По данным социологического опроса Института детства, только около 25% родителей считают, что применение физической силы - это не метод для воспитания. Примерно 85% признали, что они бывают грубы с детьми, «когда те доводят». На вопрос: «Считаете ли Вы себя хорошим родителем?» более половины ответили: «Да, но не совсем». При этом подавляющее большинство респондентов ждут в старости от своих отпрысков понимания и любви.
Поскольку агрессия существует и широко распространена, можно говорить о ее жертвах — детях и подростках, пострадавших от насилия.
По мнению специалистов, выделяются три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия: семья, сфера образования, и сфера микросоциальных отношений.
Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др.
Первым вопросом, связанным с оценкой социально-медицинских последствий жестокого обращения с детьми, является определение понятий, используемых в исследованиях по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются следующие термины:
— пренебрежение, плохое обращение;
— жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;
— сексуальное злоупотребление.
Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении жизненно необходимых потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению является термин «социальное сиротство.
Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий, например нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.
Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция малолетних. Определение сексуального насилия акцентирует внимание на отношении жертвы насилия к совершаемым по отношению к ней действиям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласия или которые нарушают табу социальных (семейных) ролей.
Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к детям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов жестокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обращения должна включать:
— оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);
— продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).
В области оценки социальных и криминальных аспектов жестокого обращения с детьми преобладающей точкой зрения является концепция цикла насилия. Многие исследования указывают на связь между жестокостью наказаний, применяемых к ребенку, и мерами воздействия, которые использовались в семье самого родителя; между наказаниями и выраженностью агрессивности ребенка, частотой встречаемых у него случаев делинквентности, а также жестоким характером преступлений у тех лиц, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко.
Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко выраженных симптомов и признаков, по которым можно определить первопричину отклонений. Степень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности, страха того, что насилие может повториться, или того, что все узнают о случившемся.
Часто дети и подростки, испытавшие насилие, чувствуют бессилие, боль, смущение, стыд, ощущают себя соучастниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмоциональной сферы, выражающиеся в повышенной тревожности, необоснованной смене настроения, депрессиях, которые могут спровоцировать суицидальные попытки. Часто наблюдается нарушение сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симптомы соседствуют с нарушением взаимоотношений с окружающими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида.
Согласно данным кандадских исследователей:
1. Дети-жертвы в семь раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками.
2. Дети-жертвы в 10 раз чаще совершают попытки суицида.
3. Дети-жертвы составляют 60—70% беглецов (85% в убежище для бездомных в Торонто); 98% детской проституции падает на них.
4. 60% детей-жертв страдают от проблем питания.
5. 98% индивидов, страдающих от множественных личностных расстройств, имеют историю сексуального насилия в детстве.
6. У 85% пациентов психиатрических клиник выявляется история сексуального злоупотребления в детстве.
Еще одна проблема связана с определением тех несовершеннолетних, которые по своим социально-психологическим признакам относятся к «группе риска». Выделены следующие дети «группы риска» по жестокому обращению и насилию:
— дети, проживающие в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;
— дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав и находящиеся на государственном интернат-ном обеспечении или под опекой лиц, которые в силу своего возраста, личностных свойств или других причин не в состоянии в полной мере обеспечивать жизненно необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном развитии;
— дети с асоциальным (криминальным) поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет) и нуждающиеся в связи с социально-педагогической запущенностью в принудительных мерах воспитательного воздействия;
— дети, находящиеся в особо трудных условиях (в семьях беженцев, вынужденных переселенцев; детей, родители которых имеют статус безработных, дети одиноких несовершеннолетних матерей).
Анализ внутрисемейных ситуаций и наличия психических отклонений у родителей, проявляющих жестокость в обращении с детьми, показывает, что в 60% случаев родители «забитых детей» имели тяжелую депривацию, в детстве страдали депрессивными и тревожными расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях чаще наблюдался «авторитарный» тип внутрисемейных отношений, при котором конфликты между супругами сопровождались враждебно-агрессивным отношением к детям. Следовательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.
К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся:
1. алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;
Во многих семьях физическое насилие приобретает систематический и хронический характер. Каждый год по крайней мере один ребенок из ста страдает от побоев родителей и не менее 40% детей хотя бы один раз подвергаются побоям в детстве. Трое из ста детей страдают от применения родителями огнестрельного или холодного оружия.
2. незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;
Многие родители эмоционально не готовы к той ответственности, которую налагает на них материнство или отцовство, и зачастую либо слишком близко к сердцу принимают неприятности, связанные с выполнением родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют. В детском возрасте у них не были сформированы навыки межличностного общения. Дефицит эмоционального тепла, который они испытывали в детские годы, ограничил их способность относиться к себе с уважением и взаимодействовать с другими.
Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидать, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как он не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психологически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка. Неправильное питание в младенческом возрасте, которое зачастую ведет к поражению центральной нервной системы ребенка или его смерти, во многих случаях является результатом незнания родителями основных требований, предъявляемых к кормлению детей.
3. низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы;
Критическая ситуация или стечение обстоятельств часто вызывает вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность, эмоциональную подавленность или даже любое незначительное событие, принципиально важное для взрослого, который сам отчаянно нуждается в утешении.
4. потребности родителей установить приоритет над ребенком, нарушение баланса власти; неравномерность привилегий;
В семьях, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок-мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т. д., и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, иметь недостаток, который раздражает его мучителя, считаться злым, иметь физические или умственные недостатки или появиться на свет преждевременно.
5. жесткие моральные нормы;
Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказания обычно не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции. До 90% лиц, проявляющих -жестокость в отношении детей, хотя и заботятся о них, тем не менее имеют очень ограниченный круг навыков семейного воспитания, поскольку следуют той модели, которую они получили в наследство.
6. одиночество и плохое здоровье матери.
Весьма типична для семей, в которых царит домашнее насилие, изоляция от внешнего мира. Многие из них не имеют телефонов, живут замкнуто и не пользуются ничьей помощью. Присущее им недоверие ведет к отрицанию попыток со стороны соседей, социальных работников и врачей наладить с ними сотрудничество.
Следовательно, большое число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также асоциальных, дезорганизованных семей являются в настоящее время областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, необеспечения необходимостью условий для осуществления жизненно необходимых потребностей детей в защите и уходе.
Участники насилия. Насилие может быть частью любых отношений. Оно может произойти между совсем незнакомыми людьми, только что познакомившимися на вечеринке, между долго живущими вместе людьми и друзьями. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего виновником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75% виновниками насилия являются родственники. Часто они используют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства.
Жертва насилия — это любой, кто вовлекается в отношения путем насилия, обмана или давления. Жертвой насилия может стать любой человек. Но статистика свидетельствует о том, что наибольшее количество насилия направлено на детей и молодежь. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенностями подростков: меньшей физической силой и психологической уязвимостью, социальной и материальной зависимостью от взрослого. Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Виктимология, наука изучающая жертвы преступлений, выделяет ряд биопсихосоциальных признаков, характеризующих комплекс жертвы. Одним из таких параметров является социальная изоляция, робость, неуверенность в себе. Не существует прирожденных жертв, но приобретенные человеком физические, психические и социальные свойства и качества, такие, как пассивность, трусость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения и т. д., могут сделать человека жертвой преступления.
Насильники. В большинстве случаев человека, совершающего насилие, отличает потребность доминирования над окружающими, а способом подчинения себе — жестокость. Он бессознательно стремится к таким видам деятельности, которые дают возможность удовлетворить эту потребность. Совсем незначительная часть насильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встречается лиц с акцентуированным характером. По данным психологов, среди насильников наиболее часты психопаты (49,7%), алкоголики (50,8%), олигофрены (36%), лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы (63%).
Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного насилия и принятие мер по прекращению насильственных действий.
Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-психотерапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия:
— полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование;
— анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью.
В случаях угрозы жизни и благополучию жертвы насилия социальный педагог обязан вмешаться в ситуацию. Формирование чувства безопасности у жертв насилия — основа эффективной помощи.
Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разъяснение их основных прав:
— права на неприкосновенность;
— права на защиту своей чести;
— права доверять своим чувствам;
— права говорить «нет» взрослым;
— права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие;
— права на получение помощи.
Таким образом, цель социально-педагогической помощи жертвам насилия в уменьшении отрицательного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе.
Исходя из этих целей социальный педагог решает следующие практические задачи:
— оценивает масштаб ущерба здоровью жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);
— изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;
— мобилизует внешние и внутренние ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;
— осуществляет коррекцию социальной дезадаптации;
— выявляет основные направления дальнейшего развития личности;
— привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию помощи пострадавшему ребенку.
Для того чтобы определить спектр помощи жертвам насилия, необходимо учитывать как внешние признаки насилия, так и особенности детей и подростков, подвергнувшихся насилию.
Обычно учитываются следующие внешние признаки насилия: безнадзорность, эмоциональное, физическое и сексуальное насилие.
Первоепроявляется в неухоженности, неопрятности, внешней запущенности ребенка, его дистрофичности, постоянных простудных заболеваниях, несвоевременном лечении или отсутствие такового, затяжных инфекционных заболеваниях, частых травмах. Психологическими последствиями безнадзорности является социально-педагогическая запущенность ребенка.
Второе выясняется из жалоб ребенка, расспросов его соседей, друзей, из которых формируется представление о нем как объекте насмешек, обид, угроз, унижения, раздражения родителей, превращающих ребенка в своеобразного «козла отпущения», лишенного эмоционального тепла и ласки в семье.
Третье проявляется в виде повреждений на теле, ссадин, синяков, порезов, ожогов, переломов и несвоевременности или отсутствии при этом медицинской помощи. Следствием насилия может быть чувство немотивированного беспокойства, тревоги, неуверенности, отсутствие доверия к людям, замкнутость, отчужденность, приводящие к социальной дезадаптации ребенка.
Сексуальное насилие отражается в рассказах ребенка, играх идентичного типа с другими детьми и куклами, избегании медосмотра, страха посещения туалета, неадекватных реакциях на потенциальных насильников, необычном количестве сексуальных знаний, проявляющихся в рисунках или поведении. В ходе психотерапии учитывается тот факт, что в большинстве случаев имеет место сочетание различных видов насилия и готовность к поведению жертвы. При этом обращается внимание на следующие обстоятельства:
1. Особенности личности и психического состояния ребенка или подростка до факта насилия.
2. Вид перенесенного насилия и способность ребенка осознавать его сущность.
3. Глубину и тяжесть переживания факта насилия: от безразличия до тяжелых депрессий и суицидальных попыток.
Психологические последствия могут быть выражены в виде:
— закрепления личностных форм реагирования на насилие и предрасположенности вновь стать жертвой насилия;
— формирования на основе неотреагированного психотравматического опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений социальной адаптации, сложностей вступления в брак и т.д.;
— виктимизации, которая может приводить к отклоняющемуся и делинквентному поведению.
Проводя изучение личности ребенка, пострадавшего от насилия, социальный педагог может использовать следующиеметодики:
1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений.
2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик.
3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности.
4. Рисуночные тесты «Дом — Дерево — Человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующие животные». «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «это» состояний жертвы насилия.
Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов. Ее достоверность зависит от степени доверия пострадавших или их близких к специалисту. Информация должна содержать сведения о самой жертве, родителях и близких родственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутрисемейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат), о доверенных лицах, о насильнике.
Показаниями к консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, учителями или представителями других организаций, приглашение пострадавшего самим социальным педагогом.
Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха.
Основными методами консультирования являются беседа и интервью.
С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, социальный педагог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации консультирования к сбору информации о теме взаимодействия, к личности клиента; от достижения взаимопонимания к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы.
Определенное значение имеют пол консультанта, место и обстановка проведения консультаций, уровень профессионализма социального педагога, позволяющие обеспечить максимум уважения, достоинства и серьезного восприятия ребенка и его проблем.
Целесообразно использовать в работе с подростками, пострадавшими от насилия, «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных для подростков форм помощи. Она обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих молодежную субкультуру и специально подготовленных к работе на «телефоне доверия». Роль консультанта «телефона доверия» состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и установлении здоровых сохранных сторон личности обратившегося за помощью с целью повышения уровня его самооценки, выявлении круга друзей и близких, которые могли бы его поддержать, выработке плана действий в критической ситуации.
Профилактике насилия может служить работа социального педагога с родителями, учителями, специалистами, по осознанию источников насилия, разъяснению их опасности, повышению ответственности за насильственные действия любого рода, выявлению и защите прав жертв насилия и способам предупреждения виктимного поведения.
Работа с родителями сопряжена с определенными сложностями. Как ни странно, с педагогами чаще контактируют и консультируются родители, дети которых и так относятся к категории благополучных во всех отношениях. Те же родители, которые имеют «проблемных» детей и в силу этого нуждаются в сотрудничестве, помощи и консультации, как правило, на собрания, индивидуальное собеседование приходят очень редко. Тем не менее посильную работу с родителями вести необходимо, тем более если это касается ненасильственного воспитания.
Разработана и апробирована технология работы с родителями, которая включает в себя следующие этапы:
1. Проведение комплексного обследования родителей, на основе которого выявляется специфика их отношения к собственным детям, определяются типы родителей.
2. Проведение нескольких собраний с родителями, на которых раскрываются смысл и суть обучения и воспитания детей на ненасильственной основе, разъясняется различие подхода к ребенку как объекту собственного воздействия и как субъекту жизнедеятельности.
В первом случае отношение к ребенку строится по принципу управления, когда реализуется взгляд на сына или дочь как на собственность, что приводит к регламентации обязанностей и ограничению свободы детей. И неизбежно родители обращаются к педагогам и психологам с типичными вопросами: как добиться, чтобы ребенок был послушнее, дисциплинированнее, усидчивее, самостоятельно и качественно выполнял домашние задания, стал более активным, более спокойным и т. п.
Во втором случае отношение к детям строится на основе любви и принятия. Но любовь бывает разной: она может принимать форму жертвенности или родительского эгоцентризма, либо выражаться в особой деятельности, направленной на усиление личностного в ребенке. Важно обозначить те пути, которые помогают научиться любить собственного ребенка, акцентируя внимание на механизмах самопринятия, позитивного принятия всех членов семьи, на обучение умению не беспокоиться за будущее своих детей. Определяются некоторые конкретные формы перестройки отношения к собственному ребенку и «стратегические» линии взаимодействия: организация совместной деятельности с детьми, предоставление им возможности для проявления активности и осуществления выбора, активное использование приемов актуализации эмоционального воображения, моделирования действий и т. п. Раскрываются некоторые конкретные приемы работы с неуверенными, неорганизованными, агрессивными детьми.
3. Организация индивидуального консультирования.
Как правило, после серии групповых собраний и консультаций у родителей возникает много вопросов индивидуального характера, связанных с правильным построением системы отношений со своими детьми. На этом этапе целесообразно не только организовать системное индивидуальное консультирование, ориентированное на оказание непосредственной позитивной помощи, но и провести отбор родителей в специальную тренинговую группу. Родителям предлагается, приняв участие в групповой работе, научиться конкретным методам и формам взаимодействия со своими детьми, приобрести новый опыт отношений, построенных на ненасильственной основе.
В группе численностью 8-12 человек работа с родителями проводится еженедельно, занятия длятся примерно по 4 часа. Продолжительность тренинга зависит от характера обсуждаемых проблем, возможностей родителей, социального педагога. Обычно такие тренинги могут занимать от одного до трех месяцев.
Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Их восприятие мира, как враждебного и опасного, проецируется на адекватные отношения с этим миром. Являясь жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, они часто становятся насильниками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершающих насильственные противоправные действия.
Таким образом, создание системы социально-педагогической помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения, предполагает не только непосредственную работу с ними, но и деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Важно обучить ребенка безопасному поведению, усилить его возможности самозащиты, снять комплексы неполноценности как основу виктимного поведения. Однако для профилактики жестокости и насилия в обществе нужны социальные комплексные программы, которые бы включали различные направления работы:
— образовательные программы для детей и подростков;
— образовательные программы для педагогов, родителей и других взрослых, работающих с детьми и молодежью;
— создание специальных программ в масс-медиа, демонстрирующих здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;
— борьба с засильем программ, публикаций, транслирующих жестокость и насилие
— создание «телефонов доверия», специальных кризисных центров, убежищ и приютов для жертв насилия;
— ориентация волонтерского движения в помощь социально дезадаптированным детям и подросткам по их реадаптации в обществе и др.
Основными принципами создания таких программ должны быть принципы доступности, ответственности, достоверной информации, активности.
В этой связи привлекает внимание опыт, накопленный сотрудниками социальных служб США. Согласно их мнению, приоритетное направление в профилактике насилия в семье - разработка специальных программ педагогического образования родителей. Рассмотрим некоторые из них.
Программа установления близких взаимоотношений детей и взрослых.
В первые годы жизни младенец испытывает привязанность к какому-то одному человеку, чаще всего к матери. На протяжении всей жизни сила и характер этого чувства будет оказывать влияние на последующие отношения с другими людьми. Привязанность можно определить как нежную связь между двумя индивидами, которая имеет временные и пространственные характеристики и способствует их эмоциональному контакту.
Американская медицинская ассоциация и Американская ассоциация среднего медицинского персонала выступают за налаживание взаимосвязей родителей и новорожденных. Об этом говорится в декларации о взаимодействии родителей и новорожденных, направленной на распространение и гуманизацию методов налаживания взаимосвязей с ребенком после его рождения. В частности, медицинскому персоналу больниц рекомендуется пересмотреть традиционную практику, включая процесс принятия родов, и поощрять немедленное общение матерей и отцов с их новорожденными детьми.
Программа посещений на дому.
Служба охраны здоровья особое внимание уделяет проведению профилактических мероприятий, используя при этом знания и опыт посещающего семью специалиста, который может дать консультацию по любому вопросу, волнующему семью: от практического совета до выявления ошибок в обращении с ребенком. Это общение один на один — уникальная форма педагогического образования родителей.
В первый раз мать навещают еще в больнице и договариваются с ней о посещении на дому в течении первых десяти дней. Сотрудник программы приносит брошюры о питании ребенка, о возможностях общины и социальных служб, если это необходимо, и, что более важно, об уходе за ребенком.
Сотрудник, посещающий семью на дому, выступает в качестве педагога, друга и представителя общины. Он стремится наладить взаимоотношения, основанные на доверии и эмоциональной поддержке. Как представитель общины, сотрудник представляет информацию о всех службах общины, убеждает семью использовать их возможности и помогает наладить с ними контакты.
Интенсивный курс обучения родителей
«Интенсивный курс для взрослых по воспитанию детей» был разработан для подготовки профессионалов к работе в качестве инструкторов-специалистов по формированию навыков взаимодействия с детьми. Содержание курса охватывает 3 основные сферы взаимодействия.
1. Взаимодействие со своим окружением путем управления своими ощущениями (осязанием, зрением и т. д.).
2. Взаимодействие со своим внутренним Я через создание положительного представления о самом себе и умение управлять своей жизнью. Сюда относятся умения принимать решения, управлять эмоциями, чувства ответственности, вины, доверия, а также поступки.
3. Взаимодействие с другими людьми: со знакомыми, близкими друзьями, товарищами по работе. Значительное внимание уделяется проблеме взаимодействия с лицами противоположного пола.
Авторы считают, что их курс надо рассматривать как начальный или предварительный курс по подготовке молодых людей к выполнению родительских обязанностей.
Информационный бюллетень «Пеликан»
Ллойд Роуленд разработал серию информационных листков, которые известны под названием «Пеликан» и нашли широкое применение во многих штатах. Название было выбрано потому, что пеликан является символом штата Луизиана. Информационный бюллетень — это брошюра с иллюстрациями, содержащая короткие, легко читаемые тексты.
После рождения ребенка и в течение первого года его жизни родителям ежемесячно присылается серия информационных бюллетеней. На втором году жизни ребенка семья получает информацию каждые два месяца; три бюллетеня семья получает в течение третьего и четвертого года жизни ребенка и два бюллетеня — в течение пятого и шестого года. Каждый бюллетень содержит конкретную информацию для родителей о развитии ребенка и уходу за ним.
Данная программа все чаще рассматривается в качестве стратегии педагогического образования родителей со стороны тех, кого волнует проблема предотвращения жестокого отношения к детям. В первые несколько лет своей жизни ребенок наиболее уязвим и вызывает раздражение родителей. Следовательно, надо в первую очередь способствовать внедрению тех программ, которые могут привести к установлению хороших взаимоотношений между родителями и детьми с момента рождения.
Телевизионный сериал «Шаги»
Если все другие попытки педагогического просвещения родителей оказались неудачными, то остается еще один вариант — использовать возможности телевидения.
«Шаги» — это телепрограмма, посвященная выполнению родительских обязанностей, представленная на общественном телевидении образовательным каналом штата Кентукки и финансируемая Министерством образования США. 20-серийная лента — это инсценировка жизни пяти вымышленных семей, которые в каждой серии сталкиваются с определенной проблемой: семья Сандбургов — белые, представители средних слоев общества, оба родителя работают, имеют двоих детей; семья Маршаллов — черные, представители среднего класса, имеют двоих детей; Хорнбреннеры — недавно разведенные родители, имеющие одного ребенка; семья Райли — подростки из рабочего класса, ожидающие ребенка, живут в сельской местности; и семья Санчесов —американцев мексиканского происхождения, рабочих, имеющих большую семью.
В каждой серии затрагивается особая тема — личность, индивидуальность, ранний алкоголизм, предродовые приготовления, обучение по телевидению, смерть, привязанности и независимость, дисциплина, привычки в еде и т. д. Программа предлагает различные варианты, и для родителей открывается возможность выбора путей воспитания своих детей. Вслед за двадцатиминутной инсценировкой ведущие программы представляют короткий документальный фильм, который подводит итог представленной вниманию зрителей сюжетной истории.
Телесериал не претендует на то, чтобы читать проповеди зрителям или предлагать им рецепты решения проблем. Его цель — выработка положительных установок. Авторы стремятся к тому, чтобы родители не чувствовали себя одинокими, сталкиваясь с трудностями в воспитании детей; нет ничего невозможного в выполнении родительских обязанностей, и не существует однозначного решения каждой конкретной проблемы.
Консультационные и анонимные центры для родителей
Общество испытывает необходимость в создании групп поддержки и организации взаимодействия родителей.
Группы поддержки матерей, такие, как консультационные центры, а также национальная программа анонимной помощи родителям, направляют свои усилия на помощь нуклеарной семье, стра