Профилактика жестокого обращения с детьми в семье




По данным социологического опроса Института детства, только около 25% родителей считают, что применение физической силы - это не метод для воспитания. Примерно 85% признали, что они бывают грубы с детьми, «когда те доводят». На вопрос: «Считаете ли Вы себя хорошим родителем?» более половины ответили: «Да, но не совсем». При этом подавляющее большинство респондентов ждут в старости от своих отпрысков понимания и любви.

Поскольку агрес­сия существует и широко распространена, можно говорить о ее жертвах детях и под­ростках, пострадавших от насилия.

По мнению специалистов, выделяются три основные сфе­ры отношений, в которых, с одной стороны, происходит со­циализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического на­силия: семья, сфера образования, и сфера микросоциальных отношений.

Насильственные действия могут проявляться в самых раз­личных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убий­ства. Они могут иметь вид физического, вербального, пси­хического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней гра­ницы личностных переживаний; игнорирование потребнос­тей и интересов ребенка и др.

Первым вопросом, связанным с оценкой социально-меди­цинских последствий жестокого обращения с детьми, явля­ется определение понятий, используемых в исследованиях по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются сле­дующие термины:

— пренебрежение, плохое обращение;

— жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;

— сексуальное злоупотребление.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсут­ствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физи­чески опасном окружении. В поведении родителей есть серь­езные упущения в обеспечении жизненно необ­ходимых потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению является термин «социальное си­ротство.

Физически жестокое обращение определяется как пред­намеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физи­ческих страданий, например нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использо­вание ребенка для целей сексуального удовлетворения взрос­лого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных фор­мах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демон­страция порнографии, проституция малолетних. Определе­ние сексуального насилия акцентирует внимание на отно­шении жертвы насилия к совершаемым по отношению к ней действиям. Под сексуальным злоупотреблением пони­мается вовлечение функционально незрелых детей и подро­стков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласия или которые нарушают табу социальных (се­мейных) ролей.

Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к де­тям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально-медицинс­ких последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов же­стокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обраще­ния должна включать:

— оценку совершаемых действий (физические, сексу­альные, эмоциональные);

— продолжительность их воздействия и особенности по­следствий (физические, эмоциональные, психологические).

В области оценки социальных и криминальных аспектов жестокого обращения с детьми преобладающей точкой зре­ния является концепция цикла насилия. Многие исследова­ния указывают на связь между жестокостью наказаний, при­меняемых к ребенку, и мерами воздействия, которые ис­пользовались в семье самого родителя; между наказаниями и выраженностью агрессивности ребенка, частотой встреча­емых у него случаев делинквентности, а также жестоким характером преступлений у тех лиц, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко.

Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко вы­раженных симптомов и признаков, по которым можно опре­делить первопричину отклонений. Степень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой явной форме и послед­ствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жерт­вы, а затем агрессию. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности, страха того, что насилие может повто­риться, или того, что все узнают о случившемся.

Часто дети и подростки, испытавшие насилие, чувству­ют бессилие, боль, смущение, стыд, ощущают себя соучас­тниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмо­циональной сферы, выражающиеся в повышенной тревож­ности, необоснованной смене настроения, депрессиях, которые могут спровоцировать суицидальные попытки. Ча­сто наблюдается нарушение сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симптомы соседствуют с нарушением взаимоотношений с окружаю­щими. Вследствие недоверия к миру появляются замкну­тость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида.

Согласно данным кандадских исследователей:

1. Дети-жертвы в семь раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

2. Дети-жертвы в 10 раз чаще совершают попытки суицида.

3. Дети-жертвы составляют 60—70% беглецов (85% в убе­жище для бездомных в Торонто); 98% детской проституции падает на них.

4. 60% детей-жертв страдают от проблем питания.

5. 98% индивидов, страдающих от множественных личност­ных расстройств, имеют историю сексуального насилия в детстве.

6. У 85% пациентов психиатрических клиник выявляется история сексуального злоупотребления в детстве.

Еще одна проблема связана с определением тех несовер­шеннолетних, которые по своим социально-психологичес­ким признакам относятся к «группе риска». Выделены сле­дующие дети «группы риска» по жестокому обращению и насилию:

— дети, проживающие в асоциальных, дезорганизован­ных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;

— дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их роди­тельских прав и находящиеся на государственном интернат-ном обеспечении или под опекой лиц, которые в силу сво­его возраста, личностных свойств или других причин не в состоянии в полной мере обеспечивать жизненно необходи­мые потребности детей в их физическом и психосоциаль­ном развитии;

— дети с асоциальным (криминальным) поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет) и нуждающиеся в связи с социально-педагогической запущен­ностью в принудительных мерах воспитательного воздействия;

— дети, находящиеся в особо трудных условиях (в семь­ях беженцев, вынужденных переселенцев; детей, родители которых имеют статус безработных, дети одиноких несо­вершеннолетних матерей).

Анализ внутрисемейных ситуаций и наличия психических отклонений у родителей, проявляю­щих жестокость в обращении с детьми, показывает, что в 60% случаев родители «забитых детей» имели тяжелую депривацию, в детстве страдали депрессивными и тревожными расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях чаще наблюдался «авторитарный» тип внутрисемейных отноше­ний, при котором конфликты между супругами сопровож­дались враждебно-агрессивным отношением к детям. Следо­вательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.

К факторам риска жестокого обращения родителей с деть­ми, по мнению ряда исследователей, относятся:

1. алкоголизм, признаки асоциальной личностной де­формации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

Во многих семьях физическое насилие приобре­тает систематический и хронический характер. Каж­дый год по крайней мере один ребенок из ста страдает от побоев родителей и не менее 40% детей хотя бы один раз подвергаются побоям в детстве. Трое из ста детей страдают от применения родителями огнестрельного или холодного оружия.

2. незрелость родителей и их изолированность, отсут­ствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

Многие родители эмоционально не готовы к той ответственности, которую налагает на них материнство или отцовство, и зачастую либо слишком близко к сер­дцу принимают неприятности, связанные с выполне­нием родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют. В детском возрасте у них не были сформи­рованы навыки межличностного общения. Дефицит эмоционального тепла, который они испытывали в дет­ские годы, ограничил их способность относиться к себе с уважением и взаимодействовать с другими.

Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидать, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как он не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психологически. Не зная этого, ро­дители могут наказать ребенка. Неправильное питание в младенческом возрасте, которое зачастую ведет к по­ражению центральной нервной системы ребенка или его смерти, во многих случаях является результатом незна­ния родителями основных требований, предъявляемых к кормлению детей.

3. низкая самооценка у родителей, снижение толерант­ности к стрессам и личностные проблемы;

Критическая ситуация или стечение обстоя­тельств часто вызывает вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести потерю работы, разлуку с люби­мым человеком, смерть, нежелательную беременность, эмоциональную подавленность или даже любое незна­чительное событие, принципиально важное для взрос­лого, который сам отчаянно нуждается в утешении.

4. потребности родителей установить приоритет над ребен­ком, нарушение баланса власти; неравномерность привилегий;

В семьях, где принято жестокое отношение к де­тям, часто есть ребенок-мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассив­ным и т. д., и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном род­ственнике, являться любимчиком одного из родителей, иметь недостаток, который раздражает его мучителя, считаться злым, иметь физические или умственные недостатки или появиться на свет преждевременно.

5. жесткие моральные нормы;

Модель домашнего насилия, как правило, пере­дается от одного поколения к другому. Строгие наказа­ния обычно не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной тради­ции. До 90% лиц, проявляющих -жестокость в отноше­нии детей, хотя и заботятся о них, тем не менее имеют очень ограниченный круг навыков семейного воспита­ния, поскольку следуют той модели, которую они полу­чили в наследство.

6. одиночество и плохое здоровье матери.

Весьма типична для семей, в которых царит до­машнее насилие, изоляция от внешнего мира. Многие из них не имеют телефонов, живут замкнуто и не пользу­ются ничьей помощью. Присущее им недоверие ведет к отрицанию попыток со стороны соседей, социальных работников и врачей наладить с ними сотрудничество.

Следовательно, большое число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также асоциальных, де­зорганизованных семей являются в настоящее время облас­тью повышенного риска эмоционального отвержения де­тей, необеспечения необходимостью условий для осуществ­ления жизненно необходимых потребностей детей в защите и уходе.

Участники насилия. Насилие может быть частью любых отношений. Оно может произойти между совсем незнако­мыми людьми, только что познакомившимися на вечерин­ке, между долго живущими вместе людьми и друзьями. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего винов­ником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75% ви­новниками насилия являются родственники. Часто они ис­пользуют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обраща­ется за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства.

Жертва насилия это любой, кто вовлекается в отноше­ния путем насилия, обмана или давления. Жертвой насилия может стать любой человек. Но статистика свидетельствует о том, что наибольшее количество насилия направлено на де­тей и молодежь. Объясняется это физиологическими и соци­ально-психологическими особенностями подростков: мень­шей физической силой и психологической уязвимостью, со­циальной и материальной зависимостью от взрослого. Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Виктимология, наука изучаю­щая жертвы преступлений, выделяет ряд биопсихосоциальных признаков, характеризующих комплекс жертвы. Одним из таких параметров является социальная изоляция, робость, неуверенность в себе. Не существует прирожденных жертв, но приобретенные человеком физические, психические и со­циальные свойства и качества, такие, как пассивность, тру­сость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения и т. д., могут сделать человека жертвой преступления.

Насильники. В большинстве случаев человека, совершаю­щего насилие, отличает потребность доминирования над ок­ружающими, а способом подчинения себе — жестокость. Он бессознательно стремится к таким видам деятельности, ко­торые дают возможность удовлетворить эту потребность. Со­всем незначительная часть насильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встречается лиц с акцентуиро­ванным характером. По данным психологов, среди на­сильников наиболее часты психопаты (49,7%), алкоголики (50,8%), олигофрены (36%), лица с органическими заболе­ваниями центральной нервной системы (63%).

Оказание помощи жертвам насилия направлено на сни­жение или максимально полное устранение возможных по­следствий перенесенного насилия и принятие мер по пре­кращению насильственных действий.

Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-психотерапевтического характера. Специалисты выделя­ют ряд особенностей оказания помощи детям и подрост­кам, пострадавшим от насилия:

— полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, до­стойное существование;

— анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью.

В случаях угрозы жизни и благополучию жертвы насилия социальный педагог обя­зан вмешаться в ситуацию. Формирование чувства безопас­ности у жертв насилия — основа эффективной помощи.

Обязательным аспектом помощи детям и подросткам яв­ляется разъяснение их основных прав:

— права на неприкосновенность;

— права на защиту своей чести;

— права доверять своим чувствам;

— права говорить «нет» взрослым;

— права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие;

— права на получение помощи.

Таким образом, цель социально-педагогической помощи жерт­вам насилия в уменьшении отрицательного влияния пережи­той ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотв­ращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе.

Исходя из этих целей социальный педагог решает следующие прак­тические задачи:

— оценивает масштаб ущерба здоровью жертвы на­силия и определяет показания к другим видам помощи (пси­хотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);

— изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

— мобилизует внешние и внутренние ресурсы ребен­ка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;

— осуществляет коррекцию социальной дезадаптации;

— выявляет основные направления дальнейшего развития личности;

— привлекает других членов семьи, родственников, свер­стников, доверенных и референтных лиц к оказанию помощи пострадавшему ребенку.

Для того чтобы определить спектр помощи жертвам насилия, необходимо учитывать как вне­шние признаки насилия, так и особенности детей и подро­стков, подвергнувшихся насилию.

Обычно учитываются сле­дующие внешние признаки насилия: безнадзорность, эмо­циональное, физическое и сексуальное насилие.

Первоепроявляется в неухоженности, неопрятности, внешней за­пущенности ребенка, его дистрофичности, постоянных про­студных заболеваниях, несвоевременном лечении или от­сутствие такового, затяжных инфекционных заболеваниях, частых травмах. Психологическими последствиями безнад­зорности является социально-педагогическая запущенность ребенка.

Второе выясняется из жалоб ребенка, расспросов его соседей, друзей, из которых формируется представле­ние о нем как объекте насмешек, обид, угроз, унижения, раздражения родителей, превращающих ребенка в своеоб­разного «козла отпущения», лишенного эмоционального тепла и ласки в семье.

Третье проявляется в виде поврежде­ний на теле, ссадин, синяков, порезов, ожогов, переломов и несвоевременности или отсутствии при этом медицинс­кой помощи. Следствием насилия может быть чувство немо­тивированного беспокойства, тревоги, неуверенности, от­сутствие доверия к людям, замкнутость, отчужденность, приводящие к социальной дезадаптации ребенка.

Сексуальное насилие отражается в рассказах ребенка, иг­рах идентичного типа с другими детьми и куклами, избега­нии медосмотра, страха посещения туалета, неадекватных реакциях на потенциальных насильников, необычном коли­честве сексуальных знаний, проявляющихся в рисунках или поведении. В ходе психотерапии учитывается тот факт, что в большинстве случаев имеет место сочетание различных видов насилия и готовность к поведению жертвы. При этом обра­щается внимание на следующие обстоятельства:

1. Особенности личности и психического состояния ре­бенка или подростка до факта насилия.

2. Вид перенесенного насилия и способность ребенка осоз­навать его сущность.

3. Глубину и тяжесть переживания факта насилия: от без­различия до тяжелых депрессий и суицидальных попыток.

Психологические последствия могут быть выражены в виде:

— закрепления личностных форм реагирования на наси­лие и предрасположенности вновь стать жертвой насилия;

— формирования на основе неотреагированного психо­травматического опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений со­циальной адаптации, сложностей вступления в брак и т.д.;

— виктимизации, которая может приводить к отклоня­ющемуся и делинквентному поведению.

Проводя изучение личности ребенка, пострадавшего от насилия, социальный педагог может использовать следующиеме­тодики:

1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для опре­деления типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений.

2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребнос­тей, страхов и других индивидуальных характеристик.

3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации от­ветственности.

4. Рисуночные тесты «Дом — Дерево — Человек», «Ки­нетический рисунок семьи», «Несуществующие живот­ные». «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «это» состояний жертвы насилия.

Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окру­жении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов. Ее достоверность зависит от степени доверия пострадавших или их близких к специалисту. Информация должна содер­жать сведения о самой жертве, родителях и близких род­ственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутрисемейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат), о доверенных лицах, о насильнике.

Показаниями к консультированию яв­ляются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, учителями или представителями других организаций, приглашение постра­давшего самим социальным педагогом.

Первый вариант является наибо­лее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой про­блемы и мотивации. В других случаях требуется дополнитель­ная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха.

Основными методами консультирования являются беседа и интервью.

С помощью специальных вопросов и заданий, раскрыва­ющих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, социальный педагог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации консультирования к сбору информации о теме взаимо­действия, к личности клиента; от достижения взаимопонима­ния к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы.

Определенное значение имеют пол консультанта, место и обстановка проведения консультаций, уровень профессионализма социального педагога, позволяющие обеспечить максимум ува­жения, достоинства и серьезного восприятия ребенка и его проблем.

Целесообразно использовать в работе с подростками, по­страдавшими от насилия, «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных для подростков форм помощи. Она обеспечивает ано­нимность, искренность, снимает страх унижения и различ­ных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих мо­лодежную субкультуру и специально подготовленных к ра­боте на «телефоне доверия». Роль консультанта «телефона до­верия» состоит в помощи подростку в идентификации про­блемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и установлении здоровых сохранных сторон лич­ности обратившегося за помощью с целью повышения уров­ня его самооценки, выявлении круга друзей и близких, ко­торые могли бы его поддержать, выработке плана действий в критической ситуации.

Профилактике насилия может служить работа социального педагога с родителями, учителями, специалистами, по осоз­нанию источников насилия, разъяснению их опасности, повышению ответственности за насильственные действия любого рода, выявлению и защите прав жертв насилия и способам предупреждения виктимного поведе­ния.

Работа с родителями сопряжена с определенными сложностя­ми. Как ни странно, с педагогами чаще контактируют и консуль­тируются родители, дети которых и так относятся к категории благополучных во всех отношениях. Те же родители, которые име­ют «проблемных» детей и в силу этого нуждаются в сотрудничест­ве, помощи и консультации, как правило, на собрания, индивиду­альное собеседование приходят очень редко. Тем не менее посиль­ную работу с родителями вести необходимо, тем более если это касается ненасильственного воспитания.

Разработана и апробирована технология работы с роди­телями, которая включает в себя следующие этапы:

1. Проведение комплексного обследования родителей, на ос­нове которого выявляется специфика их отношения к собствен­ным детям, определяются типы родителей.

2. Проведение нескольких собраний с родителями, на которых раскрываются смысл и суть обучения и воспитания детей на нена­сильственной основе, разъясняется различие подхода к ребенку как объекту собственного воздействия и как субъекту жизнедея­тельности.

В первом случае отношение к ребенку строится по принципу управления, когда реализуется взгляд на сына или дочь как на собственность, что приводит к регламентации обязанно­стей и ограничению свободы детей. И неизбежно родители обра­щаются к педагогам и психологам с типичными вопросами: как добиться, чтобы ребенок был послушнее, дисциплинированнее, усидчивее, самостоятельно и качественно выполнял домашние задания, стал более активным, более спокойным и т. п.

Во втором случае отношение к детям строится на основе любви и принятия. Но любовь бывает разной: она может принимать форму жертвен­ности или родительского эгоцентризма, либо выражаться в особой деятельности, направленной на усиление личностного в ребенке. Важно обозначить те пути, которые помогают научиться любить собственного ребенка, акцентируя внимание на механизмах само­принятия, позитивного принятия всех членов семьи, на обучение умению не беспокоиться за будущее своих детей. Определяются некоторые конкретные формы перестройки отношения к собст­венному ребенку и «стратегические» линии взаимодействия: орга­низация совместной деятельности с детьми, предоставление им возможности для проявления активности и осуществления выбора, активное использование приемов актуализации эмоционального воображения, моделирования действий и т. п. Раскрываются не­которые конкретные приемы работы с неуверенными, неоргани­зованными, агрессивными детьми.

3. Организация индивидуального консультирования.

Как пра­вило, после серии групповых собраний и консультаций у родите­лей возникает много вопросов индивидуального характера, свя­занных с правильным построением системы отношений со своими детьми. На этом этапе целесообразно не только организовать сис­темное индивидуальное консультирование, ориентированное на оказание непосредственной позитивной помощи, но и провести отбор родителей в специальную тренинговую группу. Родителям предлагается, приняв участие в групповой работе, научиться кон­кретным методам и формам взаимодействия со своими детьми, приобрести новый опыт отношений, построенных на ненасильст­венной основе.

В группе численностью 8-12 человек работа с ро­дителями проводится еженедельно, занятия длятся примерно по 4 часа. Продолжительность тренинга зависит от характера обсуж­даемых проблем, возможностей родителей, социального педагога. Обычно такие тренинги могут занимать от одного до трех месяцев.

Профилактическую задачу решает и специальная рабо­та по коррекции агрессивного поведения детей и подрост­ков, которые, как правило, сами являются жертвами наси­лия. Их восприятие мира, как враждебного и опасного, проецируется на адекватные отношения с этим миром. Яв­ляясь жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, они часто становятся насильниками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершающих насильственные про­тивоправные действия.

Таким образом, создание системы социально-педагогической по­мощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения, предполагает не только непосред­ственную работу с ними, но и деятельность по предупреж­дению ситуаций насилия. Важно обучить ребенка безопас­ному поведению, усилить его возможности самозащиты, снять комплексы неполноценности как основу виктимного поведения. Однако для профилактики жестокости и наси­лия в обществе нужны социальные комплексные програм­мы, которые бы включали различные направления работы:

— образовательные программы для детей и подростков;

— образовательные программы для педагогов, родителей и других взрослых, работающих с детьми и молодежью;

— создание специальных программ в масс-медиа, демон­стрирующих здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;

— борьба с засильем программ, публикаций, транслиру­ющих жестокость и насилие

— создание «телефонов доверия», специальных кризис­ных центров, убежищ и приютов для жертв насилия;

— ориентация волонтерского движения в помощь со­циально дезадаптированным детям и подросткам по их реадаптации в обществе и др.

Основными принципами создания таких программ дол­жны быть принципы доступности, ответственности, досто­верной информации, активности.

В этой связи привлекает внимание опыт, накопленный сотрудниками социальных служб США. Согласно их мнению, приоритетное направление в профилактике насилия в семье - разработка специаль­ных программ педагогического образования родителей. Рассмотрим некоторые из них.

Программа установления близких взаимоотношений детей и взрослых.

В первые годы жизни младенец испытывает при­вязанность к какому-то одному человеку, чаще всего к матери. На протяжении всей жизни сила и характер этого чувства будет оказывать влияние на последую­щие отношения с другими людьми. Привязанность можно определить как нежную связь между двумя индивидами, которая имеет временные и простран­ственные характеристики и способствует их эмоцио­нальному контакту.

Американская медицинская ассоциация и Амери­канская ассоциация среднего медицинского персонала выступают за налаживание взаимосвязей родителей и новорожденных. Об этом говорится в декларации о вза­имодействии родителей и новорожденных, направлен­ной на распространение и гуманизацию методов нала­живания взаимосвязей с ребенком после его рождения. В частности, медицинскому персоналу больниц рекомен­дуется пересмотреть традиционную практику, включая процесс принятия родов, и поощрять немедленное об­щение матерей и отцов с их новорожденными детьми.

Программа посещений на дому.

Служба охраны здоровья особое внимание уделяет проведению профилактических мероприятий, исполь­зуя при этом знания и опыт посещающего семью спе­циалиста, который может дать консультацию по любо­му вопросу, волнующему семью: от практического совета до выявления ошибок в обращении с ребенком. Это общение один на один — уникальная форма педа­гогического образования родителей.

В первый раз мать навещают еще в больнице и договариваются с ней о посещении на дому в течении первых десяти дней. Сотрудник программы приносит брошюры о питании ребенка, о возможностях общины и социальных служб, если это необходимо, и, что более важно, об уходе за ребенком.

Сотрудник, посещающий семью на дому, выступа­ет в качестве педагога, друга и представителя общины. Он стремится наладить взаимоотношения, основанные на доверии и эмоциональной поддержке. Как предста­витель общины, сотрудник представляет информацию о всех службах общины, убеждает семью использовать их возможности и помогает наладить с ними контакты.

Интенсивный курс обучения родителей

«Интенсивный курс для взрослых по воспитанию детей» был разработан для подготовки профессионалов к работе в качестве инструкторов-спе­циалистов по формированию навыков взаимодействия с детьми. Содержание курса охватывает 3 основные сферы взаимодействия.

1. Взаимодействие со своим окружением путем уп­равления своими ощущениями (осязанием, зрением и т. д.).

2. Взаимодействие со своим внутренним Я через создание положительного представления о самом себе и умение управлять своей жизнью. Сюда относятся умения принимать решения, управлять эмоциями, чув­ства ответственности, вины, доверия, а также поступки.

3. Взаимодействие с другими людьми: со знакомы­ми, близкими друзьями, товарищами по работе. Значи­тельное внимание уделяется проблеме взаимодействия с лицами противоположного пола.

Авторы считают, что их курс надо рассматривать как начальный или предварительный курс по подготов­ке молодых людей к выполнению родительских обязан­ностей.

Информационный бюллетень «Пеликан»

Ллойд Роуленд разработал серию ин­формационных листков, которые известны под назва­нием «Пеликан» и нашли широкое применение во многих штатах. Название было выбрано потому, что пеликан является символом штата Луизиана. Инфор­мационный бюллетень — это брошюра с иллюстраци­ями, содержащая короткие, легко читаемые тексты.

После рождения ребенка и в течение первого года его жизни родителям ежемесячно присылается серия информационных бюллетеней. На втором году жизни ребенка семья получает информацию каждые два ме­сяца; три бюллетеня семья получает в течение третьего и четвертого года жизни ребенка и два бюллетеня — в течение пятого и шестого года. Каждый бюллетень содержит конкретную информацию для родителей о развитии ребенка и уходу за ним.

Данная программа все чаще рассматривается в качестве стратегии педагогического образования ро­дителей со стороны тех, кого волнует проблема предот­вращения жестокого отношения к детям. В первые не­сколько лет своей жизни ребенок наиболее уязвим и вызывает раздражение родителей. Следовательно, надо в первую очередь способствовать внедрению тех про­грамм, которые могут привести к установлению хоро­ших взаимоотношений между родителями и детьми с момента рождения.

Телевизионный сериал «Шаги»

Если все другие попытки педагогического просвещения родите­лей оказались неудачными, то остается еще один вари­ант — использовать возможности телевидения.

«Шаги» — это телепрограмма, посвященная выпол­нению родительских обязанностей, представленная на общественном телевидении образовательным каналом штата Кентукки и финансируемая Министерством об­разования США. 20-серийная лента — это инсцениров­ка жизни пяти вымышленных семей, которые в каждой серии сталкиваются с определенной проблемой: семья Сандбургов — белые, представители средних слоев общества, оба родителя работают, имеют двоих детей; семья Маршаллов — черные, представители среднего класса, имеют двоих детей; Хорнбреннеры — недавно разведенные родители, имеющие одного ребенка; семья Райли — подростки из рабочего класса, ожидаю­щие ребенка, живут в сельской местности; и семья Санчесов —американцев мексиканского происхожде­ния, рабочих, имеющих большую семью.

В каждой серии затрагивается особая тема — лич­ность, индивидуальность, ранний алкоголизм, пред­родовые приготовления, обучение по телевидению, смерть, привязанности и независимость, дисципли­на, привычки в еде и т. д. Программа предлагает раз­личные варианты, и для родителей открывается воз­можность выбора путей воспитания своих детей. Вслед за двадцатиминутной инсценировкой ведущие программы представляют короткий документальный фильм, который подводит итог представленной вни­манию зрителей сюжетной истории.

Телесериал не претендует на то, чтобы читать про­поведи зрителям или предлагать им рецепты решения проблем. Его цель — выработка положительных устано­вок. Авторы стремятся к тому, чтобы родители не чув­ствовали себя одинокими, сталкиваясь с трудностями в воспитании детей; нет ничего невозможного в выполне­нии родительских обязанностей, и не существует одно­значного решения каждой конкретной проблемы.

Консультационные и анонимные центры для родителей

Общество испытывает необходимость в создании групп поддержки и организации взаимодействия ро­дителей.

Группы поддержки матерей, такие, как консульта­ционные центры, а также национальная программа анонимной помощи родителям, направляют свои уси­лия на помощь нуклеарной семье, стра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: