ПЬЯНИЦА
Настоящий этюд направлен на развитие профессиональных навыков у студента- режиссера, характеризующихся универсальностью и креативностью в сфере драматургии, режиссуры, операторского мастерства и монтажа. Автор должен проявить сумму знаний и умений, накопленную за весь период обучения по дисциплине «теория и практика монтажа»
В основе этюда – чрезвычайно субъективное видение мира глазами нетрезвого человека.
Ни в коем случае речь не идет о воспевании и культивировании пьянства, смысл задания – в искусстве субъективизации через метод съемки по типу «синема верите» и ассоциативно-образного монтажа.
Во-первых, во-вторых, и, в-третьих:
Во-первых. Этюд снимается через призму видения героя (героини) – нетрезвого юношу (нетрезвой девушки), который сталкивается с драматическими ситуациями.
Во-вторых. Это ни в коем случае не каскад гэгов и не монтаж аттракционов.
В-третьих. Этюд должен строиться по лекалам внутрикадрового монтажа и глубинного мизансценирования, где существует двуединство: сам герой - пьяница, и мир - раздвоенный, диссоциативный, расщепленный на части и элементы.
- Могут ли использоваться компьютерные и монтажные эффекты?
- Могут, но только в ограниченном количестве, ради показа раздвоенности героя. Например, может быть использован эффект двойной экспозиции.
- Что означает в этюде внутрикадровый монтаж и глубинное мизансценирование?
- Необходимо снимать, по возможности, без заметных приспособлений, выстраивая сцену, эпизод одним протяженным кадром, как бы без фокусов, тем самым, обнажая природу этой самой вывихнутости, «нетрезвости».
- Значит ли это, что должна быть задействована ручная камера?
- Несомненно, ручная камера входит в арсенал выразительных средств. Но также могут использоваться съемки со штатива, с крана, с тележки. Вопрос, прежде всего, не в технике, а в передаче субъективности, или, скажем так, необъективности мировосприятия.
- Получается, что пьян не герой, а мир?
- Да они оба пьяные: и герой, и мир.
- А что делать актеру? Играть матерого пьяницу, закоренелого алкаша?
- Совсем не обязательно! Скорее, даже это противопоказано. Также как и воспроизведение на экране процесса пьянства.
- А как же тогда зритель поймет, что герой нетрезв?
- Вопрос в драматургии и в режиссерском решении. Возможно, в экспозиции показать героя за принятием спиртного, но гораздо интереснее передать амбивалентность через детали, через непосредственно драматические ситуации, где в одном кадре существуют и герой, и окружение. Могут быть использованы внутрикадровые титры или дикторский голос (скорее как «спасительный круг»), однако необходимо отдавать отчет, что на первом плане – ассоциативно-образный монтаж, а не повествование.
- Что за сюжеты рекомендуется брать за основу этюда?
- Совершенно различные сюжеты: бытовые, метафорические. Герой в театре, герой на почте, в больнице, на вокзале, в планетарии, в торговом центре, на катке, на улицах города, в поезде, в аудитории, на пляже. И далее, далее…
- То есть используется метод наблюдения?
- Здесь два пути. Или метод наблюдения или метод художественного внедрения (по существу реконструкции) в документальную реальность.
- А какие референсы, то есть ориентиры при съемках и монтаже?
- Списка как такового нет. И это тоже принципиально. Студент-режиссер должен проявить самостоятельность и кругозор. Конечно, можно вспомнить «Симфонию Донбасса» Дзиги Вертова – эпизод с «пьяной» камерой перед собором, разумеется, существенны поиски и новаторства Ларса фон Триера с субъективной камерой, в частности, в фильме «Рассекая волны», датское киноэкспериментальное движение «Догма 95», фильмы Джона Кассаветиса, фильм Анджея Вайды «Свадьба», фильм Федерико Феллини «Тоби Даммит», фильм Такеши Китано «Такесиз». Из истоков – фильмы Фридриха Мурнау «Призрак» и «Последний человек», фильм Фридриха Эрмлера «Обломок империи», лента Михаила Калатозова «Гвоздь в сапоге». Еще из современных – «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки, а также фильмы Аньес Варда, Алена Рене, Жан-Люка Годара, Отара Иоселиани, Желимира Жилника, Дэвида Кроненберга, Дэвида Линча, Джима Джармуша, Бела Тарра. Пожалуй, эстетика субъективного Ларса фон Триера и метафизический стиль Бела Тарра – наиболее близки этому заданию (при этом, режиссеры, безусловно, разные), и именно по степени свободы и субъективизации действительности. Загвоздка и одновременно «зерно» этого этюда заключаются в том, что его априори не стоит решать на аттракционах, к примеру, на «эффекте Кулешова», или посредством интеллектуального монтажа от Эйзенштейна.
- Как строится работа?
- Достаточно традиционно. Должны быть написаны синопсис, поэпизодный и раскадровочный планы (желательно также со схемой движения камеры), отобраны локации, подобран актер (или актриса) на роль пьяницы. Комедийные элементы вполне могут присутствовать в этюде, но самое важное осознавать, что это задание – не трюк, не забава, а серьезный тест на способность режиссера к сложносочиненной структуре.
- Важный момент касается музыки, шумов, диалогов.
- Нужно постараться обойтись без диалогов и использовать минимум законченной музыки и мелодий. Звукозрительный ряд – это смешение шумов, звуков, обрывков разговоров, одиночных реплик, по сути, внеинформативный набор диссонансов, иначе «мусора» и, образно говоря, звуковых отходов.
- Заключительный этап – постпродакшн. Как он проходит?
- Преподавателю студентом-режиссером показывается черновой монтаж. Затем после поправок идет работа над монтажом звука, складывается чистовой вариант и в завершение этюд принимается коллективно – семинаром, при этом итоговое решение о готовности и оценке остается за преподавателем. И самое последнее: у каждого из студентов-режиссеров – авторов этюдов есть (из своей же группы) художественный руководитель/креативный продюсер, осуществляющий методический контроль за всеми этапами производства, и принимающий консультативное участие в подготовке, съемках и монтаже.