С какими полушариями мозга связаны психические явления?




Функциональная ассиметрия мозга

Полушария головного мозга.

Специфика деятельности (познания и творчества), вызванная асимметрией функций полушарий мозга.

Величайшее открытие – революция в физиологии и психологии – функциональная асимметрия мозга – т.е. психические функции правого и левого полушария различаются.

 

Ассиметрия в функциях полушарий обнаружена еще в 1836 году Марком Даксом, сельским врачом, который установил связь между повреждением левого полушария головного мозга и потерей речи у сорока больных. Причиной связи между поражением правого полушария и нарушением речи он не выявил.  
Этой проблемой занимались П.Брока, Дж.Джексон, К.Липман, К.Вернике и др. авторы.  
Позже Р.Сперри (Нобелевский лауреат 1981 года) открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций.  

 

По мнению большинства психологов начало латерализации функций совпадает с началом овладения языком и продолжается до наступления половой зрелости.

 

Доминирование одного из полушарий способствует выраженности у человека тех или иных познавательных способностей.

Люди с доминирующим правым полушарием головного мозга являются левшами, а с доминирующим левым полушарием – правшами. Амбидекстры – лица в равной мере владеющие обеими руками.


С какими полушариями мозга связаны психические явления?

 

В физиологической деятельности мозга есть свои закономерности, в психической деятельности – свои. Каждое полушарие является ведущим в реализации определенных психических функций (обобщение исследований).

 

Правое – ОБРАЗ Левое – ЗНАК
ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ МЫШЛЕНИЕ и РЕЧЬ
Отвечает за бессознательное (подсознательные процессы) орган подражания и бессознательной социализации, всех подсознательных барьеров Не контролируется сознанием Орган сознания     Контролируется сознанием
Производит непрерывные преобразования информации (топологические, пространственные и пр.), оценку структурированности, сложности объекта.  
Оперирует информацией, связанной с образами. Оперирует информацией, связанной со знаками (слова, числа и др. символы); логическими построениями. Работа со знаковой (вербальной) информацией хорошо удается.
Является хранителем непрерывной картины мира   Здесь представлена дискретная модель мира, разбитая на отдельные элементы, расклассифицированные и «разложенные по полочкам».
Способность к целостному, одновременному восприятиюсложных объектов.   Способность к последовательному, ступенчатому познанию (модель мира разбита на элементы – собирается из отдельных деталей)
Непосредственно-чувственное восприятие (зрительное – живопись; слуховое - музыка; кинестетическое – мимика, жесты) Меньшая чувствительность к музыке, мелодии; анализ ритма мелодии (а не ее восприятие)
Восприятие пространства. Хорошая ориентация в пространстве и координация движений Образно-пространственные задачи решает лучше Ответственно за зрительно- пространственный анализ вербального материала  
Способность к конструированию  
Обонятельно-вкусовое восприятие – дегустационные способности  
Художественные способности Математические способности
Способность к восприятию художественных текстов, поэзии Способность к работе с техническими и научными текстами
Синтетический склад ума Аналитический склад ума
Образное мышление Абстрактное мышление (словесно-логическое мышление). Анализ. Классификация предметов и явлений Рефлексия
Ответственно за интуитивное мышление,   Ответственно за дискурсивное понятийное мышление,
Дивергентное мышление – выдвижение оригинальных концепций; успех в решении задач, имеющих несколько решений, в т.ч. нетрадиционных- (например, новые способы использования зубной щетки) Конвергентное мышление – поток мыслей идет в одном русле: успех в решении задач, имеющих однозначное решение (например, установление последовательности картинок)  
обрабатывает поступающую информацию одномоментно и целостно. Решает пространственные задачи, осуществляемые на основе одномоментного охвата объектов, расположенных в пространстве.   специализируется на последовательной поэтапной обработке информации; выделяет причинно-следственные отношения, требующие последовательное осуществление операций.  
оперирует всем набором признаков.   выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов.  
Осуществляет проверку гипотез.   Осуществляет выдвижение гипотез, прогнозирование будущих событий
Преобладание невербальных способностей Преобладание вербальных способностей
Непроизвольная сфера; регуляция непроизвольных действий Произвольная сфера – регуляция произвольных действий
Выполнение простых действий  
Распределение внимания– работа не с фигурой, не с центром внимания, а с фоном, с периферией Выделяет фигуру из фона и работает с информацией в фокусе внимания, т.е. обеспечивает концентрацию внимания (на нужный объект)
Речь. Снижены речевые способности. Нелингвистические компоненты речи: эмоциональная окраска речи; речевые интонации, тембр голоса высота, громкость Речь. Основные речевые центры расположены здесь. Словоохотлив. Богатый словарный запас
Отрицательные эмоции. Обиды, депрессии (При поражениях возникает состояние эйфории и беспечности); Эмоциональная память, связанная с социальным контекстом. Положительные эмоции, чувство юмора. Поражения ЛП приводят к преобладанию озабоченности и тревожности – больные беспокойны и часто плачут
Трудности возникают, когда приходится работать без опоры на наглядность. Словесное объяснение воспринимается хуже, чем рисунок, схема. Трудности усвоения большого объема конкретного материала, недостаточно объединенного смысловыми связями и закономерностями.
При правильных (практических) действиях трудно дается теоретическое обоснование. Легко дается теоретическое обоснование  
Лучше геометрия Литература Лучше алгебра, Грамматика Счет, письмо
  Отвечает за чувство «МЫ», социальную систему значимостей Хранятся осознанные социальные стереотипы.
Живет настоящим, актуальным временем, действиями – «здесь и теперь» Живет прошлым и будущим Семантическая память, память «времени жизни» о событиях, случившихся «там и тогда»
«Все воспринимает всерьез» «Формальный логик» Веселый, эйфоричный логик
Правополушарные нарушения могут оказывать влияние на зрительное восприятие; при этом наиболее уязвимой оказывается пространственное восприятие и выделение фигуры из фона.  
Дисфункции правого полушария связаны с нарушением зрительного восприятия, а левого – с вербальной оценкой движений.
На уровень развития зрительно-моторных координаций (письмо) оказывают негативное влияние локальные дисфункции как левого так и правого полушарий.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: