Плавающий валютный курс (бюджетно-налоговая политика, кредитно-денежная политика, внешнеторговая политика).




Валютный курс – относительная цена валют двух стран, т.е. цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты.

Существует 3 режима установления валютных курсов:

1. На основе золотых паритетов (при золотом стандарте). Основывался на соотношении золотого содержания денежных единиц, т.е. на золотом паритете. Валюты, привязанные к золоту, соотносились друг с другом по твердому валютному курсу. Причем содержание золота в валютах не менялось до 1914 года. Отклонение валютного курса от паритета было незначительным в пределах так называемых «золотых точек», определяемых расходами по транспортировке золота за границу. Золотой стандарт выступал автоматическим регулятором мирового рынка.

2. Фиксированный курс. Курс национальной валюты устанавливается Центральным банком, который берет на себя обязательство покупать и продавать любое количество иностранной валюты по установленному курсу. Обычно ЦБ устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты в целях макроэкономической стабилизации. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границе этих пределов, ЦБ проводит интервенции: приближение к нижнему пределу требует покупки ЦБ этой валюты в обмен на иностранную валюту или золото, и наоборот.

3. Плавающий курс. Обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная цена валюты на валютном рынке. При системе абсолютно гибких валютных курсов колебания обменного курса ничем не ограничены, поэтому колебания объемов экспорта и импорта, а следовательно, и состояния торгового баланса, текущего счета и платежного баланса в целом могут оказаться труднопрогнозируемыми, что может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику.

 

Плавающий валютный курс и бюджетно-налоговая политика. Предположим, например, что правительство конкретной страны осуществляет расширительную бюджетно-налоговую политику, связанную с ростом объемов государственных закупок и снижением налогов. Целью ее, предположим, является рост уровня национального дохода в стране.

В условиях закрытой экономики эти действия правительства действительно бы привели, как мы знаем, к росту ставки процента (i) и уровня национального дохода (Y). В открытой экономической (малой) системе соответствующая государственная политика приведет, как это следует из ее графической модели к сдвигу кривой IS*, характеризующей рынок товаров и услуг, вправо. Это, как и в случае закрытой экономики, приведет к росту ставки процента, однако, давление на внутреннюю ставку процента в сторону ее повышения послужит стимулом для притока иностранного капитала в данную экономическую систему с образованием положительного сальдо платежного баланса.

Спрос на национальную валюту в этом случае увеличится, вырастет ее обменный курс, который будет повышаться для выравнивания сальдо платежного баланса. Результатом же повышения валютного курса будет сокращение объема чистого экспорта. Валютный курс будет расти, а чистый экспорт - сокращаться до тех пор, пока будет существовать активное сальдо платежного баланса, т. е. пока внутренняя ставка процента не сравняется с мировой. Сокращение же чистого экспорта сводит, как правило, на нет весь эффект от расширения спроса на товары и услуги на внутреннем рынке, и в итоге равновесный уровень национального дохода в экономической системе не меняется, возрастает лишь обменный курс национальной валюты.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика в рассматриваемых условиях является неэффективной, так как рост государственных расходов полностью компенсируется снижением совокупного спроса и уровня национального производства.

Плавающий валютный курс и денежно-кредитная политика. Предположим, что Центральный банк страны, проводя с целью повышения деловой активности стимулирующую денежно-кредитную политику, покупает на открытом рынке облигации, увеличивая тем самым предложение денег. В условиях неизменности цен (на краткосрочных интервалах) это приведет к увеличению реальных запасов денежных средств и соответствующему сдвигу вправо кривой LM*. При этом так же, как и в закрытой экономике, снизятся ставка процента, обменный курс и возрастет национальный доход.

Однако, если в закрытой экономике снижение ставки процента приведет к соответствующему росту объемов капиталовложений, в малой открытой экономической системе это будет стимулировать бегство капитала в другие страны с более высокой ставкой процента и увеличение

дефицита платежнoго баланса. В результате возрастет предложение национальной валюты, снизится ее обменный курс.

Происходящее обесценение национальной валюты стимулирует возрастание чистого экспорта и, следовательно, дальнейшее увеличение совокупного спроса и дохода. Возрастание дохода приводит к росту спроса на деньги, а также к росту процентной ставки до тех пор, пока ее уровень не достигнет мирового (i = i*). Тогда прекращаются отток капитала и снижение обменного курса национальной валюты.

Таким образом, эффективное воздействие денежно-кредитной политики на уровень дохода в малой открытой экономике осуществляется прежде всего через изменение не ставки процента, а обменного курса национальной валюты.

Следовательно, в данном случае увеличение денежной массы в стране стимулирует главным образом не внутренний, а внешний спрос. Поскольку внутренняя ставка процента после своего изменения всегда оказывается в условиях малой открытой экономики на уровне мировой, здесь основным фактором увеличения национального дохода при проведении экспансионистской монетарной политики становится не рост инвестиций, а рост чистого экспорта.

Плавающий валютный курс ивнешнеэкономическая политика. Рассмотрим основные последствия для малой открытой экономики протекционистской политики установления импортных тарифов и квот. Прямым следствием такой политики будет увеличение чистого экспорта страны (рис. 13.7, а), что приведет в свою очередь к сдвигу кривой IS* вправо (рис. 13.7, б).

В результате возрастет обменный курс национальной валюты, что, приводя к снижению объемов экспорта и соответствующему росту объемов импорта, нейтрализует последствия ограничительной внешнеторговой политики.

Следовательно, введение внешнеторговых ограничений в условиях малой открытой экономики, функционирующей в режиме "плавающего" обменного курса национальной валюты, приводит к повышению обменного курса, но не оказывает влияния на доход.

Цель введения ограничений в области внешней торговли обычно состоит в том, чтобы повлиять на состояние текущего счета XN. Однако намеченных целей удается достичь не всегда. К этому выводу приводит нас и рассматриваемая модель. Напомним, что

XN = Y - C(Y - T) - I(i) - G.

Введение внешнеторговых ограничений не влияет на состояние текущего счета, так как это не воздействует на доход, потребление, инвестиции и объем государственных закупок. Тенденция роста чистого

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: