Eremita [Отшельник] L’Ermite [Отшельник] The Hermit [Отшельник] Тет T
10. Rota Di Fortuna [Колесо Фортуны] La Roue de Fortune [Колесо Фортуны] The Wheel of Fortune [Колесо Фортуны] Йод I
11. La Forza [Сила] La Force [Сила] Strength [Сила] или Fortitude [Стойкость] Каф K
12. Il Penduto [Повешенный] Le Pendu [Повешенный] The Hanged Man [Повешенный] Ламед L
13. Il Morte [Смерть] La Mort [Смерть] Death [Смерть] Мем M
14. La Temperanza [Умеренность] La Temperance [Умеренность] Temperance [Умеренность] Нун N
15. Il Diavolo [Дьявол] Le Diable [Дьявол] The Devil [Дьявол] Самех S
16. La Torre [Башня] Le Maison-Dieu [Богадельня] The Lightning-struck Tower [Башня, пораженная Молнией] Айин O
17. Le Stelle [Звезда] L’Etoile [Звезда] The Star [Звезда] Пе P
18. La Lune [Луна] La Lune [Луна] The Moon [Луна] Цадди Tz
19. Il Sole [Солнце] Le Soleil [Солнце] The Sun [Солнце] Коф Q
20. L’Angelo [Ангел] Le Jugement [Суд] The Last Judgment [Страшный Суд] Реш R
0. Il Matto (MAT) [Безумец] Le Fou [Дурак] The Fool [Шут или Дурак] Шин SH
21. Il Mondo [Вселенная] Le Monde [Мир] The Universe [Вселенная или Мир] Тав Th

 

Далее я подробно опишу символику каждого из этих иероглифических символов.

 

СТАРШИЕ АРКАНЫ

 

1. Фокусник, или Маг

Фокусник стоит у стола, на котором располагаются орудия его искусства. В одной руке, поднятой вверх, он держит жезл (в некоторых колодах — чашу), а другой рукой указывает вниз. На голове у него такая же шляпа, как у Королей; широкие поля ее образуют подобие нимба. Туловище и руки Фокусника повторяют форму древнееврейской буквы Алеф, которой и соответствует эта карта. Фокусник символизирует Волю.

 

2. Верховная Жрица, или Папесса

Женщина, увенчанная высокой митрой или тиарой (лицо ее скрыто под покрывалом). На груди — епитрахиль или солнечный крест, в руке — раскрытая Книга Знания. Верховная Жрица символизирует Науку, Мудрость и Знание.

 

3. Императрица

На престоле восседает крылатая женщина в короне. В одной руке у нее скипетр с навершием в виде шара, увенчанного крестом; другая рука покоится на щите, в поле которого изображен орел с крестом на груди. Императрица — символ Действия, рождающегося от союза Знания и Воли.

 

4. Император

Мужчина, увенчанный короной, опирается на трон. Одна его нога заложена за другую, образуя крест. Рядом с ним, под левой рукой, — щит с изображением орла. В правой руке — скипетр, подобный тому, который держит Императрица. Туловище и руки Императора образуют треугольник, обращенный вершиной вверх, а все тело в целом — символ креста, увенчанного треугольником. Император символизирует Осуществление, Реализацию.

 

5. Иерофант, или Папа

Мужчина в папской тиаре восседает между столпами Гермеса и Соломона. Правая рука его поднята в жесте благословения, а левая — опирается на посох, увенчанный тройным крестом. (Перед ним стоят на коленях двое служителей.) Иерофант — символ Милосердия и Доброты.

 

6. Влюбленные

Обычно изображение на этой карте интерпретируют как Человека, выбирающего между Пороком и Добродетелью; при этом крылатый гений у него над головой целится из лука в Порок. Однако я склонен полагать, что здесь изображен каббалистический Микропрозоп между Биной и Малкут (см. мою книгу «Разоблаченная каббала»), а фигура в верхней части карты олицетворяет влияние, исходящее от Кетер. Обычно эту карту считают символом Испытания или Искушения, но я склоняюсь к мысли, что она обозначает Мудрый Выбор.

 

7. Колесница

Это чрезвычайно сложный и важный символ, восстановленный благодаря трудам Элифаса Леви. Завоеватель в короне и со скипетром едет на кубической колеснице, увенчанной четырьмя столпами и балдахином и запряженной двумя лошадьми, одна из которых смотрит прямо вперед, а вторая повернула голову к седоку. (На «одноглавых» картах с полным изображением видны также два колеса колесницы.) Эта карта символизирует Торжество и Победу Справедливости и Правосудия.

 

8. Правосудие, или Справедливость

Женщина, увенчанная короной, восседает на престоле (между двумя столпами). В правой руке она держит меч, обращенный острием вверх, а в левой — весы. Она символизирует Равновесие и Справедливость.

 

9. Отшельник.

Бородатый старик в плаще с капюшоном, покрывающим голову, держит в правой руке фонарь тайного знания, а в левой — магический посох, наполовину скрытый плащом. Отшельник — символ Благоразумия.

 

10. Колесо Фортуны

На этой карте изображено вращающееся (между двумя столпами) колесо с семью спицами (на «двуглавых» картах оно составлено из двух половин, образующих в совокупности восемь спиц, что следует считать ошибкой). Восходящая часть обода возносит вверх некое животное, а с другой стороны опускается вниз обезьяна; оба зверя привязаны к колесу. Над колесом возвышается ангел (или, в некоторых колодах, сфинкс) с мечом в одной руке и короной — в другой. Это весьма сложный символ, подвергшийся множеству искажений, но восстановленный Элифасом Леви. Он символизирует Фортуну, как благосклонную, так и губительную.

 

11. Сила, или Стойкость

Женщина в короне поверх коронационной шляпы, спокойно и с легкостью закрывающая пасть свирепого льва. Это символ Силы.

 

12. Повешенный

Этот необычный символ почти не поддается пониманию в том виде, в каком он предстает на «двуглавых» картах. В действительности же на этой карте изображен человек, подвешенный вниз головой, за одну ногу, к перекладине виселицы. Его руки связаны за спиной таким образом, что вместе с туловищем и головой они формируют треугольник, обращенный вершиной вниз, а ноги скрещены над этим треугольником. (К подмышкам повешенного привязаны два мешка или груза.) Это символ Жертвы.

 

13. Смерть.

Скелет, вооруженный косой (которой он косит головы, вырастающие из-под земли, как трава). Он символизирует Преображение или Перемену.

 

14. Умеренность.

Ангельская дева, несущая на челе знак Солнца, переливает жидкость из одного сосуда в другой. Она символизирует Сочетание или Союз.

 

15. Дьявол

Рогатый и крылатый демон с орлиными когтями (стоящий на алтаре, к которому привязаны два меньших демона в ошейниках). В левой руке он держит скипетр, увенчанный пламенем. Это символ Судьбы или Рока, как благого, так и губительного.

 

16. Башня, пораженная Молнией

Башня, верхняя часть которой имеет форму короны, рушится под ударом молнии. (С вершины ее падают вниз головой два человека; поза одного из них подобна древнееврейской букве Айин). Вниз летят искры и обломки. Эта карта символизирует Разрушение, Распад.

 

17. Звезда

Обнаженная женщина льет воду на землю из двух сосудов. В небесах над ней сияет яркая Звезда Магов (окруженная семью малыми звездами); оживленные ее волшебной силой, вокруг разрастаются деревья и травы (на одно из деревьев опускается бабочка — символ Души). Это — звезда Надежды.

 

18. Луна

Луна сияет в небесах, источая капли росы; на луну воют волк и пес; от подножия двух башен уходит за горизонт тропа (усеянная каплями крови). (Из воды на переднем плане выползает на сушу рак — символ астрологического знака Рака, обители Луны.) Эта карта символизирует Сумерки, Обман и Заблуждение.

 

19. Солнце

Солнце озаряет яркими лучами двух детей, напоминающих символ знака Близнецов. (Позади них — невысокая стена.) Это символ Земного Счастья.

 

20. Страшный Суд

Ангел в небесах дует в трубу, к которой прикреплено знамя со знаком креста. Мертвые встают из могил. Это символ Обновления и Итога.

 

0. Дурак, или Шут

Человек в дурацком колпаке и одежде шута, несущий за плечом узелок на палке. Перед ним порхает, маня его за собой, бабочка — символ радости (в некоторых колодах на Шута бросается сзади тигр или собака). Это символ Безрассудства или Искупления.

 

21. Вселенная, или Мир

В кольце цветочной гирлянды помещена нагая женщина, прикрытая лишь легкой лентой и держащая в каждой руке по жезлу. Это символ Природы и Божественного присутствия в Природе. В четырех углах карты располагаются четверо животных-херувимов Апокалипсиса: вверху — Орел и Человек, внизу — Лев и Телец. Эта карта символизирует Завершение, Награду и Плод.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: