Тест «Определение типа центрации – направленности педагогической деятельности» (К.М. Левитан)




 

[Левитан, К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.: Наука, 1994. – С. 62-66.]

Инструкция. Пожалуйста, сосредоточьтесь, поскольку вы должны очень четко и обоснованно сделать выбор того или иного варианта ответа. Для этого прочитайте начало утверждения и варианты его продолжения. Выбе­рите только то продолжение, с которым вы полностью согласны. Если же все варианты вас не устраивают, допишите собственный вариант в свободной строке. Выбранный вариант ответа необходимо выделить, обведя кружком букву перед ним. Не задумывайтесь слишком долго над каждым суждением, в конце концов правильный выбор чаще тот, который был первым.

 

1. Более всего мне как педагогу удается...

а) воспитывать учеников,

б) организовывать моих коллег на новые начинания, будь то дела или отдых,

в) реализовать свои способности и возможности в педагогическом труде.

г) привлечь родителей к воспитанию детей,

д) совершенствовать методику преподавания моего предмета (предметов),

е) добросовестно выполнять все обязанности.

____________________________________________________________________

 

 

2. Занимаясь повышением своей квалификации, особое внимание я уде­ляю вопросам...

а) чтения методической литературы,

б) психологии учащихся,

в) работы с семьей,

г) самосовершенствования во всех областях,

д) создания оптимального климата в нашем педагогическом коллек­тиве,

е) входящим в план работы школы.

____________________________________________________________________

 

3. Я считаю, что настоящую оценку моего труда могут дать...

а) мои коллеги-предметники (учителя начальных классов) или мои друзья по школе,

б) скорее всего я сам (сама),

в) мои ученики,

г) завучи школы, методисты,

д) родители моих учеников,

е) кто был на моих уроках.

______________________________________________________________________

 

4. Мне кажется, что рост неуспеваемости в последнее время связан с...

 

а) ослаблением контроля за учебно-воспитательным процессом со стороны администрации школы,

б) отсутствием взаимопонимания между коллегами, что децентрали­зует педагогические усилия коллектива,

в) недоработкой отдельных учителей, так как я делаю все возмож­ное для предотвращения неуспеваемости,

г) недостатками программ и методик, усложнением содержания обра­зования,

д) недостаточным контролем со стороны родителей,

е) перегруженностью детей.

_______________________________________________________________________

 

5. При возможности я бы выбрал(а) следующую форму аттестации...

а) обсуждение моей работы на малом педсовете,

б) опрос детей и родителей о моей работе,

в) как решит администрация,

г) разработка методического пособия или серия открытых уроков,

д) анкетирование учащихся,

е) письменный отчет (анализ или обобщение) за период между аттес­тациями.

______________________________________________________________________

 

6. Если бы педагогов готовили в вузах с учетом их индивидуальных склонностей, я бы выбрал(а) специальность...

а) учитель-инспектор (контроль за работой всех структур школы),

б) учитель-методист (научно-методическая работа),

в) учитель-психотерапевт (нормализация климата, устранение конф­ликтов, их профилактика и др.),

г) учитель-консультант по проблемам семьи (работа в микрорайоне),

д) учитель-мастер (наставник; по становлению педагогического мастерства молодежи, организация педклассов),

е) учитель-воспитатель (организационная и воспитательная работа с детьми).

______________________________________________________________________

 

7. Я очень расстраиваюсь, если неприятности на работе связаны...

а) с жалобой на меня администрации,

б) с неудачно проведенным уроком при его тщательной подготовке,

в) с грубостью и бестактностью коллег,

г) с выяснением отношений с родителями,

д) с критикой в мой адрес в присутствии учеников,

е) с конфликтом между мной и учениками.

_______________________________________________________________________

 

8. Если охарактеризовать мое педагогическое призвание, то я...

а) такой же педагог, как и большинство в нашем коллективе,

б) если отбросить излишнюю скромность - незаурядная личность, педагог со своим неповторимым почерком работы,

в) я заботливый и внимательный родитель,

г) воспитатель человеческих душ,

д) изобретатель и конструктор урока,

е) вечно непоседливый и неуспокоенный оптимист, преданный про­фессии.

_______________________________________________________________________

 

9. Мне бы доставило наибольшее удовольствие, если бы в день юби­лея ...

а) коллеги организовали бы банкет с поздравлениями, песнями, экс­промтами и т.д.,

б) по ГУНО (управлению образования) появился приказ о моем поощрении чем-либо,

в) мне бы присвоили более высокое педагогическое звание,

г) о моей работе появилась бы заметка в педагогической газете или журнале,

д) ко мне домой с поздравлением пришли бы бывшие ученики,

е) меня бы поздравила общественность (шефы, родители учеников, работники детских учреждений нашего микрорайона).

_______________________________________________________________________

 

10. Наиболее ярким воспоминанием моего детства является...

а) мои старшие друзья, которые принимали меня как сверстника(цу) и дали мне много больше, нежели мои сверстники,

б) постоянное усилие разобраться во всем саму(ой) и необходимость добиться всего самостоятельно,

в) игры, которые я придумывал(а) и увлекал(а) остальных,

г) упреки мамы за то, что я отдавал(а) все, что можно отдать, даже если это было последним у меня самого(й),

д) наказание от строгих родителей,

е) огромное количество друзей, которое всегда окружало меня.

____________________________________________________________________________

 

 

Обработка результатов.

В бланк занести данные ответы испытуемого:

 

№ вопроса/утверждения ТИП ЦЕНТРАЦИИ
К «Я» Г А Р М
конформная эгоцентрическая гуманистическая авторитарная ориентированная на родителей методическая
  б в а е г д
  д г б е в а
  а б в г д е
  б в е а д г
  а е д в б г
  в д е а г б
  в д е а г б
  е б г а в д
  а г д б е в
  е б г а д в
Итого в баллах            

 

В столбцах подсчитать количество выбранных суждений характеризующих тип центрации. Сопоставить ответы с ключом: для этого обвести в строке каждого суждения выбран­ный респондентом ответ. Подсчитать количество обведенных ответов в каждом столбце, результаты записать в нижней строке. Оценить степень выраженности того или иного вида центрации – направленности педагогической деятельности:

1 - 3 балла – центрация эпизодическая;

4 - 6 баллов – центрация значима;

7-10 баллов – центрация доминирует.

 

Интерпретация результатов:

К - центрация на интересах (мнениях) своих коллег, или конформная центрация. Доминирование данной центрации наблюдается у педагогов, склонных к организаторской и воспитательной работе с разными возрастными группами. Подвержены коллективным идеям, не конфликтны.

" Я" - центрация на интересах (потребностях) своего "Я", или эгоцентрическая центрация. Характеризует педагогов с яркой индивидуальностью, отстаивающих право на нешаблонную работу. Возможны конфликты с коллегами и администрацией при ограничении свободы действий учителя. При благоприятных условиях преподавания эти педагоги чаще реализуют свои возможности, создавая педагогические изобретения.

Г - центрация на интересах детей, или гуманистическая центрация. Профессионально значимая центрация. Вся деятельность педагога направлена на гуманизацию процесса обучения. Его индивидуальный стиль поведения характеризуется вниманием и чуткостью к детям, поэтому наиболее успешно осу­ществляется работа с педагогически трудными учащимися.

А - центрация на интересах (требованиях) администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуаль­ными особенностями в силу их исполнительности и репродук­тивности деятельности. Свойственна большая зависимость от оценок их деятельности инспектирующими органами народного образования и мнения администрации школы. Меняют стиль и методы преподавания, если это рекомендовано "сверху". При переносе методик не адаптируют их к условиям собственной деятельности.

Р - центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников. Успешность их педагогической деятельности предопределена составом родителей и их социальной значимостью. Возможно необъективное оценивание учащихся, связанное со взаимоотно­шениями между педагогом и семьей ученика.

М - центрация на интересах (требованиях) средств и ме­тодов обучения/воспитания, или познавательная центрация. Характерна для педаго­гов теоретического типа. Основное направление их деятельно­сти - совершенствование педагогической технологии обучения и воспитания. Однако, увлеченность педагогов совершенство­ванием методики преподавания иногда приводит к тому, что учитель начинает рассматривать ученика как фон, на котором он творит "безупречный" урок. Что же касается содержания и структуры урока, то они логически завершены, максимально заполнены, профессионально грамотны. Учителя с доминирова­нием данного типа центрации могут стать прекрасными руководителями методических объединений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: