Психологическая характеристика ученика школы




Психологическая и педагогическая характеристика на учащегося. Правила их составления

Что такое характеристика? Это подробный перечень недостатков, достоинств и особенностей характера человека.

 

Характеристика на ученика школы либо другого учебного заведения понадобится во время перевода его в другой класс, в старшие классы из младших или в другую школу. Ученики получают характеристику, когда заканчивают учебу в школе и готовятся поступать в профессиональные или высшие учебные заведения. Нужен будет этот документ и призывнику в армию. Кроме того, как не печально, характеристику могут потребовать и в полиции, при подозрении ребенка в совершении преступления, для постановки на учет, либо при заведении на него уголовного дела.

Таким образом, характеристика на учащегося - это почти такой же документ, что и резюме при поиске работы. Но пишет ее учитель, а не ученик. Характеристика включает в себя успехи ученика в учебе, уровень физического и психологического развития, отношение к одноклассникам и учителям.

Различают педагогическую и психологическую характеристики ученика. Кроме того один документ может включать в себя и те, и другие сведения.

 

 

План педагогической характеристики на учащегося

 

Грамотно составленная характеристика должна содержать личностные особенности учащегося в максимально полном объеме:

 

· общих сведений об ученике: полное имя (фамилия, имя и отчество), возраст, в каком учится классе, внешний вид, национальность, занятия и увлечения вне школы, в какой семье ребенок растет (полной или не полной, многодетной и т.п.);

· сведений о физическом развитии и состоянии здоровья: насколько ученик соответствует своему возрасту по физическим параметрам, какие имеет особенности физического развития, каким видом спорта занимается, успехи и достижения в спорте, а также общее состояние здоровья (для этого понадобятся сведения из медпункта школы и от родителей); в этом же пункте нужно отметить и вредные привычки школьника, если такие за ним замечены - наркотики, употребление алкогольных напитков и курение;

· информации о семье: социальное положение семьи школьника, ее состав, образование и увлечения родителей, условия проживания семьи и детей в ней, материальное благосостояние; следует уделить внимание семейному воспитанию и общему нравственному климату в семье; также в этом пункте описывают отношение самого школьника к своим родителям и другим членам семьи, проживающим вместе с ним;

· перечня интересов школьника: учитель может дать общую оценку интересам и увлечениям учащегося, их устойчивости, направленности, глубины увлеченности занятием ребенка;

· описания интеллектуального развития: особенности памяти школьника (какая память преобладает - зрительная, слуховая и тому подобное), насколько полно и быстро запоминает ученик тот или иной материал; описываются особенности мышления ребенка, способен ли он на подробный анализ, сравнение, обобщение знаний, может ли делать выводы; следует отметить умение ученика логически мыслить, склад ума и уровень мышления согласно его возрасту; в этом пункте нужно также отметить умение школьника концентрировать свое внимание на чем-то одном, продолжительность внимания, умение переключаться с одного предмета на другой, уровень развития произвольного внимания, возможности распределения внимания на несколько заданий; следует отметить также общие умения, необходимые для учебы в школе - это навыки планирования и управления собственным временем, организации учебы, умение искать и находить нужную информацию (в учебниках, интернете, библиотеке, у взрослых и сверстников), степень развития речи согласно возрасту, ширину словарного запаса, грамотность и выразительность речи школьника;

· перечня особенностей темперамента: нужно описать эмоции, которые, как правило, преобладают у ученика, его эмоциональную устойчивость, частоту смены настроения и общего эмоционального состояния; следует рассказать, какой тип темперамента присущ школьнику, степень уравновешенности, подвижности, темп психических реакций; нужно отметить, насколько учащийся обидчив, вспыльчив или, наоборот, сдержан и вынослив, насколько он эмоционально возбудим - впечатлителен или раздражителен, в какой степени, склонен ли он к агрессии и подвержен ли депрессиям;

· перечисления волевых качеств: нужно определить умение школьника ставить перед собой цели и задачи, стремиться к ним и достигать поставленной цели, насколько он самостоятелен, настойчив и решителен, умеет ли самостоятельно управлять своими желаниями и эмоциями, понимает ли, для чего это нужно;

· определения степени коммуникабельности ученика: нужно охарактеризовать реальное место школьника в коллективе его сверстников (в данном случае - в классе), его личное понимание своего положения, уровня удовлетворенности этим, желания изменить положение, также нужно оценить участие школьника в жизни коллектива - класса или школы в общем, отношение к общественным поручениям, к мнению о нем коллектива; нужно описать мнение учащегося о преподавателях и учителей о нем, взаимоотношения с противоположным полом, умение ученика заводить друзей и знакомиться, готовность прийти на помощь ближнему;

· уровня самооценки ученика и стремлений: стремления к лидерству или другому положению в коллективе, тяготение к достижению поставленной цели в учебе, коллективе или в жизни вообще; нужно оценить адекватность самооценки ученика в той или иной ситуации, в разных видах деятельности, относительно себя лично и собственного внешнего вида;

· морально-этических качеств школьника: наличие общепринятых качеств у ребенка - заботливости, честности, понятия справедливости, возможности лжи и предательства, приемлемости им преступления; в этом же пункте нужно отметить умение ребенка быть тактичным в отношениях с одноклассниками, учителями, родителями, родственниками и чужими людьми, нужно дать оценку крепости дружбы, способности защищать ближних в сложной ситуации, в непредвиденных обстоятельствах;

· и заключения, в котором нужно сделать короткий итог, обобщение характеристик и качеств учащегося, перечислить преобладающие в нем черты характера и влияние их на жизнь в целом и учебу в частности; важно также дать подходящий педагогический совет о том, что следует изменить в поведении ученика и каким образом это можно сделать.

 

Не стоит, конечно, подробно расписывать все до одного пункты в характеристиках учащихся. Достаточно нескольких предложений, передающих суть. Но и не стоит забывать о подробном описании важных личностных особенностей характера и поведения школьника для того, чтобы ребенок и его окружающие в дальнейшем могли избежать проблем, связанных с его нахождением в коллективе или обществе в целом.

 

 

 

Психологическая характеристика ученика школы

 

Как правило, такую характеристику составляет школьный психолог. Но и любой педагог обязан знать, для чего и как она составляется. Психологическая характеристика ученика - это оценка психологического образа школьника. Для нее используется определенный набор специальных тестов, которыми можно выявить уровень тревожности ученика, особенности его мотиваций и самооценки. Психолог с помощью этой методики может выявить причины негативного поведения, непонятных проступков и найти подходящие способы изменения ситуации к лучшему.

Как и стандартная характеристика, психологическая характеристика подростка начинается с его имени, возраста, состава его семьи. Потом должны следовать результаты проведенных с учеником тестов, и в конце - вывод на основе анализа этого исследования, а также психологические рекомендации.

Как правило, для оценивания уровня тревожности, психологи в школах используют тест Р. Тэммпл, В. Амен и М. Дорки. Это последовательное демонстрирование изображений, на которых ребенок показан в разных жизненных ситуациях. При этом изображен человек без лица и ученика просят ответить, какую эмоцию это лицо выражает в данной ситуации по его мнению. Картинки распределены по группам - ребенок в коллективе сверстников, в окружении старших или младших детей, в семье, рядом с учителями, в чужом обществе. В каждой группе картинок ответы ребенка оцениваются в процентном соотношении. Вывод из результата исследования позволяет определить уровень тревожности ребенка в различных ситуациях.

Особенности самооценки школьника определяют с помощью методики "Лесенка". Ребенка просят поставить себя на какую-либо ступень, а также распределить по ступенькам ту группу людей, о которой идет речь (одноклассники, учителя, родственники). Из этого исследования можно сделать вывод об определении ребенком своего места в данном конкретном коллективе, а также о его стремлениях поставить себя в то или иное положение. Результаты теста описательные.

 

 

Чем отличается характеристика на ученика младшей школы от характеристик в средней и старшей школе, а также от характеристик в профессиональных учебных заведениях?

 

Отличия в характеристиках младших и старших школьников состоят в основном в возрасте детей и их возрастных особенностях. Для учащихся всех классов в школьной характеристике нужно указывать склонность ребенка к изучению естественных или гуманитарных предметов.

Для учащегося профучилища характеристика должна быть дополнена отношением и склонностью к изучаемому предмету, профессии, успехов ребенка в такой учебе, профессиональных навыков. Все остальные пункты следует брать из стандартного плана составления характеристики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: