ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС ВЕРСАЛЬ




С момента строительства в XIV-XV веке дворцовый комплекс Версаль является символом власти и роскоши французской монархии. По сей день этот замечательный дворец входит в число самых красивых королевских резиденций не только во Франции, но и во всей Европе. Дворец Версаль был возведен на месте небольшого охотничьего замка, построенного в городе Версаль, который нынче является пригородом Парижа. Дворец находится к западу от французской столицы, примерно в 17 км от центраПарижа. С 1682 по 1789 гг. Версаль был фактической столицей королевства Франция, а невероятный по красоте дворец Версаль был главной резиденцией французских монархов. Версаль главным образом ассоциируется с периодом правления «короля-солнца», Людовика XIV.

Строительство дворца началось в 1661 году. Главным архитектором был назначен Луи Лево, который к тому времени успел привлечь внимание Людовика XIV строительством дворца Во-ле-Виконт для суперинтенданта финансов Николя Фуке. При Лево прошел первый этап строительства Версаля, во время которого дворец приобрел свой стиль. После смерти Лево, с 1669 года начался второй этап строительства Версаля, который возглавил архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Он построил замок Кланьи, который находится недалеко от Версаля. Замок строился для официальной фаворитки Людовика XIV, маркизы де Монтеспан. Ардуэн-Мансар построил в Версале мраморный Трианон, дворец, который Людовик XIV использовал для отдыха. Во время третьего этапа строительства Версаль приобрел тот внешний вид, по которому мы можем судить о его великолепии сегодня. В этот период было завершено строительство Зеркальной галереи, самого известного интерьера Версаля, высота ее потолка составляет 13 метров. Окна, которые выходят в парадную часть парка, расположены симметрично относительно зеркал. Потолок галереи расписан по эскизам художника Шарля Лебрена, где развернут настоящий эпос о победах и делах Людовика XIV. Зеркальная галерея стала прообразом залов многих королевских резиденций, включая Павловский и Зимний дворцы. Во время четвертого этапа строительства, который продолжался с 1699 по 1708 гг., в Версале появились Апартаменты короля – серия комнат, где проживал Людовик XIV после смерти своей супруги Марии Терезии.

Общая площадь всех помещений дворцового комплекса Версаль составляет примерно 67 тысяч кв.м. Здесь находится более 700 комнат, 67 лестниц и более 2 тысяч окон. Общая площадь парка – 101 Га. Над созданием паркового комплекса в Версале работал придворный садовод и ландшафтный архитектор Андре Ленотр, который является также автором проектов Сент-Джеймсского и Гринвичского парков в Лондоне. Кроме того, Ленотр создал систему регулярного («французского») парка, которую использовали в Европе до середины XVIII века.

Собор Святого Петра

Католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёхпатриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, иАнтонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньолавозвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Церковь Иль-Джезу, Рим

Первым сооружением в стиле барокко счтиается римская церковь Иль-Джезу (Во имя Христа) — главная церковь ордена иезуитов. Церковь явилась завершающим этапом в долгой эволюции композиции храмовых сооружений эпохи Возрождения.

В 1577 г. св. Карло Борромео в своих «Наставлениях» осудил круговой план церкви, который считал языческим по духу, и настоятельно рекомендовал план в форме латинского креста: по его мнению, тем самым христианский крест будет стоять выше креста греческого. Трудно сказать, в какой мере это требование подействовало на архитекторов, которые продолжали создавать церкви с центрированным планом, стремясь сохранить присущий ему мемориальным характер и используя его по большей части в сооружениях небольшого размера — построенных по обету; в местах погребения или паломничества. Кроме того, центрированный план часто встречается в монастырях и коллежах, хотя в приходских церквях он применяется гораздо реже.

Незадолго до того, как в пользу латинского креста высказался святой Карло Борромео, Виньола (1507-1573) создал на основе этого плана свое великое творение — церковь иезуитов в Риме (1568-1575).

В качестве образца для церкви Иль-Джезу в Риме Виньолой взял церковь Сант Андреа в Матуе, построенную Альберти в XV в.: сочетание единственного сводчатого нефа с куполом на стыке трансепта. Благодаря высоким окнам и купольной башенке хорошо виден алтарь, что соответствовало решениям Тридентского собора (1545-1563), уделившего особое внимание участию верующих в отправлении службы. Для создания впечатления обширного внутреннего пространства проходы отнесены к боковым частовням, благодаря этому приему в церкви был сооружен широкий неф для богослужений. Быстрое распространение модели Иль-Джезу в Европе свидетельствует не только об успехе продольного плана.

В Иль-Джезу можно увидеть и сочетание центрированного, организованного вокруг обширного купола пространства с удлиненным пространством, образующим неф. Это стремление к синтезу продольного и центрированного планов окажется одним из важнейших постулатов Ренессанса.

Строительство Иль-Джезу началось в 1568 году, когда Виньола умер церковь еще не была завершена. Сооружение было закончено учеником Виньолы — представителем раннего барокко Джакомо делла Порта, котрый придерживался главного плана Виньолы.

Делла Порта придал фасаду церкви Иль-Джезу каноническую форму в соответствии с темой, использованной Альберти для флорентийской церкви Санта-Мария Новелла: с появлением этого фасада, украшенного колоннами различных ордеров, открывается простор для разнообразных вариаций. Фасад разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом, а более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными соединительными деталями — волютами. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко.

Композиция церкви оказала определяющее влияние на всю последующую европейскую архитектуру. В период Контрреформации этот образец был перенят во всей Европе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: