СОЗДАНИЕ ДВОРЯНСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ




РОССИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО

Ограничение местничества, 1550 г. ………………………………….1

Учреждение стрелецкого войска, 1550 г……………………………..2

Создание дворянского ополчения (Уложение о службе 1556 г.)..…2

Судебник 1550 г…………………………………………………….....4

Стоглавый собор, 1551 г. …….………………………………………8

Отмена кормлений, 1556 г…………………………………………....12

Учреждение опричнины, 1565 г. (по Никоновской летописи)….…13

Карамзин Н.М. Детство и юность Ивана ……………………………20

Кром М.М. Политический кризис 30 - 40-х годов XVI века

(Постановка проблемы)………………………………………………29

Кобрин В.Б. Падение Избранной рады ……………………………..54

Опричнина в оценке отечественных историков:

Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного……………………..59

Скрынников Р. Г. Иван Грозный.……………………………...60

Кобрин В. Б. Иван Грозный……………………………….…..61

 

 

ОГРАНИЧЕНИЕ МЕСТНИЧЕСТВА, 1550 г.

 

<…> Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии приговорил с отцом своим Махарием митрополитом, и з братом своим со князем Юрьем Васильеви­чем, и со князем Володимером Андреевичем, и з своими бояры, да и в наряд служебной велел написати, где быти на Цареве и великого князя службе бояром и воеводам по полком: в болшом полку быти болшому воеводе, а передовому полку, и правые руки, и левые руки воеводам и сторожевого полку первым воеводам быти менши болшого полку перваго воеводы. А кто будет другой (второй) в болшом полку воевода, и до того болшого полку другово воеводы правые руки болшему воеводе делу и счета нет, быти им без мест. А которые воеводы будут в правой руке, и передовому полку да сторожевому полку воеводам первым быти правые руки не менши. А левые руки воеводам быти менши передового полку и сторожевого полку первых воевод. А быти левые руки воеводам менши правые руки первого воеводы. А другому воеводе в ле руке быти менши другова же воеводы правые руки. А князем и дворяном болшим, и детем боярским на Цареве и великого князя службе з бояры и с воевсоды или с лехкими воеводами (1) царева и великого князя для дела быти без мест. И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с вех ми не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет (2). А ко дворяне болшие ныне будут с меншими воеводами где на Цареве и вел князя службе не по своему отечеству, а вперед из них лучитца кому ис дворян болших самим быть в воеводах и с теми же воеводами вместе, с которыми они были, или лучитца где быти на какове посылке, и с теми им воеводами, с которыми оне бывали, счет дата тощы, и быти им тогды в воеводах по своему отечеству (3); а наперед того хотя и бывали с которыми воев меншими на службе, и тем дворяном с теми воеводами в счете в своем отечестве порухи нет по государеву цареву и великого князя приговору (4).

 

1. Легкие воеводы - поставленные в походе во пиве отдельных отрядов, выло— частные задачи (разведка, захват небольших городов или крепостей, преследование разбитого неприятеля и т.п.).

2. В летописном варианте приговора 1550 г. сказано: «хто с кем в одном полку послан, тот того и менши». Это правило не приносило «порухи» (уничижения) «отечеству» назначенным в тот или другой полк на более низкие должности дворянам.

3. Знатные («болшие») дворяне получали право после службы под начальством которых они считали менее знатными, подучить с ними местнический «счет» и назначение воеводами «по своему отечеству».

4. Фактически местничество воевод друг с другом продолжалось (даже в годы опричнины) вплоть до окончательной его отмены в 1682 г.

 

Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 125-127

 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА, 1550 г.

 

1550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им жиги в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него пищальников 500 человек, да с ним голов ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевский, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у ста человек сын боярской; в третьей статье Иван Семенов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек боярской в сотниках; в четвертой статье Васка Фуников сын Прончищев, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в пятой статье Федор Иване сын Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в шее статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а у ста человек боярской. Да и жалованье стрельцом велел давати по 4 рубля на год.

Полное собрание русских летописей. Т. XXII. Вторая половина. С. 532-533.

 

СОЗДАНИЕ ДВОРЯНСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ

(Уложение о службе 1556 г.)

 

Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини мно-гыми землями завладали, службою оскудеша, - не против государева жалования и своих вотчин служба их (1), - государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша (2), комуждцо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделила неимущим (3); а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь (4), и хто послужит по земли (5) и государь их жалует сво­им жалованием, кормлении, и на уложеные люди (6) дает денежное жалование: а хто землю держит, а службы с нее не платит на тех на самех имати денги за люди (7); а хто дает в службу люди лишние перед землею (8), через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа (9) давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воиньстъву и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей.

 

1. Не против вотчин... служба их - феодалы являлись в поход с числом людей и оружи­ем по своему усмотрению, независимо от богатства и размеров ихземельных владений.

2. Землемерие им учиниша - около 1551 г. был составлен единый писцовый наказ, и писцы начали измерять земельные владения в общегосударственной налоговой единице – «сохе», с которой соразмерялись старые единицы, существовавшие в разных областях государства (выть, обжа и др.). В руках писцов в качестве пособия появилась «Книга, именуемая Геометрия или Землемерие».

3. Преизлишки... неимущим - мелким дворянам.

4. Сто четвертей (четей) - около 50 га; если у феодала было 200 четей земли, он дол­жен был привести с собой в поход одного слугу на коне, с оружием и в доспехах, если 300 четей - двух слуг и т.д.

5. Хто послужит по земли - выполнит полностью норму поставки людей, коней и ору­жия.

6. Уложенные люди - ратники, выставляемые феодалом по одному с каждых 100 четей принадлежащей ему земли.

7. Имати деньги за люди - удерживать деньги из жалованья по окладу за недоставлен­ных по норме ратников.

8. Лишние перед землею - выставленные в поход сверх установленной нормы («передаточные люди»).

9. В полътретиа - в два с половиной раза больше.

 

Полное собрание русских летописей. Т. XIII. С. 268-269.

СУДЕБНИК 1550 г.

 

Лета 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич веса Руси [с] своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил: как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом намесником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судити боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыти и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.

2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду безхитростно (1), или список подпишет и правую грамоту (2) даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет (3); а истцом суд з головы, а взятое отдати.

3. А которой боярин, или дворецкои, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду (4), а обыщется то в правду, и на том боярине, на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти исцов иск (5), а пошлины и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взяти втрое (6), а в пене что государь укажет.

4. А которой дьяк список нарядит или дело запишет не по суду, не таж, на суде было, без боярьского, или без дворецкого, или без казначеева ведома обыщется то в правду, что он от того посул взял, и на том дьаке взята боярином вполы да кинута его в тюрму.

5. Подьачеи, которой запишет не по суду для посула без дьячего приказу, и того подьячего казнити торговою казнью, бити кнутьем. <...>

8. А имати боарину, и дворецкому, и казначею и дьяку в суде от рублевого дела (7) на виноватом пошлин, кто будет виноват, ищеа (8) или ответчик, и боярину, или дворецкому, или казначею на виноватом одиннатцать денег, а дьяку семь денег, а подьачему две денги; а будет дело выше рубля и ниже рубля, и имати пошлины по росчету; а болши того им не имати. <...> А возмет боарин или дворецкой, или казначей, или дьак, или подьячей, или неделщик (9) на ком что лишек, и на том взята втрое. А хто учнет бити челом на боярина, или| дьяка, или на подьячего, или на неделщика, что взяли на нем сверх пошлин лишек, и обыщется то, что тот солгал, и того жалобника казнити торговою казнью да вкинути в тюрму. <…>

26. А бесчестие (10) детем боярским, за которыми кормлениа (11), указати доходу, что на том кормление по книгам доходу11, а жене его безчестья против того доходу; которые дети боарьские емлют денежное жалование, сколко которой жалованья имал, то ему и бесчестие, а жене его вдвое против их бесчестиа; а дьяком полатным и дворцовым безчестие что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестиа; <...> а торговым людем и посадским людем и всем середним бесчестиа пять рублев, а женам их вдвое бесчестиа против их бесчестиа; а боярскому человеку доброму (13) бесчестиа пять рублев, опричь тиунов и довотчиков, а жене его вдвое; а тиуну боярскому или довотчику и праведчику (14) бесчестиа против их доходу, а женам их вдвое; крестианину пашенному и непашенному бесчестиа рубль, а жене его бесчестиа два рубля; а боярскому человеку молотчему (15) или черному городцкому человеку молодчему (16) рубль бесчестиа, а женам их бесчестна вдвое. А за увечие указывати крестианину, посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывали за уве­чие, посмотря по человеку и по увечью.

61. А государьскому убойце, и градскому здавцу, и коромолнику, и церков­ному татю, и головному татю, и подметчику, и зажигалнику (17), ведомому лихому человеку, жывота не дати, казнити ево смертною казнью. <...>

64. А детей боарьских судити наместником по всем городом по нынешным царевым государевым жалованным вопчим грамотам. <...>

72. А по городом наместником городских посадских всех людей промеж их судити, обыскивая по их животом и по промыслом и по розмету (18): сколке руб­лей кто цареву и великого князя подать дает, по томуих, обыскивая, судити и управа чинитя. А розметныя книги (19) старостам и соцким и десяцким и всем и людем тех городов своих розметов земсково дьака руку за своими руками ежегод присылати на Москву к тем боаром, и дворецким, и х казначеем, и к дьаком, у кого будут которые городы в приказе (20); а другие книги розметные своих розметов старостам и соцким и десяцким тех городов, ще кто живет, отдавати тех городов старостам и целовалником (21), которые у наместников в суде сидят. И кто тех городов городцкие посадцкие люди учнут промеж себя искати много, не по своим животом, и про тех исцов сыскивата розметными книгами, сколко он рублев с своего жывота подати дает; и будет жывота ево столко есть, на сколко ищет, ино ему дата суд; а будет жывота ево сколке нет, и тех исцов в их искех тем и винити, а пошлины имати по Судебнику, а Цареве государсве пене велети дата на поруку да прислати к Москве ко государю. А городцким посацким людем искати на наместникех и на их людех по своим же жывотом и по промыслом и по розмету. <…>

81. А детей боарьских служилых и их детей, которые не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит. <...>

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лессх, ще десять връст до хоромного лесу (22), за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года пожывет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три чет­верти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына.

А пожилое имати с ворот (23). А за повоз (24) имати з двора по два алтына; опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст борон (25) два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестьянин с пашни продастся в холопи в полную, и он выйдет безсрочно ж, и пожылого нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великого князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен. <…>

92. А которой человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына ино статок весь и земли взяти дочери; а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его роду. <...>

98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны и как те дела с государева докладу и со всех боар приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати. <...>

 

1. Безхитростно - по ошибке.

2. Правая грамота - постановление (решение) суда.

3. Пени - наказания (штрафы).

4. Не по суду - за взятку, вопреки достоверным результатам следствия и суда.

5. Взяти исцов иск - взыскать штраф в размере суммы иска (частного).

6. Перечислены судебные расходы (езд, хоженое) и пошлины, взимаемые с виновного в тройном размере.

7. Oт рублевого дела - от суммы иска в рубль.

8. Ищеа - истец.

9. Неделыцик - выборный или назначенный человек, исполняющий поручения суда неделям.

10. Бесчестие - плата за оскорбление.

11. Кормления - доходы за исполнение обязанностей по делам управления.

12. По книгам - по доходам, записанным в книгах.

13. Боярский человек добрый - холоп по своему положению или профессии, более ценимый господином.

14. Тиун, довотчих, праведчик - холоп, исполнявший в доме и хозяйстве господина административные или судебные функции по его поручению.

15. Боярский человек молотчий - рядовой холоп, выполнявший «черную» работу.

16. Городцкой человек молодчий - малоимущий посадский человек.

17. Государьский убойца - убийца своего господина; градский здавец - сдавший изме­ной врагу город (крепость); церковный тать - вор, обокравший церковь; головный тать - убийца; подметчик - человек, подбросивший с злым умыслом какую-либо вещь; зажигалник - поджигатель, совершивший умышленный поджог.

18. Розмет - определение размера податей внутри общины посадских людей между ее членами по имуществу и доходам.

19. Розметные книга - с записью «розмета».

20. В приказе - в ведении.

21. Выборные старосты и целовальники (целовавшие крест о добросовестном исполне­нии выборной должности, например, при таможнях, тюрьмах и т.д.) и участвовавшие в наместничьем суде.

22. Хоромный лес - пригодный для строительства дома и хозяйственных зданий.

23. С ворот - со двора с воротами, а не с других построек.

24. Повоз - поставка на подводах натуральных податей, взамен которых взимается два алтына со двора за год.

25. Борон - подать, штраф.

 

Судебники XV-XVI веков. М.-Л.. 1952. С. 141 – 176.

 

СТОГЛАВЫЙ СОБОР, 1551 г.

 

<..> О монастырех, иже пусты от небрежения.

В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а инде старою менши, есть и пить старое братье скуднее; устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты (1) у них же о торговлях без пошлино. А чернцы по селом да в городе, тяжутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют,кто о сем истязан будет в день страшнаго суда? <—>

Глава 6.

Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича веса Русии самодержца, что по церквам божиим звонят и поют не во время <…> и многие церковные чины несполна совершаются по священным правилом и не по уставу. <...> Отныне впредь в царствующем граде Москве и по всем градом <...> российского царствия, по всем святым церквам звоните и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину. <…>

Глава 26. О училищах книжных по всем градом. <...>

В царствующем граде Москве и по всем градом <...> избрати духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых грамоте бы и чести и пеги и писати горазди. И у тех священников и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием. <…>

Глава 20. О книжных писцех.

Так же которые писцы по градом книга пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто <…> неисправленну книгу купит <…>, потому что возбраняли чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, „справив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. <...>

Глава 32. О крестящихся не по чину.

Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положит руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злато супостата и от бога мзду приемлет за то, <-..> аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. <...>

Глава 41.

<...> Писати живописцем иконы с древних проводов, как греческие живо­писцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии (2) живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. <...>

В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганиики, и смехотворны, и гу­сельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчатися поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут (3), а свя­щенницы им о том не возбраняют и не запрещают. <„.> О том <...> запрещати великим запрещением. <...>

Да по дальним странам ходят скоморохи... ватагами многими, по шестидеся­ти и до семидесят человек, и по сто <...> и по деревням у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. <...>

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и дев­ки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и уби­ваются. А сказывают, что им являются святая пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестья-ном в среду и в пятницу ручного дела не дслати, и женам не прясти, и платья не мыта, и каменья не разжигати. <..>

<...> Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромии, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотслсвы врага и иные составы и мудрости еретичсския и коби бесовские <...> -, и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают. <…>

В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках (4) и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача прсставше, нач­нут скакати и плясати и в долони (5) бит и песни сотонинскис пети на тех же жальниках, обманщики и мошенники. <—>

<...> Русали о Иванове дни и в навсчерии Рождества Христова и сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. <...>

Глава 72. О искуплении пленных.

Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму... и тех всех плененых окупати из царевы казны. А которых православных xpистиан плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны. <...>

Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных.

Да духовным же пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с соборными старцы <...> по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по них кормы (6) и на памяти их пети понахиды и обедни служити <...> Имена их написати в синодик (7) и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа (8) и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти (9). <...>

Глава 92. О игрищах еллинского (10) бесования.

Еще же мнози от неразумия простая чадь (11) православных христиан во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы (12) творят всякими игры <...> и песньми сотанинскими <..> и многими виды скаредными (13). <...>

Глава 98.

<…> Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими <...> о слободах наших мигрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянута грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог даты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан ходят судити, и в том <...> слобожаном нашим запустети. А прежде того <...> твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и властелем впредь наших слобожан не велел судити.А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по старине.., а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти... А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по ста­рине, как преже сего было. А отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати, разве казаков нетяглых людей.

1. Тарханные и несудимые грамоты - освобождали крупных церковников и монастыри от уплаты податей и выполнения повинностей в пользу государства, от вмешательства царских управителей и судей (кроме душегубства, разбоя и татьбы с поличным) в дела церковных вотчин.

2. Пресловущии - знаменитые, известные.

3. Рыщут (от ристать) - быстро бегать, скакать, ездить.

4. Жальниках - поминках.

5. Долони - ладони.

6. Ставити... кормы - кормить нищих в день поминовения умершего «боголюбца», который отдал церкви свои вотчины.

7. Синодик - рукописная книга, по которой во время церковных служб провозглашалась «вечная память» внесенным в нее умершим. В синодики Иван IV записывал казненных во время опричнины.

8. Без выкупа - без права выкупа членами «рода» (фамилии).

9. Запрещая отчуждать любым способом вотчины, села и всякое недвижимое имущество церкви и монастырей, Стоглав укреплял феодальную собственность церковников.

10. Еллинского - греческого, здесь: в смысле языческого.

11. Простая чадь - простолюдины, сельчане и горожане.

12. Глумы - шутки, смех, потехи, забавы, насмешки.

13. Виды скаредными - накладные маски-личины, потешные одежды и украшения.

Российское законодательство Х-ХХ веков. М.. 1985. Т. 2. С. 267-374.

 

ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ, 1556 г.

Приговор царской о кормлениах и о службе. Лета 7064-го (1556) пригово­рил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з братиею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им вперед служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлением по городом и по волостем, для росправы людем и всякого устроениа землям и собе от служеб для покою и прекормления; на которых городех и волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостем розсправу и устрой делали и от всякого их лиха обращали на благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил.

И вниде в слух благочестивому царю, что многие грады и волости пусты учинили наместникы и волостели, изо многих лет презрев страх божий и государьскые уставы, и много злокозненых дел на них учиниша; не быша им пас­тыри и учители, но сътворишася им гонители и разорители. Такоже тех градов и волостей мужичья многие коварства содеяша и убийства их людем: и как едут с кормлений, и мужики многими искы отьискивают; и много в том крово­пролития и осквернениа душам содеяша, их же не подобает в христианском законе не слышати; и многие наместникы и волостели и старого своего стяжениа избыша, животов и вотчин. <...>

О повелении царьском. И повеле государь во градех и в волостях разчинити старосты, и сотцкые, и пятьдесятцкые, и десятцкые и з страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсужати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора вражда не именовалася, также ни мзда непра­ведная, ни лжывое послушество; а кого промеж собою такова лиха найдут, таковых велел казнем предавати; а на грады и на волости положити оброкы по их промыслом и по землям, и те оброкы збирати к царьскым казнам своим диаком; бояр же и велмож и всех воинов устроил кормлением, праведными урокы, ему же достоит по отечеству и по дородству, а городовых в четвертой год, а иных в третей год денежьным жалованием.

О расмотрении государьском. По сем же государь и сея расмотри: которые велможи и всякие воины многыми землями завладали, службою оскудеша, - не против государева жалования и своих вотчин служба их - государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достой­но, так устроища, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поме­стья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли чело­век на коне и в доспесе в полном, а в далной поход о дву конь; и кто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование; а кто землю держит, а службы с нее не платит, на тех на самех имати денги за люди; а хто даст в службу люди лишние перед землею, через уложенные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложенными и полътретиа давати денгами.

И все, государь, строяще, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царских чиноначалников, у приказных людей.

Полное собрание русских летописей.

Т. XIII. Первая половина. СПб., 1904. С. 267-269.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: