Проблемы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником
Проблема | Р. Учителям | Р. родителям | Р. Ученику |
Слабая концентрация внимания, отвлеченность. | · Персональные вопросы, обращения во время урока; · Акцентировать внимание на особо сложных заданиях («Будь внимательнее при выполнении…»); · Просьба выделения цветом в тетради наиболее важной информации; · Подбирать задания, вид деятельности на уроке в соответствии с типом темпераментности. | · Ограничить доступ к отвлекающим от учебы предметам (телевизор, телефон, лишние предметы, сувениры на рабочем столе), создать тихую обстановку; · Ограничивать время выполнения одного задания; · Стимулировать приятными вознаграждениями (прогулкой, игрой, фильмом и т.д.) к более быстрому, при этом качественному выполнению домашнего задания. | · Развивать технику запоминания (игры на память, концентрацию внимания): например, в конце дня вспоминать, как прошел день, во что были одеты друзья и т.д. · Чередовать виды деятельности; · Учить больше стихов (начинать с менее объемных произведений, переходить к более сложным, затем отрывкам из прозы) или же пересказывать содержание прочитанного; · Составить список, перечень задания для выполнения. |
Неуверенность в себе, склонность к заниженной самооценке | · Создавать ситуации успеха во время урока; · Давать для выполнения посильные для учащегося задания; · Поощрять стремления и проявления активности на уроке; · Помогать при ответах у доски наводящими вопросами, одобрениями и т.д.; · Говорить о достижениях ученика вслух при всем классе («Ребята, давайте поздравим Алису, вчера она заняла 2 место» и т.д.). | · Обратить внимание на психологический климат в семье; · Создать ситуацию успеха вне школы; · Исключить какие-либо сравнения ребенка с другими детьми, больше одобрения («Мы рады, мы гордимся, Ты самая лучшая, Ты молодец» и т.д.); · Больше проявлений теплоты, доброты в общении с ребенком, больше физического контакта (объятий, поглаживаний по голове и т.д.), выражающих поддержку, любовь. | · Чаще хвалить себя, завести «Дневник достижений»; · Чаще знакомиться с другими детьми, сверстниками в общественных местах (театры, зоопарк, кино и т.д.); · Перестать критиковать себя и сравнивать с другими; · Найти в себе уникальные положительные черты в характере, внешности, поступках, хвалить за них. |
Замкнутость, скрытность | · Обратить внимание на отношение внутри класса, возможно, кто-то обижает, конфликтует с ребенком; · Применять групповые методы обучения; · Давать творческие задания на выражение своих эмоций, своеобразного общения с учителем через письмо, сочинения – рассуждения. | · Доверять ребенку ответственные дела, интересоваться его мнением на «семейном совете»; · Больше общения с ребенком, выражать неподдельный интерес к его проблемам, стремиться быть в курсе его, переживаний; · Разобраться с типом темперамента девочки (интроверсия/экстраверсия); · Пригласить в дом семейные пары с детьми, устроить детский праздник. | · Найти друзей по интересам (в школе, в музыкальной школе, во дворе), больше общаться с ними; · Попробовать позаниматься в драматическом кружке, выступить перед публикой (для начала перед зеркалом); · Рассказать небольшой секрет, свои мысли родителям, подруге, довериться им. |
Пассивность | · Привлекать к участию в общественной жизни класса, школы, к участию в олимпиадах; · Поощрять активность, развивать лидерские качества. | · Больше слов поддержки и поощрения в адрес начинаний и новых интересов (спорт, рисование, смена стиля в одежде и т.д.), решительных действий и т.д. («Мы гордимся тобой, мы рады, что решилась на это»); · Привлечь ребенка собственным примером к активному образу жизни (плавание, лыжи, бег); · Стимулировать ребенка на новые свершения, заинтересовать в достижении чего-либо; · Проверить физическое состояние ребенка – нет ли переутомляемости, хороший ли сон. | · Больше физических упражнений (зарядка по утрам), записаться в спортивную секцию в школе; · Быть более инициативным, активным, ставить цель – как минимум один-два раза поднимать руку на уроке и смело отвечать. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика диагностики учебной мотивации школьников (Н.Ц.Бадмаевой, М.В.Матюхиной)
Для удобства девочка отмечала близкие ей по духу высказывания в 3 разных колонках (каждая колонка соответствует 3 сериям теста). Таким образом, у Алисы были выявлены следующие мотивации: благополучия, учебно-познавательные, достижения успеха и аффилиации.
Методика диагностики личностных особенностей «Несуществующее животное»
Протокол
Алиса нарисовала «доброго динозаврика» Локастика. Первое впечатление от рисунка нейтральное. Его расположение в пространстве (по центру листу, склонность к левому краю) говорит об адекватной самооценке, представлении себя в социуме, но стремлении к интроверсии, замыкании на себе, ухода от конфликтов. Животное имеет сглаженные, округлые формы, к тому же на его теле четко прорисованы пятна в виде закрашенных кругов – показатели скрытности ребенка, его замкнутости. Степень нажима на карандаш, движение всех линий сверху вниз говорят о малоэмоциональности, малоимпульсивности. Голова животного повернута в левую сторону – тенденция к рефлексии, размышлению, у Алисы присутствует боязнь начинаний, активных действий, проявлений себя. Для ребенка важно и интересно мнение со стороны (прорисовка ушей-локкаторов). Прорисованные ресницы символизируют желание акцентировать внимание окружающих на своей внешности, действиях (естественное желание для девочки-подростка). Рот с зубами, иглы по всей длине туловища (концы направлены вверх) свидетельствуют об агрессии, грубости, резкости, защиты против людей, имеющих власть. Все это характерные признаки поведения младшего подростка.