Государственное регулирование инвестиционной деятельности




В России общий объем инвестиций в 2008 году оценивается в 210-230 трлн. рублей или соответственно темп 82-83% к 2009 году. В 2009 году, по прогнозам экспертов, объем инвестиций составит 310-380 трлн. рублей, то есть процесс инвестиционной деятельности приближается к стабилизации и возможному росту инвестиций. Темп роста инвестиций составит по первому варианту 104, а по наименее благоприятному - 97% к уровню 2009 года. В объекты производственного назначения предполагается вложить 170-200 трлн. рублей (70% составляют инвестиции предприятий), по капитальным вложениям на развитие непроизводственной сферы прогнозируется на 2009 год рост к уровню 2009 года 105-101%. При этом сохранятся тенденции к повышению их доли до 45-47% общего объема капитальных вложений на развитие экономики. Происходят существенные изменения в структуре источников финансовых капитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектора экономики. Однако в решении задач стабилизации экономического положения главная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями. Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в виде инициатора инвестиционного процесса:

- поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности функционирования технических систем;

- поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий экологических бедствий, другие направления соцразвития;

- заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или приватизировать в связи с их незавершенностью.

Учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, определенное снижение динамики макроэкономических показателей на данном этапе формирования бюджета на Федеральную инвестиционную программу возможно будет выделено 27,7 трлн. рублей, из которых около 60% приходится на социальную сферу. Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать иностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности, активизации международного инвестиционного сотрудничества возможно ожидать увеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики. Так, если в 2009 году иностранные инвестиции оцениваются в на уровне 1 млрд. долларов, то в 2009 году общий объем иностранных инвестиций при снижении инвестиционных рисков может повысится до 3-4 млрд. долларов.

Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который продолжает оставаться не всегда благоприятным из-за политической и экономической нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской деятельности, что вынуждает западных инвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в области инвестиционного сотрудничества с РФ. Названные проблемы перевешивают такие черты России, как богатые природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший производственный аппарат, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.

Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата в России. Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда. С 1997 г. решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.

На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее время характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь. Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, идет преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.

В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительством РФ было принято постановление «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 29 сентября 1994 г. Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно - консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала было принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации».

По инициативе Правительства РФ создана качественно новая структура - Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача - обеспечение постоянного диалога между Правительством РФ и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства РФ, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

 

 

Заключение

Особенностью инвестиционной политики предприятия в России является ее ориентация на достижение, скорее, краткосрочных целей, необходимых для выживания в условиях перестройки хозяйственной системы, что обусловлено кризисным положением отечественной экономики и трудностями перехода к стабильному развитию.

Основные подходы к анализу сущности капитальных вложений - затратный и ресурсный - характеризовали капитальные вложения лишь с одной стороны: с точки зрения затрат на воспроизводство основных фондов или ресурсов, затрачиваемых на эти цели. В западной экономической литературе инвестиции традиционно трактовались как любые вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Развитие рыночного подхода к пониманию инвестиций обусловило рассмотрение инвестиций в единстве ресурсов, вложений и отдачи вложенных средств, а также включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих доход (эффект). В правовом аспекте инвестиции определяются как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и / или иной деятельности в целях получения прибыли и / или достижения иного полезного эффекта. Инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней. В рыночной экономике он осуществляется посредством инвестиционного рынка. Инвестиционный рынок может рассматриваться, с одной стороны, как рынок инвестиционного капитала, размещаемого инвесторами, а с другой стороны, как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов. Собственно инвестиционная деятельность является содержанием первой стадии «инвестиционные ресурсы - вложение средств». Вторая стадия «вложение средств - результат инвестирования» характеризует взаимосвязь затрат и достигаемого эффекта. Воспроизводственный подход к анализу инвестиций предполагает рассмотрение инвестиций в движении, которое носит повторяющийся характер, поскольку доход, образующийся в результате вложения инвестиционных ресурсов, распадается на потребление и накопление, а накопление является основой следующего инвестиционного цикла. С позиций структурного подхода инвестиции выступают как единство субъектов, объектов и экономических отношений, связанных с движением инвестиций. Роль инвестиций в экономике проявляется в их воздействии на экономический рост, объем производства и занятости, структурные сдвиги, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Понятие временной стоимости денег приобрело особую актуальность в нашей стране с началом перехода к рыночной экономике. Причин тому было несколько: инфляция, расширившиеся возможности приложения временно свободных средств, снятие всевозможных ограничений в отношении формирования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами и др. Появившаяся свобода в манипулировании денежными средствами и привела к осознанию факта, который в условиях централизованно планируемой экономики по сути не был существенным, и смысл которого заключается в том, что деньги помимо прочего имеют еще одну объективно существующую характеристику, а именно - временную ценность. Любая компания для обеспечения своей текущей деятельности должна располагать денежными средствами в определённой сумме. Омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями - с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любая компания должна учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Проблема «деньги-время» не нова, поэтому уже разработаны удобные модели и алгоритмы, позволяющие ориентироваться в истинной цене будущих поступлений с позиции текущего момента. Влияние инфляции - один из факторов, которые всегда должны учитываться в инвестиционных расчетах, даже если темпы роста цен и невысоки. Инфляция заметно меняет выгодность тех или иных проектов, как ориентированных на внутренний рынок, так и делающих ставку на экспорт продукции российских предприятий.

 

Список используемой литературы

1. Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?». - М.: Финансы и Статистика, 2006 - 223 с.

2. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев.: МП «ИТЕМ», 1995. - 448 с.;

3. Бочаров В.В. Инвестиции: учеб. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.;

4. Бухалков В.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 392 с.;

5. Вахрина П.И. Инвестиции. - М.: «Дашков и К», 2006. - 384 с.;

6. Виленский П.Л., Лифшиц В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Дело, 2002. - 808 с.;

7. Гитман Л.Дж. Основы инвестирования/пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - 1008 с.;

8. Есипов В.Е. Экономическая оценка инвестиций. - Спб.: Вектор, 2008. - 288 с.

9. Зимин И.А. Реальные инвестиции: учеб. пособие. - М.: ТАНДЕМ, 2000. - 304 с.;

10. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2006. - 478 с.;

11. Инвестиционная политика: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2009, - 320 с.;

12. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учеб. - Спб.: «Изд-во Михайлова», 2002. - 622 с.;

13. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. - М.: «Дело и Сервис», 2001. - 400 с.;

14. Курс экономики: учеб. / под ред. Б.А. Райзенберга - М.: ИНФРА-М, 2001. - 716 с.;

15. Липсиц И.В. Экономический анализ реальных инвестиций: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2006. - 347 с.;

16. Павлова Ю.Н. Финансовый менеджмент: Уч. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, - 269 с.;

17. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. - 10-е изд., - М.: Новое знание, 2006. - 640 с.

18. Финансовый менеджмент: Учебник/ под ред. д. э. н. проф. А.М. Ковалевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 284 с.

19. Царев И.Н. Оценка экономической эффективности инвестиций. - Спб.: Питер, 2006. - 464 с.;

20. Шарп У. Инвестиции / пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 1028 с.;

21. Швандар В.А. Управление инвестиционными проектами: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 208 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: