Начало Смутного времени (смуты)




Внутренняя политика

Когда Иван Грозный стал царем государство было уже единым, но объединение завершилось не так давно. Политическое объединение было не равнозначно централизации. Князья еще обладали властью в своих вотчинах.

После смерти Василия III в 1533 году Ивану было всего три года, поэтому реально правила его мать Елена Глинская. В годы ее правления и после ее смерти в 1538 году шла постоянная борьба за власть между боярскими коалициями Глинских, Шуйских и Бельских.

В 1535 году была введена единая монета.

В январе 1547 года в Успенском соборе Иван IV был венчан на царство. Уже в июне этого же года начинаются восстания, т.к. люди не довольны своей жизнью. Страна нуждается в изменениях.

Боярская аристократия к моменту коронации Ивана IV была могущественной, она яро охраняла свои привилегии. Именно бояре управляли государством.

Важным событием было Московское восстание в конце июня 1547 года. В июне произошел сильный пожар, в результате которого Москва почти полностью выгорела, и погибло около 4 тысяч москвичей. Возник слух, что в поджоге виновны Глинские. В итоге их дворы и дома их союзников были разрушены. Один из Глинских был растерзан народом. С трудом удалось подавить это восстание.

Московское восстание показало несоответствие между старой политической системой управления и новыми историческими условиями. Это событие определило характер реформ по укреплению государственной власти.

Избранная рада. К концу 40-х годов Иван IV формирует новое правительство – Избранную раду – это узкий круг людей, которым государь доверяет ведение государственных дел, и к чьим советам он прислушивается. В Избранную раду входили: царский постельничий Алексей Федорович Адашев, священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый, князь Курлятев и другие. Избранная рада просуществовала 10 лет. За это время были осуществлен ряд реформ.

Роль законодательного и совещательного органа играла Боярская дума, которая при Иване Грозном увеличилась почти втрое. Это было сделано для того, чтобы ослабить позиции старой боярской аристократии.

Был сформирован Земской собор – это орган власти, который решал вопросы, связанные с финансами и внешней политикой. В Земской собор входили: Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства. В 1549 году впервые был созван Земской собор.

В 1550 году был принят новый Судебник (свод государственных законов).

При Иване Грозном появились учреждения, которые ведали отраслями государственного управления или отдельными регионами страны – приказы. Приказы ведали управлением, судом, сбором налогов. В их главе стояли дьяк или боярин. Введение приказов повысило централизацию управления государством. К середине XVI века в стране было уже 20 приказов.

Также важную роль играли местные управления – сыск и суд по особо важным государственным делам. Ими управляли губные старосты (окружные старосты).

Земельное законодательство. 11 мая 1551 года был принят приговор. Он формулировал основные принципы политики Ивана Грозного в двух направлениях: монастырское и княжеское феодальное землевладение. Монастырям запрещалась покупка вотчин без доклада царю. Также был обязательный доклад на земельные вклады в монастырь. Следующее положение установило ограничения для вотчинников определенных местностей. Следующий раздел регулировал порядок выкупа вотчин родичами, которые были даны в монастыри.

В 1555 году Иван Грозный поспособствовал строительству Покровского собора на Красной площади (Собор Василия Блаженного).

В 1564 году в Москве Иван IV напечатал первую книгу. Это событие положило начало книгопечатанию.

Опричнина. В 1563 – 1564 годах несколько бояр перебежало на сторону Литвы. В 1564 году русская армия дважды потерпела поражение. Поэтому Иван IV решил приступить к политике «крутых мер».

В декабре 1564 года Иван IV вместе с приближенными уехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 года он отправил в Москву письмо, в котором говорилось, что царь из-за измены бояр отрекается от престола и что вернется он при условии, что Ивану Грозному позволят казнить предателей.

Жители Москвы приняли условие. Иван IV вернулся в Москву и набрал себе приближенных. Причем их большая часть не относилась к знати и не владела богатствами. Затем царь казнил наиболее влиятельных бояр. А их земли разделил и раздал приближенным. Среди казненных были родственники Ивана Грозного, митрополиты, а также целые города.

Таким образом, царь поделил страну на две части: земщину и опричнину. Опричники давали клятву царю, не общались с земскими, одевались в черную одежду, а также имели особые знаки отличия: к их седлам прикреплялись собачьи головы (чтобы выгрызть измену) и метлы (чтобы вымести измену). Опричников не могли судить, поэтому они устраивали погромы, грабежи, убийства.

Наиболее крупным и ужасным событием считается новгородский погром, который произошел в январе-феврале 1570 года. Появилось подозрение, что Новгород хочет присоединиться к Литве. Царь руководил походом, в результате которого были разграблены все города от Москвы до Новгорода, убито около 10 – 15 тысяч человек. Малюта Скурат (один из опричников) задушил митрополита Филиппа из Твери за то, что тот попытался противостоять царю.

Иван Грозный в 1581 году ввел заповедные лета – это временный запрет, когда крестьяне в Юрьев день не могли уйти от хозяев, поэтому произошло усиление крепостнических отношений.

Через 10 лет опричнина была отменена.

Итоги реформ:

1. Усиление централизации власти государства;

2. Четкость в системе местного управления;

3. Закрепощение крестьян;

4. Повышение обороноспособности страны.

 

Внешняя политика

Иван IV осуществлял внешнюю политику по следующим направлениям:

• Запад – борьба за выход к Балтийскому морю;

• Восток – освоение Сибири, борьба с Астраханским и Казанским ханствами;

• Юг – защита территории от крымского ханства.

Иван Грозный хотел с помощью дипломатии подчинить себе Казанское ханство. Но его задумка не увенчалась успехом. Тогда в 1552 году 100-тысячная русская армия захватила Казань.

В 1556 году было завоевано Астраханское ханство. Теперь все Поволжье принадлежало России. Это позволило улучшить условия для торговли с Востоком.

В середине XVI в. в состав Российского государства были включены Кабарда, Чувашия, Башкирия. В 1556 году хан Едигер из Сибири признал себя московским васслом. Но, сменивший его, хан Кучум не стал признавать власть Москвы. Был нанят отряд казаков, который возглавил Ермак, и уже в 1582 году армия была в столице Сибирского ханства. В 1581 году к Российскому государству была окончательно присоединена Западная Сибирь.

С тех пор началось активное освоение Сибири.

С 1558 по 1583 гг. шла Ливонская война. Правители Ливонского органа мешали наладить связь Российскому государству с западноевропейскими странами. Выделяют три этапа Ливонской войны:

1. 1558 – 1561 гг. – Ливонский орган разгромлен, захвачены Тарта (Дерпт), Нарва, русские войска подошли к Таллину (Ревелю) и Риге;

2. 1561 – 1578 гг. – Российское государство начинает войну против Литвы, Дании, Швеции, Польши. Летом 1557 г. российская армия захватила ряд прибалтийских крепостей. Грабежи и разгромы опричников ослабили хозяйство страны. Российский народ стал проявлять недовольство и недоверие. Князь Курбский перешел на сторону врага. Он был одним из лучших военоначальников и знал все планы Ивана IV.

В 1569 году образовалось новое государство – Речь Посполитая (Польша и Литва объединились). Глава этого государства Стефан Баторий начал наступление.

3. 1578 – 1583 гг. – российская армия приняла оборонительную тактику. В 1579 г. был взят Полоцк. В 1581 г. на протяжении пяти месяцев русское войско под предводительством И.П. Шуйского защищало Псков. В результате Стефан Баторий решил отказаться от осады.

В результате война была проиграна. Россия подписала мирные договоры с Польшей (Ям-Запольский договор) и со Швецией (Плюсский договор). Россия отказалась от всех завоеванных земель. Кроме того земли Прибалтики отошли Польше и Швеции. Экономика России была подорвана. А выход к Балтийскому морю не был получен.

 

Правление Ивана Грозного определило дальнейшее развитие истории России. Было установлено крепостное право в глобальном масштабе. Борьба за власть между царем и боярами нанесла огромный ущерб государству.

Началось Смутное время.

 

 

11.Этапы закрепощения крестьян в России. Сущность, специфика.

Крепостным правом принято называть высшую степень неполной собственности феодала на работника, крестьянина. Крепостное право находило юридическое выражение в прикреплении крестьянина к земле; праве феодала отчуждать крестьян без земли; крайнем ограничении гражданской дееспособности крестьянина (право феодала на часть наследства крестьянина и на выморочное имущество, право телесных наказаний; отсутствие у крестьян право самостоятельно приобретать и отчуждать имущество, особенно недвижимое, распоряжаться наследством, выступать в суде и т.д.). Процесс закрепощения в России был длительным и прошел несколько этапов. Первый этап: конец XV - конец XVI вв. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. Характерный для России XV-XVI вв. рост феодального землевладения, особенно поместного, сопровождался прикреплением крестьян к земле. Сильнее других были закрепощены крестьяне-старожильцы, т. е. семьи, длительное время проживавшие на землях феодальных собственников. С середины XV в. для крестьян отдельных вотчин устанавливается ограничение права выхода неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). В числе попавших под действие этого правила были крестьяне-серебреники северных уездов, попавшие в зависимость за долги. Срок выхода был подтвержден ст. 57 Судебника 1497 г. Ивана III в качестве общегосударственной нормы. Судебник также устанавливал размер выходной пошлины - пожилого. Судебник 1550 г. Ивана IV предусматривал увеличение пожилого и введение дополнительной пошлины – «за повоз». В 1592-1593 гг. правительство впервые прибегло к объявлению «заповедных лет», т.е. временному запрещению выхода. С 1597 г. временный запрет стал бессрочным и был установлен 5-летний срок сыска беглых - «урочные лета». В 1607 г. был издан указ, впервые установивший санкции за прием и укрывательство беглых - штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого. Основную массу дворянства устраивали продолжительные сроки сыска беглых крестьян, однако крупные землевладельцы страны, а также дворяне южных окраин, куда шел большой приток беглых, были заинтересованы в коротких сроках сыска. На протяжении всей 1-й половины XVII в. дворяне подавали коллективные челобитные об удлинении урочных лет. В 1642 г. был установлен 10-летний срок сыска беглых и 15-летний – для сыска вывезенных.

Окончательное закрепощение крестьян принято связывать со сводом законов - Соборным уложением 1649 г., принятым в правление царя Алексея Михайловича. Оно провозгласило бессрочность сыска, т.е. возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев после писцовых книг 1626 г. или переписных книг 1646-1647 гг. Имущество крестьянина Соборным уложением признавалось собственностью помещика. Крепостные крестьяне стали юридически бесправными. Но и после 1649 г. устанавливались новые сроки и основания для сыска, касавшиеся крестьян, бежавших на окраины: в районы по Засечной черте, в Сибирь и на Дон. В связи с этим была издана целая серия указов с 1653 по 1700 гг. В дальнейшем крепостное право развивалось по восходящей линии. Крестьяне потеряли остатки своих прав, например, по закону 1675 г. их можно было продавать без земли. В XVIII в. помещики получили полное право распоряжаться их личностью и имуществом, в том числе ссылать без суда в Сибирь и на каторгу. Крестьяне по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам. Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервирующей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так и помещичье хозяйства. Усугубив социальный раскол общества, крепостное право вызвало массовые народные выступления, потрясшие Россию в XVII в. («бунташный век») и XVIII в.

12. «Смутное время»

Начало Смутного времени (смуты)

1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Первый период смуты

Первый этап смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия 1 (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1 поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты

В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий 2. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий 2 вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий 2 бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий 2, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия 2, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты

Третий этап смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия 2, русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время окончилось.

21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.

Итоги смуты

Итоги Смутного времени были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ И.И.БОЛОТНИКОВА (1606–1607) – первое массовое движение крестьян и холопов в России в 17 в.

Была вызвана усилением крепостнического гнета в конце 16 в. и оформлением крепостного права (рост феодального землевладения, опричнина, связанное с ней разорение крестьянства, установление «заповедных лет», когда крестьянам запрещалось уходить от феодалов даже в Юрьев день, указ о пятилетнем сроке сыска беглых от 24 ноября 1597, отмена права кабальных холопов на погашение долга вплоть до смерти их господ и т.д.)

Войне предшествовали выступления монастырских крестьян в конце 16 в., массовое бегство крестьян на юг страны во время голода 1601–1603 и крупное восстание холопов и крестьян под командованием Хлопка Косолапа в 1603. К середине 1606 отдельные выступления на Юге России начали выливаться в восстания. К холопам и крестьянам присоединялись стрельцы и казаки, реже мелкий посадский люд.

Восставших возглавил И.И.Болотников. Он стал рассылать листы с требованием уничтожения власти бояр и замены боярского царя В.И.Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Война началась в июне 1606 на юго-западе России в новгород-северских, польских и украинских городах, в Камарицкой волости. Ее центром стал Путивль, а в организации войска на первых порах принимал участие путивльский воевода князь Г.П.Шаховской.

В августе 1606 восставшие разгромили войска царских воевод – Ю.Н.Трубецкого под Кромами и М.И.Воротынского под Ельцом. Двумя отрядами они двинулись к Москве. Отряд И.И.Болотникова направлялся от Кром к Калуге, отряд И.Пашкова – от Ельца к Туле. К концу сентября 1606 группа восставших, руководимая И.И.Болотниковым, подошла к Алексину, затем к Серпухову. Здесь к ним примкнули тульские и рязанские отряды. В 50-ти верстах от Москвы, близ села Троицкого, Болотникова встретили верные царю войска под командованием князя Мстиславского, который, однако, не вступив в бой, едва спасся от преследований болотниковцев. 22 октября 1606 г. Болотников остановился в селе Коломенском, в семи верстах от Москвы. Здесь он построил острог и стал рассылать по Москве и разным городам грамоты, призывая всех целовать крест «законному государю Димитрию Ивановичу», за которого себя выдавал. В Коломенском Болотников простоял не менее 2 месяцев, но взять столицу ему не удалось.

Восстание к тому времени охватило более 70 городов юга и юго-запада России. Волнения начались также в Вятке, Перми, Пскове, Астрахани. Правительство В.И.Шуйского и патриарх Гермоген развернули пропаганду, стремясь отколоть от восставших примкнувшие к ним дворянские отряды ополченцев под руководством Истомы Пашкова, Захара и Прокопия Ляпуновых, Г.Сумбулова. Пропаганда имела успех, и вскоре дворянские отряды покинули «войско» И.И.Болтникова.

2 декабря 1606 в бою при деревне Нижние Котлы под Москвой крестьянское «войско» было разбито. Болотников отступил к Калуге, укрепил ее и всю зиму 1606–1607 успешно ее оборонял. На помощь ему с Волги и Дона двигался отряд «царевича Петра Федоровича» (за никогда не существовавшего сына царя Федора Ивановича себя выдавал терский казак Илейко Муромец). Не добравшись до Калуги, он был разбит на реке Выре в конце февраля 1607.

Болотников отступил от Калуге к Туле, где объединился с остатками отряда И.Муромца. Тула стала местом ожесточенных сражений.

Правительство Шуйского издало 9 марта 1607 специальное Уложение. Оно усилило закрепощение крестьян и даровало ряд льгот помещикам, укрепило позиции царской власти, войска которой (около 100 тысяч человек) продолжали ожесточенную осаду Тулы. По предложению муромского боярского сына Кравкова, запрудой Упы была затоплена большая часть осажденного города; в Туле начался голод. Болотникову предложили начать переговоры о сдаче. Царь обещал ему милость, и 10 октября 1607. Болотников впустил царские войска в осажденный город. Шуйский нарушил обещание сохранить Болотникову жизнь и приказал его казнить.

Крестьянское движение продолжалось спорадически в 1607–1608, чем воспользовался второй ставленник польских интервентов Лжедмитрий II, сумевший дойти до самой российской столицы.

Крестьянская война Болотникова отличалась чертами, обычными для крестьянских движений раннего Нового времени. Ему была присуща стихийность, локальный характер выступлений, наивный монархизм, отсутствие политической программы. Первое в истории России массовое выступление крестьян, холопов и казаков развернулось под лозунгом «Бей бояр, бери их земли и имущество», все надежды крестьян были устремлены на смену «плохого» царя на «хорошего».

Война Болотникова по-разному оценивалась в советской историографии. Одни историки оценивали ее как величайшее крестьянское восстание русского средневековья (М.М.Тихомиров, И.И.Смирнов, В.В.Мавродин), другие связывали ее прежде всего с ослаблением власти в связи с борьбой за престолонаследие (А.А.Зимин, В.И.Корецкий, Р.В.Овчинников). В 1958 в журнале «Вопросы истории» состоялась дискуссия О некоторых спорных вопросах классовой борьбы в Русском государстве начала 17 века. В современной историографии оценка восстания Болотникова несколько модернизируется и рассматривается (вслед за С.М.Соловьевым, Р.Г.Скрынниковым и др.) как составная часть «гражданской войны» начала 17 в., потрясшей общество, но не изменившей его классовой сущности.

14. Церковная политика московского правительства во второй половине XVI века.

В истории России вторая половина XVI столетия стала временем становления самодержавной формы правления. Составная часть начавшегося процесса - столкновение и переплетение интересов власти светской и власти духовной.

Главной причиной конфликта можно считать стремление государственной власти поставить власть духовную ниже светской на иерархической лестнице, с одной стороны, и желание церкви сохранить относительную независимость (как политическую, так и экономическую) в государстве, с другой.

Общей целью государственной власти и церкви в этот период видится возможным считать возвышение русского государства на международной арене и возвышение русской церкви в православном мире, что неразрывно связано между собой.

В первой трети XVI века закончилось объединение русских земель. Образование единого государства поставило на повестку дня вопрос об уничтожении в стране последних очагов обособленности, одним из которых была православная церковь. В середине XV века русская церковь стала независимой от константинопольского патриарха, митрополит на Руси с этого времени стал избираться на соборе русских епископов, с согласия великих московских князей. Церковь этого времени являлась самым крупным в государстве феодальным собственником: она обладала огромными земельными владениями, включающими в себя до трети всех населенных территорий России. Земельная собственность характеризуется сращенностью с отношениями политическими, отношениями господства и подчинения. Имея огромную экономическую базу, церковь имела политический вес, участвуя в формировании направлений, как во внутренней, так и во внешней политике государства.

Церковь начала - середины XVI столетия можно назвать своеобразным феодальным образованием внутри государства. Со стороны централизованной государственной власти возникает естественное стремление уничтожить ростки самостоятельности церкви, сделав ее лишь звеном в государственном механизме.

Противоречия между светской и духовной властями набирают силу уже в процессе объединения русских земель. Еще Дмитрий Донской в XIV веке пытался подчинить церковь, выдвигая ее главой приближенного к себе человека - Михаила-Митяя. С особой остротой противоречия интересов великокняжеской власти и русской церкви проявились во времена Ивана III. Одним из главных вопросов, вокруг которого разгорелись споры, стал вопрос о церковном землевладении. Великий князь был не против разрешить земельные трудности за счет монастырских и церковных владений. Внутри самой церкви начались идеологические споры между так называемыми «нестяжателями» и «иосифлянами». Спор двух идеологических направлений не сводился лишь к вопросам экономического положения церкви, он затрагивал и претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны.

Наиболее яркими представителями лагеря нестяжателей являлись Нил Сорский и Максим Грек. Основное содержание учения нестяжателей сводится к следующему: отторжение от церкви всех богатств; лишение ее права владения землями; категорическое отрицание вмешательства в политическую деятельность государства.

Иосифлянскую доктрину сформировал настоятель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий.

Иосифляне отрицали секуляризацию церковных земель, оправдывали богатство монастырей необходимостью развития церкви. При этом признавалось личное нестяжание монахов.

В своих работах Иосиф Волоцкий много внимания уделял учению о власти, в том числе соотношению властей духовной и светской. Он придерживался принципа «симфонии», т.е. союза властей. Принцип симфонии сводится к следующему: «светская власть обязана помогать церкви, преследовать ее врагов-еретиков и не покушаться на церковные владения, а церковь, в свою очередь, обязана поддержать силой своего авторитета, правомерную государственную власть, но в этом союзе главенствующая роль отводилась церкви».

Тот факт, что на Соборе 1503 года Иван III вместе с лагерем нестяжателей потерпел поражение, красноречиво говорит о значительной политической силе церковной организации. После Собора 1503 года княжеская власть решает вступить в союз с церковниками иосифлянского крыла (так как они были в большинстве) для того, чтобы обеспечить себе идеологическую поддержку в процессе объединения земель. Понимая, что, потерпев поражение на Соборе 1503 года, государственная власть не смирилась с существованием в стране реальной политической (подкрепленной экономической мощью) силы, церковники во главе с Иосифом Волоцким охотно согласились на этот союз. В обмен на поддержку объединительной политики московского правительства иосифляне надеялись получить гарантии сохранения и укрепления своих позиций в государстве. Однако можно предположить, что именно это соглашение двух властей стало началом процесса подчинения церкви государству: церковная идеология начинает постепенно срастаться с идеологией государственной власти. Придерживаясь принципа «симфонии», Иосиф Волоцкий обосновал теорию, согласно которой власть великого московского князя имеет божественное происхождение: с одной стороны, это утверждение обосновывало авторитет власти великого князя, а с другой - укрепляло положение церкви в государстве (если власть от бога, значит, князь должен заботиться о процветании божьей ставленницы на земле - церкви). Думаю, что С.Н. Савельев обоснованно называл Иосифа Волоцкого «символом православия государственного, идеологом и обоснователем русского самодержавия».

Соотношение государственной власти и духовной власти в Московском государстве первой половины XVI столетия отразилось в литературных памятниках указанного периода: Летописном своде (позже названном Николаевской летописью) и Степенной книге. Идеей союза княжеской власти и церкви особенно проникнута Степенная книга. Изложение в ней ведется по великим княжениям, каждой ступени княжения соответствуют жившие в то время митрополиты, то есть исторически обосновался союз властей светской и духовной.

В пользу существования временного союза церкви и государства говорит и тот факт, что в исследуемый период не было четких границ в разделении полномочий между двумя властями. Взаимодействие властей прослеживается в работе двух совещательных органов: «Освященном соборе» (высший церковный орган) и Боярской Думе. Л.B. Черепнин, исследуя составы этих совещаний, пришел к выводу, что в церковных совещаниях участвовали бояре, а к работе светских совещаний привлекались высшие духовные иерархии. Отсюда вытекает вывод о переплетении двух властей, недостаточном расчленении их функций.

Можно предположить, что уже во второй половине 40-х годов XVI века состояние союза с церковью стало для государственной власти «пройденным этапом», так как после завершения процесса централизации церковная организация оставалась политической силой, способной противостоять власти Московского государя.

В 1547 году Иван IV торжественно венчался на царство. Ранее царским титулом русские люди венчали только могущественных татаро-монгольских ханов и главу Священной Римской империи.

Акт царской коронации свидетельствовал не только о возрастающей роли Ивана IV как государя всех русских земель, но и возросшем могуществе Российского государства среди других европейских государств.

Возвеличивание титула русского монарха во многом отвечало интересам православной церкви. К середине XVI столетия идея перенесения церковно-гражданских преимуществ павшего Константинополя на Москву, как «Третий Рим», была окончательно сформирована в сознании русского общества. Теория «Третьего Рима» была разработана еще в XV веке, основной идеей, которой стала идея о перенесении религиозно-политического величия падшей столицы на столицу другого государства, оказавшегося в этот момент на подъеме. Теорию «Москва - Третий Рим», уже адаптированную к российской действительности, сформировал монах Филофей. Свою окончательную формулировку теория получили в послании Филофея к псковскому наместнику и великим князьям Василию и Ивану. Филофей образно сравнивал величие России с величием Рима и особенно Византии. Блеск и могущество Рима, а затем и Византии, не исчезли бесследно, они должны перейти к Русскому государству. Теория Филофея имела множество приверженцев в России. Среди них и митрополит Макарий, который считал, что «русская церковь уже унаследовала силу и славу, и честь византийской церкви».

Для признания превосходства русской церкви в православном мире необходимо было поднять политический престиж Московского государства в целом. Титул «благовенчанного царя» должен был закрепить за русским государем те прерогативы верховного попечителя об интересах церковной организации, какие принадлежали византийским императорам. Однако планам государственной власти это не отвечало.

В исследуемый период государственная власть все больше нуждалась в освоенных землях, в основном для обеспечения ею формирующегося военнослужилого сословия - дворянства. Один из источников решения этой проблемы царское правительство видело в ограничении монастырского землевладения. Царская казна так же недополучала огромные средства из-за того, что монастыри владели иммунитетными правами.

ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ

Наряду с боярскими "послужильцами" и казаками, стремившимися к богатству,

победам, успехам, были в Москве XVI в. и те, чья пассионарность

предполагала стремление к идеалу знания, к борьбе за свои убеждения. Им ни

в холопы, ни на границу пути не было. По условиям времени вся мысль в XVI

в. была мыслью церковной. Вопросы веры имели огромное значение, ибо форма

исповедания отождествлялась с определенным поведением, определенной

идеологической программой и легко переходила в политику и в быт. Именно

вопросы свободы совести определили третье направление приложения сил

русских пассионариев.

 

Чтобы разобраться в последующих событиях, нам придется вернуться назад и

вспомнить о явлении негативных мироощущений. Внедрение учений, имевших их в

своей основе, вызвало одинаковый отрицательный результат и в католической

Франции, где начались альбигойские войны, и в православной Болгарии, где

крупный болгарский этнос ослабел и был разгромлен и подчинен Византии.

Точно такой же отрицательный результат пропаганда негативной идеологии

имела в мусульманском мире, поскольку карматские и исмаилитские движения

сопровождались массовыми убийствами, произволом и всяческими безобразиями.

 

В Россию негативные мироощущения проникли в конце XV в. под видом ереси

"жидовствующих". Генетическая связь ее с иудаизмом весьма сомнительна, но

важно другое. Церковные иерархи XV-XVI вв. были людьми достаточно тонко

чувствующими и широко образованными, чтобы понять потенциальную опасность

подобных ересей для будущего страны. К сожалению, во мнениях о способах

устранения еретиков единства среди деятелей церкви не было. Это расхождение

и стало поводом для борьбы за свои убеждения для всех, кто к этой борьбе

стремился, для кого она была потребностью. Развитие событий приобрело

трагическую окраску после смерти Ивана III (Иван III тяжело заболел около

1500 г., и пять последних лет его царствования фактическим правителем

страны был его сын от второй жены, Софьи Палеолог, - Василий Иванович).

 

Представителями одного из церковных направлений были нестяжатели -

сторонники заволжского старца Нила Сорского и его последователя Вассиана

Патрикеева. Нестяжатели категорически отрицали возможность умерщвления

еретиков, ссылаясь на то, что "Бог хочет не смерти грешника, но его

раскаяния" и потому долг Церкви - увещевать заблуждающихся. По мнению

нестяжателей, тех, кто упорствует в ереси, следовало изолировать и даже

высылать за границу, но нельзя насиловать совесть человеческую угрозой

смерти. Оппонентами нестяжателей в споре о ереси стали сторонники Иосифа

Волоцкого - иосифляне. Они настаивали на крутых мерах по искоренению ереси

вплоть до применения западноевропейского опыта аутодафе - сожжения на

костре.

 

Победа в этом споре осталась за Иосифом Волоцким. В 1504 г. совместным

решением Ивана III, фактического правителя страны - Василия - и собора

епископов еретики были обречены на смерть. В Москве и в Новгороде запылали

костры. Были сожжены многие вольнодумцы и крупные государственные

чиновники, поддерживавшие ересь. Невестка великого князя Елена Волошанка и

его внук Дмитрий были посажены в тюрьму, где они и умерли.

 

Но не только проблема борьбы с еретиками разделила иосифлян и нестяжателей.

По-разному относились они и к судьбе имущества церкви. Дело в том, что у

Василия III не хватало земель для раздачи за службу многочисленным

дворянам, и великий князь сильно нуждался в средствах. Зная это,

нестяжатели предложили князю взять все имущество церкви в казну, оплатить

таким образом службу дворян и укрепить границы Руси. Причем взамен они

потребовали права свободно высказывать свое мнение в соответствии с

собственной совестью. Иосифляне, со своей стороны, готовы были поддерживать

великого князя Василия III, но лишь при том условии, что он оставит церкви

все ее имущество: богатое убранство храмов, прекрасные библиотеки, цветущие

хозяйства монастырей.

 

И в этот поистине критический момент решающими оказались семейные

обстоятельства великого князя. Первой женой Василия III была Соломония

Сабурова. Брак оказался бездетным, и под этим предлогом Василий III

развелся с Сабуровой. Соломония негодовала, но великий князь был

непреклонен. Затем он женился на красавице Елене Глинской.

 

Род Глинских стоит того, чтобы рассказать о нем подробнее. Основателем рода

Глинских был "казак Мамай", то есть потомок самого Мамая, которого русские

разбили на Куликовом поле. Где-то на Волыни этот потомок грозного темника

принял православие. Сделав по случаю хорошую карьеру, он стал князем

Глинским, равным по значению Рюриковичам и Гедиминовичам и служил в этом

качестве литовским князьям, не поладив с литовцами, его потомок Василий

Львович Глинский в 1508 г переехал в Москву, где его приняли с

распростертыми объятиями. Дочерью этого литовского аристократа и была Елена

Глинская. От нее Василий III имел двух сыновей. Правда, злые языки

говорили, что истинным виновником



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: