Диагностика семьи и семейного воспитания.




В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как вос­питательного института. Однако возможности исследователей семьи ог­раничены в связи с тем, что она представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних в тайны своей жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей. Следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи.Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-психологических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности ро­дителей и других членов семьи - все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создает неповторимую семейную атмосферу.

Исследователь должен помнить и о допустимых границах «вторжения» в семью. У этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав челове­ка, неприкосновенность личной жизни семьи.

Организуя процесс изучения семьи, социальный педагог использует весь спектр современных методов социально-педагогической диагностики, но исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не сле­дует расширять диагностику, если к тому нет необходи­мых показаний. Новое исследование может быть предпри­нято только на основе анализа предыдущей диагностичес­кой информации.

Следует начинать с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснован­ность этих жалоб, смотреть на причины указанных нару­шений.

Ряд специалистов считает, что в основе стратегии диаг­ностики семьи и семейного воспитания лежат два положе­ния (Бодалев А.А., Столин В.В., 1989):

Первое (теоретическое) — причины нарушений в пове­дении и развитии ребенка могут лежать либо в особеннос­тях отношений родителей к ребенку и стиле их воспита­ния, либо в искажениях внутренней логики и саморазви­тия ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбина­ции этих факторов.

Второе (практическое) — заключается в построении струк­туры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на преды­дущем.

В ходе первичной диагностики социальный педагог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса:

1. Может ли он сам оказать помощь семье?

2. Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка?

3. Кто в семье нуждается в его помощи?

4. Каков характер этой помощи?

Во-вторых, социальный педагог должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, час­тично обоснованной или необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ре­бенка или родителей, исследовать отношениях ребенку или межличностные отношения родителей и т.д.).

В-третьих, само общение, наблюдение за поведением родителей могут дать социальному педагогу некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители пони­мают излагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли ви­дят ее причины и какой помощи ждут. Жало­бы родителей определяют вид помощи и участие социального педагога в этом процессе:

1. Психологическая неграмотность родителей — инфор­мирование, разъяснение, консультирование социального педагога.

2. Искаженные родительские отношения —кор­рекционная работа социального педагога.

3. Психопатология родителей — направление на лечение к психиатру.

4. Дисгармония психического развития ребенка — психо­коррекционная работа психолога.

5. Задержанное психическое развитие ребенка — консуль­тации психолога, направление к дефектологу.

6. Психическое недоразвитие ребенка — направление к дефектологу.

7. Повреждение психического развития — направление к психиатру.

8. Искаженное психическое развитие — направление к психиатру.

Социальный педагог делает первичное заключение о семье на осно­ве анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители. Родители могут жаловаться на ребенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно опре­делить следующие объекты жалоб родителей:

1. Нарушение психического и соматического здоровья.

2. Ролевое поведение.

3. Соответствие поведения возрасту, психическим нормам.

4. Индивидуальные психологические особенности.

5. Психологическая ситуация.

6. Объективные обстоятельства.

Характер работы с семьей во многом зависит и от само­диагноза, который может быть сформулирован в следую­щих терминах: «злая воля», «психические аномалии», «орга­нический дефект», «генетическая запрограммированность», «индивидуальное своеобразие», «собственные неверные дей­ствия», «собственные личные недостатки», «влияние треть­их лиц», «неблагоприятная ситуация».

Разумеется, родитель, объясняющий проблемы ребенка генетической обусловленностью или злой волей, не будет хорошим помощником социального педагога. Можно также заранее пред­положить, как будут вести себя родители в зависимости от их запроса, т.е. формы ожидаемой помощи: эмоциональная и моральная поддержка, содействие в анализе, просьба об информации, просьба об обучении, просьба о помощи в избранной позиции, просьба об оказании влияния на кого-либо.

Вероятно, задача социального педагога — в какой-то мере ориенти­роваться на запросы родителей, хотя превыше всего он ста­вит интересы ребенка. Тактика социального педагога будет более эф­фективной, если на диагностическом этапе ему удастся оп­ределить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.

1. Подозрения на душевные заболевания:

— сбивчивое, путанное изложение, нелогичность, бре­довые идеи, галлюцинации;

— неучет реакции консультанта;

— отсутствие эмоциональных и поведенческих подтвер­ждений самодиагноза;

— исключительная психологичность проблем, формули­руемых клиентом;

— нереалистичность запроса.

2. Синдром поиска социальных союзников:

— много жалоб, субъективный локус которых — «третьи лица»;

— проблема клиента: привести их поведение в соответ­ствие с законом, моралью, справедливостью;

— запрос: помогите повлиять, как заставить и т. п.,

— отношение к субъекту жалобы чаще негативное;

— отношение к консультанту утилитарное.

3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тревожности:

— жалобы на ребенка;

— фаталистический самодиагноз;

— хочет помочь, но бессилен;

— просьба помочь ребенку;

— отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное-

— отношение к консультанту деловое;

— гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений.

4. Синдром нелюбящего родителя:

— жалобы те же, что в предыдущем случае;

— в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответ­ствие поведения ребенка должному;

— в качестве самодиагноза: «злая воля»;

— добавляются: «аномалия», «генетическая запрограм­мированность»;

— отношение к ребенку с антипатией, неуважением;

— отношение к консультанту — рентное; '

— запрос: помогите переломить, переформировать ис­править.

5. Синдром неуверенного родителя:

— жалоба на ребенка;

— несоответствие ребенка идеалу;

— самодиагноз — неверные действия, слабость;

— проблема: не знаю, как...;

— запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональ­ной поддержке;

— отношение к ребенку с симпатией, но без достаточ­ной близости;

— отношение к консультанту адекватное.

6. Синдром личностного неблагополучия:

— жалоба на свои переживания и состояние, неадекват­ные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).

После изучения обоснованности жалоб, необходимо рассмотреть причины выявленных нарушений (второй этап диагностики). В зависимости от характера проблем, с этой целью могут быть применены следующие методики: «Типовое семейное состояние», «Анализ семейной тревоги» (АСТ), тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО), «Кинетический рисунок семьи» (КРС), «Анализ семейного воспитания» (АСВ) и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: