Функции финансов: аккумулирующая, распределительная, контрольная




Основные функции финансов: распределительная, контрольная и аккумулирующая.

· Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйствующей системы в финансовых ресурсах.

Данная функция образует денежные доходы и накопления при создании общественного продукта.

Благодаря распределительной функции осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования. Через распределительную функцию финансов обеспечивается денежными ресурсами воспроизводство.

Вслед за первичным распределением финансов происходит перераспределение финансов, которое проводит государство для формирования своего бюджета посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов.Таким образом, распределительная функция необходима для воспроизводства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов физических лиц.

· Контрольная функция финансов выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов. Важной ролью этой функции является возможность анализировать аспекты деятельности субъекта управления.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.

Применяя контрольную функцию, можно на государственном уровне оценить результативность использования денежных средств на социальную политику, инвестиционную деятельность предприятия и обоснованность семейных расходов.

· Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов представляет собой процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. Эта функция может проявляться в формировании бюджета страны, при формировании суммарной выручки на предприятии и семейного бюджета.

 

Содержание и значение финансовой политики (стратегия и тактика, финансовый механизм, управление финансами).

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание заключается в след звеньях:

· выработка научно-обоснованных концепций развития фи­нансов. ·

· определение основных направлений использования финан­сов на перспективу и текущий период;

· осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

В зависимости от длительности периода и характера реша­емых задач финансовая политика подразделяется на финан­совую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия. В целевых долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматри­вающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития фи­нансов, формируются концепции их использования, намеча­ются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление программ в фи­нансовой политике необходимых для концентрации финансо­вых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конк­ретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, пере­группировки финансовых ресурсов. При относительной ста­бильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в белее сжатые сроки с наи­меньшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не сво­бодно в выработке и проведении политики; последняя обус­ловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая по­литика обладает определенной самостоятельностью; у нее спе­цифические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финан­сов. Это влияние может быть различно: в одних случаях по­средством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Своевременное изменение финан­совой политики на основе учета особенностей текущего мо­мента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издерж­ками решить стоящие перед страной задачи.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансо­вой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи опре­деленного этапа развития, а также обеспечение тесной вза­имосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области це­нообразования, заработной платы.

Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способа­ми и методами содействовать достижению целей и выполне­нию задач, поставленных экономической политикой. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация ресурсов, необходимых для удов­летворения насущных потребностей развития общества. В со­ответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предприниматель­ской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повыше­нию эффективности использования финансовых ресурсов пу­тем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направ­лениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы по­строения финансового механизма, позволяющего наиболее ус­пешно выполнить вышеперечисленные задачи.

Финансовая политика способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулирова­нию роста эффективности производства; повышению за­интересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовый механизм-представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Основные звенья финансового механизма:

  • финансовое планирование и прогнозирование;
  • финансовые показатели, нормативы и лимиты;
  • управление финансами;
  • финансовые рычаги и стимулы;
  • финансовый контроль;

Управление финансами — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Объекты управления:

  • Государственные финансы
  • Муниципальные финансы
  • Финансы хозяйствующих субъектов
  • Финансы домашних хозяйств

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом.

 

  • На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).
  • На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.
  • На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.
  • На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: